Обо всём понемногу 22

Наталья Иванова 26
Два эпизода.

Поехали с Инго на выходные на Балтийское море и попали в Тиммендорфер Штранд на чемпионат Германии по пляжному воллейболу. Вход бесплатный. Пошли. Едва нашли два свободных места на трибуне. Уселись и включились в действо. В перерывах между сетами звучала музыка и модератор показывал публике, что нужно делать. Каждый получил в руки твёрдый лист бумаги, сложил его в веер и такой вот хлопушкой аплодировал, когда модератор показывал «аплодировать». В критические моменты матча раздавалась уже другая музыка, зрители разворачивали свои вееры и размахивали этими развёрнутыми листами. Когда до победы одной стороны оставалось одно очко, все вставали, подчёркивая важность момента. Работали слаженно и дружно, и меня вдруг осенило: ведь им нравится это делать вместе. Опять поразила приверженность немцев к общности.

Как-то довелось переводить в Ганновере во время одного конгресса для русскоязычных участников, приехавших из разных уголков бывшего Советсткого Союза. На второй или на третий день поехали на одно перерабатывающее предприятие на экскурсию. Принимающая сторона – ответственный по работе с общественностью – водил нас по территории, показывал цеха. Показав очередной цех, попросил нас идти к следующему, а сам отлучился на пять минут по делам. Я стою с участниками конгресса и говорю им, что сейчас мы пойдём к цеху номер шесть, а герр такой-то догонит нас буквально через пару минут. Трогаюсь с места и замечаю, что никто не идёт к цеху номер шесть. Кто-то стоит и смотрит назад, кто-то вправо, а кто-то, соответственно, влево. Как-то не сразу включилась, пришлось напрячься и вспомнить родной менталитет. Им претило что-то делать вместе, если им казалось, что их организовывают! Они таки пошли к выше означенному цеху, но кругами и каждый своим путём.

Я подумала, а как бы они повели себя на чемпионате Германии по пляжному воллейболу в Тиммендорфер Штранд? Даже не как бы они повели себя – и так ясно как – а что бы они при этом подумали? А подумали бы они следующее: что я, дурак, что ли, хлопать и вставать по указке? Откуда идёт это твёрдое убеждение у русских, что делать что-то вместе – неимоверная глупость? Откуда пошло твёрдое убеждение у немцев, что делать что-то вместе – один из самых счастливых моментов в жизни?

Я думаю, это христианское мировоззрение. Есть же такое понятие – соборность. Когда у русских вытравили из души христианство? В долгий период тоталитаризма. Страхом вытравили. А Гитлер в Германии церковь не запрещал. Церковь сопротивления шансов быть услышанной населением, конечно, не имела. Но церкви нe закрывали, священников как класс не истребляли, библию мракобесием не объявляли, религию опиумом для народа не обзывали. Да и недолго Гитлер был у власти – двенадцать лет всего. А русских отучали от христианства с соборностью больше 70 лет, и следы этого можно наблюдать до сих пор.