Мемуары. С небес в яму

Надежда Диас
С небес в яму


Год крысы
Вскоре должен был начаться новый 2020 год. Мне не понравился китайский знак года - крыса. Я подумала о том, что крыса может и покусать.
Помнила о том, что во время войны крыса загрызла ребенка в Москве, об этом мне рассказывала мама. Помнила о том, как крыса укусила за ухо одного из сотрудников пионерского лагеря в 88 году.
Ну, как и биолог, знала, что крысы способны уничтожить даже слона, если набрасываются на него стаей. Они подъедают ему ноги.
Крыса - животное феноменальное, она может выжить даже после атомного взрыва. И именно это дает некоторую надежду ... на спасение.
Хотя 2020 год в самом начале января еще не предвещал жутких перемен на всей планете.
У меня он начался спокойно. Я планировала 17 января прочитать лекцию о природе Кубы в библиотеке Иностранной Литературы. Но пришлось отказаться, в это время я должна была лечь на операцию, оперировать грыжу.
Для меня это не было страшным. До этого я уже сделала 14 операций. Много раз лежала в больницах.
Обычно свои лежки в больницах я заканчивала тем, что устраивала в больницах свои концерты. Либо в залах для собраний, либо ходила по палатам и читала свои стихи. 
Думала, что и в этот раз поступлю также и прихватила с собой много распечатанных стихотворений.
Везло обычно и с соседями в палате. Хотя однажды я наткнулась на жуткую антисоветчицу, которая начала надо мной издеваться. Хотя не только надо мной. В тот раз в моей палате лежала настоящая художница. Она показывала нам по Интернету свои картины, они были очень красивы. А однажды она поделилась своей бедой - поведала о том, что на нее в парке напал маньяк и она долгое время провела в коме. Так вот эта девушка тоже стала объектом насмешек антисоветчицы за то, что ценила жизнь, ценила мелочи жизни.
Однажды в столовой художница громко восхитилась вкусом борща, и это буквально взбесило эту дамочку. Ей такого понять было не дано...
17 января 2020 года меня прооперировали, все было хорошо. Относительно, конечно, потому что сильно болели плечи. Это туда по нервам отдавалась боль из брюшной полости. И вдруг вечером раздался звонок на мобильный.
Не хочу вдаваться в подробности, но по телефону произошел конфликт, на меня незаслуженно накричали, от неожиданности накричала и я.И после окончания разговора почувствовала взрыв в районе живота...
Это было ужасно страшно.
Я закричала: "Помогите!". Прибежал дежурный врач. Я сказала ему: "У меня внутри что-то взорвалось". Моя соседка по палате удивилась:"Разве так бывает?". Но врач отнесся к моим словам серьезно. Меня отвезли на УЗИ и ничего не нашли.
На следующее утро мой живот начал увеличиваться в размерах и желтеть.
В середине дня зашел мой лечащий и оперирующий врач Дмитрий Сергеевич Гавруков, и видя все это, снова отправил меня на УЗИ.
После УЗИ в мою палату зашли семеро молодых испуганных хирургов, глаза у них было навыкате. 
Гавруков смотрел на мой живот. А я сказала, почему-то очень спокойным и ровным голосом: "Спасите меня, ребята, я только что вышла замуж".
Уборщица, мывшая пол в палате, посмотрела на меня с интересом.
Гавруков сказал, что придется оперироваться еще раз. Я ответила согласием. И снова меня повезли по коридорам...
Очнулась я уже в реанимации.
Как потом выяснилось у меня на УЗИ обнаружили 4 болезни одновременно. У меня в животе произошел взрыв, это взорвалась язва в тонком кишечнике. Сразу ее не увидели, язва сверху была прикрыта другими кишками. Кроме язвы надо было заново оперировать грыжу, а язва спровоцировала перитонит и флегману. Врачи не сказали мне подробностей. А за полгода до этого моя коллега по школе умерла от одного перитонита. А тут 4 болезни сразу. Для того, чтобы мне не было больно, мне стали колоть наркотики. И я стала жить в течение недели в какой-то другой реальности. Я видела реанимацию, больных на других кроватях, но кроме них я видела какую-то не то траву, не то мох, и этого становилось все больше и больше. Я видела страшных человечков с картин Гойи и их тоже было все больше и больше. В какой-то момент я поняла, что все врачи из реанимации учились в той же школе, что и я, и почему-то знакомы с моей школьной подругой Натальей. И она всех нас зовет на вечер встречи.
Потом до меня дошло, что это все не в жизни.
По утрам две санитарки полностью мыли всю меня над кроватью, обливали каким-то противным шампунем. На соседней кровати лежала старушка, к которой приходила какая-то женщина из религиозной организации, чтобы ее покормить. Зачем? Санитарки и сами с этим справлялись. А она все молилась и молилась.
Ужасная картина появилась в реанимациях с тех пор, когда разрешили в них навещать больных.
Правильно было придумано, что в эту часть больницы никому нельзя входить, кроме медиков. Теперь же посетители отвлекали врачей, мешали.А иногда просто ухудшали ситуацию. Так одна бабуля пришла к своему умирающему деду и протерла все металлические части его кровати каким-то химическим веществом. И я после этого с трудом дышала из-за этого запаха.
Чуть позже я пережила там сильный стресс. Вдруг рядом со мной поставили ширму и за эту ширму положили какого-то человека. Я не видела кого. И вдруг я увидела, что к этой ширме идет женщина удивительным образом, похожая на мою мачеху, жену моего отца. Я назвала ее по имени, она не откликнулась. Мне стала страшно, я стала думать о том, что там может находится моя любимая сестра. Пришлось позвать нянечку и прямо спросить, кто там лежит. Она сказала, что старушка. Моей сестре тогда было 46 и я успокоилась.
Раз в день ко мне приходил Дмитрий Сергеевич на перевязку. Она длилась долго и я ему в это время рассказывала всякие интересные истории: о Кубе, о школе, о Литературном институте, о том, как переплыла Атлантику.
Однажды ко мне пришли и вставили мне в позвоночник какую-то пластину, оказалось, что это тоже для обезболивания.
Через 4 дня меня перевели в палату. Нас в ней было трое.Девушка, которую обследовали, потому что было непонятно, что с ней.  И  новая больная, бизнес-леди. Даме должны были делать операцию.
Через несколько часов ко мне пришли заведующий Юрий Алексей Викторович, Дмитрий Сергеевич, мой врач, и еще один хирург, очень красивый, по-восточному, грузин. Они пришли для того, чтобы подкрутить все гайки на моей кровати, и сделать ее такой, чтобы я могла легким движением рук делать свою кровать удобной.
Мужчины сделали мне уникальную операцию, и, конечно, очень хотели, чтобы я после этой операции выжила и смогла нормально продолжать свою жизнь. Они очень этого хотели, и я это почувствовала. Я почувствовала это и стала рассказывать им о своем любимом муже. Странная Вы скажете тема для разговора между пациентом и врачами. Нет, не странная, если эти люди сроднились со мной за несколько дней, если они совместно трудились над тяжелой задачей сохранения жизни.
Бизнес-леди после их ухода страшно возмутилась тем, что же это они так долго возились с кроватью, да еще какие-то непонятные разговоры слушали. Ей самой предстояла операция, после которой через пару-тройку часов она хотела сбежать на подписание договора по бизнесу.
Ей как-то и в голову не пришло подумать о врачах. Ну уж о себе не думает -ладно,  а если бы она тайком ушла и где-нибудь в другом месте ей стало плохо? Что тогда было бы с этими врачами? Их бы наказали за недосмотр! А у нее подписание договора.Ей ли думать о каких-то хирургах!   
Но я с ней даже и не говорила на эту тему, стерва, она и есть стерва.
К счастью, она пробыла с нами только двое суток и уехала заниматься своим бизнесом.
После нее пришла очередная бабушка оперировать грыжу.
Ночами мне не спалось, из-за действия наркотиков у меня возникали оптические иллюзии, близкие предметы казались далекими, далекие -  близкими. Я поняла, что мне надо много пить, но вода почему-то вызвала во мне отвращение. И я стала просить родных приносить мне бутылки с чаем. И чай меня спас.
Видения стали отступать. В последнюю "наркотическую" ночь я слушала какие-то удивительные сказки, мне так хотелось их потом записать, но все сюжеты быстро выветрились из головы. И вдруг я заснула и мне приснилась буря, потом землетрясение, потом падение высоких  домов. А потом я вдруг увидела нашу планету, летящую во Вселенной, и я увидела, как она раскололась пополам.
И тут я проснулась.
Из-за болей я не могла спать, и поэтому все ночи напролет начала читать по мобильному газету "Завтра". Сколько же я там прочитала интересного и нужного! После выписки я даже написала благодарственную статью журналистам этой газеты.
Утром начинались процедуры, всякие перевязки, капельницы. У меня из носа торчали трубки, которые мне ужасно мешали. Потом их убрали, но стали вставлять капельницы через шею. В какой-то момент я поняла, что не смогу больше этого вытерпеть, в шее возникала совершенно дикая боль. Я стала яростно сопротивляться, и Гавруков прислушался и отправился в другое отделение за какой-то медсестрой-ювелирщицей, которая могла вставить мне капельницу в руку. И она это сделала. Я была просто счастлива!
В течение многих часов мной занимался не только доктор Гавруков, но и две медсестры, перевязочная и палатная. Перед отходом из больницы я сфотографировала со стенда на свой мобильный заведующего, Дмитрия Сергеевича и этих медсестер, Парнюк Татьяну Николаевну, перевязочную сестру, и Трифонову Анну Анатольевну, процедурную.
Они столько времени на меня потратили за эти 16 дней!
Да, совсем забыла про нашу уборщицу, которая с интересом посмотрела на меня перед операцией. Когда я вернулась из реанимации, она спросила: "А Вы, правда, вышли замуж?". Пришлось подтвердить, что, правда, что и в 60 лет женятся.
Однажды я лежала в кровати и услышала, как в коридоре кто-то из врачей смотрит по телефону номер "Уральских пельменей" под названием "Врач увольняется". Этот номер актеры Андрей Рожков и Вячеслав Мясников сделали перед новым 20 годом. И все кругом его смотрели, потому что всем надоел юмор "ниже пояса", без политики. Коллектив "Уральских пельменей" к тому времени существовал уже давно, но тут им перестал руководить Натиевский. И коллектив мгновенно преобразился. Если до 20 года патриоты Родины смотрели Михаила Задорнова, но великий патриот и коммунист Задорнов умер, и теперь все кругом стали смотреть "Пельмени". Острая сатира, все, что думает народ, все вышло на подмостки сцены. Люди были в восторге. "Пельмени" спасали всех от безумия.Да, да, именно так. Стоило у меня начаться депрессии, как я тут же включала ноутбук и начинала смотреть "Уральские пельмени". Ребята говорили обо всём наболевшем. На их концерты люди приходили с детьми. Понимали, что ничего пошлого там не услышат. С уходом коллектива от Натиевского наступил расцвет их деятельности. 
В больнице меня навещала дочь, близкая подруга Лида и моя сестра Лида. Дмитрий Сергеевич сказал мне, что я должна начать прогуливаться по коридору, держась за специальные перилы, которые были проложены в этом отделении. Я с большим трудом добиралась при помощи перил до столовой. А столовая... это было просто чудо! Она была такая светлая, белая, чистая, и на столах стояли вазочки с искуственными цветами. Сначала я могла доходить до нее всего один раз в сутки, потом два, а потом и все три.
Из-за трубок в носу я неделю не могла нормально говорить, но потом речь наладилась.
Доктор Гавруков уже 11 дней был без выходных, и вот наконец он не работает! Значит, мне стало лучше, раз он смог меня покинуть.
Мне казалось, что я нахожусь в коммунистическом городе будущего. Никто и никогда не обмолвился о какой-либо плате за что-либо. Всем больным старались создать самые лучшие условия. Когда у моей соседки наконец-то пришли результаты обследований и выяснилось, что у нее рак, ее довольно быстро прооперировали и в первый день после операции стали ей давать специальную еду из Германии, эту еду выписывали специально для хирургического отделения. И это тоже было бесплатно!
Уходя, я подарила врачам и сестрам, да и всей обслуге, свои стихи.
За мной приехала моя дочь, а доктор Гавруков ей похвастался тем, что к ним сегодня поступила новая больная с таким же диагнозом, как у меня. Тоже 4 болезни одновременно. И они все обрадовались, потому что уже знали, как ее оперировать. На Надежде Ивановне  потренировались.На мне. 
В итоге я провела в больнице целых 16 дней. И теперь 18 января считаю своим вторым днем рождения.
Несколько раз я приезжала на перевязки. И мечтала подарить доктору одну из лучших картин моей матери. Сделать это мне удалось только через год. В мире начался ковид.


Крыса продолжает пакостить
Я вернулась домой после операции и все домашние дела перевалила на внука, ничего не могла делать сама. Я писала ему списки продуктов и он ходил в магазины, я ложилась на диванчик в кухне и давала ему указания о том, как готовить обед. Так мы провели почти 3 месяца, на улицу я не выходила.
В начале марта у меня появилось странное ощущение в горле, как будто я тонула и воды нахлебалась, это ощущение было у меня почти два месяца. Не сильно, но нахлебалась. Всюду вводили карантины, по телевизору показывали, как в Китае люди в защитных костюмах метр за метром опрыскивают улицы. Меня же больше всего бесила безнаказанность - я с самого начала понимала, что это бактериологическая война, развязанная США против всего мира.
Числа 25 апреля вечером  почувствовала себя плохо, трудно передать это ощущение, словно, что-то выворачивает мое тело наизнанку, и в таком состоянии я провела всю ночь,температуры и проблем с давлением не было. Утром я сказала дочери, что вызываю себе Скорую. Тогда, во времена начала ковида, вызов Скорой был целой проблемой, надо было дозваниваться по единому номеру ( это в будущем пригодится врагам нашей страны, можно будет легко закрывать лечебные учреждения и никто не будет знать о масштабах этого закрытия). Ну, через пару - тройку часов я все же дозвонилась, вызвала Скорую для двоих. Мама на днях забыла закрыть окно на ночь и у нее был кашель, она в течение многих лет была инвалидом по бронхиту. Вызвала себе и ей.
Пришла врач и взяла у нас обеих анализы на ковид.
У меня температура поднялась до 37и 3,  и мне как-то сразу полегчало, зато горло стало болеть просто ужасно. Врач сказала полоскать его каждый час фурацилином. Я буквально считала минуты и скорей бежала полоскать.
Дали бесплатно какие-то лекарства и антибиотики, в том числе.
Через неделю меня отправили на КТ, чтобы посмотреть состояние моих легких, а они оказались в плохом виде - так называемое матовое стекло.
Прямо из поликлиники меня увезли в больницу, хотя я чувствовала себя уже неплохо.   
Мама тоже болела.
Я лежала в палате, мне очень хотелось пить, постоянно заставляли лежать на спине, так как снабжение легких кислородом было мало.
В коридор разрешали выходить только в масках, в больнице кто-то из врачей уже умер от этого заболевания. 
Словом, все было очень грустно. А тут еще числа 5 позвонила моя мама и сказала, что она умирает, чтобы я срочно выписывалась. Я стала ругаться и требовать выписки, но выписали меня только через два дня после рентгена.
Следующие 10 дней моей жизни состояли только в созерцании умирания моей почти 91-летней матери. Это было ужасно. Она двигалась все меньше. Требовала, чтобы ее посадили, потом тут же падала. И мы перестали ее сажать.В какой-то момент она упала с кровати и разбила себе голову, ее увезли в больницу, но сотрясения не обнаружили. Она кричала, стонала, а я не могла лишний раз к ней подойти, потому что была ужасно слаба - после сложнейщей операции и ковида. 19 мая утром мама умерла. Рыжий котенок, очень любивший маму, долго бил по ней лапами, надеясь ее разбудить. Он так хотел с ней поиграть...
Похоронили маму странным образом, в сооответствии с ковидными временами. Повезли в морг больницы и в этом же морге кремировали. Мы купили много розовых цветов, но было нас только трое - ее семья.
Похоронили маму на кладбище мы только в августе, пришли близкие друзья. Я сама не смогла поехать на кладбище, всю ночь болело сердце. Я достала мамины награды и написала на листочке слова, которые надо было прочитать на кладбище.
Я долго, года два не могла привыкнуть в тому, что мамы больше нет, все-таки мы с ней были единомышленниками, прожили вместе 59 лет, из них лет 15 даже в одной комнате.    
Но беды продолжали приходить в наш дом. После ее смерти мы с дочерью увидели, что наш сын и внук тяжело болен. 18летний парень
неожиданно стал инвалидом, постоянно находился в больницах и имел несколько тяжелых заболеваний, не мог не работать, ни учиться.
В августе мне позвонила дочь моей подруги Светланы, и сказала, что мама умерла. Как я узнала на похоронах, врачи не могли понять, что с ней и перекидывали ее из больницы в больницу. А она была инвалидом по слуху, плохо говорила, в восьмилетнем возрасте попала в аварию. Думаю, что врачи плохо поняли ее речь.
Потеря Светланы оказалась для меня тяжелее, чем бы я могла предположить. Дело в том, что Света при своей инвалидности была очень веселым человеком. И ее веселые шутки и смех очень помогали мне в жизни.
Познакомились мы в конце 80-х, ее дочь Ольга ходила ко мне в группу продленного дня, была очень слабенькой, часто у нее шла кровь из носа. Жизнь у девочки была сложной. Ей приходилось быть двуязычной. Папа был полностью глухонемым, мама Света - частично. Дома Ольге приходилось говорить при помощи жестов, а в школе на русском языке. Через несколько лет папа Оли скоропостижно умер. Я  помогала организовывать поминки. Папа, муж Светланы, был очень необычным человеком. Он был глухонемым, работал на каком-то предприятии, вел большую общественную работу и очень много читал и знал. У меня всегда был большой багаж знаний, но в компьютерной игре "Кто хочет стать миллионером" он меня обыгрывал.
И еще он безумно любил свою жену, мою подругу Свету. Такая любовь встречается нечасто. 
В октябре 20 года я попала на маленькую операцию в больницу, операция была под наркозом и я почувствовала, что он был слишком тяжел для меня. Палата у меня была одноместная и я мысленно проклинала это удобство на чем свет стоит, потому что мне было плохо, а дотянуться до пульта и позвать медсестру было чрезвычайно трудно. Внук мой в это время тоже был в больнице.
Я вернулась раньше внука домой. После операции хотелось выспаться, и я закрыла дверь своей комнаты для того, чтобы два кота не были вместе и не бегали ночью друг за другом. Но сделала я это очень зря. В два часа ночи раздался страшный стук в мою входную дверь. Это пришел сосед снизу вместе с сантехником. Оказалось, что мой рыжий кот смог открыть кран на кухне и затопить соседей снизу. Больше я свою дверь не закрывала. 
Год приближался к концу, но тут я узнала, что в сентябре покончил с собой настоящий коммунист, поэт Александр Климов, он вместе со мной был в течение этих 5 лет на сайте газеты "Завтра" и я восхищалась его смелыми стихами. Лично мы не были знакомы, но ...
И тут пришло известие о смерти моей подруги, поэта-коммуниста из Донбасса Тамары Якубовской. Тамара годами выпускала сборники объединения "Прометей" (поэты-коммунисты Донбасса). Сделала 20 таких сборников.
Она уже не жила в Донецке, переехала в Ростов, и там продолжала работать театральным режиссером. Присылала мне видео своих постановок - "Русалку" по опере Даргомыжского и "Женитьбу" Гоголя. Но раз в год ездила в Донецк делать очередной сборник. А там взрывы, бомбежки.
Умерла она в Ростове.
Иногда в своих сборниках она печатала и мои стихи. Я же внесла ее стихотворение в два уникальных сборника, сделанных мной в 2010 году "Поэзия Сопротивления". Тогда в 2010 я провела большую работу, опросила многих авторов, перепечатала много стихотворений.
Надеялась сделать большой тираж - думала, что каждый автор закажет себе по 50 штук, но этого не случилось. Так поступили только 2-3 человека. В результате эти 50 экземпляров я и продала на демонстрации 1 мая. 
В августе 2020 года моя дочь уехала от нас в свою однокомнатную квартиру, которая мне досталась от моей тети Зои. И началось...
Меня опять начали беспокоить по ночам, как в в 1987 году. Приходили раз в месяц часа в 2-3 ночи. Я слышала эти звонки, поворачивалась на другой бок и засыпала.
Пыталась написать заявление в милицию, но из-за ковида туда невозможно было попасть. В итоге все-таки написала, но мне это ничего не дало. Полицейский только сказал, что это кто-то из моего подъезда. Предположения были, ведь я была 2 раза понятой в 2018 году по делам, связанным с наркотиками. Но это могли быть и расисты, они в то время в Москве активизировались.
Общественная деятельность в ту пору связала меня с Василием, и он предложил отдать мне свою видеокамеру, которая уже не работала, но могла напугать хулиганов. Мы так и сделали. Василий установил над моей квартирой старую видеокамеру, чем только еще больше разозлил бандитов, которые увидев это, за одну ночь разбудили меня три раза.
Через некоторое время Василий стал моим учеником по испанскому языку и мы прозанимались почти два года по скайпу.
В поисках человека, беспокоившего меня по ночам, включился и юрист Виктор Рыбников, который в 2005 году был моим адвокатом в сложном деле получения квартиры моей родственницы Зои Васильевны Покровской, которую она мне завещала. Рыбников был членом КПРФ и стал помогать мне насчет квартиры по просьбе моего друга по Движению Защиты Детства Майне Алексея Михайловича. Алексей Михайлович был когда-то руководителем Общества Трезвости, несмотря на свои огромные проблемы со зрением. Мы любили побеседовать о литературе и политике. Он слушал много интересных аудиокниг и рассказывал мне о них.

Год быка
Кое-как год крысы все-таки закончился. И начался новый год - год быка.
Он, бык, решил продемонстрировать мне свою силу прямо с первых минут наступившего года. Еще утром рано 1 января у меня вдруг сломались полки в шкафу, со всей силы в разные стороны полетели альбомы с фотографиями и книги, одна из них со всей силы ударила меня по голове.
Не хотелось сразу разбирать всю комнату, ведь Новый год. Но расчистить проход было необходимо.
Была какая-то проблема, по которой я оказалась в квартире своих соседей - милой кавказской многочисленной семьи из 3 поколений. И я их даже не поздравила с Новым годом! Так на меня повлияла разруха в моей комнате.
1 мая праздник был тоже омрачен, потому что умер активный участник студии "Союз" Альберт Александрович Лебедев. Он был прекрасным чтецом, марафонцем, бегающим даже в своем преклонном возрасте, но у него был диабет. А диабетики в первую очередь умирают от ковида. Раз в месяц он всегда мне звонил и спращивал: "Ну как, Наденька? Готовимся к концерту?". И мне было ужасно грустно от того, что больше он не позвонит и так не спросит.
В последние несколько лет после смерти Юрия Худякова и объединения воскресных и субботних цепочек в одну воскресную Альберт Александрович был ведущим еженедельных "живых цепочек" в защиту Мавзолея В.И. Ленина и социально-политических прав трудящихся России.
В феврале и в марте тоже были какие-то тяжелые неприятные события, но все они померкли перед днем в середине мая, когда мой внук чуть не умер.
Во время печальных событий 2020 и 2021 года мне во всем помогали мои друзья.
И я подумала о моих друзьях и моей дружбе с ними. Я представила себе, что много-много лет назад я посадила в землю семечко красивого цветка. Долго ухаживала за ним, растила его, холила, лелеяла. Давал прикорм. Поливала, заслоняла от ветра и дождя. И вот он начал распускаться. И я оказалась в самом центре этого прекрасного создания природы. Вокруг меня лепестки. Это мои друзья.  Они оберегают меня от солнца, от ветра, делятся со мной водой, дают мне добрые советы и всегда готовы прийти на помощь. И я себя чувствую такой защищённой от всех невзгод, хотя вокруг порой бушуют ураганы и льют проливные дожди. Спасибо этим добрым лепесткам!
Жизнь прекраснее в разы, когда есть друзья. Украшают жизнь и наши увлечения, хобби.
 В 21 году я продолжала заниматься своим новым хобби, делать необычные торты. Торт на Новый год был в виде головы быка.
После операции у меня образовалось и еще одно новое занятие. Я не могла долго ходить и сидеть, мне надо было полежать среди дня, и я начала вязать. Вязать простыми рисунками, но красивыми рисунками и дарить эти шарфики своим самым близким друзьям.
Но больше всего времени я тратила на то, чтобы бороться против прививок от ковида. Они производились под руководством Чубайса, а я этому человеку не доверяла совсем. Ближе к зиме в Думе хотели принять закон, обязывающий делать эти прививки. Я забросала своими письмами все фракции Госдумы и получила в ответ письмо от Жириновского. Владимир Вольфович уговаривал меня сделать прививку. Как мы знаем, впоследствии он умер после 4 прививок от ковида.
В год быка на одном из концертов я познакомилась с Бенесом Айо, по прозвищу "Черный Ленин". Этот мулат эмигрировал с Украины. Некоторое время он сидел в тюрьме в какой-то европейской стране, кажется в Голландии, за организацию какого-то коммунистического мероприятия. А до этого этот маленького роста человек устраивал на Украине огромные митинги против власти капитала, за социализм, воевал в Донбассе. 

Год тигра
Название следующего 22 года пугало еще больше. Прошел год Крысы и Быка, приближался год Тигра. Я говорила: "Крыса покусала, бык пободал, а тигр вообще сьесть может". 30 декабря перед Новым Годом, мы всей семьей решили переехать на Кубу. Этому решению сильно поспособствовала вакцинация населения от ковида, противниками которой мы были.
В 21 году я написала стихотворение, посвященное актрисе Марии Шукшиной, которая при награждении ее в Кремле, высказала свои претензии правительству за развал русской культуры.   
Было ясно, что так и будет продолжаться.
Год, действительно,начался более сурово, чем 21 год.
6 января началась революция в Казахстане, но у нас ее представили, как цветную, и ввели русский контингент войск на ее подавление. Вместе с нами туда пошли и белоруссы.
Таким образом мы настроили против себя эту дружественную страну.
Несколько моих друзей вышли с протестом к посольству Казахстана, но были задержаны, не простояв с плакатами и 5 минут.
19 февраля с отставанием в 2 года я провела лекцию о природе Республики Куба в Библиотеке Иностранной Литературы. Для этого я сделала красивую компьютерную презентацию с видами Кубы. 
А  24 февраля началась спецоперация. Тут же весь мир забыл про ковид. 
С началом  спецоперации всё и вся пришли в смятение и мы два месяца пребывали в состоянии анабиоза. Потом начали действовать. В мае я попрощалась со  своими друзьями. Но уехать мы не смогли.
Словом, "год прошел, как сон пустой", почти, как по Пушкину. Внук лежал в больницах, я болела и делала тортики. Но какие тортики! Чего стоит одно короткое описание одного из них: " Шоколадный торт "Сникерс" с фигурками Руслана и Черномора из фруктовой мастики и мармелада"! По сути я вернулась к увлечению моего раннего детства - к лепке, только лепить из мастики намного труднее, чем из пластилина, потому что мастика тает в руках.
Я делала большой альбом с фотографиями каждого торта и пирога и с его рецептом. И хотя никто меня не учил хитростям кулинарного искусства, я теперь знаю их немало. Ведь почти каждый продукт, который вступает в "кулинарную игру" должен подвергаться определенной переработке или обработке.
Начиная с мая, муж звонил ежедневно по ватсапу. И все мы были в депрессии.
В августе умер Алексей Николаевич Голенков, автор книг в защиту Сталина, участник нашей студии, настоящий автор песни "Сиреневый туман". Я очень его уважала и ценила.
В этом же печальном году произошло маленькое событие, интересное для меня, как для учителя биологии, я встретила в поликлинике женщину с недоразвившимся сиамским близнецом на лице. В тот день все люди на этаже отнеслись к ней по-хорошему, никто не глазел, не показывал пальцем и не снимал на телефон, но каково-то ей живется! Трудно представить!
Я в бытность работы учителем биологии прочитала целую книгу, посвященную сиамским близнецам. И потом подарила ее ученице, которая сделала презентацию на эту тему.
Весной 22 года я начала самостоятельно изучать по интернету португальский язык и стала посещать в Иностранке не только мероприятия на испанском, но и на португальском.
Весной меня нашла моя однокурсница из Литературного института Жанна Лошманова. Она училась на поэзии. И покорила меня во время учебы тем, что на экзамене по русской литературе ХIХ века выяснилось, что она знает наизусть всего "Евгения Онегина". В конце 6 курса она вышла замуж за француза и уехала во Францию. Из Франции мне и написала. Ее мучила ностальгия и ей хотелось знать о литературных новинках в России.
Летом мне захотелось поехать на бесплатную экскурсию на канатную дорогу на Ленинских горах, пришлось за это провести литературный вечер в ЦСО, теперь это называлось Центром Долголетия. Кроме этого мне предложили посещать драмкружок в клубе в моем дворе и я с радостью согласилась.
В драмкружке было весело и интересно. Играли в игры, ставили этюды и сценки.
В августе я сломала себе палец и испытала на себе все прелести современной московской медицины. Травмапункт, который находился в 15 минутах ходьбы от дома, переехал в Бирюлево, а туда добираться полтора часа. И, прийдя туда в полшестого вечера, я получила талон на час ночи, так много народу там находилось. Несколько лет назад у нас в поликлинике перестали принимать стоматологи, и к зубному надо было ездить на метро, в Царицыно. КВД перевели на Варшавское шоссе, а до этого мы ездили в Царицыно, а гинекологов - на Автозаводскую. Словом, развал медицины продолжался. И продолжается в этом году. Не остановили его и муниципальные выборы. Ведь теперь существует электронное голосование, и мнение людей и подавно никого не интересует. 
В течение всего года я развозила по библиотекам свою домашнюю библиотеку, некоторые друзья забрали у меня большое количество книг о политике и на испанском языке. Очень приятными оказались посиделки с Колей Гуськовым и Эльмаром Рустамовым, с которым к 26 июля мы сделали вторую видеопрограмму, на этот раз посвященную Республике Куба. Первая была осенью 20 года и была посвящена народному образованию. 
Идет спецоперация и частичная мобилизация. А мне ужасно обидно. Я так старалась всю жизнь, чтобы кругом были мир и справедливость. И я, и многие мои друзья.