Новелла десятая. Дело о роковом падении

Юрий Радзиковицкий
Новелла десятая
Дело о роковом падении,
или Менжа1
на «Провале»
 Страшная в горе бездна, смрадом
 дышащая, как адское жерло, как
самое гнездо сатаниила, обитаемая
 чертовидными нетопырями.
И. Иванов, 1803
 
 Вечером многочисленное общество
 отправилось пешком к провалу. По
 мнению здешних учёных, этот провал
 не что иное, как угасший кратер; он
 находится на отлогости Машука, в
 версте от города. К нему ведёт узкая
 тропинка между кустарников и скал.
М. Лермонтов
1
Юная особа, очаровательная в своём горячечном возмущении, продолжала:
— Ну как вы не представляете?! Я же постаралась вам так доходчиво всё описать! Ок! Я предприму ещё одну попытку. Но мне нужно немного
времени, чтобы найти нужный текст в интернете.
 
1
 Менжа — разговорное, страх, ужас, волнение.
383
Девушка достала из кармашка спортивного
рюкзака смартфон и стала перебирать пальцами по
его клавиатуре. Забродский почти с нескрываемым восхищением взирал на это славное существо: стройная и чертовски элегантная в своих белых невообразимо коротких шортиках и оригинальной блузе, которая едва держалась на предплечьях, позволяя любоваться загорелыми плечами, холмиками грудей и ложбинкой между ними.
— Извините, что несколько замешкалась. Но я
нашла то, что должно мне помочь. Я не знаю, знакомы ли вы с творчеством Леонида Андреева? Но,
вероятно, слышали о его рассказе «Василий Фивейский». Хотя это не важно. Мне нужны только
его последние строки. Я их сейчас прочту, а вы
послушайте и постарайтесь представить описываемую картину:
«О. Василий упал в трёх верстах от села, по середине широкой и торной дороги. Упал он ничком, костлявым лицом в придорожную серую
пыль, измолотую колёсами, истолчённую ногами
людей и животных. И в своей позе сохранил он
стремительность бега; бледные мёртвые руки тянулись вперёд, нога подвернулась под тело, другая, в старом стоптанном сапоге с пробитой подошвой, длинная, прямая, жилистая, откинулась
назад напряжённо и прямо — как будто и мёртвый
продолжал он бежать».
Закончив чтение, она оторвала глаза от дисплея
384
смартфона и вопрошающе посмотрела на Арсения:
— Ну как? Теперь представили себе?
— Боюсь, вы не достигли желаемого результата. То есть я хочу сказать, что этого монаха, таким
образом лежащем на сельской дороге, моё воображение явило мне достаточно убедительно, а то,
что вы пытались мне описать, никак не коррелирует, извиняюсь за наукообразное слово, с андреевской зарисовкой. Сожалею, но я не могу себе вообразить тело молодого человека, лежащее ничком на бирюзовой поверхности провальского озера, тем более не могу, если поза этого несчастного
схожа с той, которая была у бедняги-священника.
Накануне Арсению позвонил давний знакомый,
работающий доцентом на одной из кафедр пятигорской фармакадемии. После обычных приветствий и вопросов Вадим, так звали собеседника, попросил Забродского встретиться с его племянницей, студенткой той же академии, где он сам преподаёт, оговорив при этом одно непременное условие: встреча не должна происходить в сыскном
агентстве Арсения. На несколько недоумённый вопрос, чем это обусловлено, Вадим уклончиво ответил, что это Арсений может выяснить сам при
личной встрече с Алиной, так звали его родственницу. Встреча была назначена на следующий день
в одном из уличных кафе, что находилось в непосредственной близости от старого здания акаде-
385
мии на проспекте Кирова. И вот уже более получаса она длилась. Ранее у них было нечто вроде шапочного знакомства: пару раз виделись на какихто мероприятиях на квартире её дяди. То есть
встречались, но общаться длительно как-то не случалось. Поэтому Арсений сразу попросил её по
подробнее рассказать о себе и о причине, которая
сподвигнула её искать встречи с ним, с частным
сыщиком. Из её рассказа Забродскому стало известно, что учится она в фармакадемии на третьем
курсе и является интернет блогером с большой аудиторией подписчиков. Свою популярность она
сыскала тем, что публикует материалы, которые
представляют большой интерес тем, кто любит
бывать на Машуке и его предгорье. После чего
она спросила Арсения, что он знает о растениях,
что произрастают в этих местах, то есть может ли
он перечислить название трав и дикорастущих
цветов,что ему встречались во время прогулок по
склонам Машука, на его лесных полянах, на лугах
и лужайках: Ничего кроме подснежников, маков,
пижмы и весеннего первоцвета тот в ответ не мог
назвать. Тогда она вновь поинтересовалась, сможет ли он после того, как она назовёт несколько
машукских растений, описать их? Арсений признался, что вряд ли сумеет. Но она всё же произнесла несколько таких названий: жостер Палласа,
икотник, очиток ложный. На что сыщик, засмеявшись, заметил, что он очитка правдивого не знает,
386
не то что ложного. После чего поинтересовался, а
зачем ей это всё знать, ведь она собирается стать
провизором, а не ботаником? И тогда его собеседница ему поведала о своём блогерском увлечении.
Её со школьной скамьи удивляло, почему мир, в
котором она живёт, не изучается в школьных
предметах. Она видит и слышит птиц, вокруг летают разные бабочки и жуки, в траве и на земле обитают всевозможные существа, кавказская природа
являет ей такое разнообразие деревьев, кустарников, трав и цветов — и ничего обо всём этом не
знает. Даже элементарного — их названия, не говоря уж об их природе и своеобразии. Вот она решила дать в своём блоге описания и фотографии
машукской флоры для всех, кто бывает на этой
горе. Для этого она много времени проводит в поисках нужных объектов и в сборе материалов о
них в разных источниках, делая потом соответствующие публикации в интернете у себя в блоге. В
тот день она отправилась в очередной трудовой
выход на склоны Машука в поисках весьма редких
растений: ястребинка пятигорского, бересклета
карликового, молочая скального, эремуруса представительного, ламиры ежеголовой и асфоделины
крымской. Последние два растения её особенно
интересовали, так как были очень редкими и исчезающими видами в этом природном ареале. День
уже близился к полудню, но результаты поисков
были почти никудышными. Она смогла обнару-
387
жить только карликовый бересклет и сделать несколько его снимков. Устав после почти трёх часов хождений по южному склону Машука, она решила сделать привал, во время которого собиралась передохнуть и несколько перекусить. Осмотрелась, выискивая удобное местечко, как вдруг заметила в непосредственной близости парня, что
расположился недалеко от кратера, на дне которого находится провальское озеро, или «малахитова
лужа», как её. обозвали Ильф и Петров. Перед ним
стояла тренога с укреплённым на ней профессиональным фотоаппаратом. Время от времени слышался щёлк спуска. Алине стало любопытно: что
он снимает — ведь перед объективом камеры никого и ничего не было. На её вопрос об этом,
странный фотограф ответил, что сам не знает, что
у него будет на снимках. Изумлённая таким ответом, девушка поинтересовалась, а зачем он тогда
совершает эти бестолковые манипуляции с такой
дорогой техникой? На что получила весьма развёрнутое пояснение. Дело в том, что ему недавно
рассказали, что видели над кратером какие-то
странные фигуры, которые некоторое время парили над ним, а затем исчезали, как бы испарившись.
Склонные к природному объяснению этого явления люди полагали, что так светятся в солнечных
лучах сероводородные испарения, исходящие из
провальского озера, иные, предпочитающие мистическое объяснение, уверяли, что это резвятся
388
эфирные существа, что обитают в этом жутком
месте. Так что на фотографиях могут оказаться
снимки этого причудливого феномена. В ответ фотограф поинтересовался, что это девушка в одиночестве бродит по склонам Машука? Ведь это, на
его взгляд, не безопасно. Но потом, видимо, смутившись от своего неоправданного морализаторства, поинтересовался, она просто так бродит или с
определённой целью? На что девушка рассказала
о своём блоге и о неудачных поисках нужных ей
растений. И тут молодой человек неожиданно заявил, что он знает, как её помочь, и готов это осуществить, пояснив, что у его деда, давно ушедшего в мир иной, было страстное увлечение: он изучал флору ареала горы Машук. Не просто изучал,
а составлял подробнейшую карту обитания всего
растущего в этих пределах. И он, его внук, кажется, видел в пояснениях к знакам на этой карте те
названия, что девушка только что упомянула. А
вот термин эремурус точно был, ему просто запало в память это необычное название.Так что в
следующий раз они могут встретиться, и он даст
ей копию дедевской карты. Этот разговор происходил во вторник, и молодые люди договорились
встретиться в пятницу в семь утра. На вопрос Алины, почему так рано, этот доброжелатель ответил,
что травы и цветы надо фотографировать рано утром: тогда они жизнерадостны и бодры. И вот в
минувшую пятницу она была на том месте, где
389
они встретились во вторник. И тогда она увидела
то, о чём Арсению уже рассказала.
Забродский, сделав последний глоток капучино
и поставив чашку на матовую поверхность стола,
изучающе посмотрел на собеседницу. А затем ровным и бесстрастным голосом проговорил:
— А теперь прошу вас максимально собраться
и ответить на несколько моих уточняющих вопросов.
Девушка, несколько отпрянув и чуть побледнев, отреагировала на эти его слова достаточно
нервозно:
— Вы что собираетесь мне устроить допрос?
Вы думаете, это я сбросила этого несчастного? Даже в следственном комитете этого не предположили!
— Они пока не сделали. Но ведь подписку о
невыезде вам там предложили подписать. Не так
ли? Всё это дело времени. И чтобы этого не произошло, поймите, я на вашей стороне. И поэтому
ответьте на мои вопросы, коль не странными они
вам покажутся. И это не допрос, а желание иметь
полную картину произошедшего. Прошу вас, успокойтесь и сосредоточьтесь. Вы готовы?
Алина, оглянувшись вокруг, как бы в поисках
чьей-то поддержки, согласно кивнула головой.
— И так вы пришли в то утро в назначенное место и не обнаружили там того, с кем договорились
встретиться. Вероятно, осмотрелись. Не заметили
390
вы там присутствие кого-либо или чего-либо, что
привлекло тогда ваше внимание? Не торопитесь с
ответом. Представьте себе те обстоятельства.
Мысленно проживите их сейчас снова. А затем ответьте на мои вопросы.
— Я появилась туда запыхавшись, так как опаздывала. Ведь было уже начало восьмого. Переведя
дух, огляделась. Ничто не привлекло моего внимания. Затем быстро направилась к провальскому
кратеру и, подойдя к его краю, глянула вниз и увидела того, с кем собиралась встретиться, лежащем
на поверхности подземного озера.
— А почему вы устремились к кратеру? Какая в
этом была необходимость? Что вы там собирались
увидеть?
— Просто пошла и всё. И ничего я не ожидала
увидеть. Хотя постойте. Мне сейчас кажется, что я
тогда услышала чей-то голос, взывающий оттуда.
Поэтому, по-видимому, я пошла туда.
— Ладно. Увидели тело на поверхности озера.
Что было далее?
— Я сделала с десяток быстрых шагов прочь от
кратера и потеряла сознание.
— Извините, но я всё же хочу понять, почему
вы потеряли сознание не сразу, когда увидели то,
что увидели, а спустя некоторое время, уйдя от
этой «ямы». если так это можно назвать, на некоторое расстояние? И хорошо,что именно так это
произошло с вами, Потеряй вы сознание на краю
391
кратера, лежать бы вам рядом с вашим незнакомцем. Может быть, произошло ещё что-нибудь тогда, что л могло лишить вас сознания?
— Подождите, подождите... девушка закрыла
глаза и погрузилась в размышление. Так продолжалось несколько минут. Затем она открыла глаза
и посмотрела на Арсения встревоженно:
— Как вы догадались?. Как я могла забыть?!
Отбежав на некоторое расстояние от края, я оглянулась и увидела его. Он стоял на краю кратера
спиной ко мне, подняв руки над головой.
— Кого вы увидели? Того, с кем собирались
встретиться, с внуком любителя флоры машукских склонов?
— Его, кого ещё! Это так меня поразило, что я
потеряла сознание.
— И что происходило далее?
— Я очнулась оттого, что какие-то отдыхающие суетились вокруг меня, озабоченные моим состоянием. Они вызвали врачей. Я же, придя в сознание, сразу позвонила в полицию и сообщила о
трагедии на провальском озере. Полицейские появились через полчаса. И то, что они мне сообщили, чуть опять не лишило меня сознания. Я до сих
не могу понять, как это смогла тогда перенести!
— Так что же ещё произошло, кроме трагедии с
вашим несостояшемся спутником в поисках ваших
цветов и трав?
— В том-то и дело! Что трагедия произошла со
392
мной, а не с ним.
— А вот с этого места, как говаривают, пожалуйста, подробнее.
— Куда подробнее! Полицейский чин мне заявил, что на поверхности подземного озера никого
не обнаружено. Не было ни под водой, ни на дне.
Да и унести утопшего никак не могли. Все запоры
и решётки, ограждающие воды озера от тоннеля,
ведущего к нему, не повреждены. Есть соответствующее экспертное заключение. При этом этот полицейский тип изволил поиздеваться надо мной,
спросив, чем я занималась ночью, если по утру
мне грезится наяву такая жуть: мёртвый парень,
возлежащий на поверхности сероводородного озера?
— Его можно понять, — едва скрывая улыбку,
заметил Арсений.
— Типичный пример мужской солидарности!
— взвилась девушка. — А меня кто –нибудь собирается понять?
— Я собираюсь, ведь вы за этим ко мне пришли, да дядя ваш об этом просил.— умиротворяюще проговорил сыщик. И продолжил:
— Как я понимаю, дело не заведено ввиду отсутствия преступления, то есть трупа. И чего вы
от меня хотите в таком разе?
— В пятницу меня пожалели: на беседу в следственный комитет не пригласили. В субботу, однако, провела там полдня. Сначала всё рассказала в
393
деталях и под видеозапись, а потом ещё предложили все это засвидетельствовать письменно собственноручно. Что я и сделала. В воскресенье нанесла визит к хорошо вам известному моему дядюшке. И вот в понедельник я встречаюсь по его
просьбе с вами. И вы спрашиваете, чего я хочу от
вас? Всё очень просто: я хочу, чтобы вы нашли несостоявшегося утопленника. Спросите, зачем мне
это надо? Отвечаю: хочу убедиться, что у меня всё
в полном порядке с головой, и мне не видятся спозаранку всякие фантасмагории в виде утопленников в позе андреевского монаха или «мальчики
кровавые», не к ночи они будут помянуты.
И кого мне искать? И где:? Вы же не дали мне
никаких данных для поиска!
— На то вы и сыщик! А дед его? Разве это не
зацепка? Так что думайте. Кстати, дядя о вас хорошего мнения как о сыщике. Упоминал о каких-то
ваших подвигах необыкновенных. Так что совершите ещё один, чего вам стоит, да и денежку заработаете. Так что берётесь, господин сыщик?
— Если бы я не пообещал Вадиму, то наверняка - нет. Но я дал ему слово, что разберусь. Так
что займусь вашими миражами, голубушка. Как с
вами связаться, если что узнаю?
— Спасибо, теперь я уверена, что мои миражи
в надёжных руках. А насчёт связи, то голубушка
хотела бы, чтобы о результатах расследования дела о её миражах вы сообщали ейному дяде. И этот
394
корифей химических наук по достоинству оценит
ваши труды. А я хочу быть подальше от этой мистерии.
Сказав это, девушка решительно встала и, прощально взмахнув рукой, удалилась, демонстрируя
неотразимую стать своего юного тела, наградив
Забродского волнующим впечатлением.
 2
Шла вторая неделя с момента, когда Арсений
согласился помочь Алине. Но он не стал к этому
времени больше знать о том, что произошло с ней
у «Провала». Во всяком случае не более, чем она
ему рассказала при личной встрече через несколько дней после всех этих странных её злоключений.
Он не смог установить личность её незнакомца, не
удалось ему что-либо узнать об упомянутом этим
молодым человеке деде. Полная неопределённость, которая никак не могла способствовать ответу на вопрос: «В коей мере можно верить свидетельствам Алины?» Одержимый этими соображениями, он позвонил Вадиму, дяде этой как бы пострадавшей. В разговоре с ним Забродский, сообщив об отсутствии какого-либо продвижения в
этом деле, высказал соображение о нецелесообразности дальнейшей его работы в этом направлении.
В ответ его собеседник сказал, что он в принципе
согласен с таким решением, но попросил несколь-
395
ко дней подождать с этим. Дело было в том, что
он отправил свою племянницу в Крым, чтобы она
там несколько отошла от пережитого ужаса. И когда она возвратится, то, по его мнению, Арсению
стоило бы с ней решить этот вопрос: продолжать
или не продолжать частное детективное расследование, инициированное ею.
Арсения не удивила такая постановка вопроса:
предложено ждать — он будет ждать. Тем более
что ему есть чем заняться. Он, наконец, внял советам друзей оставить своё увлечение написанием
всяких драбблов и попытаться сочинить какой-нибудь стоящий художественный текст. И вот вчера
первый такой текст был закончен, и Арсений после разговора с Вадимом решил заняться редактированием придуманной замысловатой истории.
Опыт работы с драбблами показал, что это у него
лучше всего получается, когда он читает написанный текст вслух: так ему лучше воспринимаются
отдельные недочёты. Но в этот раз он решил ещё
произвести и аудиозапись своего чтения, чтобы
иметь возможность несколько раз прослушать, не
отвлекаясь на чтение. В момент, когда он настраивал рекордер, в гостиную вошла его секретарь Седа. Арсений, увидев её, воскликнул:
— Как ты вовремя зашла, Седа-джан. Давай
располагайся в кресле, угости себя чем-нибудь
вкусненьким: кофе, конфеты, печенье. Вкушай и
слушай. Мне будет развлекательней читать свой
396
новый опус, если у меня будет аудитория, внимающая моему чтению.
— В мои обязанности не входит слушание твоих измышлений, шеф. К тому же я пришла не просто так: надо подписать некоторые бумаги.
— Не ворчи, Седа-джан. И зря ты об обязанностях. Ты просто живёшь в этом доме, деля со мной
все тяготы жизни. Так что прослушивание моих
опусов одна из этих тягот. А бумаги подождут,
судьба у них такая. У тебя — слушать мои измышления, как ты верно заметила, а у бумаг — ждать
Так что приступаем. И хочу заметить, что комментарии после прочтения не обязательны. Прочитаем, послушаем, подпишем и разойдёмся с чувством исполненного долга. Ты готова, Седа-джан?
Тогда приступаем.
Лигрети
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сёл, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
 М. Ломоносов.
 Небольшой курортный городок, расположенный у подножья гор Бештау и Машук, до последнего времени жил размеренной и спокойной жизнью. Так бы продолжалось и дальше, если бы как-
397
то под вечер у универмага, что находится на площади недалеко от Верхнего рынка и Краевого телецентра, не произошло нечто из ряда вон выходящее. Огромное витринное стекло, что украшало
фасад торгового здания, внезапно с оглушительным треском обрушилось. И наступила тишина.
Мгновенная, пронзительная. И в ней ошеломлённые пешеходы явственно услышали звонкий смех
нескольких маленьких детей. Такой смех ещё называют серебристым. Его изумительно описал
Константин Бальмонт, видный поэт первых десятилетий двадцатого века.
 Твой смех прозвучал, серебристый,
 Нежней, чем серебряный звон, —
 Нежнее, чем ландыш душистый,
 Когда он в другого влюблён.
 Приехавшие вскоре блюстители порядка злоумышленника не нашли, однако среди груды осколков стекла нашли камень, наличие которого
никак не объяснялось окружающей поверхностью:
кругом было асфальтовое и плиточное покрытие,
и отсутствовали какие-либо газоны, клумбы или
высадки деревьев и кустарников. Геологическая
экспертиза показала, что это кусок породы — трахитовый порфир, взятый из недр отрога Бештау,
известного как «Козьи скалы». Через несколько
дней такая же участь постигла и большую витрину
398
«Детского мира», а через день обрушилось окно
центральной библиотеки имени Горького, что находилась недалеко от упомянутого детского центра. И в этих случаях всё происходило внезапно,
при большом скоплении народа. Ошеломляющий
звук падающих осколков, и мгновенная тишина,
накрывшая людей, застывших в немом изумлении
и даже в ужасе. И в этих случаях виновники происшествия не были установлены. Но куски породы, идентичные той, что была найдена ранее у
универмага, снова были обнаружены. Правда, объяснений причин появлений таких камней из горы,
что находится в трёх километрах от места случившихся актов вандализма, не последовало. Высказывалось много теорий на сей счёт, самой невероятной из которых было утверждение, предполагающее появление в городе человека-невидимки,
таким образом заявляющим о своём присутствии.
Невероятность такой версии произошедших хулиганских, мягко говоря, действий мало уступала истинной природе этих событий. Ведь куски горной
породы напрямую указывали на место, из которого в город пришла эта напасть. Но обывателю Пятигорска трудно было представить, что вместилищем зла всё же была гора Бештау, величественная
достопримечательность этого курортного городка,
воспетая многими поколениями поэтов.
 
399
Где пасмурный Бешту, пустынник величавый,
Аулов и полей властитель пятиглавый,
Был новый для меня Парнас.
Забуду ли его кремнистые вершины,
Гремучие ключи, увядшие равнины…
 А.Пушкин
 Дело было в том, что сотни лет тому назад эта
гора, возникшая в результате вулканической деятельности, остыв, дала приют десяткам поколений
гномов. А поиски и разработки ураносодержащей
руды, осуществлённые в середине двадцатого века, оставили в распоряжении этого многочисленного подземного народа более полусотни километров туннелей, штолен и пещер. Взрослым гномам,
которые свою родословную ведут от древних
скальных предков, такие просторы были, положа
руку на сердце, не очень надобны, а вот их детям,
особенно в юношеском возрасте, были весьма
привлекательны. И если принимать во внимание,
что детьми они считались до пятидесяти лет
(взрослые особи жили в среднем 200-250 лет, а некоторые доживали и до 350 лет), то все эти подземные угодья предоставляли им массу возможностей для времяпрепровождения. Тут важно заметить, что вся эта подземная территория была поделена между многочисленными молодёжными шайками гномов. Эти сообщества были в достаточно
сложных, если не сказать, почти враждебных отношениях. И только суровый контроль старшего
400
поколения не позволил горячим головам из числа
некоторых вожаков пуститься в кровавые разборки. Однако, видимо, не всех молодых гномов устраивало такое положение дел. Именно этим обстоятельством можно объяснить ту цепь событий,
которая коренным образом изменила жизнь уютного курортного городка. Доподлинно известно,
что предводителя одной из шаек гномов звали
Омайма Любопытно знать, что в последние полсотни лет бештаугорские гномы пристрастились
давать своим новорождённым гномикам экзотические имена из арабской культуры. Имя Омайма
очень подходило для гномовского наследника,
ведь оно соотносится со стихией огня. Кто, как не
гномы, имеют дело с огнём. При этом не имело
значения, что у арабов изначально это было женским именем. Ведь гномы были все мужского пола, а младенцев создавали из скальных пород,
оживляя их потом для дальнейшей жизни.
Так вот этот Омайма, двадцатишестилетний юноша-гном, собрал однажды свою ватагу в одном из
подземных гротов и заявил следующее:
— Прежде чем перейти к сути сегодняшнего нашего разговора я расскажу вам о случае, который
со мной недавно произошёл. Вздумалось мне тогда прогуляться в лесистом ущелье, что находится
на Большом Тау. Мне давно нравится гулять в тамошнем реликтовом лесу. Многолетние деревья,
рослый подлесок, бурелом — всё создаёт ощуще-
401
ние глухомани и застывшего времени. Иду и наслаждаюсь дикой первозданной чащобой, как
вдруг в шагах двадцати передо мной с неимоверным грохотом рушится вековой граб, вот стоял и
вмиг свалился, лишь чёрные корни уродливо
вздыбились на подмятом подлеске. Но запомнилось не это ошеломляющее падение, не ужасающие звуки, сопровождающие гибель лесного титана, а тишина, которая возникла после этой катастрофы. Абсолютная, неимоверная тишина. Она
длилась несколько мгновений. Но какие это были
мгновения для меня. Незабываемо-сладостные! И
я тут понял, что всей душой, всем сердцем хочу
вновь очутиться в подобной тишине. В абсолютной и изначальной. Такой, какой она была до сотворения мира. В библии у людей говорится, что
вначале было слово. Нет, вначале была тишина.
Тишина, и ничего более…
В тот момент я предельно ясно осознал, что
надо найти способы сотворения такой тишины.
Вот почему я созвал вас сегодня. У меня есть
предложение, а не учредить ли нам Лигу ревнителей тишины, или сокращённо Лигрети. В таком
случае мы будем называть себя лигретиками. То
есть теми, для которых внезапная, зримая, остро
ощущаемая тишина будет всегда путеводной звездой. Поэтому нашей главной задачей будет изыскание и воплощение в жизнь способов воссоздания первотишины.
402
Первые стеклопады, произошедшие в Пятигорске, знаменовали тот факт, что лигретики добились своего: ошеломляющая тишина была явлена
городскому обывателю, хотя он, обыватель, её не
только не почувствовал, но и не услышал: будучи
в состоянии потрясения и смятения — в обыденное течение его жизни вдруг ворвались хаос и абсурд. Только что манящие стеклянные витрины на
его глазах с беспримерным грохотом обернулись
огромными зияющими чёрными дырами. Ему,
обалдевшему, никак не услышалась первозданная
тишина. Чего не скажешь о злоумышленникахгномах: они предвкушали её, и она им явилась во
всём своём великолепии. И их серебристый радостный смех был лучшим подтверждением тому
Как гномам удалось совершать эти свои варварские акции, доподлинно не известно, но три обстоятельства в какой-то мере объясняют это. Вопервых, скальные гномы весьма небольшого роста. Если представить растопыренные пальцы
взрослого мужчины, то расстояние между кончиками мизинца и большого пальцев будет соответствовать среднему росту такого гнома. Во-вторых,
такие гномы свободно передвигаются под землёй
в любом грунте, как человек преодолевает сопротивление воздуха, когда он шагает по земле. В
третьих, гномы, как известно, очень искусные и
умные мастера, то есть им придумать какую-нибудь хитрость для обрушивания больших стеклян-
403
ных фасадов разных городских строений как раз
не составило бы особенного труда.
Тем временем в упомянутом городе вскоре
произошли ещё три подобных происшествия: пострадали книжный магазин и соседний с ним кафетерий на Белой Ромашке, парикмахерский салон
на Квартале Е и здание железнодорожного вокзала, что на Лермонтовском разъезде. Во всех этих
строениях витринные остекления внезапно обрушились. Особенно впечатляющим было такое действо на упомянутой станции, которое произошло
при большом скоплении народа: две скоростные
электрички только что перед этим событием остановились у перронов, доставив большое количество пассажиров. Пострадавших, к счастью, не было. Но общественный резонанс случился значительным. В ответ практически весь состав правоохранительных органов был выведен на улицы и
площади города. Однако подобные меры не дали
положительных результатов: никто не был задержан по подозрению в совершении хулиганских
действий подобного рода. Более того, и в соседних
городах: в Лермонтове, и Железноводске — таким
образом пострадало несколько зданий. Видимо,
лигретики решили осчастливить своей возлюбленной тишиной и другие города в зоне своих горных
владений. Правда, к зиме число подобных злодеяний уменьшилось. А потом и вовсе прекратилось.
Вполне возможно, что подрастающее поколение
404
гномов сполна насладилось девственной тишиной,
или оно нашло иное применение своим фантазиям. Но если вы стали свидетелями неожиданно настигшей вас пронзительной тишиной, то знайте,
что лигретики опять взялись за своё странное действо. Им вновь захотелось побывать на пиршестве
незабвенной тишины. Ведь недаром когда-то молвил кудесник слова Борис Пастернак: «Тишина —
ты лучшее из того, что я слышал».
После окончания чтения и наступившей потом
тишины, в которой никак нельзя было обвинить
упомянутых в рассказе бештаугорских гномов, Седа задумчиво проговорила:
— Видимо, мне придётся менять профиль своей
занятости...
— Это ещё почему? — удивился Арсений.
— Почти уверена, что скоро ты откажешься от
деятельности в качестве частного детектива в
пользу занятия писательским творчеством Так что
мне надо будет переквалифицироваться из секретаря сыщика в секретаря прозаика. Так что я пойду и начну готовиться к предстоящим изменениям.
— Вертинский признавался, что у него «завелись чертенята», я же могу заявить, что только что
обнаружил у себя сивиллу, предсказавшую мою
будущность. И очевидно, мне несказанно повезло:
я имею собственную сивиллу, а может быть пифию. Не так ли, Седа-джан?
На эти провоцирующие заявления Седа посту-
405
пила демонстративно безразлично: встала и с отрешённым лицом степенно удалилась. На что Забродский, молча проследив её уход до двери и подождав, когда та закроется, внятно пробормотал:
— Прав был старина Уальд, как-то заметивший: «Женщины — декоративный пол. Им не о
чем говорить, но всё, что они скажут, очаровательно».
3
Время шло. Уже начался первый учебный год
для многих пятигорских первоклассников и первокурсников. Забродский тоже оказался в роли неофита. Именно таким он себя ощущал, находясь в
своём особнике на Царском. Его в этот день можно было видеть сидящем в своём уютном кресле и
просматривающим журнал. Вернее, он уже не перелистывал страницы, а рассматривал журнальный разворот, который начинался со впечатляющей панорамной фотографии Бештау во всей его
пятиглавой неотразимости. Под фотографией затейливыми строчками было напечатано:
Арсений Забродский
Лигрети
Горная фантазия
Дело было в том, что в очередном, сентябрьском, номере журнала «Северо-кавказский литератор» в рубрике «Дебют» был напечатан его пер-
406
вый рассказ. При чём редакция журнала сопроводила публикацию занятным примечанием. В этом
примечании сообщалось, что один из сотрудников
журнала, прочитав этот рассказ в рукописи, заявил, что автор многое, конечно, выдумал в своём
произведении, но только не гномов. В доказательство рассказал такую историю: «Два года тому назад я с семьёй решил отдохнуть в палатке около
монастырского озера. На второй день, пока жена и
шестилетний сын спали в палатке, я рано утром
решил сварить для них на костре кулеш казацкий.
За это время от кострища никуда не уходил, разве
что на на несколько минут забирался в палатку за
приправами и солью. Когда же всё было готово, и
они сели отведать эту вкуснятину, то обнаружили
в своих тарелках мелкие камешки. При этом я и
члены моей семьи слышали детский смех, прямо
такой, как описал автор этого рассказа. И теперь
очевидно, что камни в мой кулеш подложили проказливые бештаугорские гномы. Никто иной,
только они могли это сотворить».
И тут Забродский почти бросил журнал на стол,
встал и стал возбуждённо ходить по гостинной. Но
не этот комментарий его взволновал. А вывела из
равновесия мысль, которая у него появилась в связи с этими воспоминаниями одного из сотрудников журнала. Ход размышления сыщика был примерно таким:
— Я с подачи Алины искал некоего фантома,
407
некую неизвестную личность, то ли утонувшую,
то ли нет. И зашёл в тупик, походу безуспешно поискав ещё одного фантома, некоего старика. А надо было искать того, кому это почему-то было выгодно. Банальное, «cui prodest» — кому выгодно,
не пришло ему в голову. Чей интерес был замешан
в этом явлении? Ведь важно это явление, а не девушка, не её реакция. И очевидно, надо ждать ещё
подобного события. Ну вот, теперь и мне возжелались лавры сивиллы!
Вряд ли он тогда мог предсказать, при всей
предрасположенности к этому занятию, что через
некоторое время столкнётся с подобным странным
явлением и даже не с одним.
Почти через месяц после встречи в кафе близ
фармакадемии в середине сентября Арсений вновь
с ней увиделся. Одно обстоятельство существенным образом отличало эти свидания. Второе произошло без всяких договорённостей. Алина неожиданно предстала перед ним в комфортабельном мире его гостиной. Неотразимая, « как «нате»,
если попытаться описать её появление, прибегая к
цитате из Маяковского. Эта юная особа, не в пример поэтовой, не «мучила перчатки замш» и не заявляла: «Знаете — я выхожу замуж!» — она была
в горячечном возбуждении в двукратной степени
более по сравнению с прошлым разом. При этом в
руках она держала какую-то газету, которую тут
же бросила на стол перед Арсением, сопровождая
408
всё это сбивчатой тирадой, произносимой на одном дыхании:
— Вот мой дядя... То есть вы моему дяде сказали... Он мне сам об этом сообщил... Вы не желаете
этим заниматься. Видите ли, оно вам кажется надуманным. То есть это я надумала и плюхнулась в
обморок. Вот читайте... Это тоже надуманно....
Читайте, господин великий сыщик.... А я, пожалуй, сяду, боюсь вновь плюхнуться в этот... как
его дядя назвал .. в вырубон на почве вегетативного истощения... Он, видите ли, ученый, и ему можно так выражаться в адрес молодой девушки. Златоуст химический...
Тут силы, видимо, оставили юную особу, и она
действительно плюхнулась, но не в обморок, а в
кресло. Устроившись в нём с ногами, гневным и
злобным взглядом начала сверлить Арсения. Тот
попытался предложить ей что-либо из напитков
для обретения равновесия, но визитёрша в ответ
молча пальцем показала на газету, несколько презрительно улыбнувшись при этом. Забродский, конечно, был ошарашен таким натиском, но, совладев собой, взял газету и сразу нашёл в ней публикацию, обведённую фиолетовым фломастером под
заголовком:
Все монстры в гости к нам
 «Говорят, в России давно нет очередей. Мол
ушли в историческое прошлое. А вот когда вчера в
девять утра некий служитель подходил к входу в
409
нашу достопримечательность под номером один
— к «Провалу», то он увидел толпу, состоящую из
человек тридцати, роящихся на площади перед
входом в провальский туннель. Собравшиеся, завидев приближающегося смотрителя, начали выкрикивать в его адрес разное нетерпеливое, типа
«Сколько можно ждать? Где шляешься? У тебя
что ли нет часов? А он их не носит — он счастливый. Ага, счастливый. Поди никак не проспится от
вчерашних возлияний...»
Подошедший тут полицейский стал урезонивать желающих увидеть бирюзовые воды подземного озера и насладиться его сероводородным амбре:
— Пожалуйста, не оскорбляйте человека при
исполнении служебных обязанностей! — на что
кто-то из толпы съязвил:
— А что без исполнения обязанностей можно?
Но блюститель порядка, не обратив никакого
внимания на сей выпад в свой адрес, продолжил:
— Прошу пропустить служащего к входу. И не
толпясь, встаньте в очередь! Организованно, один
за одним...
Люди, услышав магическое слово очередь, мигом
образовали её. Она протянулась от входа мимо одного из львов и далее к стенду, посвященному истории возникновения такого уникального феномена как «Провал». Видимо, сработала генетическая
память. Остап Бендер, с недавних пор стоящий не-
410
далеко от входа, с известной долей снисходительности смотрел на этих праздных людей, которым
делать было нечего с утра, кроме как удовлетворять своё любопытство лицезрением мерзко пахнувшей малахитовой водной глади.
Провал. Пятигорск
411
Служащий, получив доступ ко входу, быстро
подошёл к нему, вынимая тем временем ключ от
его дверей. Подойдя вплотную, склонился над замочной скважиной, вставил ключ в неё и повернул
его. После чего выпрямился и начал было открывать створки двери, как вдруг истошно завопил,
заставив людскую очередь вмиг оцепенеть. Вряд
ли кто-либо другой поступил иначе. Ведь на него
из полуосвещённого туннеля, ведущего к подземному озеру, смотрело зелёноглазое косматое чудовище. Не просто смотрело, а открыв зубатую
пасть, угрожающе рычало, Тем временем его мощный хвост нервно колотил по каменным стенам
туннеля. Увидев это существо прямо перед собой,
служащий неимоверным скачком отпрянул от дверей и, повернувшись к очереди, хотел что-то ей
прокричать, но тут же превратился в безмолвное
изваяние, на подобие тех, что стоят в Музее мадам
Тюссо в Лондоне. И как тут не окаменеть! На площади, на этих узорчатых плитках стоял монстр невиданных размера и облика. Он стоял на задних
лапах, опираясь на огромный хвост. Высотой он
превосходил семь метров, а сам был покрыт густой длинной тёмной шерстью. Огромная зубатая
пасть и мощные лапы с когтями не менее двадцати
сантиметров не оставляли никаких сомнений: неизвестно каким образом перед нашим «Провалом»
обосновалось какое-то доисторическое чудовище,
вдвойне опасное, так как кто-то запер его младен-
412
ца в провальском туннеле. Хотя потом учёные,
рассмотрев снимки с места этого события, утверждали, что, несмотря на жуткий вид, это ископаемое животное совершенно безобидно: оно травоядное. А устрашающий вид имеет ровно для того,
чтобы напугать тех, кто захочет им полакомиться.
Можно утверждать, что полакомиться есть чем: в
нём содержится более четырёх тон мяса. Имя этому чуду мегатерий, что в переводе с латыни обозначает «большое животное». Однако народ, тоже
увидевший это феноменальное существо, ничего
не знал о травоядных предпочтениях этого пришельца, поэтому людей как ветром сдуло с площади перед «Провалом». Хотя нашлось несколько
стойких то ли пятигорчан, то ли курортников, которые не только сфотографировали этого монстра,
но и сообщили о нём в полицию. Правда никто из
этих смельчаков не сделал селфи с этим немаленьким обаяшкой. Но это ещё не конец истории. Дело
в том, что приехавшая вскорости вооружённая
группа полицейских не обнаружила эту доисторическую семейную пару. Она исчезла, не оставляя
никаких следов. Произведённые смывы с поверхностей, на которых могли находиться эти существа, не показали их присутствия. Не смогли ученые
ответить и на вопрос, какова причина такого пародоксального события? Может быть, у читателей
нашего журнала есть версии, объясняющие произошедшее. Обзор этих предположений ждите в
413
следующей нашей публикации.
 Ваш Архип Минералов
— И что у всех видевших это пришествие монстров тоже вегетативное истощение? — едва дождавшись окончания чтения, накинулась Алина на
Забродского. — Что и теперь не видите оснований
для поиска этих негодяев?
— Так кого мне искать? Вашего пропавшего
фотографа, охотника за провальскими духами?
Или каких-то мерзавцев? Или вы видите связь между исчезновениями вашего знакомца и этих чудовищ? Хотя одну связь и я вижу. Они все, появившись, как-то потом исчезали странным образом.
— Вот видите, связь всё же существует. Так
что, достопочтенный сыщик, как не вам заняться
этими появлениями-исчезновениями в одном флаконе, простите за пошловатость формулировки. И
чтобы вам не мешать, я тоже исчезну. А то у меня
в добавок к вегетативному истощению добавится
ещё и нервное истощение. Тогда в таком случае
мне такое померещится, что вам и не сыскать. Так
что не буду искушать судьбу. Желаю детективного везения, — с этими словами она встала с кресла
и продефилировала к двери, вновь приведя Арсения в волнующее состояние магией юной фигуры,
скрытой весьма малым количеством ткани замысловатого расцвета.
— Появление-исчезновение. Исчезновение—
414
появление, — машинально произнёс вслух Арсений, — появление-исчезновение...
Дальнейший ход его мыслей, уже не озвученных, привёл к пониманию, что ему необходимо
ответить на три вопроса, осознавая при этом, что
эти два невероятных события имеют рукотворную
природу происхождения:
Первый вопрос. Как это осуществлено?
Второй вопрос. Кто за всем этим стоит?
Третий вопрос. В чём состоит цель таких «спектаклей»?
На первый вопрос у него уже была гипотетическая версия ответа. Она сформировалась, когда он
ещё изучал обстоятельства, имеющие отношения к
тому, что произошло с Алиной. Это его предположение, казалось, имело веские предпосылки, чтобы быть ответом о причинах появления-исчезновения некоего фотографа. Но отсутствие доказательств, вещественных, зримых, а не умозрительных, удержало Арсения от разговора об этом как с
Вадимом, так и с его племянницей. Однако ужасающее действие, устроенное монстрами на «Провале», убедило Забродского в правоте его предположения. Тогда, допустив, что у всех присутствующих там в то время имело место иллюзорное
восприятие, он заинтересовался природой появления иллюзорных образов. Ознакомившись с некоторыми исследованиями по данной проблеме, он
уяснил, что в данном случае речь может идти о
415
двух демиургах, двух режиссёрах и постановщиках мнимой, но вполне достоверной действительности. Ими является сознание индивидуума и некая внешняя сила по отношению к нему. В случае
с сознанием можно предположить два варианта
причин. Первая имеет отношение к каким-то нарушениям мозговой деятельности отдельного субъекта в силу каких-то органических деформаций
некоторых подкорковых областей. Вторая причина может быть связана с насильственными действиями внешней силы, какого-то человека, позволяющими манипулировать восприятием внешнего
мира, применяя в этих целях наркотики, отравляющие вещества и тому подобное.
Второй вариант причин обусловлен технологией создания иллюзорных объектов с разной степенью достоверности. Речь идёт о так называемых
голограммах, создающих трёхмерное пространство без всяких очков. Случай с монстрами убедил
Арсения, что искусство художественной голографии вышло на новый уровень достоверности. Об
этом свидетельствуют некоторые публикации в
средствах массовой информации. Речь идёт о появлении нового поколения голограмм — оптоклонах — сверхреалистичных полноцветных устойчивых голограмм. Отдельные образцы таких оптоклонов мало того, что воссоздают неотличимые
изображения от оригиналов в статике, но они ещё
передают динамику их движения, дополняя соот-
416
ветствующим звуковым сопровождением: голосом, шумом передвижения — достигая тем самым
неимоверной достоверности. С высокой степенью
вероятности можно утверждать, что появление в
этом историческом месте Пятигорска семьи мегатериев есть ничто иное как демонстрация искусства оптоклонии.
Вопрос, кому удалось такое сотворить, оставался для Арсения открытым. Но для объяснения целеполагания такого фантастического представления у него были предположения. К тому же он для
себя усмотрел во всём этом некую динамику, какую-то экспоненту. Скажем, если в первом случае
жертвой оптоклона стало сознание одного человека, то во втором происшествии жертвой мерзко
ужасного монстра стало сознание толпы, людского сомножества. Если размышлять в таком дискурсе, то следующими подопытными станет если не
всё население этого курортного городка, то значительная часть его. И основания для того прогноза
в полне убедительны. В тех же публикациях сообщалось, что устройства для создания оптоклонов
весьма портативны и легки в использовании, к тому же стоят сравнительно недорого. Так что вооружить десяток и более людей этими «игрушками» и отправить их на улицы города для устраивания таких иллюзорных аттракционов, видимо, коекому под силу. И тогда законно возникает вопрос :
«А зачем это кому-то надо? Какова конечная цель
417
подобных инфернальных демонстраций?»
Первое, что пришло на ум Арсению в ответ на
эти вопрошание, было допущение, что кто решил
так развлечься. Ведь есть определённая категория
людей, которая получает удовольствие от наблюдения за всякими экшенами в жизни: драками, пожарами, авариями. Видеть, снимать, потом постить всё это — жуткое удовольствие для них. Поэтому стать постановщиком того хаоса, что возникнет при появлении в привычной людской среде обитания всяких гигантских змей, кровожадных
рептилий или какого-нибудь миленького динозавра, заглядывающего в окна второго этажа, — для
многих подобных субъектов это предел мечтаний.
Конечно, такое предположение может иметь место. Но Забродский был более склонен к другой
версии дальнейшего развития событий. Именно
над ней он раздумывал после столь демонстративного ухода Алины. Он предположил, а что если
именно: хаос, людская паника и всеобщая вдруг
наступившая неразбериха лучшее условие для реализации преступного замысла. То есть эти два события могут свидетельствать о подготовке или похищения, или убийства, или кражи уникального
предмета. Но есть и другой уровень угроз — дискредитация власти, партийных и общественных
персон. В крайнем случае — террористический
акт или диверсия. Где, когда и при каких обстоятельствах это может произойти — всё это, как пи-
418
шется в добротных криминальных опусах, покрыто мраком неизвестности. Осознавая всё это и понимая, что он лично никак не может противостоять подобным злодеяниям, Забродский отправился
в Следственный комитет города, к одному из его
руководителей, с которым у него были давние товарищеские отношения. Полковник К., выслушав
Арсения, сказал, что многое из того, чего опасался
его гость, весьма маловероятно.
Лермонтовская галерея. Пятигорск.
Но вот предположение о краже является весьма
продуктивным. Тем более что некоторые специалисты тоже склонны считать, что следующее та-
419
кое «представление» может быть ширмой для осуществления криминального замысла. Есть несколько адресов, где такое может произойти. Но
наиболее вероятным таким местом является выставочный зал Лермонтовской галереи. Именно
через одиннадцать дней там ожидается открытие
выставки «Дни Оружейной палаты Московского
Кремля в Пятигорске».
Среди десятков предметов коллекции парадного и охотничьего вооружения, отличающихся богатым декором, наибольший интерес будут представлять два изумительных экспоната: перо-эгрет
с сапфиром и ленный кубок. Последний являет собой серебряный кубок в виде орла с распростёртыми крыльями. Подобные кубки, наполненные серебряными монетами, вручались подданными своему князю. А что касается пера-эгрет, то он был
даром турецкого хана императрице Екатерине
Второй после подписания Кючук-Кайнарджийского мира. В середине пера можно увидеть драгоценный камень — жёлтый сапфир, имеющий запредельную стоимость. Предвосхищая вопрос Забродского, полковник так же проинформировал
его о том, что необходимые меры по предотвращению похищения этих объектов будут осуществлены с высокой степенью эффективности. Но не о
каких подробностях предстоящей операции он говорить с сыщиком не собирается, как и отказывается от любой формы участия Арсения в ней. И
420
заикаться не стоит.Но посетить эту выставку он
рекомендует со всей настоятельностью. На том
они и расстались.
4
В предстоящий вторник ожидалось открытие в
Лермонтовской галерее выставки «Дни Оружейной палаты Московского Кремля в Пятигорске».
Но уже в пятницу Арсений не находил себе места.
Поэтому он был несказанно рад, когда позвонила
Алина и сообщила, что у неё есть два билета на
субботнее представление под открытым небом,
которое будет в концертном зале «Камертон», что
находится в кировском парке. Поэтому она предлагает ему встретиться с ней в шесть часов вечера
у входа в парк напротив Планетария. Концерт начинается в семь, и у них будет достаточно времени и для общения, и для прогулки по аллеям и вокруг пруда. Тогда же она сможет расспросить его
о ходе расследования как её дела, так и дела о
монстрах на «Провале». Арсений скорее из любопытства спросил, кто же будет выступать, хотя
уже сознавал, что даст согласие на посещение концерта кого угодно, хоть хора лилипутов из китайской провинции Ляонин, если такой вообще существует. Но узнав, что будет выступать барабанное
шоу Игоря Родева, пришёл восторг, заявив, что
давно собирался прочистить мозги барабанным
421
грохотом. В ответ он услышал серебристый смех
позвонившей и радостно-удовлетворённое: «Тогда
до встречи!»
Встретившись в означенное время, Алина и Арсений провели время до концерта в довольно дружеской обстановке. Какое-то неожиданное согласие установилось между ним. Даже рассказ Забродского о своих предположениях о природе и
причинах драматических событий, имевших место
на «Провале», не вызвал у его собеседницы никаких особых эмоций. Более того она изъявила желание отправиться вместе с ним на эту ожидаемую
выставку в Лермонтовской галерее. Уж очень ей
хочется лицезреть жёлтый сапфир на пере-эгрете.
Правда поинтересовалась, что это за штука такая
— перо-эгрет? И получив пояснение, что это своеобразная брошь, прикрепляемая к женской шляпе
или причёске, заявила, что тем более хочет пойти,
чтобы полюбоваться украшением, которое носила
на своей голове Екатерина Вторая.
Зрительские места, разделённые на три сектора,
располагались амфитеатром перед сценой. Их места находились в центральном сегменте почти в середине его. Выступление ансамбль барабанов и
солистов начал с популярного хита под названием
«Scentless Apprentice» — «Ученик без запаха». Нарастающий барабанный гул и сиплый надрыв вокалиста тут же дали Арсению понять, что его мозгам уготована не только прочистка, но и частичная
422
ликвидация в лучшем случае. Не успев принять
всерьёз эту угрозу, Забродский краем глаза заметил какое-то движение в правом от него секторе.
Повернув голову, он увидел что зрители этого сектора покидают свои места в невообразимом желании исчезнуть. Причём никто из них не пробирался в сторону прохода, который был между серединным и правым секторами. Они устремлялись в
противоположную сторону — к крайнему боковому проходу у стены. Арсений тут же посмотрел
налево и увидел там такое же людское столпотворение. И в этом случае никого не было в проходе
между этим сектором и центральным. И в этот момент он сам вдруг испытал ощущение всё подавляющей жути. Как такое не испытать, если по проходам, ограничившим центральный сектор с двух
сторон, мерно издавая мерзкий скрежет, двигались
два невообразимых существа. Внешне похожие на
мокриц, эти много членистоногие, одно синего, а
другое зелёного цвета, размером в трамвай, медленно наползали в сторону сцены. Их огромные
тела матово поблёскивали в огнях софитов, а
оранжевые глазища с каким-то жутким безразличием взирали на бегущих от них прочь любителей
барабанного искусства. Зрителям центрального
сектора было некуда бежать: по ближайшим к ним
проходам дефилировали эти непотребные красавицы. Все люди сгрудились в центре сектора, ожидая удобного случая, чтобы сбежать. Однако Ар-
423
сений, прокричав Алине: «Доверься мне. Я знаю,
что надо делать», — схватил её за руку и повёл к
левому проходу. В это время оркестранты прекратили играть и в оцепенении смотрели какое-то
время со сцены в зал. В наступившей тишине Арсений слышал крики, которыми кто-то из присутствующих пытался его удержать от бегства в выбранную сторону, Но он им не внял, увлекая девушку к проходу. Та, не сопротивляясь, не отставала ни на шаг. Через пару минут они оказались у
цели, но гигантская мокрица, так уж случалось, в
этот момент преградила им путь. Арсений рывком, взяв Алину на руки, нырнул в зелёное тело
этого монстра и исчез там. Всеобщий крик ужаса
взлетел до небес. Но тут эта парочка показалась с
другой стороны монстра и побежала к выходу по
проходу. И тут же то ли от такого бесцеремонного
обращения с его телом, то ли по другой причине
это чудовище стало бледнеть, а затем и вовсе исчезло. То же самое происходило и с его синем собратом. В концертном зале внезапно повисла та
тишина, которую особенно оценили бы лигретики.
Однако тут конферансье, извинившись за непредвидимые помехи, с которыми администрация обязательно разберётся, попросил присутствующих
занять свои места, ибо концерт продолжается. И
оркестр, всё увеличивая темп и громкость звучания, начал исполнять «Болеро» Равеля. Арсений с
Алиной этого уже не слышали. Выбежав из кон-
424
цертного зала, они устремились к ближайшей свободной скамейке и плюхнулись на неё в полном
измождении. Отдышавшись, Арсений пустился в
рассуждения, переходя неожиданно для себя в футурологический прогноз:
— Теперь мне понятно, что никакого ограбления во вторник в Лермонтовской галерее не будет.
Создатели чудовищных оптоклонов в нашем городе преследуют, по моему мнению, только хулиганские и эпатажные цели. В последующие месяца таких представлений будет всё больш и больше. И,
вообще, я полагаю, что наступают чудные времена, когда по улицам городов начнут в изобилии
появляться самые разнообразные оптоклоны.
— Я бы не стала их именовать чудными, —
возразила ему Алина, — как по мне, эти времена я
бы определили как жуткими. Я просто не представляю, как буду ходить меж всех этих гадких
фантомов.
— Ну почему обязательно гадких. Представь,
навстречу тебе идут то Магеллан, то Иван Тургенев, то Есенин с Айседорой, то Рамзес II.
— Ага, то сосед по лестничной площадке или
препод из фармакадемии, а я сквозь них прохожу,
не оглядываясь. Это просто будет какой-то трэш
1
,
как говорят мои однокурсники.
— Трэш или не трэш, но нечто невероятное
 
1
 *Трэш — жарг. — что-либо невообразимо ужасное, чудовищное.
425
точно нас ждёт в обществе этих оптоклонов. А
здесь и сейчас я возьму такси и отвезу тебя к тебе
домой, а сам вернусь на Курганную, где останусь
до вторника, пытаясь забыть это нашествие монстров.
— Как ты не понимаешь, мне страшно остаться
одной! И я не хочу, чтобы ты меня вот так взял и
оставил! Я останусь с тобой. Только под твоей защитой я чувствую себя спокойно. И не перечь. Будет так, как я сказала. Ну. пожалуйста, не покидай
меня.
Арсений в ответ признался, что он и сам не хочет с ней расставаться, только вот ему было неудобно предложить ей в ночь ехать к нему домой.
А раз так, то он приглашает её к себе. У него как
раз есть аджапсандал личного приготовления и хорошее вино, а салатик они быстро сочинят и будут
хоть до утра по капле с их помощью выдавливать
из себя страх и ужас, пережитые им в театре «Камертон».
Утром следующего дня Алина, одетая в его рубашку на голое тело, подойдя к окну и разглядывая гору Пост в лучах восходящего солнца, сказала Арсению:
— Эта славная изумрудная горка навела меня
почему-то на мысль, что я знаю за кого на днях
выйду замуж. Ты догадываешься, милый? — на
что Забродский тут же отреагировал:
— Ничего не могу сказать по этому поводу. Но
426
точно знаю, кого возьму замуж через несколько
дней. И пусть хоть какой-нибудь монстр попытается меня остановить!
Серебристый смех был ответом на это его решительное заявление.
Твой смех прозвучал, серебристый,
Нежней, чем серебряный звон, —
Нежнее, чем ландыш душистый,
Когда он в другого влюблён.
Нежней, чем признанье во взгляде,
Где счастье желанья зажглось, —
Нежнее, чем светлые пряди
Внезапно упавших волос.