5. Чёрный квадрат - это сцена...

Владимир Конюков
5. Чёрный квадрат – это сцена…



     Анна Ахматова вспоминала:

    «Я познакомилась с Маяковским в двенадцатом году;
    
    Мне нужно было видеть кого-то по делу в Луна-парке. Тут мне и представили Владимира Владимировича. Он очень настойчиво упрашивал меня прийти на премьеру, но я не могла».

Ахматова не могла прийти на премьеру Маяковского по уважительной причине…
Премьера спектакля основательно затягивалась на полгода… Молодая поэтесса была беременной, благополучно разродилась 1 октября 1912 года, сыном Львом Гумилёвым.
… Ахматова спешила по делу в Луна-парк, договориться со сценой для себя, почитать перед публикой стихи.

     Интерпретация действа того времени, гласит, «Сто лет назад петербуржцы построили свой Луна-парк с Маяковским и сомалийцами».
Да, молодой парень Маяковский, одержимый показать себя, был организатором парка от молодёжи. Свой театр-аттракцион!
А что же за сомалийцы, кто такие? Из справочников.
«В 1912–1918 годы в петербургской Коломне работал Луна-парк с американскими горками, «чертовым колесом» и «человеческим зоопарком». Там в декорациях «аутентичной африканской деревни» жили темнокожие люди (мужчины, женщины и дети), которых организаторы называли «сомалийцами».

«Человеческий зоопарк», модное явление начала ХХ века в Европе, примером из Америки. Чернокожих людей, как зверинец на потеху белокожим, спектакль, сцена… Такое было время.  Ахматова и затем спешила, её стихотворные формы были сценой жизни, посмотреть, чтобы потом писать-сочинять про жизнь…

«Первый луна-парк в России был открыт в мае 1912 года в Санкт-Петербурге на Офицерской улице (ныне улица Декабристов) дом № 39. Построен английской компанией на деньги русского миллионера. Луна-парк Санкт-Петербурга был выполнен в таком же стиле, как и луна-парк Лондона.
… разновидность парка развлечений, несколько аттракционов, собранных в одном месте. Получил своё название вслед за первым Луна-парком, который был назван по названию корабля, участвовавшего в аттракционе «Полёт на Луну
… В 1924 году луна-парк разобрали, и теперь на его месте находится стадион НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

     … Чёрный квадрат конца 19 века, начала 20-го в Европе…
Отношение аристократии, интеллигенции к чернокожему населению, процветание расизма и в живописи.
Представитель, «Альфонс Алле… французский журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист, известный своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками, на четверть века предвосхитившими известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910-х и 1920-х годов.

Также Альфонс Алле известен как «тайный» родоначальник и предтеча концептуализма и минимализма в литературе, живописи и музыке.
Своей похоронно-эксцентрической пьесой «Месть Магнума» (1893—1895) он более чем на полвека предвосхитил минимализм в театре и беллетристике.

… Альфонс Алле изобрёл свою «монохромную живопись» («Чёрный почти квадрат» 1882 г.), формально уступил на первой выставке своему приятелю того времени, тоже писателю-юмористу Полю Бийо)».

Его  ЧЁРНЫЙ  КВАДРАТ (второй вариант-прямоугольник), назывался «Битва негров в пещере ночью», 1882.
«… в Галерее Вивьен, во время выставок «Отвязанного искусства», он впервые экспонировал свои знаменитые монохромные картины. Первым в серии художественных открытий Альфонса Алле стало совершенно чёрное и почти квадратное полотно «Битва негров в пещере ночью» (1882 год), первоначально выставленное в золочёной раме его временным собутыльником и коллегой, писателем юмористом, автором водевилей, Полем Бийо».

     Подражания, аналогии, времена на моду «готика»… Временные рамки, «совершенно чёрное и почти квадратное полотно «Битва негров в пещере ночью» 1882 года и…
Луна-парк 1912 года в Питере, с живой сценой, как зверинец, «чернокожие сомалийцы».
Сцена «чёрного квадрата», молодая поэтесса Ахматова хочет посмотреть, сравнить, впечатлиться, вжиться в эпоху. Задумала личный проект, изучить жизнь и творчество поэта-гения Пушкина. Каково быть человеку, с африканскими корнями, африканскими чертами лица в агрессивном белокожем жестоком расистском «белом» обществе.

     Кто хоть раз побывал в театре, видел, бросается в глаза… Сцена, игра актёров и фон, задняя стена. Оформление, вид и нередко явью… абсолютно  ЧЁРНЫЙ  КВАДРАТ. Особенно заметно с задних последних рядов театра, освещение подыгрывает.
Артисты, мужчины и женщины  ИГРАЮТ  сцены  ЖИЗНИ… Прошлой, древней, настоящей. Роли положительные, отрицательные на фоне действительности «чёрного квадрата».

Прошлая древняя жизнь - игра, мужчины и женщины в чёрном, мрачном, готический интернациональный проект мирового театра.
Настоящая жизнь – игра (и изощрённая), мужчины и женщины в разноцветье, как будто всегда радость, так требуют современные правители…

Великий драматург, «наш», Уильям Шекспир, сказал:

Весь мир – театр, а люди в нем – актёры.

Аналогии Ахматовой, очередное время моды на «готику», направление – «кубизм». Оформление журналов, книг, плакаты, лозунги, девизы, практикуются живописцы, писатели, театры. «Над нами небо, черный квадрат» - мир, в котором живёт. А мир –это театр, там актёры, сцена… У сцены в глубине окончание,  КОНЕЦ (аллегории) – ЧЁРНЫЙ  квадрат!
Люди, зрители зала, постоянно видят чёрный квадрат, отвлекаются от монологов актёров, впадают в прострацию…

Почему заметная часть зрителей, откровенно засыпает в театре?
Психологически… Усталость, разморило теплом. Однотонность монологов, текстов. Размеренность сюжетных линий спектакля. Нет!
Невероятное! Убаюкивает  ЧЁРНЫЙ  КВАДРАТ  глубины сцены… Тёмный, серый, тусклые оттенки, цвет в черноту…

Даль символическая внутренняя, погружение психики зрителя в мысленные рассуждения с самим собой, отключение сознания гарантировано, зритель впадает в крепкий сон. Его отвлёк фон, на котором происходит  ИГРА  артистов, зритель подспудно понимает, это только игра…
Завлечь зрителя, отвлечь мощной игрой, талантливой, не зря призыв.

СИМВОЛИЗМ на сцене. Разница, просто зритель, выбравшийся в кои века в театр и придирчивый театрал, не раз видевший пьесу, следящий за мимикой, жестами, настроением актёра, т.д.
«… выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая — есть ложь» — стих русского поэта Фёдора Тютчева.
Плохая игра артистов, неправдоподобная по Тютчеву, - это ложь, вкупе с мрачным фоном сцены – чёрный квадрат…
 
«Авансцена…  — передняя часть сцены-коробки. Занимает пространство, равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы».
Авансцена зрителю не видится «чёрным квадратом», пример театра на Таганке, Высоцкий гордился: мы-артисты, единое целое со зрителями, зрительным залом. Сцена старого театра, как продолжение зрительного зала, была конструкцией без глубины, сплошная авансцена!

Или Маяковский, единение с залом… Читал скандальный стих «Вам» с авансцены, зрителям было не до сна, «чёрный квадрат» сцены отсутствовал, не мешал. «11 февраля 1915 года. В кабаре «Бродячая собака» состоялся «Вечер пяти», на котором присутствовали Маяковский и Ахматова. Маяковский прочитал стихотворение «Вам!», что «имело действие грома, получились даже обмороки». … Ахматова вспоминала:

    «Они орали, Маяковский стоял на эстраде совершенно спокойно и, не шевелясь, курил огромную сигару… Да. Вот таким я и запомнила его, очень красивым, очень молодым, большеглазым таким, среди воющих мещан».
На таком Маяковском не заснёшь… Он читал стих вне «чёрного квадрата», о чёрном квадрате, он на авансцене!

Вам!

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл***м буду
подавать ананасную воду!       

1915 год, шла 1-я Мировая война.
Образно, сцена, авансцена… На фоне  ЧЁРНОГО  квадрата, мировое пространство бессмысленных жертв, миллионных смертей народов мира.
Об этом же на несколько веков ранее…
ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ Шекспира, процветала готическая «интернациональная» мода на «готику», вторая редакция знаменитой фразы,

Вся жизнь – театр, а люди все – актёры.


Продолжение следует.