Моя жизнь, мои думы

Евгений Радомысельский
На иллюстрации мне 4 года. У меня на руках щенок Черныш. На фото видны его уши и хвост.

Как быстро пролетела жизнь. Она, как и у почти всех людей, состояла из детства, юности, самонадеянной взрослости и пожилого возраста. И сейчас пришла старость.

Детство моё связано с семейными заботами и семейными радостями. Вспоминается, как заболела сестрёнка, и её врач решила поместить в больницу.  Меня очень расстроили слёзы мамы, и я решил ей помочь: взял игрушечное ружьё и решил прогнать «злую докторшу».  Я подошёл к ней, навёл ружьё и, что было силы, закричал: - «Тылю, тылю...». Этим я предупреждал её, что готов её застрелить. Мне тогда не было ещё трёх лет.

Помню мамины слёзы, в марте 1953 года, когда умер Сталин. Мама плакала и повторяла: - «Как мы теперь будем жить?».

Помню, как сестра – ученица 1-2 класса важно делала уроки за большим письменным столом, а я сидел под столом и думал, как же хорошо быть школьником.

Надо сказать, что по размеру я всегда был не велик. Наш столовый стол лежал на основании из четырёх опор, собранных на расстоянии 25 см. друг от друга, и которые потом расходились  прочными опорами на полу. Для меня эти опоры составляли удобную беседку, где я любил проводить время с игрушками и книжками.

Иногда я представлял, что если к нам заберётся злой Бармалей, то я его обязательно напугаю своим метким ружьём.

Когда я подрос и выбрался из своей любимой «беседки», то папа купил мне «чудо велосипед». Его необычайность заключалась в том, что он был большим трёхколёсным велосипедом с настоящей цепной передачей. Когда я уверенно освоил езду на нём, то папа взял инструменты, и превратил его в двухколёсный.

Он был не высок, лёгок, имел только одну передачу и не имел свободного хода заднего колеса. Колёса его 50 см. в диаметре, имели жёсткие резиновые шины. Его педали надо было постоянно крутить. Но это не мешало мне кататься на нём во всё время прогулки в садике напротив нашего дома. Однажды, поздней весной, катаясь на нём, я так разогрелся, что мама сняла с меня курточку и рубашку, оставив в одной маечке.

Потом началась школа. Мама мне купила серую форму: брюки и гимнастёрку с белым подворотничком, школьный ремень, фуражку с околышком, и кожаный портфель. И я стал похожим на всех учеников нашего класса.

В нашем классе училась дочь директора школы, и он убедил Елизавету Александровну – старую учительницу (ещё преподававшую в гимназии)  вести наш «А» класс. Она учила нас аккуратности, дисциплине и старанию. До сих пор вспоминаю её наказ нам сидеть, сложив пальцы в замочек, когда мы слушали её объяснения или художественное чтение.  А ещё, она учила нас танцевать полонез. Я, как самый маленький, танцевал с самой маленькой девочкой в нашем классе. Потом, после окончания школы, она вышла замуж за самого высокого выпускника.

Юность началась, когда мы из «октябрят» стали «пионерами». Юность  - это, прежде всего книги. Я читал их запоем. За завтраком, обедом и ужином. Не отставала от меня и сестра. Чтобы дочитать интересную страницу, она даже использовала старый электрический фонарик под одеялом, после того, как мама уложила нас по кроватям.

Зато однажды, на уроке истории я увлечённо пересказал события восстания сипаев, вычитанные в книгах «Пламя гнева» и «Опасный беглец»  Э.И. Выгодской, за что получил заслуженную 5, и уважение одноклассников.

На уроках физкультуры я не был отличником, но и не «плёлся в хвосте». Однажды я придумал одно упражнение, которое мне служило до самого окончания школы. Я решил, что ноги: совокупность костяка и соединительных жил – отличная пружинистая система. Ногами надо не перебирать, их сгибая, а отталкиваться вытянутыми и максимально напряжёнными, как настоящими пружинами. При этом я развивал довольно приличную скорость. Однажды, возвращаясь с урока физкультуры, который проходил в Таврическом парке, я обогнал всех соучеников, используя эти «заячьи» прыжки. Мальчишки нашего класса удивились: -«Как ты нас обогнал».

Но, то, что было доступно в 11 лет (при весе около20 кг.), стало опасно в 45 (при весе за 60 кг.). Просто, однажды я своим детям продемонстрировал, как я тогда прыгал. Им понравилось. Но, на следующий день я не смог ходить из-за растяжения связок. Все три недели отпуска я еле «ползал», пока не прошли сильные боли.

О моих прыжках-тренировках остались только воспоминания, да сны, в которых я без всякого напряжения взлетал к потолку, и летел над городом, преодолевая глупые ограждения элитных домов.

Самым глупым ограждением в Санкт-Петербурге стала изгородь вокруг музея Александра Суворова. Напомню, что этот замок-музей был построен на народные деньги в 1904 году. В 90-е годы ограду возвели вместе с золочёным орлом и памятником генералиссимусу. По-видимому,  чтобы обезопасить памятник и великолепные мозаичные панно на здании, всё огородили решёткой под старину. Это новое явление в нашем городе. Огороженными стали Александрийский столп и  музей Суворова. Но, если ограда Александрийского столпа не мешает его просмотру, то ограда музея создаёт препятствие просмотру памятника и панно. Одно время на огороженном газоне красовалась табличка «Выгул собак запрещён», но потом её убрали из-за полной нелепицы запрета в огороженном пространстве.

Моя взрослость началась в 17 лет, когда я устроился в ЦНИИ Морского флота лаборантом. Могу сказать, что у меня продолжалась учёба, теперь уже в институте Авиаприборостроения. Работа – проведение испытаний различных материалов на кавитацию. А так же летняя работа в подшефном совхозе и участие в городской дружине. Потом служба в армии. Потом опять работа и постижение инженерной премудрости вычислительной техники. Потом работа механиком в частной фирме. И, наконец, пенсионное время с возможностью писать на «Прозе.ру».

Мне пришлось увидеть расцвет СССР, его могущество, и закат. Учёные социологи утверждают, что это экономически закономерно. Что невозможно хорошо управлять огромной страной из центра. Свободный рынок более эффективен, чем плановая экономика.

Но все эти утверждения являются голословными. Они не опираются на знание основного элемента любой экономики – людей, с их свойствами и устремлениями.
Рядом две страны Украина и Белоруссия.  В одной сплошное казнокрадство, в другой – относительный порядок. В чём причина? Причина в гос. устройстве.  А это – результат подбора соответствующих кадров (людей).

Каковы порядки в России? Не могу точно утверждать, но совсем недавно, в 90-е правили балл расхитители и спекулянты. Для них свободный рынок был более чем эффективным. А вот для промышленности СССР – России, «свободный рынок» обернулся трагедией. Пострадали, прежде всего, советские мастера – умельцы, золотые кадры промышленности и сельского хозяйства.

Такая метаморфоза СССР – России не случайна. Она является всеобщей социологической закономерностью: «болезнью избалованной сытости». Или как я её назвал «Социологическим законом Платона».

Мелкие предприятия и «фирмочки» сейчас не способны обеспечить полное импортозамещение того, что необходимого для нормальной жизни России, прежде всего из-за кадров и ресурсов. Воссоздание промышленных гигантов – дело не одного дня. Да и, просто, Россия сейчас этого не желает. Она просто готова только к смене западных поставщиков на восточных. Будут ли они надёжнее? Время покажет.