Ч. 36 И на войне бывают чудеса

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/11/09/871

В Чёрном море иногда наблюдается свечение. Оно вызывается живущими в воде одноклеточными водорослями, которые в определенное время года светятся под воздействием механического раздражения.

Свечение моря  позволило наблюдателям видеть следы проходящих вблизи корабля торпед. Противник тоже видел бурун у форштевня  и кильватерную струю. Итальянские катерники старались не рисковать.

Как только они входили в зону поражения артиллерии крейсера и лидера, то неприцельно сбрасывали торпеды или уклонялись от атаки.

Другое дело - немецкие лётчики. Те проявляли смелость и настойчивость. Очевидно их распирало желание потопить крейсер. Наблюдать за крейсером и лидером противнику было легче по вспышкам в стволах артиллерийских установок и большим силуэтам на фоне серого неба.

Во время войны на корабли наносили маскировочный камуфляж, который искажал для атакующего курсовой угол. Потом рассказывали как анекдот, что командир лидера, посмотрев в бинокль на крейсер, ещё не зная о попадании торпеды в крейсер, с восхищением сказал: «Надо же, как «Молотов» закамуфлировали, он даже кажется короче».

Атаки прекратились в три часа ночи. Вот как писал об этом Борис Фёдорович Петров: «Ночь так взвинтила нервы, что усталости не чувствовалось, люди даже не боялись рассвета, говорили: «Скорее бы рассвело, хоть видно будет, куда стрелять».

Когда разобрались с состоянием машины и котлов, Басистый поручил Петрову и старпому Домнину установить, сколько оборотов нужно давать каждой машине, чтобы корабль шёл прямо.

Командир крейсера капитан 1 ранга Романов удерживал при помощи реверсов машинами генеральный курс. Левая машина работала в режиме «полный вперёд», а правая -  «самый малый назад».

Крейсер шёл, уклоняясь то вправо, то влево, но генеральный курс удерживался. Ход был недостаточный, чтобы до рассвета оторваться от побережья, занятого противником.

Басистый первое донесение отправил шифровкой по радио сразу же после попадания торпеды в цель. Вторую шифровку он отправил в два часа ночи, доложив характер повреждений, местонахождение кораблей, курс и скорость. Контр-адмирал просил к рассвету выслать для прикрытия истребители.

Командующий флотом приказал принять все меры к спасению крейсера и сообщил, что на помощь крейсеру высланы корабли и самолёты. Когда рассвело, лидер шёл впереди крейсера.

Внезапно появилась группа самолётов. Приготовились отбивать атаку, но один из самолётов подал сигнал ракетой «я свой». Это были истребители, отправленные командующим флотом.

Потом появились четыре МБР и начали поиск вражеских подводных лодок. И, наконец, подошёл эсминец «Незаможник» и сторожевые катера. Но противник не отказался от намерения потопить крейсер.

На подходе к Новороссийску крейсер атаковали четыре торпедоносца. Они разделились и пошли в атаку с разных сторон. Командир БЧ-2 приказал поставить завесу из водяных столбов перед торпедоносцем, который атаковал с кормы.

Кормовая башня главного калибра дала залп снарядами, снаряжёнными чувствительными взрывателями, срабатывавшими от удара о воду. Стреляли в воду. Перед самолётом выросла стена из водяных столбов, самолёт отвернул в сторону.

От остальных отбились зенитной артиллерией.  Видели только две торпеды, остальных не наблюдали. Один из торпедоносцев попытался атаковать на траверзе крейсера, но на него пошёл  в лобовую атаку МБР, выпуская какие-то вспышки.

Немецкий лётчик, возможно, подумал, что это какое-то новое оружие, и торпедоносец, вооружённый пушкой, отвернул от самолёта, вооружённого только пулемётом.

Потом выяснилось, что советский лётчик стрелял в него из ракетницы.
Контр-адмирал Басистый впоследствии ходатайствовал о награждении отважного экипажа МБР.

После боя стали разбираться с потерями. Четырнадцать человек утонули вместе с кормой. Ещё четверо были убиты, семь человек ранены, из них три были в тяжёлом состоянии. Командир крейсера приказал похоронить четверых убитых в море.

Мой отец, находившийся рядом с командиром, попросил похоронить моряков на берегу, рядом с трагически погибшим в Поти помощником командира корабля, любимцем команды В.Н. Карасиковым. Но Романов оборвал его: «Занимайтесь своим делом!»

Отец считал, что могилы могли бы посещать родственники и товарищи по службе, он  был уверен, что прежний командир, Юрий Константинович Зиновьев, так бы не поступил.

Завёрнутые в брезент с привязанными тяжестями тела краснофлотцев И.А. Гарамова, Б.А. Яковлева, П.М. Погорелова, М. Н. Тюрикова похоронили в море.

Короткий митинг свободных от вахты, трёхкратный оружейный салют, тела скользнули по доске в море, а потом по трансляции объявили: «Команде ужинать!» Штурман записал в навигационном журнале время, отсчет лага, широту и долготу места, где похоронили краснофлотцев.

Удивительные случаи происходили на войне. К чудесам относится спасение краснофлотца К.Д. Ясника. Когда прекратилась стрельба, санитар Игнатов, находившийся в кормовой части, услышал стон.

Он выглянул наружу, за оборванные листы корпуса, и увидел висевшего над водой Ясника. Игнатов позвал на помощь других краснофлотцев. Они осторожно подняли на палубу находившегося без сознания моряка, который был тяжело ранен в ногу, и отнесли его в медпункт.

Оказалось, что во время взрыва его выбросило за борт, но он зацепился лямкой сумки противогаза за торчавшую из оборванного листа заклёпку.

Сначала Ясник кричал, звал на помощь, но его никто не слышал из-за стрельбы, а потом он потерял сознание. Так и висел на лямке противогазной сумки несколько часов, пока его случайно обнаружили.

3 августа в 21.40 корабли встали на якорь на внешнем рейде Поти. Там отца ждал неприятный «сюрприз»: командир кормовой башни главного калибра доложил ему, что в один из стволов дослали снаряд, но выстрелить не успели.

Отец пошёл к командиру и попросил разрешения произвести выстрел в сторону моря. Дело в том, что существовал категорический приказ командующего флотом, запрещавший в базе иметь заряженные орудия.

Оставлять снаряд в стволе тоже было нельзя: стволы предстояло почистить после стрельбы, и крейсер становился на ремонт. Командиру крейсера, чтобы дать команду для производства выстрела, самому требовалось получить разрешение. А нервы у всех и так были на пределе из-за повреждения крейсера.

Романов сказал: «Я обращаться ни к кому по этому вопросу не стану. Делайте, что хотите, но чтобы снаряда в стволе не было! Иначе пойдёте оба с командиром башни под суд».

Чтобы читателю было понятно: снаряд к артустановке МК-3-180 имел массу 97,5 кг. Снаряд досылался в ствол с такой скоростью, что врезался ведущим пояском в нарезы ствола, при этом с взрывателя снималась первая ступень предохранения.  Заряд подавался отдельно.

Отец отправил командира башни подобрать бревно. На крейсере для подкрепления переборок и для крепления пластырей в случае пробоины они имелись. Сам же сделал чертёж и отдал в мастерскую корабельным умельцам выточить из стали что-то похожее на стакан.

Этот «стакан» он надел поверх взрывателя, что было, мягко говоря, непросто. Затем построил команду башни, объяснил задачу и сказал, что выполнять её будут только добровольцы. Не отказался никто.

Тогда он сам и командир башни первыми встали у дула орудия, вместе с краснофлотцами взяли бревно и стали осторожно постукивать по «стакану», который закрывал взрыватель. Им удалось  выбить снаряд из ствола. Взрыватель отец сам выбросил за борт.

Доложил командиру, что снаряд извлекли. Естественно, что в официальных документах этот эпизод не фигурировал.

Вскоре буксиры ввели крейсер в порт, поставили в док, и началась уникальная операция: отрезали корму от недостроенного крейсера «Фрунзе»  и приварили к крейсеру «Молотов».

Ремонт занял восемь месяцев при круглосуточной работе. Помимо заводских рабочих, им занимались моряки из БЧ-5, а добровольцы из других боевых частей пошли на фронт. Довелось воевать на суше и моему отцу.

За время ремонта из тех, кто воевал на суше,  краснофлотцы Г.И. Лишаков и А.И. Головкин из артиллерийской боевой части стали Героями Советского Союза за форсирование Днепра, другие были награждены орденами и медалями.

Потом их всех, кто остался жив, после окончания ремонта вернули на крейсер.

Продолжение http://proza.ru/2022/11/11/1987