судьбы людские

Александр Дробноход
    К концу дня солнце, как футбольный мяч скатывалось к горизонту. Восточный суховей сбавил обороты,  повеяло прохладой.Скрипнула входная дверь,показалась хозяйка дома. Вдохнув свежего, прохладного воздуха произнесла:« Наконец-то можно отдохнуть от жары!»
    Она направилась в сторону сада.  Мария Ивановна Ключко, сидя в тени под старой сливой, вздохнув, подумала: « эх, если бы я смогла вернуть годы назад, как много я могла бы изменить. Успела бы и соломки подстелить, как говорят в народе, чтобы не споткнуться, просто по-другому стала бы жить.  Ведь при жизни совершаем непростительные ошибки, которых можно избежать.  Ан нет, всё норовим по-своему.  Да и я не исключение»,- произнесла вслух Мария Ивановна и замолчала. Вид её напоминал старуху.  Сгорбившаяся, она сидела на лавке, опираясь о клюку. Глаза её были направлены вдаль. Она то и дело разминала кисти рук, видно было - морщась от боли, она страдая переносила эту муку.
 
   К ней подошла соседка Клавка. Прихрамывая на правую ногу, Клавка поздоровалась с Марией, попросила: « подвинься Мария, присяду!  Уж как болит нога! А чего ей не болеть? Был бы спидометр, как на машине, то наш километраж не счесть. Вспомни, тяпку через плечо, сумка с едой в другой, бегали на прополку за 10-12 км  да обратно".
"А что в молодости бегали, так это, как говорится для разминки организма", -сказала Мария Ивановна.

"Вспомни-ка Маруська,- толкнув рукой в плечо,- какие наши молодые годы, веселье, смех, игры, невзирая на голод и холод, мы всегда были весёлыми. Эти невзгоды не были помехой, чтобы заглядываться на парней красивых, статных. Помню, как ко мне подошёл Колька Иванча, на нём сапоги в гармошку, фуражка восьми клинка с розой. Эх красавец, да и только! Подошёл значит, ко мне и даёт мне маленький букетик полевых цветов, направив просящий взгляд  голубых глаз на меня - «возьми  Клавочка этот букетик! Не откажи».  А я-то сдуру  и ляпнула: - чего это ты выдумал?  А сама отвернула взгляд в сторону, думаю,  хотя бы ещё раз предложил." Сердечко моё, возьми пожалуйста!" - повторил он.

  До этого мне никто не дарил ничего. И я подумав, сказала себе -  "чай не каждый день дарят цветы!"  и протянула руку. Он нежно вложил в мою руку букетик, сопровождая словами "пусть жизнь тебя Клавочка, как можно чаще радует, пусть сбываются чудесные мечты, пускай тебе счастье само в ладони падает, как эти собранные мною цветы".
   В этот момент я почувствовала теплоту во всём теле, щёки зарумянились. Мне показалось, что все смотрят только на меня. Я опустила глаза, Коля присел рядом, взяв ладонь в свою,  сказал:  « успокойся милая, я с тобой!» «Спасибо» - еле выговорила я.   Возвратившись домой, рассказала маме -  я такая счастливая! Счастье льётся через край.  Мне кажется, что это навсегда.

   "Эх дочка! Мы не можем в жизни всё до мелочей предугадать, но зато мы можем верить и мечтать. Просто верь, что ты всегда счастливой будешь, ведь счастье всегда рядом, стоит только подождать". Мама обняла дочь, продолжила свою поучительную речь. "Как лепесток добавив к лепестку, цветок прекрасный может получиться, так и маленькие твои радости пускай в одно большое счастье превратятся". Клава замолчала, направив вдаль свой взгляд. Так продолжалось два года. Я была счастлива. После свадьбы, дети появились, новые заботы, которые преодолевали вдвоём.  Воспитывали детей в духе патриотизма, любви и уважения к людям, окружающих их,особенно в отношении старших. В итоге выросли дети умными,окончили институты,работают,  но несмотря на загруженность не забывают нас, помогают и физически и  финансово, да и не забывают  сказать нам родителям ласковые слова. Вздохнув, Клавдия продолжила свою речь. Невооружённым глазом можно определить её по лицу, что она безмерно счастлива. Помолчав, сказала « приезжают частенько с подарками. Лучший из всех подарков они дарят мне вновь  и вновь -это их ко мне любовь".  Направив взгляд в сторону Марии Клавдия заметила, что по щекам ее поблёскивая катились слёзы. "А что так?"- с тревогой в голосе спросила Клавдия. "Да так! Вспомнила свою молодость похожую как две капли воды, а потом не хочется и говорить"."А ты расскажи, легче на душе будет, поверь мне".

  Мария вытерла слёзы, начала свой рассказ. «Молодость у меня  Клавочка, была бурной, не хуже твоей". Мария направила взгляд в небеса, как бы обдумывая, после улыбнувшись сказала: « как-то пришла на танцы, это было в новогоднюю ночь. Ночь выдалась  лунная,тихая, накануне выпал снег. Деревья,кустарники, дома покрыты снегом. Каждая штакетинка забора была одета в снежную шапочку.  Настроение прекрасное, праздничное. Подходя  к клубу, я, как сейчас помню одела маску и вся такая разодетая в блестинках зашла в танцевальный зал. Танцы были в полном разгаре. Все танцевали по парам, а около печки в углу стоял молодой красивый парень.  Мне он был не знаком. Заметив меня, незнакомец подбежал ко мне, без разрешения повел меня к танцующим. Протанцевали всю ночь напролёт с этим незнакомцем. Наконец я открыла ему своё лицо, сняв маску из фазановых перьев.  Я увидела его счастливые  глаза, ведь  глаза - зеркало души . Но чувство возникшие между нами было настоящее, не поддельное. Услышать зов любви порой было трудно,ведь под маской были скрыты  наши лица. И я поняла , что разгадать загадку я сумею и верю, что любовь легкой поступью войдет ко мне.
 
  Прошло два года.  Два  года длилась моё счастье. А в один из чудесных вечеров он взял меня своими крепкими руками за плечи и глядя в глаза сказал мне: « люблю тебя нежно, целую сладко, обнимаю крепко». Он исполнил все, о чём только что сказал, а я почувствовала, что наконец-то настал долгожданный момент, когда я должна дать ответ. Не смущаясь, ответила ему тем же и готова стать его верной женой.
 
   А потом свадьба, дети... Мария замолчала".  "Ну, а дальше что было?" "А дальше что-то в нём надломилось.  Муж начал пить, не работал. А если где и заработал какие-то гроши, тут же пропивал их. Со временем исчез на  целых 10 лет. Ну, признаюсь я и не искала, дети выросли, выросли и проблемы. Старший Иван, как то пришёл пожаловаться –денег нет. Иди работай – предложила я. От работы кони дохнут! – сказал, как обрезал.  "Ты же бабушка, вот и помогай нам. У тебя всё есть, да и нечего тебе не надо.  Да и выросла ты с такого возраста сладостями баловаться, да подарки принимать, - категорично заявил Иван. Мы с братом Лёнькой разговаривали на эту тему, пришли к общему мнению".  "Ну и что вы решили?" -поинтересовалась я. "Дело простое и важное,- продолжил Иван, - продавай дом и ступай себе в стардом, там тебя и накормят и напоят, уход как-никак, да внимание. А то мы тебе воткнём   в одно место да побольше, улетишь сама."

   "Нет сынок, у меня есть свой дом и из него мне уходить нет надобности.  Отдых заслуженный я заработала честно. Государство позаботилось обо мне, получаю пенсию". "Ну что же мать, не хочешь по-хорошему, будет по-плохому!" Хлопнул дверью, ушёл целый месяц не являлся, и вдруг рано утром примчался. Глаза бешеные, испуганные и говорит  - "мне деньги нужны, срочно!"  "Иди заработай" –посоветовала  я. "Твои советы мне и на фиг не нужны, мне деньги нужны и много! Проигрался я в карты, ты понимаешь, мать, проигрался! Через пол месяца  я должен отдать!-  Он заплакал,- ведь убьют меня! Продавай дом и срочно!" - в приказном порядке сказал он. Я была в шоке, я не знала, что и делать.

 "Что ты сынок наделал?"- причитала я. "Хватит причитаний, покупатель есть". Я потеряла сознание, упала. Лежу значит на полу,приходя в сознание. Слышу говорит- "разлеглась тут как корова". Взял ведро воды стоящее в уголке да и вылил всю воду  на меня. Я очнулась.

  Мария обратила взгляд на Клавдию. Та после слов «вылил всю воду на меня», вздрогнула, не выдержав  вслух высказалась "какого же паразита выходила!" Плюнув в сторону, она вытерла краем фартука рот, ну и спросила "и чавой то дальше было?"
 
  Через часа два покупатель был в доме. В торговлю я не встревала, сделку сделала конечно с моей подписью. Вот так Клавочка, я лишилась дома, построенного вот этими руками. Всем миром строили. "А живёшь-то ты в чьём доме?" - поинтересовалась Клава. 

  "Дом-то этот был ничейный, старики померли, родственники разрешили жить в нём до конца моей жизни. Тебя  Клавочка, ещё не было в селе. Твой дом где был построен здесь или в другом селе?" "В этом, второй дом от переулка, сейчас там живёт Ванька косой".   Несчастный дом, человек пять хозяев поменялось. А в стардом-то  я Клавочка, так и не пошла.  Вот и живу в этом доме  царство небесное родственникам. Наступила гробовая тишина. Обе молчали, думая каждый о своём.
Клава нарушив тишину спросила - ну дети-то твои были у тебя? "Нет. Вот уже лет 20 не виделись. Даже не знаю живы или нет. Внуки и те поразъехались, да и я как-то  с холодком отношусь. Живу будто я всю жизнь прожила сама.

   Во дворе послышался лай дворняжки. "Ой Клавочка, кто-то пришёл ко мне, вроде бы никого не ждала".  Опираясь на клюкву, Мария Ивановна, подошла невесть к какому забору и заметила стоящего мужчину. "Ну здравствуйте! Чем обязана я вам?" -" А вы что меня не узнали?"  "Нет, конечно, глаза плохо видят. Кто вы будете?"  Мужчина  замялся, после чего сказал- "да я Димка, вы мне ещё дом свой продали!"  Он стыдливо опустил вниз свои красивые глаза.  "Вот приехал навестить вас, которую тот раз обидел!"

   Мария Ивановна спохватившись предложила зайти в дом чайком побаловаться. Чай из листьев смородины мяты и веточек вишни. "От такого чая я не откажусь"! - сказал гость. Зайдя в дом, Мария Ивановна непременно спросила "сынок, а звать-то тебя как? - Димка! -ответил он. "И что привела тебя Димочка, к одинокой старушке. "Расплачиваться!" Мария от услышанного  чуть было не упала в обморок. "За что? Я никому не должна".

  Димка обнял её за худенькие плечи и так тихо шепнул "за то, что лишили вас жилья. Я ведь дружил с вашим сыном. А когда он попал в беду, я и выручил его, выкупив у вас дом, чтобы расплатиться. После того я больше его и не видел. Кстати где он сейчас?"  "А бес его знает. Я думаю что его и в живых уже нет". Димка помедлив,как бы  подоходчивее объяснить причину его появления в её доме. "А я если честно приехал за вами". На его лице появилась добрая милая улыбка. Мария Ивановна смотрела на него удивлёнными широко раскрытыми глазами. "А я-то тут причём?"

    "Все эти годы мучил меня этот вопрос, как червоточина точила изнутри. Мама моя, царствие ей небесное говорила -Сынок, забери её к нам". Сколько раз порывался приехать, поговорить, поддержать, оказать помощь. Лицо Димки покраснело, ему в этот момент было стыдно. "Ведь сколько лет прошло, подумал - видите ли нашёлся благодетель! А тут непорядок в работе, всё это отодвигало в сторону на потом это решение. Мамы моей не стало, лишился я лучшего друга, верного советчика, то есть самого дорогого человека. Вот тут-то и вспомнил, всплыл вопрос. Настало время забрать, чтобы дать возможность пожить в достатке, окружить вас вниманием, заботой. Вот поэтому я здесь!-улыбаясь сказал Димка. Да и просьбу моей мамы я обязан выполнить. Так что собирайтесь поедем жить ко мне. Вы только не беспокойтесь, дом у меня большой, будете жить полноправной хозяйкой, руководить прислугой, да к тому же вам надо ещё и поправить своё здоровье, отправлю вас на отдых.

    Глаза её бегали со стороны в сторону. Мария Ивановна старалась находить всякие способы, чтобы отказаться от такого предложения но всё это было напрасно. Димка был неумолим. Так она не смогла отказаться от заманчивого предложения. Попрощавшись с соседкой Клавой, они покинули этот дом, а Клавдия долго стояла махая платочком вслед удаляющейся подруге. После чего вытерла слезу, перекрестила троекратно, сказала- "так пусть эта добрая старушка хотя бы на старости поживёт по-человечески.

    Так Мария Ивановна попала в дом Дмитрия. Он по приезду познакомил её с домочадцами и прислугой, объявил им, что с этого момента назначает старшей по дому Марию Ивановну. С каждым днём она становилась всё увереннее. Хозяину очень понравилось её отношение к работе, старался каждый день приносить букет цветов. Вручая сопровождал словами- "это тебе мамочка!" Она настолько привыкла, что Димка называл её мамой, что сама стала считать его своим сыном.

     Время шло. Как-то Во время обеда охранник подошёл к Диме, сказав что к нему пришёл человек по вопросу трудоустройства. После обеда явился к нему в кабинет хромой, волосы седые до плеч, без одного глаза. Хотя бы какую-нибудь работу, чтобы зарабатывать на пропитание. А сам-то худой, глаза запали, пальцы на руках в шишках. "А почему бы не помочь - подумал Дима. Что-нибудь придумаем" -произнёс обнадёживающие слова. Пришелец как-то взбодрился духом, поблагодарил. Диме показался голос знакомый. Хорошо присмотревшись он узнал своего давнишнего товарища. "Ну здорово Иван". Тот поднял свои постоянно опущенные глаза, только теперь узнал своего спасителя Димку.

   "Ну здравствуй Димочка! Мой ты спаситель"! Иван рассказал о своей судьбе. "А сейчас я тебя познакомлю с кем-то.  По пути встретили идущую по делам Марию Ивановну. Остановив, нежно взял её за руку, сказал- "знакомьтесь, Иван Николаевич будет работать у нас". Иван остолбенел, увидел мать одетую и при здоровом теле, тем более хозяйкой дома. Она не побрезговала протянула руки Ивану, спокойно сказала- "Мария Ивановна". Иван кинулся обнимать,плача и крича" мама, моя мамочка!Прости меня." Она сразу и не признала, только потом из разговора поняла, но твердо и уверенно сказала показывая пальцем на Дмитрия -"Это мой сын и точка"- а сама не выдержав, кинулась ему на шею, обнимала, целовала приговаривая - "да мой же ты сыночек, как же тебя жизнь безжалостно била и кидала!" Дима выделил отдельную комнату ему рядом с комнатой матери. Так они прожили вместе в доме замечательного человека с добрым сердцем до конца своих отведённых богом дней.






          Дробноход А.Я.        с. Лопанка