Виртуоз лести

Игорь Барнет
Если два человека находятся в неких особых отношениях (тут не важно качество такой "особенности"), но отношения эти осложнены, между ними может иметь место интересная сценка. Предположим, второй невольно делает в отношении первого что-то, что может быть расценено первым, как знак внимания. Первый понимает, конечно, что этот "знак внимания" оказан невольно, но ему всё равно было бы приятно представить себе, что второй  о к а з а л  ему знак внимания - независимо от реальных "исходных" всей ситуации. Ведь очень часто иллюзия бывает радостной для человека даже в том случае, когда он ясно сознаёт её подлинную иллюзорную природу. А второй тоже начинает с некоторого момента понимать, что первый расценит его невольное поведение как знак внимания. И это не то чтобы было ему неприятно, но он хотел бы соблюсти по отношению к первому некоторую дистанцию. Тогда он как бы невзначай заявляет, что этот "знак" был оставлен им по какой-либо не зависящей от первого причине. Причём эта причина скорее всего выдумывается задним числом, так как "знак" был оставлен вообще безо всякой причины, он до некоторого момента, быть может, даже и не расценивался как нечто значительное, и уж во всяком случае - как нечто, касающееся непосредственно первого! А может быть, второй просто так и скажет, что это произошло случайно, и, мало того, прившедшая позднее причастность первого к этому событию даже нанесла какой-то ущерб второму (что, вообще-то,  м о ж е т  являться правдой). Всё это проговаривается вторым вскользь и "между делом". И тут обнаруживается самое интересное. Первый, услыхав объяснения второго об "истинной" причине "знака внимания" и об отрицательных для второго последствиях своей к нему причастности, испытывает ещё большее удовлетворение, нежели то, которое он испытал бы, будь знак внимания непосредственным и искренним. Ведь, как он понимает, если второй счёл нужным войти в такие осложнения, то он отдаёт себе правильный отчёт в том, чтО подумал о его действиях первый, он верно оценивает их контекст. Мало того, он таким хитроумным образом утруждается  р а д и  первого, как бы пытаясь себя реабилитировать, и, делает вывод первый, - значит есть в чём! Это представление, конечно, подобный же фантом, как и предыдущее представление о "знаке"; в обоих случаях первым рассматривается и высоко оценивается только самый результат, пусть и при ясном понимании его причин, соответствующих подлинному отношению к первому второго, - но всё ж таки сам по себе положительный. Так человек зачастую удовлетворяется изолированным фактом, абстрагируясь от его причины, либо состоянием вопроса там, где никакого вопроса по существу и нет, но где он мог бы быть; не состоянием вопроса как таковым, но его возможностью. А может быть первый просто обрадуется тому взаимному пониманию, которое обнаружилось между обоими; тому лишь, что думают они как бы в унисон; что вторым также признаётся проблема, вопрос их взаимоотношений, как и им самим. Источников у этого удовлетворения очень много, и они, возможно, даже не осознаются до конца первым. - Не думаю, чтобы второй в подобной ситуации мог в своих предварительных расчётах спрогнозировать именно такую окончательную реакцию первого. Как правило, всё происходит очень быстро, и ближайшая необходимость реагировать не оставляет времени для оценки более отдалённых последствий. Но если он всё же это сделал, и если для какой-нибудь своей цели (подразумевающей необходимость оказания явного, но вместе с тем косвенного знака внимания первому) сознательно задумал и осуществил весь этот план (в данном случае, конечно, непосредственный "знак внимания" был бы оставлен им намеренно, правда его значение коренилось бы уже не в нём самом), тогда, воистину, второй заслуживал бы имени виртуоза среди льстецов, короля лести.