Мост через реку времени. Обзор

Адвоинженер
   Честно говоря, археолог из меня никакой. Сейчас никакой. Другое дело детство. Копал песок, что семижильный экскаватор, добывал свинец из брошенных аккумуляторов, плавил в консервной банке и отливал в земляную форму. Металлург. Зачитывался подвигом Шлимана и хотел мастерить деревянного коня с бойницами для многих пушек.
   Потом, уже после операции на гланды, археологический импульс сменился хирургическим. Раскатывал на столе марлю, раскладывал ножницы, пинцеты и один скальпель, который выпросил у бабы Поли, и рядом ставил стакан с ватными тампонами. Операционная - вот только резать было некого, поэтому быстро переключился на архитектуру, а когда Луиджи подарил железную дорогу в мгновенье ока стал ландшафтным дизайнером.
   Что было, то было, поэтому без всякой задней мысли пошел в Фонд Культуры на вечер памяти А. Здановича - самого главного исследователя археологического комплекса Аркаим, автора термина «Страна городов», под которой понимается протогородская культура Южного Урала эпохи бронзы.
   Собственно, я хорошо помнил шум и трепет, который наполнял Челябинские культурные гостиные конца восьмидесятых. Мало, перестройка в разгаре, Чернобыль и запрет на строительство атомной станции, так еще и городище трехтысячелетнее раскопали. Тогда впервые услышал фамилию Зданович. Ну, услышал и услышал - черепки, останки, могильники, что там может быть интересного для настоящего прогрессиста. Ни кроватей, ни умывальников. Махнул рукой. Христова плащаница, мумие, барабашка - мало ли.Тем не менее они возвращаются.
   Приходи обязательно, строгим тоном вежливо прекратил соскальзывания на занятость и неохоту Кирилл Алексеевич.
   Ну, раз старший приказали...
   Пришел, честно слушал, напрягал пятую точку и даже задал ряд умных вопросов, но душой не проникся.
   В две втором совершили групповой визит. Пили, ели, слушали, снова пили, а на второй день соизволили осмотреться. Суслики и степь, степь да суслики. Наконец добрались. Место показалось занятным, но немного зловещим. Узкая и глубокая речка Караганка, горная впадина - жерло потухшего вулкана, объяснили трезвые, волнообразные травы и могучее воронье. Черная туча, покрывшая невзрачное солнце. Дьявольский трепет, но когда сели за стол, как рукой
   Гитлер почему хотел прорваться на Урал, говорил подвыпивший прокурор с хитрым прищуром, не знаешь - а я тебе так скажу, хочешь верь, хочешь нет, но ему нужен был Аркаим... Далее шла туманная история о тысячекратном возрастании силы оружия у того, кто первым раскопает могилу Заратустры, о тайном знании и хитром сплаве, который пуля не берет.
   Короче, хорошо отдохнули, и когда по приезде отец спросил, "ну как", я пожал плечами - нормально, Константин.
   Дима, голос Кирилла Алексеевича победно звенел, ты можешь мне помочь...
   Против заклинаний я бессилен, поэтому сходу подскочив в стойку смирно браво отсалютовал - всегда готов!
   ...сделай пожалуйста обзор на тему"Аркаим и Евразийство", ты ведь кнопками быстро ищешь, погляди, что там ученые понаписали...
   О боже, две звезды, две светлых повести, плюс Гумилев. Лев, кстати, Николаич.
   Ох уж эти Львы Николаичи - понапишут, понапишут, а ты разбирайся - князь Андрей убил княжну Мэри или наоборот.
   Отец настойчиво совал "В поисках вымышленного царства" - вчитайся, это очень интересно.
   Ага, прям до коликов - куда интересней чем вечер в школе или чем Лена, Оля, Наташа, которых предстояло обаять в медляке. Разумеется, по отдельности.Прочел страниц дцать. Найманы, несторианцы, уйгуры - дух захватывает, и бросил по-тихому. До лучших времен.
   Таки обзор написал - сначала очень длинно, но потом сократил вполовину, и если кому интересно, прошу. Название тоже подсказал К.А., не взыщите

***

      Три тезиса Евразийства. Первое утверждение и самое главное. Россия это самостоятельная, самобытная цивилизация. Ось, вокруг которой должна строиться всякая консервативная мысль, абсолютно вся, а не только евразийская. Мир не глобален, не един и не однороден, а  состоит из множества равнозначных цивилизаций, каждая из которых не сводима друг к другу. Цивилизационный подход, впервые сформулированный К. Н. Леонтьевым и Н. Я. Данилевским, говорит о том, что именно цивилизация - не страна и не государство - является субъектом мировой политики. Иногда цивилизация равна стране  – как это было на некоторых этапах Российской Империи или в Советском Союзе, иногда включает несколько государств, но так или иначе, именно цивилизация является субъектом и высшей ценностью человечества. Цивилизации могут различаться по характеру, по стилю, но между ними нет иерархии. Это принципиальный момент, поскольку невозможно утверждать превосходство той или иной цивилизации над прочими.
     Второй тезис более специфичен. Воля пространства. Имеется ввиду, что пространство, не просто механический ландшафт или карта, которая размечена сухой безжизненной сеткой, где каждый отдельный квадрат равен друг другу, но живое существо. У каждого пространства свой дух, свой гений места и своя воля. Это подход не специфически евразийский, но находящий у евразийцев свое самобытное выражение в понятии «месторазвитие» - термин, который  одновременно появляется у П. Н. Савицкого и Г. В. Вернадского, отражая их отношение к пространству.  Россия-Евразия самобытна потому, что оказалась в определенных географических условиях, которые сформировали стиль нашего народа, включающего в себя множество как славянских, так и не славянских этносов. Другими словами, география — это приговор. Или точнее, судьба. Общая судьба этносов, обусловленная месторазвитием.
     И наконец, специфически евразийский тезис. Этногенез. Под ним подразумевается союз славян,  тюрок  и  других этносов, леса и степи. На этногенезе такого рода, а хотите, имперскости русского-евразийского народа, евразийцы настаивают. Его можно описать схематически. Есть некоторое ядро, в основе своей славянское, и к этому ядру бережно приживлены другие этносы, в результате чего образовывается единый русский-евразийский народ. Важно отметить, народ — не статичное понятие, а прежде всего, общая судьба. Общие предки, общие потомки, общий вектор развития и общая пролитая кровь.
     Действительно, последний представитель евразийского направления российской философской мысли, историко-географ, востоковед, разработчик науки этнологии Л. Н. Гумилёв осмысливая исторические судьбы, многообразие культур и взаимопонимание народов Евразии, говорил о вековой общности, взаимосвязанности, комплиментарности и единении евразийских народов.  Для него Россия — уникальная цивилизация, обладающая своей культурой, особым менталитетом народов, населяющих громадную территорию, а  история понимается как сеть природных процессов этногенеза. Ее субъект (этнос) представляет биосоциальный феномен, общность людей, обусловленная не столько генетически, сколько взаимным тяготением, комплиментарностью, общностью менталитета, общей историей развития и ландшафтом территории обитания.  Гумилев дал сводную этническую историю Евразии от хуннов до рождения Руси, объяснил взлеты и падения народов, ритмы истории за обозримый исторический срок в тысячу пятьсот лет, когда Евразия объединялась четыре раза - гуннами, тюрками, монголами и русскими, и пришел к выводам о существовании закономерностей в развитии природных и этнических процессов на евразийском континенте, о наличии развитой цивилизации у азиатских народов.
     Единение людей бывает наиболее глубоким и гуманным лишь вокруг трансцендентной тайны, последнего незнания, когда они исполнены смирения и удивления, а не фанатизма и самоуверенности. Такой тайной явился древний протогород Аркаим, стоявший у истоков древних культур Евразии — древний символ когда-то единой индоевропейской общности, он явился своего рода знаком, указующим путь к единению народов на основе культуры.
     По единодушному мнению исследователей, население Зауральской степи эпохи бронзы - конец третьего начало второгоI тысячелетия до нашей эры, говорило на языке индоиранской группы, а по группе крови и антропологическим признакам установлено, что жители «Страны городов» протоиндоевропейцы, поэтому в Южном Зауралье сосредоточены истоки евразийских культур, что указывает на общие судьбы многих народов.
    Действительно, археологические открытия свидетельствуют о высокой культуре Древней Евразии. Это и Страна городов и поселение Ботай в Северном Казахстане, наскальные рисунки солнцеголового божества Митры в ущелье Тамгалы и скифо-сакский золотой воин, найденные около Алматы, руническое письмо на скалах, петроглифы на каменных плитах, бытовые предметы в Сибири, в Казахстане, в Средней Азии и Монголии.
    Жители Страны городов — первые евразийцы. Скотоводы и металлурги, освоившие степь, определи ее мировую значимость на тысячелетия, а саму Страну городов, нужно рассматривать как преддверие осевой эпохи развития культуры степных обществ Северной Евразии эпохи бронзы. Это время культурогенеза, становления новых технологий в строительстве, металлургии и освоении пространства.
    Чего стоит одно изобретение колесницы, тогда как архитектура Аркаима указывает на яркий взлет мифологического мышления. Болеет того, главной ценностью городища Аркаим ученые признают конструкцию его сооружений. Это поселение было не конгломератом разрозненных объектов, а цельной, единой конструкцией. Аркаим строился по заранее спроектированному плану как единый сложный комплекс, причем сориентированный на астрономические объекты с величайшей точностью, а рисунок, образованный четырьмя входами во внешней стене Аркаима, представляет собой  правильную, то есть, направленную по солнцу, свастику.
    Страна городов существовавшая двести-триста лет, как и возраст каждой из семи фаз этногенеза, являет собой пик этногенеза степной цивилизации эпохи бронзы.
Существует гипотеза этнической атрибуции аркаимской культуры как арийской.
    Впервые слово «арий» в научном значении употребил основатель сравнительного языкознания Уильям Джонсон. Арии — самоназвание всех индоиранцев - восточно-иранских племен, ведических ариев, персов-ахеменидов, означает «человек этого народа», «хозяин», «благородный», «свободный», при этом они выделяются из общей группы индоевропейцев как пассионарии. Собранные материалы по хронологии соответствуют появлению индоариев в Северо-Западной Индии, Пенджаб в середине второго тысячелетия до нашей эры и последующей миграции в Иран - десятый, девятый век до нашей эры, а решающим аргументом в пользу связи культуры Аркаима, Ригведы и Авесты явилось комплексное исследование проблемы происхождения ариев Е. Е. Кузьминой, реконструировавшей культуру ариев на основе анализа этих текстов.
    Социальная структура степных обществ эпохи бронзы имела эгалитарный характер. Социальная единица — община, в ее структуру интегрированы социальные элиты — сакральная, отвечающая за ритуальную деятельность, и военно-производственная, связанная с металлургией. В Зауральской степи нет следов существования внутри социумов вождеской, царской, государственной вертикали власти, нет и значительного имущественного расслоения.
    Аркаим создан творческой элитой на пике культурогенеза первых степных обществ во втором тысячелетии до нашей эры. Культурно-историческая монадология связывает жизнеспособность, творческие возможности культуры, ее расцвет и падение с деятельностью элитных групп, создающих духовные ориентиры для масс. По Гумилеву, этнокультурный ритм задается этнической группой — пассионарным полем одного ритма, отличающим ее от других этнических объединений. Ритмический рисунок культуры определяется историческим фактором — предшествующими культурными традициями и географическим фактором, вмещающим ландшафтом и местом, где зародилась культура. Однородный ландшафт препятствует быстрому развитию культуры, стабилизирует культуру этносов, тогда как разнородный способствует возникновению процессов культурогенеза, поскольку стимулирует изменения, ведущие к смене культур.   
    Исторический и географический факторы нашли своё отражение в археологических источниках Страны городов. Так географический фактор вписывается в общее представление о цивилизации: многообразие ландшафтов, остатки приуральского хребта, сочетание гор, предгорий, равнин, степи, лесостепи, остатков реликтовых хвойных лесов, обусловило многообразие видов растительного животного мира; пенеплен — разрушенные горы Уральского хребта, малахиты и лазуриты, лежащие на поверхности, давали легко обрабатываемое сырье для получения меди;  водораздел — стык верховьев сибирских, европейских и азиатских рек. На восточных склонах Уральского хребта сходятся верховья рек с запада и востока, Европы и Азии; берут начало западные воды Северного Ледовитого бассейна (Тобол, Иртыш) и восточные реки Каспия и Средиземноморья. Истоки и стыки этих рек служили путем передвижения из Европы в Азию. В этой зоне сконцентрированы европейские и азиатские виды животных и растений.
    По Гумилеву, это такое месторазвитие, где богатое разнообразие ландшафтов и стык разных природных зон может являться местом рождения этноса. Этносы способны адаптироваться в разных ландшафтах, приспосабливать к себе окружающую среду, что является качеством энергии живого вещества биосферы, проявляющимся в пассионарности. Эта энергия дает сопричастность природе Земли.
    Несмотря на то, что протогородская цивилизация в Евразийской степи — это еще не кочевники, а скотоводы эпохи бронзы, согласимся с К. А. Акишевым, что географический фактор — это вмещающий ландшафт, оказавший решающее влияние на возникновение кочевого скотоводства, которое происходило в экосистемах степного пояса Евразии, и благодаря структурной интеграции технологических инноваций из центров зарождения цивилизаций возникли последующие культуры степной бронзы.
    Результат деятельности аркаимцев по усвоению ценностей культуры — символизация пространства. Воплощением символической деятельности становится формирование мифологических систем. Являясь формой существования и способом описания мира как единого целого, миф позволяет утвердить реальность в сознании людей. Символизация пространства формирует и самосознание аркаимцев, что приводит к формированию индоиранского языка, как свидетельства завершенной духовной освоенности пространства жизни.
    Причину миграции жителей Аркаима также можно объяснить, исходя из пассионарной теории этногенеза. Так жители «Страны городов», создав в степях Евразии основу для коммуникаций и трансляции культурных ценностей, реализовали новые идеи, рожденные в степи в высоких достижениях культуры на территории Индии и Ирана, сохранив при этом традиции, ритуалы, мифы, символы аркаимской культуры при миграции в другую экологическую нишу. Приблизившись к порогу цивилизации, общество «Страны городов» исчерпало в данной природной и исторической ситуации возможности развития культурно-хозяйственных систем и, снимая избыток пассионарного сверхнапряжения, направленного уже на саморазрушение, двинулось к снижению уровня пассионарности до оптимума за счет расширения культурного ареала новых территорий. По мере продвижения разнородный вмещающий ландшафт способствовал возникновению процессов культурогенеза, стимулируя изменения, ведущие к смене культур.  Таким образом, Л. Н. Гумилёв концептуально предвосхитил  позитивный и консолидирующий потенциал евразийской идеи.
    О. Прицак связывает между собой два события — изобретение боевой колесницы и появление харизматических кланов. Автор концепции прямо указывает на первые известные харизматические кланы каситских, миттаннийских, гиксосских и древнегреческих воинов на двухколёсных колесницах. Упомянутые кланы были индоевропейскими по происхождению и пришлыми извне в страны реализации своих властных амбиций.
    Харизматический клан ариев принимает участие в формировании государства Миттани в XVI в. до н. э. Именно благодаря арийской военной аристократии местное хурритское население ознакомилось с тренингом колесничих коней. Об этом свидетельствует конно-тренировочный текст миттаннийца Киккули, насыщенный профессиональными терминами и  оборотами арийской речи.   Таким образом, колесница стала не только новым эффективным орудием ведения войны, но и средством утверждения харизмы. Иначе говоря, появление харизматических кланов было прямым следствием изобретения лёгкой колесницы, поэтому и происхождение их видится общим.
    Собственно, андроновская культура  сформировалась уже в эпоху поздней бронзы, на основе синташтинской и петровской культур боевых колесниц, при этом ареал Синташты существенно отдаляется от намеченной Л. Гумилёвым оси пассионарных толчков, но если продлить эту ось от Нижней Волги на северо-восток, то она окажется на Южном Урале - в ареале синташтинской культуры и южноуральского очага культурогенеза, где и раскопаны древнейшие склепы колесничих с остатками лёгких двухколёсных боевых колесниц. 
    Открытие феномена Страны городов на Южном Урале позволяет локализовать очаг формирования ранних харизматических кланов. В. С. Бочкарёв предложил для упомянутого феномена таксон Волго-Уральский центр культурогенеза. Другие авторы рассматривают его как Южноуральский очаг культурогенеза, исходя из того, что комплекс признаков Страны городов зафиксирован исключительно в данном регионе. Поскольку генезис археологических культур определённо связан с развитием социальных структур, видное место среди которых занимают властные кланы, В. С. Бочкарёв логически выходит на тему «колесничной аристократии». Важно, что именно южноуральский очаг даёт основания для постановки вопроса об этом регионе формирования ранних харизматических кланов. Кстати, евразийский степной «мост» обмена и торговли начал функционировать, по археологическим материалам, около 2000 г. до нашей эры, совпадая по времени с появлением пароконных колесниц и ранних харизматических кланов. Фактически, это едва ли не первый практический результат поливекторной активности харизматических кланов, что подтверждается материалами археологии. Так, они «специализировались в управлении и ведении войн», распространяя харизму на иноязычные племена, этносы и государства своей эпохи, пересматривая существовавшие доселе основы государственного устройства и закладывая их там, где государственные структуры ещё не сформировались. Таким образом, носители харизмы удовлетворяли спрос на создание государства у догосударственных этносов.
    Ранее историки говорили преимущественно о влиянии традиционного цивилизационного пояса на более северные регионы Средней Азии, Прикаспия и Причерноморья. Открытие Аркаима заставило изменить представления о бронзовом веке на территории Урало-Казахстанских степей. Теперь, по результатам раскопок, со всей уверенностью можно утверждать не только о встречном влиянии степи, но и об истоках крупных индоевропейских миграций, зафиксированных в письменных источниках конца третьего начала второго тысячелетия тыс. до нашей эры. Все это свидетельствует о значительном вкладе древних степных народов в общемировую культуру.
    Археолог Г.Б. Зданович  рассматривал Аркаим как ярчайший пример синкретизма первобытности, слитности и нерасчлененности самых различных начал. Одновременно и крепость, и храм, и ремесленный центр, и жилой поселок. И само городище, и отдельные жилища представляются Здановичу моделью мира. Он упорно доказывал, что древнее население этой культуры настойчиво воплощало мифологическую модель соединения Неба с Землей, поскольку у древних все окружающее пространство подвергалось сакрализации, а их мышлению был свойствен космизм.  То же содержится и в его книге. Сакрализация пространства и поведенческих ритмов нашла отражение в топографии поселений и могильников, в планировочных схемах укрепленных центров, в планировании жилого пространства и систем коммуникаций». В частности Зданович пишет: «Этот древнейший индоевропейский культурный горизонт имеет отношение не только ко многим современным индоевропейским народам, но своими корнями тесно связан с более поздней историей формирования башкир, казахов и многих других тюркских и угорских народов».  В любом случае для Здановича роль Аркаима выходит далеко за рамки археологии. Ведь в нем заключен поиск единого ядра цивилизаций прошлого, настоящего и будущего, а если мы не найдем этого ядра сегодня — будущее не состоится. Зданович уверяет нас в том, что индоиранский пласт сыграл большую роль в формировании славянских, тюркских и угорских народов, прародина которых, тем самым, располагалась на Южном Урале, что роднит почти все население России и многих других евразийских стран.  Опираясь на построения евразийцев, Зданович доказывает, что, несмотря на современные политические расколы, народы степи непременно вернутся к «единому жизненному пространству».

   Источники:

1. Катехон, Жар Волохвин;
2. И. П. Лобанкова. «Историко-археологический памятник Аркаим  в контексте Евразийства и пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилёва»;
3. В. В. Отрощенко."Синташтинская культура и теория харизматических кланов О.Прицака"
4. Сборник научных статей «Степная Евразия в эпоху бронзы».
5. Г.Б. Зданович. АРКАИМ: АРИИ НА УРАЛЕ ИЛИ НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
6. Г.Б.Зданович, И.М.Батанина. "СТРАНА ГОРОДОВ" – УКРЕПЛЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЭПОХИ БРОНЗЫ XVIII-XVI ВВ. ДО Н.Э. НА ЮЖНОМ УРАЛЕ.