О долге и Руси...

Какабадзе Манана
Поднимайся, – время, сын Иванович!

Снова князь Владимир бросил клич!

Вот, зовет, услышь! твое тебя ристалище…

Тридцать лет и три годка был на седалище! *

Пусть для князя ты не вышел бы из погреба*…

Что ж! не жди, герой, боярского окрика,

Но постой опять за веру христианскую,

Поиграй палицей ты … с альянсами! *


О долге и о Руси.


Страстно разжигаются пожары

Там, где ты была когда-то, Русь…

Рвут и мечут в тех пределах эмиссары,

Убеждая, что сказала: «Я – вернусь» …

Врут… Жила спокойно и безветренно,

Цепи сбросила! летела и плыла…

Но немыслимой своею геометрией

Снова зависть раскалила добела!..

Кто добром зовет, а кто – угрозою…

Распалились, пена хлещет с уст.

На экранах, в разговорах – ты занозою.

Навели туман, и так-то черен, так-то густ…

***

Долг – понятье, безусловно, странное…

Долг же чести: то отдай, чего не брал!

Должен – все права, что Богом данные,

Взял другому – лично отписал…

Долг – тот якорь, что не даст сорваться,

Коль не хочешь, ни зачем, ни почему…

Это рабство, что и телом, и достоинством

Платит кредитору своему…

Между телом и душой пространства общего

Нет и не бывало б никогда,

Если б долг не звал (и сытого, и тощего)

Стать одним! – на поприще стыда.

***

Русь, могла б простить долги убогоньким?

Что должна – простить и не вернуть…

И не слышать лай, не слышать окрики,

Чрез хороших, чрез плохих – перешагнуть?

Вроде просто: «я иду своей дорогою…

Я – большой, неколебимый караван.

Мимо вас плыву я недотрогою…

Отступите, прекратите балаган!».

Так хотелось бы: уйти без боя, выстрелов,

Без разрывов, без потерь, без слез и бурь …

Долг и честь – понятья, к муке близкие.

Не уйдешь. Отбрось же эту дурь…


Илья; Му;ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович, также встречаются варианты: Илья Моровлин, Муравленин, Муровец, Муромлян; Илия-змееборец) — один из главных героев древнерусского и русского былинного эпоса. Богатырь, крестьянский сын, выходец из Северо-Восточной Руси, приехавший на службу в Киев к князю Владимиру и возглавивший оборону Древней Руси.

Параличный до 33 лет, получает силу от старцев (другой вариант — от калик перехожих), после чего борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.

Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как исполин Илья Моровлин в Софийском соборе Киева, в некоторых былинах — как Моровец, Муровец, Муравленин, Моровлянин.




                ***