Братья Карамазовы в 21 веке. Предчувствие Достоевс

Бармин Виктор
               Братья Карамазовы в 21 веке. Предчувствие Достоевского!
                или
                "КАК до сих пор орудуют русские мальчики".


                Что за книга, брат, в твоих руках?
                "Братья Карамазовы"?..

                ***

             Ещё раз говорю, роман в целом, целый роман "Братья Карамазовы" -- это русская Антиутопия, обращенная ко всему миру и на весь мир в Диалоге "Великий инквизитор", как и обращенная сквозь времена к нам самим в Большом Диалоге Братьев.

             Статья Ивана Карамазова, озвученная разными голосами в кельи старца Зосимы, -- это потаенная Утопия Ф.М.Достоевского, которую Федор Михайлович вынашивал в своём "Дневнике писателя" и которую считал самой наивысшей Реальностью в целом человеческом обще-Житии, а та полная страстей и идей людская действительность, что отражена в романе, есть та Антиутопия, которую разоблачает, развенчивает Автор романа не без помощи несуществующего персонажа (чЁрта с ретроградной физиономией) и которую ВСЕ считают за "нормальную данность", в которой ВСЕ живут и которую ВСЕ принимают, и смиряются с этой данностью. ВСЕ, но не Автор романа, как и не его герой-антигерой Иван Карамазов.

             И СЕГОДНЯ наша с вами российская действительность в начале 21 века есть продолжение той ИМЕННО РУССКОЙ Антиутопии, которую описал в своем романе Автор "Карамазовых". "Братья Карамазовы" -- роман-предшественник и предвестник больших антиутопий 20-го века, как "Мы" Евгения Замятина (1920), "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли (1932), "1984" Джорджа Оруэлла.

             Вопрос: почему Автор "Карамазовых" назвал адвоката Фетюковича "прелюбодеем мысли"?.. А ведь адвокат Фетюкович и Фрейд -- идейные единомышленники.

             А разве СЕГОДНЯ в мире мало Таких "прелюбодеев мысли"?, которые весь мир переворачивают с ног на голову и все ценности туда же и которые затеяли войну (ещё аж в 2014), ради которой перевернули весь Мир. И сегодня мы свидетели Такого "перевёртыша" или перевернутого Мира.

             А ведь Фёдор Михайлович ещё аж тогда в 1878 году предвидел ДНО и Бездны и моральных подонков Такого Всемирного "перевёртыша".

             И ни один многоуважаемый филолог в культурном обществе не разделит со мной Такого видения, ведь, с иронией сказать, кому пожелается показаться сумасшедшим в культурном обществе с устоявшимися "либеральными" стереотипами об романах-антиутопии. В культурном-то обществе скажут, мол, "надо ж такое-то выдумать и причудится же Такое, как вам это нравится?".

            "Как вам это нравится? Мне это давно мерещилось..."

            "Разве сознающий человек может сколько-нибудь
             себя уважать?.."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

            "слишком сознавать - это болезнь,
             настоящая, полная болезнь..."
             (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

             Наверное, Иван Карамазов оченно слишком глубоко осознавал,
             что аж упредил концепцию Фрейда от дальнейших последствий.
             А ведь нынче-то либеральные потомки дальше пошли дедушки Фрейда,
             мол, "зачем мама и папа?",
             когда Такая радужная безликая смесь "перевёртышей" полов и лиц.
             И кому это выгоден Такой "МИР перевёртышей"?..
             А спросите у антигероя из "Подполья" или у "великого инквизитора"?..
             И Иван Карамазов расскажет вам о своём... тайном антигерое. 

                ***

                Братья Карамазовы и Война на Украине.

             А не узнаем ли мы себя в реальности романа?
             А не узнаем ли мы героев романа вот в этом нашем сегодняшнем мире?

             Спрашивается, кто ответственен за войну и преступления, кто убил Украину, кто не желает Мира между Украиной и Россией, кто не желает смерти отца?..

             Вот вопросы, которые воскрешают сквозь видение реальности романа.

             Представим себе, конечно же, условно-символически, всего лишь условно-символически, но всё же пробуя провести символическое сопоставление и проецируя это сопоставление на современные реалии, что политики Запада, самый Запад -- это... нет не Иван Карамазов, а чЁрт Ивана Карамазова, а сам Иван Карамазов -- это наши родные русскоязычные либералы, а вот политики и националисты Украины -- это воплощение Смердякова точь-в-точь.
Ведь, смотрите, Иван Карамазов научил Смердякова либеральным мыслишкам (а чЁрт Ивана, как его альтер-эго, как его темное Подполье, и есть политики-либералы Запада), стал подсознательным наводчиком и, одновременно, держит аристократическую дистанцию от этого лакея Смердякова. Смердяков же ненавидит отца своего, ненавидит брата Дмитрия, не помнит и не чтит Мать свою (Русь Священная). У Смердякова есть мечта -- стать свободным и богатым мещанином, как на Западе. И эта мечта Смердякова осуществляется только через преступление, через убийство, через предательство для достижения трёх тысяч, а три тысячи, как своего рода, билет и пропуск к свободе и богатству.

             Вопрос, ответственен ли Запад за убийство Украины над Украиной?..
             И Запад не отвертится, так как даже сам патриарх, один из них, либеральной идеологии дедушка Фрейд признал ответственность Запада за убийство, за те преступления, которые Запад совершил на Украине, когда чЁрт Ивана научил Смердякова не только либеральной идеологии, но когда из этой самой либеральной идеологии порождается самый что ни на есть обыкновенный НАЦИЗМ или УКРОНАЦИЗМ со своими специфическими особенностями.   

                ***

       КАК российские либералы полюбовно завидуют патриотам-нацистам Украины.
                (Сценка из шедевра классической литературы)

                ***

           А знаете, ведь ТАКАЯ полюбовная зависть возникла совсем недавно, это как бы по человеческим меркам. Но зато КАК она возникла? М-м-м, с жарким обаянием и особенно в 2014 году. Впрочем, полюбовная зависимость у них была и прежде, но ТАК СИЛЬНО проявилась лишь ИМЕННО в этом году. За чтО же ТАКОЕ?

           КАК? А разве ВЫ не знаете, за чтО российские либералы с таким пылом влюбились в патриотов Украины? Ну как же? Разве приснится ли какому-либо патриоту из цивилизованных стран Европы ТАК ПРОДАТЬ свою страну, свою отчизну за гроши. Да и не в вещах дело, а продать людей, которых и за своих-то не считают. ЗЕМЛЮ продавать за гроши, да даже просто ПРОДАТЬ СВОЮ ЗЕМЛЮ. Только вдумайтесь в ТАКОЕ?

           А с чего всё началось-то? А разве не знаете? С того самого невидимого чувства, когда ОНИ возжелали смерти ОТЦУ, а вместе с тем и возжелали убить Братьев. И для чего всё это? Для чего ТАКОЕ? Ну как для чего? Продать ЗЕМЛЮ, землю ОТЦОВ и БРАТЬЕВ. И разве ТАКОМУ возможно завидовать, да еще полюбовно? А разве не знаете, что в наш цивилизованный-то 21-й век ТАКОЕ вполне обычная практика. Скажу больше, как бы по секрету, что 21 век даже подглядел КЛАССИК, признанный во всем мире за величайшего психолога и провидца. Вот ведь КАК? М-м-м!..

         Именно, а вот теперь представьте такую сценку, что российские либералы как будто Марья Кондратьевна, а патриоты Украины - это известный всему миру литературный персонаж под фамилией Смердяков Павел Федорович. И вот между ними, ВДРУГ, завязалась страстная дружба. И ТАКОЕ надо СЛУШАТЬ?..

        Марья Кондратьевна: "Как вы во всем столь умны, как это вы во всем произошли? -- ласкался все более и более женский голос".

        Смердяков: "Я бы не то еще мог-с, я бы и не то еще знал-с, если бы не жребий мой с самого моего сыздетства. Я бы на дуэли из пистолета того убил, который бы мне произнес, что я подлец... Слезно выговорить захотелось, так ведь это мужицкая так-сказать слеза-с, мужицкие самые чувства. Может ли русский мужик против образованного человека чувство иметь? По необразованности своей он никакого чувства не может иметь. Я с самого сыздетства, как услышу бывало "с малыим", так точно на стену бы бросился. Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна".

        Марья Кондратьевна: "А когда неприятель придет, кто же нас защищать будет?"

        Смердяков: "Да и не надо вовсе-с. В Двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо кабы нас тогда покорили эти самые французы: Умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с".

        Марья Кондратьевна: "Да будто они там у себя так уж лучше наших?"

        Смердяков: "Это как кто обожает-с".

        Марья Кондратьевна: "А вы и сами ТОЧНО ИНОСТРАНЕЦ, точно благородный самый иностранец, уж это я вам чрез стыд говорю".

        Смердяков: "А они про меня отнеслись, что я вонючий лакей. Они меня считают, что Я БУНТОВАТЬ МОГУ; это они ошибаются-с. Была бы в кармане моем такая сумма и меня бы здесь давно не было"
         
            (Выборка из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы")

                ***

                ПРИТЧА,

                как ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА в окопе на Украине.

            Случайно так оказались два солдата в одном окопе под шквалом укронацистской артилерии, русский и американец. Смотрят так друг на друга с интересом. И вот русский с улыбкой говорит американцу:

            (Брат Данила): "Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег? И чего? Я вот думаю, что сила в ПРАВДЕ. У кого ПРАВДА, тот и сильней..." (Из фильма "Брат-2").

                ***

            Предвидел ли Ф.М.Достоевский, как и предчувствовал ли режиссер Алексей Балабанов, что, вопреки разуму, сквозь времена братья, вновь, встретятся. И произойдет фантастическое Событие, как Встреча братьев. Из века девятнадцатого и сквозь рубежи веков в грядущий век 21-й, в котором совершится нечто непостижимое. И попробуем воспроизвести эту фантастическую перекличку братьев в мысли-образах сквозь времена. Ведь, Образы возвышенного и вечного неподвластны текущему и уходящему в неизвестность времени?.. Так вслушаемся в тишину непостижимого мира и, быть может, нам откроются голоса, как по слову Л.Шестова, "вопиющих в пустыне", позывы и отзывы Братьев, как и, быть может, откроются Смыслы Поэтов: того, кто "вечно тот же, вечно новый" или "вечно молодой, вечно пьяный" и "кто живет по законам другим и кому умирать молодым"...

                "Доброе Утро, последний герой!
                Доброе утро тебе и таким, как ты"
                (В.Р.Цой)

                ***

                "Что правда для человека как лица,
                то пусть остаётся правдой и для всей нации", -
                сказано в "Дневнике писателя" 1877 года.
                Нравственный закон един"
                (Игорь Волгин "Последний год Достоевского").

                "Речка, небо голубое,
                Это всё моё родное,
                Это Родина моя..."
                (Из фильма "Брат-2").

"- Центростремительной силы еще страшно много на нашей планете, Алёша. Жить хочется, и Я ЖИВУ, ХОТЯ БЫ И ВОПРЕКИ ЛОГИКЕ. Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, ДОРОГО ГОЛУБОЕ НЕБО, ДОРОГ ИНОЙ ЧЕЛОВЕК, которого иной раз, поверишь ли, не знаешь за что любить, ДОРОГ ИНОЙ ПОДВИГ человеческий, в который давно уже, может быть, перестал и верить, а все-таки по старой ПАМЯТИ ЧТИШЬ ЕГО СЕРДЦЕМ...
- Слишком понимаю, Иван: нутром и чревом хочется ЛЮБИТЬ - прекрасно ты это сказал, и рад я ужасно за то, что тебе ТАК ЖИТЬ ХОЧЕТСЯ, - воскликнул Алёша. Я думаю, что все должны прежде всего на свете ЖИЗНЬ ПОЛЮБИТЬ"
                (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

                ***

"- А в чем сила, брат?..
   Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда, тот и сильней..."
                (Брат Данила. Из фильма "Брат-2").

"...ВЕСЬ ВОПРОС В ТОМ и СОСТОИТ, чтО считать за Правду" (Ф.М.Достоевский).

                ***

                ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ.

"- Напротив, поразил совпадением! - весело и с жаром вскричал Иван" (Ф.М. Достоевский).

"- Я все помню, Алеша... Когда я уехал в Москву, то в первые годы я даже и не вспоминал об тебе вовсе. Потом, когда ты сам попал в Москву, мы раз только, кажется, и встретились где-то. А вот здесь я уже четвертый месяц живу, и до сих пор мы с тобой не сказали слова. Завтра я уезжаю и думал сейчас, здесь сидя: как бы мне его увидеть, чтобы проститься, а ты и идешь мимо.
- А ты очень желал меня увидать?
- Очень, я хочу с тобой познакомиться раз навсегда и тебя с собой познакомить. Да с тем и проститься. По-моему, всего лучше знакомиться пред разлукой...
- Так ты непременно завтра утром поедешь?
- Утром? Я не говорил, что утром. А впрочем, может, и утром... У нас с тобой еще бог знает сколько времени до отъезда. Целая вечность времени, бессмертие!
- Если ты завтра уезжаешь, какая же вечность?
- Да нас-то с тобой чем это касается? - засмеялся Иван, - ведь свое-то мы успеем все-таки переговорить, свое-то, для чего мы пришли сюда?.. Отвечай: мы для чего здесь сошлись?..
- Нет, не для этого.
- Сам понимаешь, значит, для чего... нам прежде всего надо предвечные вопросы разрешить, вот наша забота. Вся молодая Россия только лишь о вековечных вопросах теперь и толкует...
...Ведь русские мальчики как до сих пор орудуют? Иные то есть? Вот, например, здешний вонючий трактир, вот они и сходятся, засели в угол. Всю жизнь прежде не знали друг друга, а выйдут из трактира, сорок лет опять не будут знать друг друга, ну и что ж, о чем они будут рассуждать, пока поймали минутку в трактире-то? О мировых вопросах, не иначе...
- Вот что, Алеша, - проговорил Иван твердым голосом, - если в самом деле хватит меня на клейкие листочки, то любить их буду, лишь тебя вспоминая... А теперь ты направо, я налево - и довольно, слышишь, довольно... А я тебе с своей стороны за это тоже одно обещание дам: когда к тридцати годам я захочу "бросить кубок об пол", то, где б ты ни был, я таки приду еще раз переговорить с тобою... хотя бы даже из Америки, это ты знай. Нарочно приеду. Очень интересно будет и на тебя поглядеть к тому времени: каков-то ты тогда будешь?.."
                (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

               "...жизнеописание-то у меня одно, а романов два. Главный роман
                второй - это деятельность моего героя уже в наше время,
                именно в наш теперешний текущий момент..."
                (Ф.М.Достоевский "От Автора. Роман "Братья Карамазовы").

       "...Ну, слушай же теперь и остальное, разверну тебе и остальную половину души моей. Вот что я выдумал и решил: если я и убегу, даже с деньгами и паспортом и даже в Америку, то меня еще ободряет та мысль, что не на радость убегу, не на счастье, а воистину на другую каторгу, не хуже, может быть, этой! Не хуже, Алексей, воистину говорю, что не хуже! Я эту Америку, черт ее дери, уже теперь ненавижу. Пусть Груша будет со мной, но посмотри на нее: ну американка ль она? Она русская, вся до косточки русская, она по матери родной земле затоскует, и я буду видеть каждый час, что эта она для меня тоскует, для меня такой крест взяла, а чем она виновата? А я-то разве вынесу тамошних смердов, хоть они, может быть, все до одного лучше меня? Ненавижу я эту Америку уж теперь! И хоть будь они там все до единого машинисты необъятные какие али что - черт с ними, не мои они люди, не моей души! Россию люблю, Алексей, русского бога люблю, хоть я сам и подлец! Да я там издохну! - воскликнул он вдруг, засверкав глазами. Голос его задрожал от слез..."  (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

      "...Много картинности, романтического исступления, дикого карамазовского безудержу и чувствительности - ну и еще чего-то другого, господа присяжные, чего-то, что КРИЧИТ В ДУШЕ, стучит в уме неустанно и отравляет его сердце до смерти; это ЧТО-ТО - это совесть, господа присяжные, это суд ее, это страшные ее угрызения! Но пистолет все помирит, пистолет единственный выход, и нет другого, а там - я не знаю, думал ли в ту минуту Карамазов, "ЧТО БУДЕТ ТАМ", и может ли Карамазов по-гамлетовски думать о том, что будет там? Нет, господа присяжные, у тех Гамлеты, а у нас еще пока Карамазовы!"
          (Из речи Ипполита Кирилловича. "Братья Карамазовы").

      "...А я тебе с своей стороны за это тоже одно обещание дам: когда к тридцати годам я захочу "бросить кубок об пол", то, где б ты ни был, я таки приду еще раз переговорить с тобою... хотя бы даже из Америки, это ты знай. Нарочно приеду. Очень интересно будет и на тебя поглядеть к тому времени: каков-то ты тогда будешь?.." (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

                ***

                В Америке на рубеже веков.

(Брат Виктор): "А мне здесь нравится. В Америке вся сила".
(Брат Данила): "А в чем сила, брат?"
(Брат Виктор): "А вот в чем, в деньгах вся сила, брат. Деньги правят миром. И тот сильней, у кого их больше..." (Из фильма "Брат-2").

"- Есть такая сила, что все выдержит! - с холодною уже усмешкой проговорил Иван.
- Какая сила?
- Карамазовская... сила низости карамазовской.
- Это потонуть в разврате, задавить душу в растлении, да, да?
- Пожалуй, и это... только до тридцати лет, может быть, и избегну, а там...
- Как же избегнешь? Чем избегнешь? Это невозможно с такими мыслями.
- Опять-таки по-карамазовски.
- Это чтобы "все позволено"? Все позволено, так ли, так ли?
Иван нахмурился и вдруг странно как-то побледнел.
- А, это ты подхватил вчерашнее словцо, которым так обиделся Миусов... и что так наивно выскочил и переговорил брат Дмитрий? - криво усмехнулся он. - Да, пожалуй: "все позволено", если уж слово произнесено. Не отрекаюсь. Да и редакция Митенькина недурна.
Алеша молча глядел на него.
- Я, брат, уезжая, думал, что имею на всем свете хоть тебя, - с неожиданным чувством проговорил вдруг Иван, - а теперь вижу, что и в твоем сердце мне нет места, мой милый отшельник. От формулы "все позволено" я не отрекусь, ну и что же, за это ты от меня отречешься, да, да?.."
               (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

(Брат Данила): "Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег? И чего? Я вот думаю, что сила в ПРАВДЕ. У кого ПРАВДА, тот и сильней..." (Из фильма "Брат-2").

(Таксист в Америке): "Чё ты припёрся сюда?.."
(Брат Данила): "Так, на людей посмотреть".
(Таксист): "Посмотреть. Я "вашего брата" хорошо знаю... Там, куда кривая "американской мечты" выведет".
(Брат Данила): "Зря вы так. Я Родину люблю".
(Таксист): "А-а, "патриот", "русская идея", Достоевский, "Держава"?.. А, где твоя Родина, сынок?.." (Из фильма "Брат-2").

         "Речка, небо голубое, это всё моё родное, это Родина моя..."
                (Из фильма "Брат-2").

"- А клейкие листочки, а дорогие могилы, а голубое небо, а любимая женщина! Как же жить-то будешь, чем ты любить-то их будешь? - горестно восклицает Алеша..."
                (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы").

                "А деревья заболели чумой,
                Заболели еще весной,
                Вниз летят ладони-листья,
                Махавшие нам свысока.
                Там за окном, -
                Сказка с несчастливым концом.
                Странная сказка"
                (В.Р.Цой "Странная сказка")

            ВОТ ТАКОЕ ОНО, ПРЕДЧУВСТВИЕ Достоевского!..