Флора

Татьяна Подплутова 2
Отдыхая на итальянском побережье Адриатики, у Римини, в местечке Чезенатико, наплававшись, подкоптив себя на солнце, Алексей решил путешествовать по Италии.

Поехал во Флоренцию не только, чтобы познакомиться с городом, главной причиной поездки было побывать в Уффици, он увлекался живописью.  Архитектурные шедевры встречаются во Флоренции на каждом шагу, а Уффици полон художественных шедевров. Своё европейское признание галерея Уффици получила в 1778 году.
 
Галерея Уффици расположилась в самом сердце старой Флоренции. Два длинных здания у берега реки. На втором этаже разместился богатейший художественный музей. Здание галереи было построено так, чтобы соединить им площадь Пьяцца делла Синьория с набережной реки Арно.  Из одного окна галереи открывается замечательный вид на реку, а с балкона - на площадь Веккио.
 
Алексей был поражён, проходя по «галерее статуй» с группой туристов и экскурсоводом, богатством оформления галереи. Флорентийские художники расписали перекрытия потолка причудливыми орнаментами, созданными по античным образцам.
Вдоль террасы архитектор Б.Буонталетти возвёл выставочные залы, среди которых – «Трибуна» с куполом и высоко расположенными окнами, благодаря чему краски картин не выгорают, а в статуях усиливается игра светотени.  «Трибуна» была предназначена для шедевров коллекции.

Переходя из зала в зал, туристы наблюдали развитие живописи, начиная с византийского и средневекового периода, далее двигались к 15 веку – началу эпохи Возрождения.  Затем шёл 16 век – эпоха Барокко, а следующий был 18 век.  Все произведения искусства располагаются в хронологическом порядке, систематизированы по художественным направлениям, школам и мастерам. Некоторые полотна представлены визитной карточкой знаменитой галереи. Особенно гордится галерея Уффици двумя картинами великого флорентийского художника Сандро Боттичелли – «Аллегория весны» и «Рождение Венеры».
 
Узнав эти энциклопедические данные, Алексей решил отделиться от группы и побродить самостоятельно. Он переходит от одного произведения к другому. Очень уж много посетителей, экскурсоводы постоянно подводят к известным картинам туристов, объясняют и уводят, а на их место прибывает новая группа туристов - и так без конца.
 
Алексей шёл не спеша. Иногда останавливался.  Ему мешала толпа, хотелось побыть в тишине, раздумывая, размышляя. Пройдя галерею статуй, в которой он был с группой, где лепные потолки живописно декорированы, выполнены различными мастерами маньерического направления, задержался   в зале с двумя картинами Сандра Боттичелли. Одна из них – «Аллегория весны» - на античную тему, которая была создана по заказу семьи Медичи и предназначалась для украшения их городской виллы в Кастелло. Фигуры действующих лиц помещены в прекрасный сказочный лесной пейзаж с деревьями, усеянными плодами. В центре – Венера, справа от неё Флора в светлом платье, затканном цветами, слева три Грации в прозрачных одеяниях медленно кружатся в хороводе. Их движения, линии тела, складки одеяний наполнены утончённой красотой. Все фигуры почти невесомы и выполнены с необычным тонким чувством ритма. Присутствие Венеры и Амура с завязанными глазами символизирует любовь духовную. Движением правой руки Венера благословляет группу Граций, которые стоят недалеко от Меркурия, охраняющего сад Венеры. Справа Зефир, холодный весенний ветер, настигает нимфу Хлорис, которая превращается во Флору, Весну, в богиню цветения.

Вторая картина «Рождение Венеры», где автор изобразил миф о Венере, рожденной из морской пены. Слева от Венеры дует Зефир. Из объятий Флоры, и от этого дыхания рассыпаются розы, они словно наполняют картину ароматом. Ритм падения розовых лепестков совпадает с ритмом изумрудных морских волн, создаваемых движением раковины. Венера с телом античной богини остается безучастной к страстному дыханию Зефира.

Когда Алексей ходил с группой, экскурсовод очень живописно рассказывала о двух известных картинах, говоря, что в искусстве Сандро Боттичелли линия была главным средством художественной выразительности, тонким линейным ритмом. А холодные, прозрачные и светлые краски, даваемые в неярких, изысканных сочетаниях, свидетельствовали о тонком чувстве колорита художника.  Алексей не понял и не принял этих картин, не понял, почему все стремятся посмотреть в Уффици эти картины, они его не взволновали, не заставили задуматься.

Поэтому прошёл чуть дальше и вдруг замер. У картины «Флора» Тициана.  Ничего не мог поделать с собой, остановился, и так и стоял, никого не замечая вокруг. Лицо его выражало удивление, очарование, восхищение. По альбомам, которые он просматривал ранее, помнил, что встречал эту картину. Но то, что сделала она настоящая с ним, он не ожидал. Это полотно попало в коллекцию галереи Уффици не сразу. До 1641 года – находилась в частном собрании амстердамского коллекционера Алфонсо Лопеса. Мозг вспоминал, а душа радовалась.

Прекрасное - всегда прекрасно, а неожиданно появляясь, действует мгновенно.  И приводит в восхищение, заставляет волноваться.  Душа его потянулась к этой картине, хотя мозг не понимал почему. Чувства…чувства! Он никому не поверил бы, что можно столько простоять у картины, забывшись. Он стоял, волновался, разглядывал, и чувствовал, что питается этой картиной. Вспомнились слова, но автора не помнил «живопись – искусство, которое при помощи линий и красок представляет в совершенстве зрению то, что оно может воспринять от природы».

Тициан с таким умением воспроизводил цвета, что его картины кажутся естественными. Художник заставил поверить в настоящую Флору, которая находится рядом.  Вот что сделала кисть мастера!  С помощью красок запечатлела своё видение «прекрасного» в мире.  Сотворила полотно достойным прожить века.
 
На картине изображена молодая девушка. Поясной портрет. Склонённая к правому плечу голова с пышными волосами. Светлая тонкая рубашка приоткрывает левую грудь. Какой нежный, тёплый розовый тон открытого плеча. Ощущение, будто художник любуется своей Флорой. А ею нельзя не любоваться. В ней - торжество красоты. Краски сильные, горячие, взволнованные и в то же время – нежные, особенно краски тела. В правой руке у Флоры весенние цветы. Она протягивает их к зрителю, а левой рукой придерживает естественным, почти невольным движением, сползающие с плеча рубашку и накидку. Пройдя мимо Алексея, очередная группа туристов с экскурсоводом узнала, что картина «Флора» – одно из самых прекрасных произведений раннего периода творчества Тициана. Здесь им был найден образ венецианской красавицы, взятой из жизни.

В Алексее картина вызвала радость. Было сильное, нежное чувство и к девушке, и к её чувственному лицу. Столько эмоций пережил он у картины. Она - необыкновенна.  Да и вся картина вызывала ощущение чего-то особенного.   И был восторг перед нежностью, которой пропитана картина. Стоя у картины, вспоминал, что знал о самом художнике, и в нём зазвучали слова Веласкеса: «В Венеции – все совершенство красоты. Я отдаю первое место её живописи, знаменосцем которой является Тициан».
 
Ведь это очень удивительно, что он столько времени проводит у картины и совсем не хочется уходить. Перед ним портрет несбывшейся мечты, портрет старинной прелести. Он стоял у картины и понимал, что и в том веке жили люди, которые мечтали о красоте. О красоте тела, о красоте души. Что-то было в картине, что заставляло его стоять и любоваться. А главное – мечтать. Ему хотелось встретить похожую обворожительную девушку. Он мечтал.
 
По её красивому лицу блуждала улыбка, в позе чувствовалась утонченность. А какое благородство во взгляде.  В молчании была привлекательность, своим взглядом она притягивала, заставляла остановиться, задуматься и взволноваться. Взгляд не был направлен на зрителя, но, казалось, проникал в вас и оставался там навсегда. Лицо спокойно и смиренно. В глазах интерес, любопытство, удивление. Сами глаза большие и внимательные. Черты правильные. Волосы рассыпаны по плечам. И всё так естественно! Тело нежное. И ничуть не возмущает нагота, а наоборот – красота восхищает. Открытое плечо богини цветов нежное, краски подчеркивают правдивость восприятия. Руки полные. Вся дышит жизнью и непорочностью.  Что может быть прекраснее человеческого тела? Да и с точки зрения анатомии, всё выполнено мастерски.  Композиция картины  безупречна, думал Алексей.

Черты его лица выражали интерес. Видно было, что внутренне он борется с обольстительной мечтой.  Он не отрывал глаз от полотна. Перед ним - настоящее творение мастера. И одновременно – чудное видение. Неизвестная и загадочная, она пленила его воображение.  Ведь Флора – таинственна!

Ему было жаль расставаться с «Флорой», и он остался у картины. Видно, что художник не прятал любовь свою, а выставлял перед всеми, а что это была любовь – не было сомнений, ведь только с любовью можно создать такой шедевр. Вот он стоит здесь, а хочется попасть в её эпоху, жить в том веке, в каком живёт она. Ему захотелось узнать о ней. Кто она? Почему её изобразил художник? Кто он ей? И была ли настоящая Флора в жизни художника? Ведь какое удовольствие получил он от живописи, от красоты!

Флора в жизни художника была – это была юная Виоланта – дочь товарища Тициана, которой он сильно увлёкся, и решил жениться.  Девушка часто бывала в его мастерской, позируя известному живописцу. Но бурная любовь не имела продолжения, видимо отец был против их союза из-за большой разницы в возрасте. Но свою любовь художник запечатлел не только в полотне «Флора», её образ появляется в полотнах «Любовь небесная и Любовь земная», «Молодая женщина с зеркалом», «Портрет молодой женщины», «Саломея».

Алексей понял, художник оправдал свою жизнь – не зря жил!  Было такое впечатление – что взор Флоры выражал томление, но одновременно – и удивление и обольщение. Она обольщала, но не знала об этом. Взор был одновременно и мечтательным. Она мечтала, и в её мечтах существовал как будто другой мир. Она мечтала, но и любила. И не понимала силы своей любви, поэтому смотрела, на проходивших мимо людей, мечтательно, с удивлением.

В Алексее что-то происходило, рождался взрыв. Это был момент, или миг его жизни, но какой прекрасный! В его взгляде – восторг перед грацией и нежностью. Он верил Флоре, верил её любви, верил мечтам. Вокруг бушевала жизнь, а он затормозил, и отрешённо впитывал красоту тела, души, взгляда, мысли.