Ленин, Маркс, религия. Разговор с Ву Куаном

Александр Клейн
Ву Куан: Резкое выступление - это, как я много раз замечаю, литературная стилистика Ленина...

Клейн: У Маркса тоже есть: "Гегель как-то заметил, что события повторяются  дважды. Он забыл добавить: один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса". (с) Маркс. Восемнадцатое брюмера Луи-Бонапарта (вольное цитирование, в оригинале немного по-другому)

— Поэтому, для восточного ума, я его воспринимаю в качестве аргумента, а не истина...

— Да, это "начальная гипотеза", которая вначале высказывается, а затем исследуется и доказывается, т.е. приводятся аргументы, ее подтверждающие.

— Читая Ленина, я учитываю на тот исторический контекст, где он находился и каким было научное сообщество в Европе (начало 20-го века).

— Да, верно.

— Думаю, что намёк на Канта и Гегеля с точки зрения Ленина лишь правильно понимается тем, что и его взгляд был ограничен.

— Если я правильно понимаю тебя, ты хочешь сказать: "Чтобы правильно понимать отношение Ленина к Гегелю и Канту, нужно понимать, что и взгляд Ленина был ограничен". Согласен. 

— Сказав это, я высоко ценю его попытку разобраться в европейской (немецкой) философии и внёс свой вклад в развитие материализма, что являлось в истории идей человечества лишь формальной позицией.

— Согласен с этими 2-мя твоими тезисами.

Первый тезис:
"...высоко ценю его попытку разобраться в европейской (немецкой) философии, он внёс свой вклад в развитие материализма".

Второй тезис:
"...что являлось в истории идей человечества лишь формальной позицией" — т.е. разделение на материализм и идеализм являлось в истории идей человечества лишь формальной позицией до появления — ты пишешь: Ленина — я бы сказал: Маркса. И Ленина.

— По той причине, можем сказать, что понятие "Бог" для Ленина и интеллектуального мира 20-го века отличается от понятия "Бог" для нас, живущих в 21-м веке".

— Верно. Согласен.

— Ленин, как я его понимаю, в своей философской тетради боролся с "Богом" в религиозном смысле, как он понимался европейским умом в течении веков.

— Не только в "религиозном". Но в еще большей степени это определялось "классовой позицией", т.е. он боролся в "классовом" смысле.

Поясню:

Духовенство — это один из 2-х отрядов "правящего класса" — аристократия (военная) и духовенство. Буржуазные революции (включая Великую Французскую революцию) ввели в "правящий класс" третий отряд — буржуазию ("третье сословие").

В тот исторический момент (конец XVIII - начало XIX века) общество рассматривалось так:

"Третье сословие" = третий слой "общества".

Пролетариат = "неимущие" были вынесены за пределами "общества"; = "отверженные" (с) Виктор Гюго; = деклассированные элементы, парии.

Пролетариат как "рабочий класс промышленного капитализма" ( = "работающая на станках часть общества") тогда только зарождался. Или, другими словами: "отверженные" только начали превращаться в "главную производительную силу общества".

Во времена Ленина это "превращение" завершилось — см. книгу Ленина "Развитие капитализма в России (1880-1890-е годы)".

Вся религия и все духовенство были на противоположной классовой стороне.

Также:

Маркс: "Религия — это опиум для народа" (т.е. обезболивающее средство). "Религия — это бумажные цветы на теле издыхающей твари"... и что-то там еще, цитирую по памяти. Полный текст: Маркс. К критике Гегелевской философии права https://www.marxists.org/.../1844/philosophy_right/01.htm


Александр Клейн
9 ноября 2022 г.