А. Н. Коншин - толстовец

Александр Коншин-Рачинский 2
Это черновик статьи, посвящённой малоизвестным фактам биографии  Александра Николаевича старшего - четвёртого сына крупнейшего российского промышленника и общественного деятеля, владельца «Товарищества мануфактур Н.Н. Коншина в Серпухове» – Николая Николаевича Коншина старшего. Здесь опущены факты деятельности А.Н. на посту Председателя Правления Товарищества, руководителя серпуховского и Центрального ВПК (Военно-промышленного комитете) и др.


   Александр Николаевич Коншин старший - единственный сын, переживший своего отца, носил в семейном кругу кличку «толстовец». У него был племянник полный его тёзка, у которого в официальных документах была приставка - младший, а в семейном кругу - кличка "автомобилист", за его увлечение автомобилями. Многие факты кратко представлены впервые: об отношениях А.Н. Коншина ст. с Л.Н. Толстым и его окружением, о перевозке духоборов в Канаду, о меценатской и благотворительной деятельности А.Н. Коншина как члена Московского Педагогического общества (МПО) при Московском университете и др.

Несколько слов из биографии


Александр Николаевич Коншин (11.03.1867) – потомственный дворянин, потомственный почетный гражданин, коллежский асессор, кандидат естественных наук, директор и председатель Правления «Товарищества мануфактур Н.Н. Коншина в Серпухове», сын Николая Николаевича Коншина старшего от второй его жены Ольги Николаевны (Добрыниной, 1841-1887).


Во время учебы в Московском университете в 1880-е годы Александр Николаевич проникся, как и многие представители студенчества в то время, либерально-демократическими взглядами: нарастал подъём студенческих волнений, и маяком для молодёжи стал Л.Н. Толстой. Непререкаемый нравственный авторитет ему создали  романы «Война мир» и «Анна Каренина», разсказы "Казаки", "Мухтар" и др. В 1880-е годы писателем были написаны публицистические работы («Исповедь», «В чем моя вера», «Что же нам делать?», «О жизни»), в которых излагались его новые религиозные убеждения. Ими зачитывалась вся молодёжь и интеллигенция, А.Н. Коншин также был увлечён идеями Толстого, образ которого ему представлялся чем-то необыкновенным.

 
В полном смысле «толстовцем» – фанатичным последователем идей писателя и их пропагандистом он не был, тем не менее, познакомившись с ними во время борьбы с голодом (1891-1892), вошёл в круг друзей Толстого и оставался среди них до конца  жизни. А.Н. Коншин участвовал вместе с ними во многих проектах писателя. Толстой для него был кумиром; подражая Толстому, он вёл аскетический образ жизни и поддерживал его в семье.


Борьба с голодом 1891-1892 годы


Ещё студентом А.Н. Коншин стал членом Московского отделения русского технического общества, членом Московского Педагогического общества (МПО) при Московском университете. В 1890 году, защитив выпускную работу по теме «Повышение плодородия почв путём химизации земли», получил степень кандидата естественных наук и чин коллежского асессора. С октября 1891 года А.Н. Коншин стал почётным попечителем ремесленного училища при фабриках Товарищества (без зарплаты) в Серпухове.


В 1891 г. из-за сильнейшей засухи в Центральной России начался голод и вспыхнули эпидемии. Это последствие не только природного катаклизма, но и последствие необдуманных реформ 1861 г., приведших к разорению дворянских усадеб и обнищанию крестьян.



Старый друг Толстого, помещик Рязанской губернии И.И. Раевский, предводитель Тульского дворянства заехал в Ясную Поляну обсудить надвигающуюся угрозу голода. Раевский к тому времени уже открыл в своём уезде бесплатные столовые, но их не хватало. Поддержка Толстым этой идеи могла привлечь существенные инвестиции. Не без труда Раевскому удалось уговорить Льва Николаевича поехать к нему в Бегичёвку, а затем и по соседним уездам, чтобы воочию убедиться в катастрофичности ситуации. В результате Толстой, рассчитывая провести в Бегичёвке пару дней, остался в ней на 2 года. Дом самого Раевского был предоставлен хозяином под штаб помощи голодающим. Обращение супругов Толстых в печати привлекло на борьбу с голодом многих добровольцев. Среди них был
и Александр Николаевич Коншин. Он помогал Толстому не только деньгами, сам совершал походы в дальние деревни, открывал для голодающих бесплатные столовые и фельдшерские пункты. Совместная работа не только еще больше сблизила его с Толстым, но и познакомила со многими другими участниками этой благотворительной акции. Среди них оказались семейства Раевских, Мордвиновых, Писаревых, а также Вера Величкина, И.И. Горбунов-Посадов, врач Е.М. Персидская, П.И. Бирюков, А.П. Чехов, Н.Н. Философова и многие другие. Существенная помощь приходила
из-за границы.


Борьба с голодом и эпидемиями стала первой крупной благотворительной акцией, в которой А.Н. Коншин принял непосредственное живое участие под руководством Л.Н. Толстого. После этого за ним и закрепилась семейная кличка «толстовец».


Помощь в переезде духоборов в Канаду


    Еще один проект, в который Коншин включился под влиянием Л.Н. Толстого – переселение из России в Канаду духоборов-сектантов преследуемых правительством. Собирая необходимые для этого деньги, Толстой обратился с письмами ко многим состоятельным лицам, в том числе, к купеческому сословию. Некоторые из них отказались помогать по религиозным соображениям. Другие, среди которых был Коншин, активно стали помогать. Александр Николаевич неоднократно передавал Льву Николаевичу немалые денежные средства для духоборов. Например, 09.03.1899 Толстой в письме Чертковым сообщает: «Ещё высылаю вам 3.000 руб., пожертвованные Коншиным, для кипрских». Только через В.А. Маклакова он передал в общей сложности 11 тыс. руб. Сам Толстой ради накопления необходимых сумм для организации переезда духоборов форсировал завершение романа «Воскресение», весь гонорар от первого тиража целиком пошёл на эти цели. Фрахтовкой и подготовкой 2-х пароходов к перевозке людей занимался в Батуми Л.А. Сулержицкий.

 
В начале 1899 года Л.Н. Толстой назначил А.Н. Коншина руководителем переселения 4-й партии духоборов. В порту Батуми подготовкой к отправке партий духоборов занимался старший сын Толстого – Сергей Львович.
В апреле 1899 года Александр Николаевич выехал на Кавказ. 4-я партия состояла из 2318 карских духоборов, которые должны были отплыть из Батуми в Канаду на пароходе «Лейк Гурон». По дороге пароход должен был зайти в Константинополь, чтобы пополнить запасы пресной воды и взять на борт врача В.М. Величкину. Вера Михайловна не могла отплыватьиз Батуми со всеми вместе из-за возможного ареста при прохождении паспортного досмотра при посадке (она состояла в социал-демократической партии и была под надзором полиции). Когда корабль был готов отдать швартовы, вслед за Верой Михайловной на трап вбежал черноволосый мужчина, им оказался В.Д. Бонч-Бруевич, который в обход Л.Н. Толстого получил в Лондоне от Квакерского комитета разрешение на сопровождение духоборов в Канаду с этим пароходом. Капитан был категорически против приёма на борт лишнего пассажира. Только содействие А.Н. Коншина позволило Бонч-Бруевичу отплыть из Батуми вместе с духоборами. Во время похода и стоянки на карантине Бонч-Бруевич старательно записывал в свою тетрадочку псалмы, заговоры и песни духоборов, которые легли в основу его исследовательской работы.

 
    По прибытию в Канаду в июне 1899 года Александр Николаевич со своей командой остался для оказания помощи духоборам в обустройстве на новом месте и прожил с ними еще полгода. По просьбе В.Д. Бонч-Бруевича он выдели дополнительно 2 тысячи долларов на общественные нужды, вёл переговоры с правительством Канады,
с местной администрацией, с фирмами и местными фермерами о трудоустройстве духоборов, о закреплении за ними земельных наделов, об открытии магазинов, обеспечении их товарами. Вместе с Бонч-Бруевичем открыл две школы. Чтобы собрать дополнительные средства Коншин совершил поездку по северным штатам США, выступая с лекциями о судьбе духоборов и их преследованиях в России. Ему удалось пробудить сочувствие к этим людям и получить гуманитарную помощь от американцев.
В результате несколько железнодорожных вагонов с продуктами и одеждой были отправлены в Канаду. Эти усилия помогли духоборам благополучно пережить первый год и суровую зиму на новых землях без болезней. В дальнейшем А.Н. просил Л.Н. Толстого не передавать деньги для раздачи духоборам. Ибо это для них вредно, это их развращает. Он считал, что они должны зарабатывать деньги сами, а помощь нужна им в налаживании контактов с местными жителями и в трудоустройстве их.


Поддержка системы народного образования


Во время поездки по США Александр Николаевич познакомился
в штате Айова с великим русским учёным, революционером-анархистом
П.А. Кропоткиным, бежавшим в 1876 году из Петропавловской крепости.
По просьбе Кропоткина он сделал перевод на русский язык некоторых его работ, в частности, книги «Поля, фабрики и мастерские (земледелие, промышленность и ремесла)». Автор остался весьма довольным. Главы из этой книги А.Н. Коншин читал в 1902 году в Ясной Поляне. После этого завязались дружба и переписка Толстого с Кропоткиным; у них оказалось много общих взглядов, в том числе на систему воспитания и образование детей. И тот и другой были сторонниками теории Свободного Воспитания.


В 1903 году друг А.Н. Коншина и муж младшей сестры Евгении доктор медицинских наук Сергей Петрович Фёдоров был приглашён на заведование кафедры госпитальной хирургии в Военно-медицинской Академии в Петербурге. В связи с этим на плечи Коншина легло попечительство над только что построенной Фёдоровым 2-х этажной кирпичной школой. Эта школа находилась на берегу реки Суходрев рядом с имением Сергея Петровича «Воробьёво», приобретённым по совету А.Н. Коншина в 1897 году,
и поблизости от села Детчино, где обитал в то время Александр Николаевич
с супругой. В этом же году в Серпухове им был открыт детский сад с ясельной группой.


Во время путешествия по Америке А.Н. Коншин интересовался местной системой школьного образования и обратил внимание на культурно-просветительские учреждения Сетлементы , в которых с удовольствием проводили время и дети, и взрослые. Коншин позже докладывал о них в Московском педагогическом обществе. Заинтересовали Сетлементы и путешествовавшего в течение 2-х лет по США талантливого архитектора А.У. Зеленко. Вернувшись в Москву в 1904 году, он решил посвятить себя педагогической деятельности и заняться созданием поселений Сетлемент для детей рабочих окраин. В Московском педагогическом обществе он также сделал доклад на эту тему. Тогда же, вероятно, произошло знакомство А.Н. Коншина с С.Т. Шацким и А.У. Зеленко, которым в дальнейшем оказывал материальную поддержку.


В 1905 г. в подмосковном Щёлково С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко организовали первую летнюю трудовую колонию, взяв из приюта 14 детей. Особое внимание уделялось трудовому и художественному воспитанию, в колонии действовал принцип самоуправления. В этом же году они создали клуб Сетлемент в Марьино для детей рабочих окраин Москвы. Популярность клуба, нехватка помещений, потребовало строительства специального здания для Сетлемента. Землю под строительство и устройство сада выделил московский купец 2-й гильдии, потомственный почётный гражданин Николай Ефимович Кротов (1859-1933) на своем участке земли в Сущёвском районе Москвы. [Рис.] Это был его благотворительный вклад в общее дело создания сказочного дворца для детей. В январе 1907 года по завершению строительства Н.Е. Кротов завещал здание Сетлементаи разбитый рядом с ним сад городу с условием обязательного сохранения профиля – клуба для детей. Архитектор А.У. Зеленко разработал оригинальный проект детского дворца. На строительство здания и оснащение его кабинетов были собраны средства и других представителей московского купечества, среди них были издатели братья Сабашниковы, И.Д. Сытин, А.Н. Коншин, М.К. Морозова (Мамонтова). В советские годы в этом здании размещался районный Дом пионеров, зато теперь с 2000 годов - офисы самых "обездоленных": банков, нефтяников и прочих структур. Детьми там и не пахнет. Юридически, согласно международным правовым нормам при нарушении условий завещания, этот участок земли и здание должны быть возвращены потомкам купца Кротова. Но это возможно лишь в правовом государстве.


Случайных встреч не бывает…


      По пути из Канады по просьбе Льва Николаевича А.Н. Коншин заехал
в Лондон к Чертковым, у которых провёл несколько недель. В.Г. Чертков был редактором и издателем произведений Толстого, запрещённых в России («Исповедь», «В чем моя вера», «Что же нам делать?» «О жизни», а также «Листков Свободного слова» (1898-1902). Александру Николаевичу предстояло привезти отпечатанные экземпляры этих работ Толстого в Россию.


В 1897 году В.Г. Черткова и П.И. Бирюкова царское правительство выслало из России из-за поддержки ими духоборов. Чертков со своим семейством поселился в Лондоне, а Бирюков в Курляндской губернии, через год ему разрешили выехать в Женеву. Ещё до этого, в 1884 году, воплощая замысел Толстого, они основали издательство «Посредник», где печатали дешёвые книги для простого народа. В 1897 году издательство «Посредник» возглавил И.И. Горбунов-Посадов, и оно переехало в Москву на улицу Арбат, д.36.


Из Лондона путь А.Н. Коншина лежал в Швейцарию, в Женеву, куда уже прибыл из Канады В.Д. Бонч-Бруевич. На одной из встреч, состоявшихся по  инициативе Владимира Дмитриевича, Коншин познакомился с Г.В. Плехановым. В течение нескольких часов они беседовали с глазу на глаз: Плеханов с интересом расспрашивал о положении рабочих на фабриках в Серпухове, об устройстве их быта, о рабочем дне, о заработках и т.п. Позже Плеханов по паспорту А.Н. Коншина ездил из Швейцарии в Мюнхен на встречу с Лениным и редакционной группой, готовившей первый выпуск газеты «Искра».Тем временем В.Д. Бонч-Бруевич изготовил в чемоданах Коншина двойное дно, в которые была уложена нелегальная литература. Предосторожность была нелишней; хотя вещи потомственных дворян не подлежали досмотру на границе. Но всё же. Печальный опыт с конфискацией на границе первого номера газеты «Искра» уже имелся. В России Коншина вновь ждала встреча с Толстым, и идея самостоятельно выпускать журнал «Жизнь». Коншин даже подготовил Устав издательства, нашёл редактора – доцента московского университета М.В. Довнар-Запольского. Но «цензурный шлагбаум» на Толстого Александру Николаевичу ни поднять, ни обойти не удалось. Вместо этого журнала «Жизнь» был создан журнал «Свободное слово» (1901-1905), который стал печатать Чертков в Лондоне.


С 1900 года А.Н. Коншин стал постоянно сотрудничать с издательством «Посредник» в качестве редактора и переводчика. Главный редактор издательства И.И. Горбунов-Посадов писал в своих воспоминаниях «40 лет служения людям», что с появлением А.Н. Коншина «Посредник» не знал никаких финансовых проблем, и это позволило ему отделиться от издательства И.Д. Сытина и стать самостоятельным, ни от кого не зависящим.


В 1902 году в Ясной Поляне у Льва Николаевича собрались друзья–
И.И. Горбунов-Посадов, Н.Я. Грот, Л.А. Сулержицкий и А.Н. Коншин, чтобы отметить 50-тилетний юбилей его литературной деятельности. Удивительно, что среди широкой литературной общественности эта дата прошла незамеченной.


     В 1903 году А.Н. Коншин женился на представительнице древнего дворянского рода Софии Дмитриевне Корсаковой (1866-1942). После свадьбы они перебрались в имение Детчино Малоярославецкого уезда Калужской губернии. При этом Коншин свои паи вернул Товариществу, решив жить по учению Л.Н. Толстого о формировании гармоничной личности. Согласно взглядам Толстого и Кропоткина гармоничный человек должен 50% своего времени заниматься физическим трудом и 50% - умственным трудом. А.Н. так и сделал, работая полдня на земле и полдня, занимаясь переводами и редактированием статей, присылаемых ему В.Д. Бонч-Бруевичем и журналом «Посредник». Сотрудничать с «Посредником» стала и София Дмитриевна, как переводчик с английского и немецкого языков. Поселившись в деревне, Коншин решил организовать толстовскую коммуну и, опираясь на свои агрономические знания, учить крестьян высокоэффективному земледелию.


 Вероятно, именно в это время А.Н. Коншина видел подросток – будущий советский писатель И.С. Соколов-Микитов, что и запечатлел позже в своём рассказе «Детство», написанным в 1950-е годы с соответствующей времени и его революционной юности интерпретацией. Этот рассказ вначале 1960-х годов был напечатан А.Т. Твардовским (1910–1971) в журнале «Новый мир». Спустя некоторое время главный редактор получил гневное письмо из г. Владимира от Михаила Сергеевича Коншина (праправнука Н.Н. Коншина старшего), возмущённого предвзятым изображением Коншиных. До суда чести, правда, дело не дошло, да и не могло оно быть в те незабвенные времена. Но Александр Трифонович ответил на возмущение праправнука наличием у писателя авторского права.


1903 год был знаменателен ещё тем, что В.Д. Бонч-Бруевич обратился
с просьбой к А.Н. Коншину стать учредителем и издателем политического журнала «Новая жизнь» и предлагал ему познакомиться с В.И. Лениным. Однако оба эти предложения Александром Николаевичем в свойственной ему мягкой манере были отклонены. По поводу журнала он высказался так: «Рынок уже насыщен подобными изданиями, и новый журнал будет излишним». Он также отказал Бонч-Бруевичу в финансовой поддержке. Укоры не возымели действия, и переписка между ними заглохла. Однако Вера Михайловна по-прежнему вела переписку с Коншиным и с духоборами в Канаде,и с толстовцами.


      В конце 1905 года в одном из писем она попросила А.Н. Коншина открыть в Канаде школу, оснастить ее учебниками и пособиями, организовать библиотеку. В этом письме сделал приписку В.Д. Бонч-Бруевич, в которой просил Коншина посетить Южную и Северную колонии и сделать отчёт об их экономическом состоянии и жизни духоборов.


     В январе 1906 года А.Н. Коншин и его жена София Дмитриевна
с огромным багажом прибыли в Канаду. Конец января и февраль ушёл
на объезд колоний и сбор экономических показателей по общинам. Свои отчёты и фотоматериалы он посылал С.Л. Толстому и В.Д. Бонч-Бруевичу. Тем временем София Дмитриевна занималась организацией школы. Закончив обследование общин духоборов, Коншин устроился к канадскому фермеру простым рабочим, у которого проработал с марта до глубокой осени. Его целью было изучение системы организации и методов ведения многопрофильного фермерского хозяйства изнутри, чтобы понять причину более высокой производительности труда и урожайности у канадского фермера по сравнению с отечественными крестьянскими хозяйствами
при схожих климатических и природных условиях. Полученные знания он планировал распространить в России среди крестьян.


     Возвращались супруги Коншины из Канады в декабре 1906 года, через Англию, где посетили Чертковых в Лондоне, и Женеву, где их ждали В.Д. и В.М. Бонч-Бруевичи. Только в феврале 1907 года с потяжелевшими чемоданами Коншины вернулись домой. Так действовал один из множества каналов доставки нелегальной литературы в Россию.


    Одним из первых в России Коншин посетил Л.Н. Толстого, для которого он привёз отпечатанные в Лондоне книги, поделился с ним впечатлениями о жизни духоборов, рассказал о своей работе у фермера.


    Интерес к реформаторской педагогике


     Л.Н. Толстой предложил Коншину организовать специальное издательство по выпуску педагогической литературы, в частности, ежемесячного журнала, посвящённого свободному воспитанию и трудовой школе. Это новое направление в реформаторской педагогике получило развитие на Западе. В России его основоположниками считаются Л.Н. Толстой, П.А. Кропоткин, К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С. Н. Дурылин, Фортунатовы, А.У. Зеленко, С.Т. Шацкий и др.


      Особняком в этом течении стоит основатель русской сельской школы С.А. Рачинский (1833-1902), который на первый план выдвигал воспитание духовно-нравственной творческой личности на основе православия, обладающей трудовыми навыками. Возможно, что именно эта религиозная особенность в педагогике не понравилась Л.Н. Толстому, и они после полувековой дружбы разсорились.


     Многие члены Московского педагогического общества (Фортунатовы, Н.В. и М.В. Чеховы, Л.К. Шлегер и др.) стали сотрудниками издательства журнала «Свободное воспитание и свободная трудовая школа», для которого А.Н. Коншин приобрёл в собственность дом №8 в М. Трубецком переулке.


     С марта 1907 года Александр Николаевич был вынужден по настоятельным требованиям отца вернуться к работе директора «Товарищества мануфактур» и вскоре занять пост Председателя Правления и Совета Директоров. Это было связано с тем, что, во-первых, в сентябре 1906 года внезапно скончался коммерческий директор, зять Н.Н. Коншина старшего В.С. Баршев, а, во-вторых, тяжело заболел болезнью лёгких внук Николая Николаевича старшего – Н.Н. Коншин (1879-1913), который по рекомендациям врачей вынужден был поселиться в Италии. Вернуть же Николая младшего на производство отцу не удалось, несмотря на разрушенную его, и его жены карьеру оперных певцов. Самому Николаю Николаевичу старшему шёл 74 год, а единственный его сын Сергей (1863-1911), входящий в Правление Товарищества мануфактур, больше внимания уделял коневодству, чем фабрикам. К слову сказать, Сергею удалось внести свою лепту в создание знаменитой руской рысистой породы: его легендарный Антоний дал целую плеяду линии руской рысистой породы лошадей.

   
     Таким образом, чтобы не выпустить Дело из рук семьи, Александр Николаевич должен был вернуться к работе в Товарищество и забыть свои сельскохозяйственные увлечения.

     В марте 1907 года вышел первый номер ежемесячного журнала «Свободное воспитание и свободная трудовая школа». С тех пор до ноября 1918 г. на плечи Александра Николаевича легла обязанность не только руководителя издательства, но и подбор авторов и тематики журнала.

 
     В марте 1917 года издательство отмечало 10-летний юбилей. Среди множества поздравлений одно было особенным – от десятиклассника Александра Реформатского, который выразил искренний восторг и благодарность редакции и издательству журнала за публикуемые в нём материалы, помогающие учиться и выбрать свою дорогу в жизни. Он также сообщил о том, что бережно хранит все его издания, начиная с первого номера.Об этом эпизоде мне рассказал в начале 1990-х академик Игорь Александрович Реформатский (1921-2008), пришедший ко мне в гости. Его отцом был известный лингвист, профессор А.А. Реформатский, который оказался тем самым подростком, приславшим поздравление к юбилею издательства. Связанной судьбой с Коншиным оказалась и его мать – Серафима Никаноровна Аверьянова. Её отец служил управляющим у Н.Н. Коншина в Калашном переулке, где их многодетная семья жила во флигеле до июня 1918 года.

 
     В 1909 году вместо закрытого властями в мае 1908 года Сетлемента, заподозренного в распространении социализма среди детей, С.Т. Шацкий открыл общество «Детский труд и отдых». К сожалению,талантливый педагог Зеленко после ареста Шацкого покинул Россию и больше не вернулся. Педагоги работали с полной отдачей сил на голом энтузиазме, не получая никакой зарплаты. Общество существовало только на частные пожертвования.

В 1910 г. Александр Николаевич просил С.Т. Шацкого организовать трудовую колонию и для детей рабочих серпуховских мануфактур. Но тот из-за занятости отказал. Тогда А.Н. Коншин в том же году сам построил в Серпухове дом для детского сада с яслями и корпус для проживания педагогов и обслуживающего персонала и сам подбирал персонал. [Фото ]


В 1911 г. в Калужской губернии на участке земли на берегу реки Репинки, подаренном помещицей-меценаткой М.К. Морозовой (женой М.А. Морозова – владельца Тверской мануфактуры), при ее и А.Н. Коншина финансовой поддержке, Шацкий создал летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». А в 1914-м А.Н. Коншин, будучи попечителем «Общества несовершеннолетних безпризорников, освобождаемых из мест заключения», в Москве в Б. Чудовом переулке открыл в собственном доме приют для 60 мальчиков с училищем с городской программой и с мастерскими.
Таковы основные этапы деятельности на ниве благотворительности и меценатства «толстовца» А.Н. Коншина.


 Они, конечно, не исчерпывают полностью всех его благих дел, но дают представление о его многогранной личности. В должности Председателя Правления «Товарищества мануфактур…» Коншин занимался и другими крупными благотворительными проектами, например, строительством больниц, богаделен, стадиона, театра, школ, приютов …


Магнетизм личности Л.Н. Толстого притягивал лиц разной политической ориентации и религиозных направлений, далеко не только социал-демократов, народников, но и кадетов, эсеров, промышленников. Связь А.Н. Коншина с Толстым оказала влияние не только на формировании его взглядов, но стало судьбоносным и для его семьи, и в определенной степени, и для России.


Библиографический список:
1. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. –Т.71,72. Дневники и записные книжки, письма.–М.-Л.: Гос.изд-во, 1928-1964.
2. Бонч-Бруевич В.Д. Духоборы в канадских прериях. Часть I. –Пг.: Жизнь и знание, 1918.
3. Горбунов-Посадов И.И. О моих учителях и товарищах по работе. Сорок лет служения людям. / Сб. статей под ред. Н.Н. Гусева и М.В. Муратова. – М., 1925.
4. Рогожина А.С. Благотворительность Л.Н. Толстого и голод 1891-1892 гг. //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – №2(83). – 2019.– С.34-36.