Спасибо, Палыч, за урок!

Николай Скулов
 (Светлой памяти Дмитрия Павловича Барскова.)

    С Дмитрием Павловичем Барсковым  мы познакомились в середине девяностых, когда заканчивались исследования в рамках Российско-Британской программы по изучению Мещеры и международной экспертизе проекта НП «Мещера», в которых я принимал участие с 1992г. в качестве координатора секции экологического образования, проводника и консультанта. Национальный парк «Мещера» в то время только начинал свою деятельность и в мои обязанности, по поручению его первого директора  - Кулика Владимира Антоновича, входила не только помощь британским коллегам - гидробиологам, этнографам  из Хартфордширского университета (Восточная Англия), но и написание научных отчетов, а так же освещение хода исследований в прессе. Некоторые статьи, по видимому, заинтересовали Дмитрия Павловича, поэтому он решил поближе познакомиться с ходом исследований и приехал в нашу Приозёрную Мещеру, в Палищи.
      Наша первая встреча состоялась второго августа 1995г., во время застолья по случаю престольного праздника Ильина дня, на подворье у священника Ильинского Храма села Палищи протоиерея отца Александра Трусова (ныне покойный, умер 01.08.2017).
      На широкий двор, с накрытым под развесистой берёзой праздничным столом, его привел известный писатель из пос. Черусти Владимир Большаков. Шумел весёлый разговор, заливалась гармошка, пыхтел самовар, а мы c Палычем уединились у прудика возле баньки, на широкой лавке и разговаривали всласть: про речку Бужу, про происхождение названия озера Исихра, про мещерские мегалиты, про историю Палищ и Ильинского храма. Я только что вернулся из английских Харфорда и Норвича, рассказывал о путешествиях по болотам английской Мещеры в национальном парке  «Норфолк Бродс»  и в Саффолке…

        На следующий день я повёл его по «своим местам» в окрестностях села. Показал старое городище, осколки древней керамики, кремневые мезолитические скребки и стрелы, плечевую кость мамонта, найденную во время путешествий по речке Гусь… 
         
       Расставались мы уже закадычными друзьями и единомышленниками.
        Компьютеров и мобильников тогда ещё не было, и мы переписывались по почте, обменивались впечатлениями об экспедициях по Мещере, фотографиями, строили планы по изучению мегалитов и озёр Мещеры. Надо отметить, что Дмитрий Павлович был очень обязательным человеком и не ленился ходить на почту и присылать пачки фотографий с обстоятельными описаниями.
        После выхода в свет моей книжки «Заповедными тропами Мещёры» летом 2004г., Палыч  познакомил меня с работами своего брата- художника Валентина Дмитриевича Барскова и подарил его картину, написанную под впечатлением от прочтения моего рассказа «Свят-озеро». Потом несколько раз приезжал ко мне в деревню Перово, когда я работал  там директором средней школы и открыл школьный краеведческий музей. Во время очередного приезда ко мне, в школу д. Перово, летом 2008г. он  познакомился с сотрудниками НП «Мещера». С этой встречи и началось его плодотворное сотрудничество с парком. В этот приезд я водил его в урочище «Смольна», «Баусы», где показывал  следы от  жилищ древних мещеряков, фрагменты костяных гарпунов и женских гребёнок волосовской культуры, огромные, в рост человека глиняные корчаги, бока которых выглядывали из земельных провалов – остатки мастерских по перегонке берёзового дёгтя…

      Еще одна встреча произошла в августе 2010г., когда в Мещёре горели леса и торфяники, а сквозь дым тускло светило солнце в виде бело-серого грязного блюдца. В ту встречу Палыч приехал вместе  со своими коллегами: Бронниковой Валентиной Кирилловной –  ведущим научным сотрудником сектора национального атласа России НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, кандидатом географических наук и своим последователем, бессменным участником экспедиций Содружества Гео- Шушмор,  краеведом, исследователем Мещеры - Юрием Вениаминовичем Гончаровым. Приехал для детального изучения «Запольского святилища» - мегалитического сооружения на территории НП «Мещера».
       В тот день работа началась, как только забрезжил рассвет – пока еще сохранялась утренняя свежесть и прохлада. Мещерские комары, исчезнувшие из-за сорокоградусной жары и едкого дыма не докучали, и мы достаточно оперативно успели выполнить всю программу исследований до начала дневного пекла. Вернувшись в Палищи, вдоволь наплескавшись в обмелевшем пруду, мы уселись на банной терраске и до поздней ночи просидели, обсуждая увиденное, вспоминая былые маршруты.
       Поскольку  в январе 2010г. я стал директором еще не открывшегося Гусь-Хрустального историко-художественного музея, то бо'льшую часть времени я проводил в здании музея, работал с реставраторами, художниками-дизайнерами – готовил экспозиции музея к 255-летнему юбилею города летом  2011г.  По этой причине наши встречи из Палищ переместились в Гусь-Хрустальный. Палыч приезжал на «перекладных» и ему нужна была в городе  «своя база». Эту базу я помог ему найти, познакомив со своим музейным сотрудником и соратником – Дубровиным Владимиром Александровичем, таким же мегалитическим «фанатом», как и Барсков. Он изъездил весь Гусь-Хрустальный район на своём стареньком велосипеде, знал в районе каждую тропинку и разработал целую геомагнитную теорию расположения мегалитов на территории Мещеры, благодаря которой были сделаны многие интересные находки.
     Будучи учителем истории, поездившим по многим странам Мира, во время своей службы в лихолетье 90-х годов  в рядах Международной Армии Спасения (АСП), Володя  жил тогда один в старом родительском доме и для Палыча  был настоящей находкой – это и база, и проводник, и надёжный соратник. Так с осени 2010г. и до весны 2021г., именно с Володиного домика на окраине Гусь-Хрустального, начинались и заканчивались все приезды Дмитрия Павловича в Гусевскую Мещеру. Изменял Палыч своей привычке всего несколько раз, когда ночевал в общежитии Национального парка «Мещёра» в пос. Уршель, во время своих экспедиций в урочище Шушмор. 
      Многие его приезды в Гусь-Хрустальный заканчивались настоящими открытиями. Меня всегда удивляла его оперативность и настойчивость. После моего рассказа о существовании между д. Аксёново и селом Цикул урочища «Синий Камень», указанного на старых картах землеустройств  и упоминания об этом камне гусевского поэта Александра Васильева – гутного мастера Гусевского Хрустального завода, Палыч загорелся идеей этот камень разыскать.
      Поиски велись всё лето -  в комарах и  в жаре. Но всё, казалось, было тщетно. Легче было разыскать иголку в стоге сена. Тогда я позвонил своему приятелю – Сергею Михайловичу Русакову, директору Аксёновской средней школы и попросил его поспрашивать у местных старожилов про этот камень. Благодаря  Сергею Михайловичу нам удалось разыскать жительницу д. Аксёново Елену Гайтанову, которая от своей бабушки слышала о Синь-Камне и в детстве была у него. Она, сначала сама несколько раз поискала в лесу и всё-таки нашла то место, куда приводила её бабушка во время сенокоса. Из-под камня когда-то бил родник и к нему приходили крестьяне за водой во время летней страды. Поиски увенчались успехом 22 октября 2011г.

       Вообще, этот период был один из самых плодотворных в деятельности Дмитрия Павловича по исследованию мегалитов Гусевской Мещеры. Недаром, Палыч как-то признался мне, что в Гусь-Хрустальном районе  он сделал для себя больше открытий, чем во всём Подмосковье. В этот период он активно сотрудничал уже не только с нашим историко-художественным музеем, но и с Музеем Хрусталя им. Мальцовых и Национальным парком «Мещера» - организовывал экспедиции, участвовал в научно-практических конференциях, презентациях, краеведческих чтениях и т.д.
        В это время во всю шла подготовка к изданию практически уже готовой рукописи книги «Постижение Мещеры», которую  Палыч написал  вместе со своим братом Валентином и коллегами – исследователями.
         Однако судьба любимой Подмосковной Мещеры Палыча волновала не меньше. Что стоит его статья «Сберечь Мещеру», в которой он обосновал создание Природного парка «Ворота в Мещеру» в Шатурском районе Московской области. Проект статьи он прислал мне 24 июля 2020года, просил выразить своё мнение и помочь с публикацией в местных и региональных СМИ.

       Во время каждого приезда в Гусь, на свою «базу» - к Володе Дубровину, Палыч  заходил ко мне в музей, а потом обязательно присылал цветные фотографии в аккуратно подписанных почтовых конвертах…
       Несколько раз мы совершали совместные экспедиции по реке Гусь в окрестности деревень Сивцево, Уляхино, Парахино, на урочища Рязаны, Городищи, Курганы. Во время поездок заезжали в сельские школы, разговаривали  с учителями истории, с директорами школ, со старожилами.
       Осенью 2016г., узнав, что я, вместе со своим другом Сергеем Юрьевичем Васильевым – издателем из Сергиева Посада, замыслил написать серию книг для детей и взрослых  под общим названием «Мещерские сказы», Дмитрий Павлович привёз в наш музей и познакомил меня с Юрием Алексеевичем Белоусовым – работавшим в то время советником Главы администрации Округа Рошаль Московской области.  Юрий Алексеевич, будучи творческим любознательным человеком, писателем, известным сочинителем и исполнителем своих песен, на то время уже открыл для себя, с помощью Дмитрия Павловича  и его коллег- работников Покровского краеведческого музея, знаменитое «Убитое поле» и героическую историю про славного русского воина – богатыря Евпатия Коловрата. Именно благодаря  творческому союзу  Барскова Д.П. и Белоусова Ю.А. было много  сделано  для увековечивания  памяти этого великого героя Русской Земли.
       От Дмитрия Павловича, Белоусов Ю.А. многое узнал о  мещерских черных лодках, о работах  Евгения Владимировича Старостина – выдающегося Шатурского краеведа и первого исследователя «Черных лодок» Мещеры и мечтал осуществить путешествие на этих лодках по рекам Мещёры. Впрочем, для этого Палыч и познакомил нас, имея в виду мой многолетний опыт в осуществлении водных походов со школьниками по рекам и озёрам Мещеры. Они даже карту привезли с обозначением маршрута. В экспозиции нашего музея и из моих комментариев он узнал о плачевном состоянии лодок-долблёнок в Мещере, об их уничтожении работниками национального парка, как браконьерского инвентаря.
      Первая наша книга из серии «Мещерские сказы» под названием «Пра и Бужа» вышла, в сигнальном тираже, в конце  2016г. и была, как раз, о мещерских лодках.  Её презентация состоялась в марте 2017г. в главном здании Гусевского стекольного колледжа. На эту встречу приехал Дмитрий Павлович вместе с Белоусовым. Юра тогда первый раз исполнил свою знаменитую песню про Евпатия Коловрата и на нашем примере решил написать свой сказ «Легенда о Коловрате», а Палыч уже весь был в мыслях о создании в Рошальском парке отдыха у Дома Культуры им. Косякова – «Парка камней»…
      Именно  с этого приезда начался проект спасения мещерских черных лодок. Проект блестяще был завершен  в сентябре 2017г., когда шесть новеньких мещерских лодок-лебёдушек, изготовленных мастером –лодочником Николаем Ивановичем Гогиным из д. Демидово Гусь-Хрустального района, впервые использовались в гонках по озеру Юбилейному в г. Рошаль Московской области на праздновании Дня города. За день до этого  в Рошаль был привезён основной тираж Мещерского сказа «Пра и Бужа» и 1000 книг были подарены школьникам города на торжественных линейках.
      Седьмая лодка, сделанная традиционно из осины, была переправлена в город Калининград, где в музейном комплексе «Фридрихсбургские ворота»  22 сентября  2017г. состоялась церемония передачи лодки-долбленки приозерной Мещеры в дар историко-культурному центру «Корабельное воскресение». Мещёрская черная лодка была внесена в реестр истории кораблестроения России.
      Здесь опять же проявилась целеустремленность и настойчивость Дмитрия Павловича. Он не отвлекался на праздники и презентации, а настойчиво шел к своей цели – созданию Парка камней. И, несмотря на все сложности, поиски большегрузной и проходимой техники – идея была воплощена в жизнь. Воистину этот парк, созданный руками  Дмитрия Павловича вместе и коллегами -  единомышленниками, стал ему настоящим памятником в городе Рошаль.
      Работники НП «Мещера», после настойчивых выступлений и статей Барского Д.П. так же «загорелись» заполучить нечто подобное на своей  Уршельской усадьбе, рядом с музейным комплексом. Работы начались, но – увы! Завершены не были…
     Теперь завершить начатое дело – создание музейной  экспозиции «Камни Мещеры» для работников парка – ДЕЛО ЧЕСТИ! Недаром, в некрологе на сайте парка, молодые сотрудницы написали: «Спасибо, Дмитрий Павлович, что Вы открыли для нас мегалиты Мещеры».

      Дмитрий Павлович родился в посёлке Мишеронь в ноябре 1946 года в семье потомственных стеклодувов. На его долю выпала нелёгкая судьба, он рано осиротел, воспитывался в Клемёновском детдоме. Закончил Саввинскую школу с серебряной медалью. Затем учёба в Московском авиационном институте. Который Дмитрий окончил в 1971 году, работал в конструкторском бюро, НИИ, в 92-м году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, руководил научным центром по обследованию сложных инженерных сооружений, часто бывал в длительных командировках  на Урале, Дальнем Востоке и в других регионах России.  Д.П. Барсков - автор пяти изобретений, его разработки   были отмечены наградами ВДНХ СССР.
     Будучи влюблённым в Мещерский край, Палыч всё свободное время отдавал краеведческой работе, был активным членом Союза краеведов России, участвовал в научно-практических конференциях краеведов Рязани, Подмосковья, Владимирской области, публиковал статьи в сборниках конференций, участвовал в работе краеведческих музеев, был членом редколлегии краеведческих альманахов: «Гуслицкая округа», Шатурская Мещера», написал ряд ярких и интересных книг по истории и  краеведению: «Останется с тобою навсегда. Даль памяти », «Постижение Мещеры» (в соавторстве), «Наша фамилия» (трёхтомник) - об истории рода Барсковых.
      Как упорный исследователь, Палыч  плодотворно поработал, можно сказать «перерыл»  Государственный архив Владимирской области. В недрах архива ему открылись документальные свидетельства о предках Барсковых.
     В результате архивных поисков генеалогическую цепочку удалось восстановить до девятого поколения. Изыскания продолжились и в Российском государственном архиве древних актов. В результате родословная Барсковых выросла до шестнадцати поколений. Истоки родословия относятся ко второй половине XVI века и уже 450 лет прочно связаны с Мещёрским краем. Среди предков: крестьяне и купцы, основатели стеклозаводов и мастера-стеклодувы, рабочие, художники и врачи, инженеры и учёные, общественные деятели, воины Русской, Советской Армии.
         Дмитрий Павлович - Член Союза краеведов и Союза писателей России, член Правления Российской макаренковской Ассоциации (Макаренковское Содружество), Председатель клуба воспитанников- калабалинцев.  Награжден знаком «Почетный ветеран Подмосковья», медалью С.А. Калабалина «Педагогические традиции», медалями «200-летие М.Ю. Лермонтова» и «60 лет Московской городской организации СП России». 
      Активная, можно казать даже «бурная» деятельность Дмитрия Павловича по изучению Мещеры  способствовала привлечению единомышленников, в среде которых он всегда был «заводилой». Поэтому он и стал основателем и бессменным председателем знаменитого Содружества исследователей Мещерского края «ГеоШушмор», под эгидой которого  были организованы десятки  научно-исследовательских экспедиций в Мещеру, в загадочное  мещерское урочище Шушмор… 
      Уход Палыча был для нас – его Гусевских коллег и соратников страшным неожиданным известием. Буквально за несколько недель до этого мы строили планы будущих экспедиций. Будучи абсолютным фанатом раскрытия тайн Шушмора,  Палыч был буквально окрылён находкой мегалитов долины реки Бужа в окрестностях посёлка Уршельский, стремился туда всей душой и мечтал о парке камней Национального парка «Мещёра»…   
      К тому же он еще увлёкся идеей создания новых туристических маршрутов на территории Национального парка и Гусь-Хрустального района, с выходом на межобластное сотрудничество под общим названием «Изумрудное кольцо Мещеры», который на конкурсе новых маршрутов во Владимирской области занял первое место и стал лауреатом конкурса новых туристических маршрутов на территории ЦФО. Этим мы и планировали заниматься в прошлом и этом году. А тут раз – и пустота…
    До сих пор замираю, находя в поисковике – его письма с категорическими требованиями написать и выслать  для формирующегося очередного краеведческого альманаха статью или расшифровать фотографии для очередной книги. 
    Когда уходит человек – с ним уходит целый мир, целая эпоха. Мы потеряли надёжного друга, коллегу, соратника, Человека редкой души. Поэтому, чтобы сохранить  память о Дмитрии Павловиче - надо  сохранить его творческое наследие,  незавершенные задумки  воплотить в жизнь. Причем это надо делать это уже сейчас, не откладывая на потом.   
     Со своей стороны, хочу выразить Дмитрию Павловичу  благодарность за тот урок  стойкости, патриотизма, жизнелюбия, преданности делу, любви к родному краю, который преподал  он для всех нас своими делами.