Я мыслю, следовательно, существую

Хасав Хасавов
Там, где у мысли стёрлись грани

Становится темным-темно,–

Где мысль иссякла, там должно

Распространиться умиранье

Эти строки из поэмы литовского писателя Юстинаса Марцинкявичюса «Кровь и пепел» как нельзя лучше выражают суть того, что для того чтобы творчески развиваться – необходимо мыслить. А мысли просто так не рождаются.

Для того чтобы мыслить, нужно уметь абстрагироваться, то есть очистить голову от всего того, что мешает ей мыслить. Тогда в голове будут роиться мысли неиссякаемым источником, и время будет подвластно тебе, а не ты времени.   

Когда человек подвластен времени – время бежит от него, и ему, гоняясь за временем, некогда задумываться о смысле своего существования. И он бежит, и всё время жалуется при этом на недостаток времени, и ему некогда остановиться. Если он остановится для того чтобы задуматься, время ведь убежит от него, и вряд ли он тогда догонит его. А когда время подвластно человеку, то у человека бывает столько времени что, думай – не хочу. Такой человек сам стремится убежать от времени и ищет для этого все пути к «отходу». В общем, замкнутый круг.

В обоих случаях итог один: если человек не умеет пользоваться своим временем и мыслями, то это чревато для него плохими последствиями. Только при рациональном использовании своего времени и мыслей можно достичь в жизни успехов, а не при тупой покорности им. Важно ещё, чтобы не иссякали мысли. Когда иссякают мысли, то вслед за ними иссякает и всё остальное, то есть не остаётся ничего на душе, кроме опустошенности и сожаления, сожаления о растраченном попусту времени.

Время и мысль – это две основы, из которых состоит жизнь.

Без мысли – человек не в силах ничего творить, а творчество – это то, без чего жизнь теряет смысл. Эти два составляющие неразрывно связаны между собой и утрата одной части этой основы – мысли, приводит к утрате и другой её части – времени, а когда утрачиваются оба составляющие – время и мысль, то утрачивается и сам человек. Это – теория относительности человека и человеческого познания. Релятивизм.

Не знаю, насколько я дал точное определение – я лишь хочу выразить состояние души человека, которому оказались неподвластны ни время, ни мысль, и он оказался не подвластен ничему. Хочу выразить состояние собственной души. А состояние собственной души такое, что не снилось, наверное, даже Декарту.

Декарт хоть и не был подвластен времени, зато время было подвластно ему. Поэтому времени у него было предостаточно для того, чтобы мыслить, следовательно, существовать. А для меня время как будто остановилось. Или, возможно, я сам перестал плыть против течения времени, не знаю, но есть в атмосфере вокруг меня, а возможно, что даже во мне самом что-то такое, что не даёт сердцу покоя. Как видите, уже заговорил рифмами. Наверное, это – «нескончаемый поток будничных дел», назову это так. Я настолько застрял в пучине этого «потока», что никакой путь в ближайшем будущем к «освобождению» не предвидится. Разве что приходится так и далее плыть себе спокойно по течению этого потока времени и мыслить, то есть думать, что мыслю, поскольку мыслей у меня не осталось вовсе. Они улетучились ветром невзгод. И голова моя в данный момент абсолютно пуста и прозрачна, как источник чистой воды. Как ни стараюсь собраться с мыслями, сосредоточиться – всё ни в какую. Мысли всё время уходят куда-то в другую сторону, то вовсе сбиваются, исчезают, перемешиваются, словом – вывод можно сделать следующий: когда иссякают мысли, то человеку приходит каюк.

Вот раньше бывало всё наоборот.

Стоило взяться за какое-нибудь дело, будь то физическая или умственная работа, – так всё шло как по маслу. Мысли сами шли в голову. Не приходилось даже особо напрягаться. А руки – не успевали за ними писать и творить. А теперь?.. Теперь приходится в буквальном смысле растекаться мыслию по древу, то есть очень долго и упорно шевелить мозгами, прежде чем соберусь с мыслями и сумею построить хотя бы одно разумное предложение, и то если удастся вообще. Не говоря о том, чтобы восстановить свои прежние сочинения, которые были у меня несколько, и которых я сжёг в минуты отчаяния... Как говорится в строчках М. Ю. Лермонтова: 

…Но эти странные творенья

Читает дома он один.

И ими после без зазрения,

Он затопляет свой камин.

…Теперь, кроме этих жалких строк, в голову ничего не лезет – хоть бейся ею об стенку.

Вот и приходится за неимением мыслей строчить всё то, что вы читаете сейчас, хотя ума не приложу: зачем, для чего и для кого я всё это пишу? Кому это может быть интересно?

Вот вам, например, интересно было читать всё то, что я настрочил выше? Ответьте честно