Должок! , или почти сказочные приключения на рыбал

Александр Гавристов
"Как говорил незабвенный Остап Бендер, после того, как получил заветный миллион: «Сбылась мечта идиота!». Вот и у меня сложилось, причем совершенно неожиданно, так как еще в обед я не думал и не гадал, что соберусь в ночь на рыбалку. Что дернуло вдруг поехать на Днепр? Непонятно…

Наверное, просто захотелось прокатиться по знакомым местам, возможно встретить товарищей по увлечению. Пообщаться с ними, узнать что к чему. А там, глядишь, и самому, как-нибудь тряхнуть стариной да и выбраться на рыбалку. Тем более, что за осенним лещом я не ездил, страшно сказать, уже два года.
В любимом месте на удивление оказалось пусто, лишь на песчаном пятачке расположился со снастями пожилой мужчина. Разговорились. На мой стандартный вопрос он ответил, что рыба не клюет от слова «совсем» - за целый день поклевки не видел. По его словам, сидели неподалеку двое мужиков, да уехали тоже не солоно хлебавши.
Вот такая безрадостная картина вырисовывалась. Но, это было только с одной стороны. А с другой: мягкий, теплый и туманный осенний день клонился к закату… Вокруг ни души... Место, где можно было твердо встать ногой, не подскользнувшись на неверной глине, свободно… Дома на сегодня дел никаких не предвиделось. Черви и опарыши остались с недавней рыбалки на деревенском озере. Чего еще надо?!
Выяснив у приветливого рыбака, что он пробудет на реке еще пару часов, я помчался домой, обещав вернуться. На сборы времени ушло совсем мало, носился буквально бегом. Уложившись в намеченный срок, я снова оказался на берегу. Рыбак как раз собирался уезжать. За время моего отсутствия у него ничего не поменялось – все такое же бесклевье.
«Ну и ладно! - решил я. - Не страшно, что не клюет. Хочется просто посидеть над фидерами, подышать речным воздухом, оглядеться вокруг. Провести ночь в кресле над знакомым омутом. Поразмышлять о том, о сем… А там, глядишь, и найдется в речке кто-то, кто захочет потревожить кончики моих удилищ».
Быстро темнело. Я, приняв, так сказать, «эстафету» из рук уехавшего неудачливого рыбака, продолжал охранять свои неподвижные удилища. Порадовало то, что в сумерках разыгрался лещ. Мощные всплески изредка тревожили тишину, говоря о том, что рыба все-таки здесь есть. И, судя по всему, хорошая…
Оставаться дальше на песчаном пляжике не было смысла – здесь имелись места и перспективнее. Пройдясь по пустому берегу, я присмотрел себе такое на верхнем входе в яму. Главным для меня было то, что уровень воды в Днепре уже упал. Теперь на подсохшем глинистом берегу появилась возможность спокойно ходить и даже расположиться с относительным комфортом.
В несколько приемов перетащив свое барахлишко, я снова замер в кресле, уставившись на зеленоватые пятнышки «светлячков» на кончиках фидеров. Время шло… Вот уже перевалило за полночь, потом стало двигаться к рассвету… А я так и не увидел ни одной поклевки - удилища оставались неподвижными.

И тут меня осенило! Ну, конечно! Как же я не сообразил сразу, что нарушил устоявшуюся в наших кругах традицию и не угостил Водяного! Не налил, приехав на реку, ему ни рюмочки, ни полрюмочки!
Мою вину усугубляло то, что, как уже говорил, на Днепре я не был ровно два года. А тут, понимаешь, явился такой нежданно-негаданно после такой длительной разлуки и не проставился! Промашка вышла! Неуважение… Как же я мог забыть? Не хочешь сам пить – не пей, твое дело, но угостить-то Хозяина обязан! Эх!
Что теперь прикажите делать? Оставалось только просить прощения за свою забывчивость. Пытаясь сохранить серьезный тон, я, сидя в темноте, стал бормотать себе под нос, как бы обращаясь к местному Водяному с извинениями и обещая угостить его от души в следующий раз.
Выговорившись, сменил поникших червей на крючках и вновь уставился на зеленые сигнализаторы. Теперь появилась маленькая надежда, ведь свою оплошность я хотя бы постарался исправить.
- Ну, хоть одну поклевочку увидеть! - вырвалось у меня. - А? Хоть одну-разъединственную! Я ведь очень давно не сидел вот так - бессонной ночью напролет с фидерами наперевес. И как же мне хочется еще раз увидеть, как дрожит, как кивает тонкий кончик удилища, заставляя буквально взлететь с кресла.
Не знаю наверное, что мне помогло: то ли сработала моя полушутливая просьба, то ли утренний клев начинался, но, как и мечталось, фидер вдруг дернулся раз, другой… Сердце ушло в горло…
Я положил руку на комель удочки и вопросительно уставился на кончик, мысленно говоря: «Ну! Ну-у-уу!.. Дава-а-аай! Не шути со мной!….». Тот, выждав паузу, показавшуюся мне бесконечной, еще раз согласно кивнул, потом выпрямился, а затем, отвергая всякие мои сомнения, резко закачал своей лебединой шеей!

Незабываемая поклевка

Подсечка! И сразу ощущение мертвого зацепа! Катушку невозможно провернуть. Я пытаюсь сдвинуть с места этот «паровоз», раскачивая удилище. Секунда, другая, третья… И, вот, наконец-то, – мой «топлячок» нехотя сдвинулся с места. Уже можно начинать работать катушкой, выкачивая подводного монстра с глубины.
Главным было оторвать его ото дна. Попытка сразу довести гиганта к берега оказалась бы равносильно самоубийству. Причина проста – большое количество тяжелых веток и прочего мусора, нанесенных под берег течением.
Скажу сразу, что я не знаю, какой величины лещ сидел с той стороны лески, но никогда до этого мне не приходилось вываживать рыбу с таким трудом, буквально по обороту шпули отвоевывая по сантиметрам. Поднять клюнувшего обитателя реки над дном мне так и не удалось. А метрах в пятнадцати от берега произошло то, чего я больше всего опасался! Зацеп! Причем, тяжелый, глухой.
Я даже рискнул и ослабил леску в надежде на то, что рыбина сама как-то выпутается и выйдет на свободную воду. Подождал полминуты, минуту… Все напрасно. Оставалось только тащить. Что я и сделал…
После очередной потяжки сопротивление с той стороны резко пропало, а кормушка пулей вылетела из воды. Длинный поводок болтался без крючка… Я без сил опустился на глинистый берег и чуть не заплакал от обиды!
- Как же так?! Ну, как такое возможно?! Ведь, даже боюсь себе представить, какого монстра упустил! - застонал я.
Благо, вокруг никого не было, поэтому никто не мог меня устыдить за проявление слабости. Руки мои подрагивали, да и все тело ощущало нервную дрожь. Я машинально закурил и тут до меня дошло! Ведь все правильно! О чем говорилось в моей полушутливой мольбе к здешнему Хозяину? Точно… о «поклевочке».
Вот именно она-то мне и досталась. Да, еще какая! Это была просто незабываемая поклевку. А рыбу мне никто и не обещал. Да я и сам ее не просил. «Значит, все в порядке? - размышлял я, успокаиваясь. - Хорошо. Все правильно: о чем ты искренне просил, то тебе и дали!».

Видимо, после выкуренной на нервной почве сигареты, с непривычки затуманившей голову, мне в причудливых переливах начавшего светлеть утреннего тумана над рекой вдруг почудилась улыбка Водяного. Совершенно такая, что у Чеширского кота – широкая и добрая. Даже слова послышались: «Ты, брат, формулируй конкретнее, чего ты хочешь!».
- Понял! – закивал я головой и… подумав секунду, выпалил: - Значит, так… Хорошо бы поймать лещика!
Говоря эти слова, я загнул один палец и собирался сделать то же самое со вторым, но отказался от своего намерения, решив не озвучивать слишком много пожеланий сразу. Туман поплыл, меняя форму. А мне почудилось, что призрачная улыбка сделалась шире и медленно растворилась в утренних сумерках…
Фидеры снова заброшены, я сижу в напряжении, но уже в полной уверенности, что сейчас, буквально вот-вот, с минуты на минуту случится поклевка… Но прошло минут десять, и мой оптимизм стал не спеша испаряться. Как раз тогда, когда я от бодрой уверенности начал переходить к пессимистическим вздохам, спасительно звякнул колокольчик на втором фидере.
Этот тихий звук, как показалось мне, прогремел на всю округу. Звяк! Пауза… Звяк-звяк!! Бам-бам!!! Снова пауза, после которой удилище целиком задергалось на подставке, заливаясь грохочущим колоколом на всю реку! В этот раз рыба шла спокойнее – сразу поднялась на поверхность, и быстро оказалась на берегу.
А вот и лещик! Есть родной! Правда, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что моей добычей стал не речной гигант, клюнувший в первый раз. Теперь мне попался не лещ, а лишь хороший подлещик в 650 грамм весом. С одной стороны – это, конечно, тоже добыча. Но, с другой, я все же рассчитывал на нечто большее. Ведь не за подлещиками сюда ехал?!
Еще раз точно вспомнив, какие желания озвучивал, я понял, что просил именно «лещика». И вновь пришли на ум почудившиеся слова: «Формулируй конкретно!».
- Коли так, то хорошо… - я загнул второй палец, бормоча себе под нос: - За добычу, конечно, спасибо! А теперь я хочу поймать настоящего, большого Днепровского леща!..

Снасти снова заброшены. Уже совсем рассвело. Небо затянуто плотными облаками, обещающими дождик. Туман клубится, подгоняемый поднявшимся ветерком. Ночь прошла… Я жду, не спуская глаз с кончиков удилищ, стараясь не пропустить малейшее их шевеление. И вот, - опять поклевка! На том самом «счастливом» фидере, что принес мне рыбу.
Опять ощущение «зацепа»! Затем снова «паровоз»! Но в этот раз мне удалось-таки уговорить рыбину покинуть безопасное дно и подняться выше. Оставалось только не спешить и спокойно довести ей до подсачника. Казалось бы… я уже вижу леща в посветлевшей воде. До него остается чуть более десятка метров, как вдруг катушка перестает вращаться, и я снова понимаю, что это зацеп!
- Эх!!! - вырывается у меня горестное восклицание, сопровождаемое «крепким» выражением.
Вот же он, родимый, стоит под самой поверхностью воды, ясно видимый. Но сдвинуть с места я его не могу и он сам не в состоянии уйти в глубину – держится, как на привязи. По сути дела так оно и есть.
Дело в том, что на этом фидере я поленился сменить оснастку. Так и осталось на нем коромысло с двумя крючками и скользящей кормушкой. Хороший вариант для стоячей воды, но здесь на реке явно не к месту! При вываживании рыбы есть шанс зацепиться за что ни будь вторым свободным крючком. Так случилось и нынче.
В течение пару минут я всячески пытался освободить леща. Даже видел кончик ветки, за которую зацепился злосчастный второй крючок. Рыба лениво шевелилась в воде, искренне не понимая, почему не может просто уйти в спасительную глубину. Оставалось только одно – тащить леску на себя, надеясь, что оторвется только вредный крючок.
С замиранием сердца я потянул. Сильнее, еще сильнее – вот-вот будет обрыв лески! И точно: она резко ослабла… Но, в отличие от первого донного зацепа, этот лещ не отправился на волю, а синхронно дернулся за освободившейся снастью. Фу-у-уууу! Я вновь заработал катушкой и здоровенный экземпляр вплыл в сачок подобно громадному танкеру, входящему в открытый док. Ура!!!
Вот он! Трофей! Как и просил: настоящий Днепровский лещ! Не рискнув отправлять его в садок (мало ли что!), я торжественно отнес свою добычу к машине и бережно уложил в багажник. Предварительное взвешивание рыбины показало, что она потянула почти на 2,5 кг!До моего личного рекорда не хватило каких-то 350 граммов.

Спрятав трофей, я вернулся к реке с совершенно другим настроением: легким и радостным! Даже ноги вдруг перестали болеть. Я буквально запорхал по берегу, суетясь со снастями и стараясь поскорее отправить их обратно в воду. Вновь восстановив перед мысленным взором улыбку Водяного, загнул третий палец.
- Хорошо бы еще немного лещей поймать… Мне много не надо. До пяти «хвостов» догнать и хватит! И на пожарить, и на покоптить, и на уху чтобы осталось… - забормотал я, начиная, правда, чувствовать себя попрошайкой и прикидывая, сколько же угощения в следующий раз придется мне вылить в реку…
Удивительно, но все именно так и сбылось. С паузами в 20-30 минут я доставил на берег еще трех лещей-близнецов. Все как на подбор красавцы весом от 1750 до 1850 граммов. Я уже совсем разошелся и даже решил посидеть со снастями еще. Четвертый палец с очередной просьбой загибать не стал, легкомысленно понадеявшись на свою рыболовную самодостаточность.
Ах! Как же я оказался неправ! Удилища мои как-то разом замолчали, склонившись над водой грустными цаплями. В дополнение из-под надвинувшихся посиневших облаков заморосил мелкий дождь.
Я посидел еще немного, надеясь, что он скоро пройдет и можно будет еще половить. Уж больно не хотелось, чтобы кончалось это волшебное днепровское утро… Но дождь не стихал, а, наоборот, с каждой минутой становился все сильнее. Складывалось ощущение, что меня не слишком вежливо выпроваживают. Мол, пора и честь знать, не надо жадничать…
- Ладно, все понял, - улыбнулся я, накрывшись плащом. - Вот, еще пять минут, и начну собираться!

Сказано-сделано. Скоро я уже складывал и понемногу выносил свои пожитки к машине по уже потекшему под дождем берегу. Глина под ногами потеряла относительную прочность и на глазах превращалась в скользкое и грязное месиво. Ходить становилось все сложнее.
Как всегда, в последнюю очередь в машину отправлялись фидеры. Вот и сейчас на опустевшем берегу оставалось одно удилище, оставленное до самого конца в надежде на крайнюю поклевку, так сказать - «на посошок». Пока я осторожно подбирался снасти, боясь упасть на скользком глиняном катке под ногами, она, словно по заказу, закивала головой и затрясла своим колокольчиком.
Вот и «посошок»! За понимание и не жадность! Сработало! Подсечка… И очень скоро полуторакилограммовый «бонус» оказался в сачке. Я не стал доставать леща оттуда, а так и вышел к машине. В одной руке у меня был сачок, в другой — удилище. Все! Рыбалка окончена!
Улов и все вещи уложены в машину. Я стою под разошедшимся дождем, смотрю на реку, не в силах уехать и совершенно не обращая внимание на то, что промок с головы до ног. Кланяюсь реке, благодаря ее за все! За мой такой внезапный приезд, за бессонную ночь над «мертвыми» удилищами, а главное, за ту самую, почудившуюся мне в утреннем тумане «Чеширскую» улыбку доброго и понятливого Хозяина здешнего омута, одарившего меня богатым уловом (даже со сверхплановым бонусом) и незабываемыми переживаниями.
Все! Пора ехать! Я в последний раз бросаю взгляд на реку и… замираю. Должно быть опять показалось мне среди струй дождя, как раздвинулись плотные листья кувшинок и поднялась оттуда скрюченная рука с поднятым вверх грозящим пальцем. А затем, как в детском сказочном фильме, раздался в моих ушах скрипучий голос Милляра, играющего Водяного:

- Должо-о-оок!.. Должо-о-о-оооок!!..."

"Охота и рыбалка. Газета для души", N 11, 2022