4. Эпоха Анзерского возрождения

Ирина Жгурова
4. Эпоха Анзерского возрождения

Пеший ход сквозь лес не утомлял паломников. Зеленели плотные листики черничников, черника в лесу не вызревала, появление ягод ожидалось лишь на полянках. Бывало от внезапных заморозков цвет погибал, и чёрные ягоды не рождались. Пару лет назад гусеницы расплодились в период цветения и уничтожили урожай.
Сердце ощущало духовное присутствие святых старцев, освоивших остров.  Преподобному Зосиме Соловецкому чудесным образом привиделось, что на избранное место церковь спускалась с неба. Подобное знамение явилось и к Елеазару Анзерскому.

Группа паломников приблизилась к возвышенной поляне, где в коричневой траве ожидали гостей лавки. Пушистую поляну пробила колея земляной дороги. Развернулась панорама раздольного простора и возрождённых строений прошлых времён. Душа вошла под купол печальной памяти прошлого – это был Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря в Приморском районе Архангельской области. Здания гармонией вписались в пейзаж – декорацией явились густая щетина леса, синяя полоса озера, широкая зелёная поляна. Возвышалась краснокирпичная церковь Троицы Живоначальной с архитектурным декором на стенах. Двухэтажный фасад трапезной был скромнее величественного храма по высоте.
Анзеро-Троицкий скит постепенно разрушался в 70-80-е годы двадцатого века, и в конце 90-х годов звонница рухнула от ветхости.  В новом веке скит постепенно восстанавливался.

Паломники, прошедшие через Анзерский лес, присели на лавочки и на траву, достали монастырские пайки: пирожки, огурец, яблочко. Немного еды оставили на обратный морской путь.  Комаров почти не было, день продолжался природным комфортом.
 Под безоблачным небом в низине у озера выглядывали строения скита за обширной пушистой поляной: возле храма и трапезной находился длинный братский корпус с розовой крышей над двумя рядами окон. Неподалёку расположились возрождённые руками трудников Млечный дом и приземистая валунная баня, стены которой украсила булыжниковая мозаика и защищала двускатная зелёная крыша с трубой. В баньке имелась купель, наполнявшаяся проточной водой канала.  Отреставрировали и парилку. Между баней и Млечным домом, где перерабатывалось молоко, стоял коровник, в котором коров содержали в чистоте -  холодная вода поступала по каналу, а тёплая - из бани.

После недолгого привала на лавочном полукруге верхней поляны, паломники спустились к скиту по холмистой дорожке, прорезавшей травяной мех у края леса.  По пути встретились деревянная постройка, парники, старый советский грузовичок с тентом ГАЗ -66. Постепенно подошли к строениям, которые виднелись с высоты. Церковь предстала величавым восьмигранным кирпичным зданием, окутанным в строительные леса, стены которого украшали кладочные лепестковые овалы.

Троицкий храм в этом виде был построен в 80-е годы 19-го века. Преподобного Елеазара, похоронили снаружи южной стены прежней маленькой деревянной церкви, и при постройке каменного здания захоронение оказалось внутри него. Безбожное начальство в 1925-м году приказало вскрыть могилу с подспудными мощами Елеазара, и их изъяли.  До этого года Анзерские святыни хранились надёжно. Так же были осквернены могилы преподобного Германа и игумена Иринарха. Советские начальники уверенно творили своё зло, но не подозревали, что выполнили Божью волю: святые старцы объединились своими мощами в Благовещенском храме Соловецкого монастыря, который в советское время стал антирелигиозным музеем.   

До 1939-го года мощи хранились в алтаре, потом их вывезли в Москву, и далее - в Ленинград. В 80-х годах мощи Зосимы, Саватия и Германа были обнаружены, а останки Елеазара и Иринарха исчезли в годы гонений. При раскопках внутри храма нашлись фрагменты останков этих святых, и в небольшом мощевике сохранены в Троицком Храме у иконы преподобного Елеазара. В храме установлены лики Елеазара, Иринарха и Иова. Частицу мощей Иринарха вложили в икону.
Появилась церковная традиция – молиться преподобному Елеазару о даровании детей.  Одна паломница привезла на остров восьмилетнюю Февронию, умницу и красавицу. Ранее на Анзере эта мамочка вымолила себе такую замечательную дочку.   

 
***   
Под необъятным потолком Свято-Троицкого храма возвышались деревянные конструкции. Густо скреплённые брусья держали доски перекрытия, с помощью металлических стоек. Длинные закруглённые окна вливали свет в намоленное пространство.  Обширное возвышение, похожее на сцену, заняло более половины помещения. На нём держалась деревянная перегородка с Царскими Вратами. Алтарь и амвон огородила невысокая ширма, в проёмах которой были установлены святые лики: Богородица, Христос и Троица, а над ними заняли ряд небольшие праздничные иконы. Наготу стен закрыли большие овальные лики.

В центральной нише стены перед деревянным киотом хранились под стеклом мощи преподобного Елеазара: маленькие фрагменты приобрели покой в ларце – мощевике.
На иконе преподобный старец воздел руки ко Христу, восседавшему на облаке над белым храмом. В уголке иконы «Преставление преподобного Елеазара Анзерского – чудотворца» ко старцу, лежащему на деревянной полати приблизились монахи. Рядом со столом, на котором находилась святыня, стоял короб-кружка: «Для пожертвований на восстановление Свято-Троицкого скита». Возле него горели свечи в металлическом ящике с песком на длинноногом столике. 
С другой стороны киота стояла на подставке большая икона святого преподобного Михаила - небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича, а ниже на выступе – икона Богородицы.
Их великая сила благословляла дыхание реставрируемого храма. Паломники, пропев тропарь святому Елеазару, подавали священнику требы.

***
В советское лагерное время в храме работал театр, амвон служил сценой на алтарном возвышении. Когда пришла новая братия, досок не было, но остались опоры для пола. Ныне доски обновили, сохранив размеры. Использование помещений распределялось по лагерной необходимости.  Для расселения большого этапа узников храм разделили по высоте на два яруса. До сих пор остались чёрные петли – подставки для перекрытий, центральная бетонная плита, и серединные выемки для лага. Храм был летним, и отопление не предусматривалось. Обогревали огромное помещение железными буржуйками, тёплый воздух на верхний ярус проходил через просверленные отверстия.
Храм служил временным бараком, затем заключённых отселили в корпус, а просторное помещение использовалось то под склад, то под сцену.

***
В возрождённом скиту восстановились церковные службы благословением скитоначальника отца Георгия. Пять иноков молились в холода в зимнем храме. Первым монахом скита стал иеромонах Каллистрат. Братия, строившие Сергиеву лавру, помогли ему возвести дом и домовую зимнюю церковь. Отец Каллистрат после Соловков служил в Антарктиде, потом стал епископом Горно-Алтайским и Чимайским в Горно-Алтайском кафедральном храме.
В начале века остров посетил патриарх Алексий. От молитвенной жизни острова возродилась святость Анзера, расширение его благодати.


Соловецкий Архипелаг. 15 июля 2022.   


(Продолжение следует)

 В папке "Спаси и сохрани" На авторской странице.  Ссылки могут не работать

1. Мягкая дорога на Анзер
http://proza.ru/2022/10/26/590   
2. Тропа сквозь Анзерский лес
http://proza.ru/2022/10/29/472
3. Анзерский отшельник
http://proza.ru/2022/11/01/1267
4. Эпоха Анзерского возрождения
http://proza.ru/2022/11/08/1537
5. Анзер. Пустынь среди леса
http://proza.ru/2022/11/15/1700
6. Анзер. Тропа на высокую гору
7. Северная Голгофа
8. Антимит Соловецкий
9. Анзер. Путь к причалу