Подготовить завод к взрыву!

Галина Александровна Романова
Вот ещё один небольшой материал из книги к 90-летию градообразующего подмосковного авиационного завода. В книге много исторических интересных сюжетов, это один из них.

Когда идёшь по застроенной производственными корпусами заводской территории, площадь которой составляет более 50 гектаров, то нельзя представить, что когда-то завода может не быть. А ведь был такой момент в истории предприятия, когда завод реально мог превратиться в руины. И вот что рассказала об этом ветеран БЛМЗ Ираида Александровна Кузенкова, вспоминая своего отца Александра Павловича Каташова.
 
На заводе в Балашихе он оказался не сразу. Вначале из Владимирской области молодой Александр Каташов приехал в Москву и устроился на строительство метро. Работа была очень тяжёлой – под землёй, в сырости, и стали сильно отекать и болеть ноги. Врачи посоветовали сменить работу. Будучи по профессии плотником, Александр приехал на подмосковную стройку. Это было строительство завода. Он снял небольшую комнатку в Никольско-Архангельском посёлке. Тогда он и подумать не мог, что завод, который они возводят, станет самым главным местом в его жизни. Здесь он стал передовиком труда. Александру Павловичу доверили руководство и организацию многочисленных заводских строек социально-культурного назначения. Среди них были пионерский лагерь около посёлка Петушки во Владимирской области, дом культуры «Спутник» в заводском посёлке.

По словам дочери, он всегда очень ответственно относился к делам, мог ночь не спать, продумывая каждую деталь. Был такой случай, когда он, усомнившись в правильности проекта строящегося ДК «Спутник», сделал перерасчёты, схемы, доложил директору завода, после чего всё было тщательно перепроверено и в строительные чертежи внесены изменения. Дом культуры «Спутник» был благополучно достроен, а Александр Каташов – щедро премирован.

И надо же было случиться такому, чтобы ему, строителю, было приказано и доверено подготовить осенью 1941 года взрыв завода. Шла эвакуация оборудования и людей. Ещё неясной была обстановка на фронте под Москвой, фашисты всё ближе к ней. Всё Горьковское шоссе вдоль завода заполнено повозками с беженцами. Повсюду – суета. Строительная бригада Каташова была уже расформирована и отправлена на фронт. Самого Александра оставили на заводе. Ему было приказано: «Подготовить завод к взрыву!» Такой завод не должен был достаться фашистам. Александр и ещё несколько назначенных в его распоряжение человек получили всё необходимое, по схеме заложили взрывчатку на территории. При получении команды следовало взорвать завод, чтобы он не достался фашистам.

И.А. Кузенкова вспоминает, что отец делился своими воспоминаниями того страшного момента приблизительно такими словами: «Оставались считанные часы. Необходимо было проверить все устройства, эвакуировать рабочих и навсегда проститься с местом, где проработал столько лет. Не верилось, что через несколько часов завода уже не будет… И вдруг – отбой! Распоряжение Ставки Верховного главнокомандующего – отменить взрыв. Остаётся завод!.. И немцев погнали от Москвы, а потом и дальше».

А ещё Ираида Александровна рассказала, что во время войны на территорию завода попала бомба. Недалеко от места, где теперь стоит обелиск в честь не вернувшихся с войны заводчан. Именно эта бомба стала поводом для того, чтобы высадить на месте воронки яблони и груши. Тот фруктовый сад стал символом мира и спокойствия.

Пройдя через трудности войны, заводчане сплотились ещё сильнее и все празники и выходные проводили месте. И Александр Павлович Каташова был с ними до 1964 года.