Проповедь в день памяти Димитрия Солунского!

Роман Овчаренко
Недавно в церкви состоялась одна из поминальных служб, которая по традиции проводится в субботу. Называется она «Димитриевской», к этому названию мы еще вернемся. А сейчас лучше обратим наше внимание на то, сколько всего таких поминальных служб совершается за год. И выходит, что их ровно семь. Число семь всегда считалось священным. Это символ полноты, божественности. Давайте теперь вспомним все эти поминальные службы. Первой совершается Вселенская родительская субботу перед началом Великого поста, следующие три субботы во вторую, третью и четвертую неделю поста. Пятой всегда была Радоница, она совершается во вторник второй недели после Пасхи. Далее идет Троицкая родительская суббота, которая совершается накануне праздника Пятидесятницы. И, наконец, Димитриевская родительская суббота, которая служится в субботу перед днем празднования великомученика Димитрия Солунского.
Но почему же мы так часто поминаем своих почивших родственников, спросите вы? Ведь это же так тяжело вспоминать о прошлом, и печалиться о том, чего уже не вернуть. Да, если считать, что смерть – это полное исчезновение человека в небытии. Но мы, христиане, верим в то, что есть жизнь после смерти, и потому относимся к факту кончины спокойно. Да жизнь после смерти физического тела будет другой, но есть одно неоспоримое ее достоинство – близость к Богу. Вот для чего мы поминаем наших родственников, чтобы они, находясь прямо перед Богом, помянули и нас. Духовная поддержка на всех уровнях бытия. Но почему это так важно произносить имена при поминовении? Дело в том, что имя обладает удивительной способностью: оно привлекает внимание того, кто назван и призывает его к действию.
Итак, вернемся к названию последней поминальной субботы. Димитриевской она названа в честь великомученика Димитрия Солунского и была установлена святым князем Димитрием Донским после победы русского войска на Куликовском поле. Так кто же этот Димитрий, что в честь него названа одна из великих поминальных суббот?
В греческом городе Фессалоники (устар. Солунь, соврем. Салоники), расположенной на Балканском полуострове, и омываемый водами залива Термаикос Эгейского моря, жило одно благочестивое семейство. История, увы не сохранили их имен. Отец исполнял должность проконсула Фессалоник, то есть был полноправным наместником римского императора. А мать происходила родом из знатной греческой семьи. Хоть их брак и был совершен по расчету (аристократы не могли позволить себе жениться или выйти замуж самостоятельно), но между супругами была настоящая любовь. Время шло, но в семье не было детей. Супруги никогда не опускались до того, чтобы обвинять друг друга в случившемся, а вместо этого обращаются к вере во Христа, как к последнему прибежищу в их проблеме. И Бог утешил их рождением единственного сына, которого они нарекли Димитрием (с греческого языка это имя переводится как посвященный Деметре, то есть богине земли и плодородия). На радостях родители возблагодари Бога, и устроили большой пир по случаю рождения наследника.
Шло время, мальчик рос. Он получил превосходное образование. Прекрасно разбирался в литературе, философии, музыке. А еще он был отличным воином и стратегом. Отец рано приучал его к ратному делу. В поединках он всегда выходил победителем. Также родители не забыли открыть своему сыну правду о том, кто сотворил чудо в их семье. Так что еще в детстве мальчик был окрещен и наставлен в христианской вере. Юношу ждала блестящая карьера. Но случилась беда. Внезапно умирает его отец, а затем и мать, которая не пережила разлуки с мужем. И юноша остается сиротой и наследником дома.
В это время на римском престоле находился император Максимиан. Это был необразованный, но очень коварный и жестокий правитель. Когда до него дошло известие о смерти проконсула Фессалоник, он без колебаний назначил на эту должность его сына – Димитрия, чью удаль и силу он отметил еще в одном из военных походов. Это один из немногих случаев в истории, когда в столь молодом возрасте человеку доверили управлять провинцией. Но у Максимиана было одно условие. Он требовал от Димитрия уничтожения всех христианских общин в краю. Как мы с вами понимаем, Димитрий, будучи истинным христианином, не собирался воевать против церкви. Он сделал все с точностью до наоборот. Продав все, что он имел, он на эти деньги построил в своем краю школы, больницы, странноприимные дома, церкви. Позволил христианам свободно проповедовать свою веру. Фессалоники расцвели, люди боготворили своего наместника. А до Максимиана уже дошли слухи о неповиновении Димитрия.
И вот, возвращаясь с похода на кочевников сарматов, император заезжает в Фессалоники. Тут же Димитрия арестовывают, но не сразу предают казни, а решают поиздеваться над ним. Были организованы специальные гладиаторские игры, в честь приезда императора. На них опытный и известный гладиатор Лий издевательски убивал безоружных христиан на арене на глазах у заключенного под стражу Димитрия. Максимиан знал, какую боль причиняет это зрелище молодому проконсулу. И тут, Димитрий проявляет смекалку. Он, заранее заручившись согласием своего друга христианина Нестора, который был его соратником по боям, предлагает испытать его на арене с гладиатором Лием. Ничего не подозревавший император соглашается. Тем более, что Нестор был хрупок телом, и вряд ли мог поразить мощного Лия. Но на арене произошло удивительное. Нестор оказался настолько опытным воином, что после нескольких неудачных атак Лия, насадил его на копье и представил на зрелище императору. Максимиан был в ярости. Убит его любимец. Он догадался, что так Димитрий хотел прекратить убийства христиан. Но убить Димитрия на глазах у жителей города он не мог, они любили своего начальника. И этот трус, перед отъездом из города, приказывает заколоть Димитрия копьями ночью в тюрьме. Так окончил свою жизнь Димитрий Солунский, до конца оставшийся верен своим принципам и вере. А Максимиана ждал ужасный конец. Он, под конец жизни преданный и ненавидимый всеми, закончил свою жизнь самоубийством (повесился) в городе Массилия (г. Марсель).
Чему же нас учит жизнь Димитрия Фессалоникийского? Во-первых, смелости. Во-вторых, неукоснительному следованию принятым идеалам. В-третьих, готовность жертвовать всем, даже своей жизнью, ради блага людей и Истины. Будем же и мы в своей жизни нелицемерными, смелыми, добрыми и милосердными. С праздником, дорогие друзья.