7 ноября. Стыдливость нашей памяти

Руслан Богатырев
/ Арт-журнал «Пантеон»: http://panteono.ru/2022-11-07

Ежегодно во Франции 14 июля отмечается Национальный праздник (La Fete Nationale), который у нас по традиции называют Днём взятия Бастилии. Отмечается пышно и торжественно. С военным парадом в Париже на Елисейских полях. Во многих коммунах организуются балы и народные гуляния.

Как известно, Великая Французская революция 1789–1799 гг. привела к свержению абсолютной монархии и появлению Первой французской республики. Главная революционная песня тех лет — Марсельеза — до сих пор является гимном Франции.

Страна заплатила за ту революцию гибелью примерно 200-300 тыс. человек, или около 1% от всего населения (28 млн человек на 1789 г.). Такие данные в своей книге «Политика революционного террора. 1789 — 1794» («La politique de la Terreur: Essai sur la violence revolutionnaire, 1789-1794»; 2000) приводит известный французский историк Патрис Генифе (Patrice Gueniffey). В общей сложности за годы Великой французской революции (1789-1799) и наполеоновских войн (1803-1815) Франция, по его оценкам, потеряла 2 млн человек (почти 10% населения). Но всё это не стало основанием для того, чтобы уничтожать национальную память. Наоборот. Франция гордится этими страницами своей великой истории.

А что у нас? Российская Федерация считает себя достойной преемницей Советского Союза и выступает против уничтожения памятников и памяти поколений. Тем удивительнее наблюдать, как тщательно год за годом стирается из памяти народа главное событие и главный праздник в XX столетии некогда великой страны.

При взятии Бастилии (тот ещё спектакль, возведённый в легенду) погибло около 100 человек. Штурм Зимнего дворца в Петрограде в октябре 1917 г. также был овеян мифами и легендами. Во многом им способствовал снятый в 1927 г. С. М. Эйзенштейном немой кинофильм «Октябрь». В действительности Зимний дворец охранял 1-й Петроградский женский батальон (2-я рота в составе полутора сотен человек), юнкера (курсанты военных училищ) и отряд из нескольких десятков Георгиевских кавалеров-инвалидов. Причём женский батальон для защиты Зимнего был вызван прямым обманом: начальник штаба Петроградского военного округа генерал Я. Г. Багратуни уверял, что их вызывают для участия в параде. Число оборонявшихся составляло от 500 до 700 человек. Им противостояло несколько тысяч матросов Балтийского флота из Гельсингфорса и Кронштадта. При штурме Зимнего дворца погибло 7 человек (по другим оценкам — несколько десятков).

Но, как и в случае со взятием Бастилии, больше был важен сам факт падения оплота ненавистной власти. Сам символизм исторического события.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию в наших учебниках и в нашей историографии потихоньку перекрасили в Октябрьскую революцию и даже в Октябрьский переворот. А дату 7 ноября не только исключили из числа государственных праздников, но и в информационном поле по сути стёрли из какого-либо упоминания. Уже который год вы можете открыть телепрограмму и в этом воочию убедиться. Неудивительно, что 100-летие Великого Октября в 2017 г. почтили красноречивым молчанием: оно было предано официальному забвению.

От слабости то было сделано, из желания понравиться Западу или ради удовлетворения амбиций либеральной интеллигенции, с которой власть долгие годы заигрывала, — вопрос открытый. Злые языки утверждают, что события 1991–1993 гг. являли собой оголтелый реваншизм февралистов, идеологических наследников тех, кто развязал Февральскую революцию 1917 г.

Не исключено, что рано или поздно подобная тихая и ползучая ложь рванёт так, как рванул в годы русских революций преданный забвению по велению Дома Романовых Русский раскол XVII века, Никоновский раскол, растоптавший с благословения царя Алексея Михайловича веру предков и заставивший старую веру на целые века уйти в глубокое подполье.

В 1917 году неизбежно и неумолимо пришла беспощадная расплата…