Со-Творение. гл. 6. Порт-Артурская

Анна Хао Ши
Из храмового комплекса Белых Облаков в Пекине, первым даосским настоятелем которого стал монах Чан-чунь, а его духовное имя означает «вечная весна», они направились прямиком в аэропорт. То, что для Хао Ши было культурно естественным и близким, для Анны явилось лавиной информации. Только им особо некогда было обсуждать увиденное и распределять впечатления по полочкам осознания, так как в этот же день вылетали во Владивосток. Они обстоятельно поговорят об этом позже.

Всё имеет значение. Каждое событие, каждая встреча, каждая беседа.  Ничто не пропадает, а в особый момент жизни архив памяти раскрывается на нужной страничке и милостиво предлагает перейти на новый виток углублённого самопознания. Или пройти мимо. Свобода воли. Но для Анны путешествие через половину земного шара, где она встретила свою судьбу, свою любовь – Хао Ши, имеет ещё одно очень значимое событие: встреча и привет из детства. И Анна делится с мужем этой историей.
         
Были периоды, когда родители уезжали в командировки, и Анна оставалась на попечении бабушки Любови Николаевны и дедушки Алексея Фёдоровича. Конечно, Анна грустила краткими минутами перед сном об отсутствии мамы и папы. Но ей объяснили, что ожидание – это воспитание её характера. Ведь маленькая Анна по гороскопу Огненный Бык, самый сильный, который и к Будде пришёл первым. (Не только хитрая Крыса может грызть всё подряд, - пусть теперь за обман Крысу грызёт её собственная Совесть). Анна сильная, честная и справедливая, а значит она может все сложности победить. А потом, если не расставаться, то никогда и не узнаешь – какой огромной, просто невероятной бывает Радость Встречи.
 
Анна с раннего детства была чутка к нюансам взаимоотношений. Когда в детском саду воспитательница спросила скучает ли она по родителям оставшись с бабушкой и дедушкой, Анна недоумённо и с назидательной интонацией ответила:
 
- Как может быть скучно? Я же с родителями – родителей!

Наоборот, это были волшебные вечера! Если Любовь Николаевна участвовала в спектакле, Анна с восторгом вдыхала особые запахи гримёрной, наблюдала, как бабушка накладывает сценический грим, надевает необыкновенной красоты длинные пышные платья. И тогда о ней говорят: «Наша Дива» или «Наша Прима». А потом Анна сидит в ложе с кем-то из персонала и слушает, как поёт её бабушка.Зрители перешёптываются: «Чарующе… Неподражаемо!»,  а весь зал аплодирует, раздаются крики «браво»!
 
А в выходной день они играли в Марфушечку-душечку из сказки «Морозко», и под заливистый смех свеклой румянили Анне щёчки. Потом Анна превращалась в кроткую Настеньку или задорную Машеньку и помогала любимой бабушке катать колобок и печь пирожок. Чтобы вскоре бегом бежать в мастерскую на второй этаж и звать дедушку Алексея Фёдоровича к обеду.

После обеда можно было уйти в мастерскую к обожаемому дедушке, где поводов для искренних восторгов выражения чувств было ничуть не меньше, чем в театре. Дедушка знал столько захватывающих историй, что ему не нужно было их читать из книжек. Он умел писать картину и рассказывать так увлекательно, что слова перед внутренним взором Анны становились живыми образами.Она слушала замерев, не шелохнувшись, чтобы эти внутренние картинки не упорхнули, как бабочки.
 
В тот раз Алексей Фёдорович, создавая новое произведение, рассказывал внучке-дошкольнице, о том, как крестьянин Фёдор из Бессарабской губернии, закончив 25-летнюю службу на флоте, участник обороны Севастополя, вернулся к семье в своё село.

- Видишь, внученька, какой долгой бывает разлука, целых 25 лет. А жена и дети умеют ждать, любить не видя, в мыслях слать добрые пожелания. Это называется «преданность». Но ты не волнуйся, твои мама с папой уже скоро приедут.

Так вот: приснился этому крестьянину, бывшему моряку, сон.
Видит он Пресвятую Богородицу на берегу залива.  Ногами Матерь Божья стоит на сломанных самурайских мечах, а в руках держит омофор с изображением лика Спасителя. Рядом, на пустынных скалах растёт тоненькое деревце.  В небе над Её головой два шестикрылых Серафима держат царскую корону в сиянии перекрещивающихся радуг, а ещё выше, в облаках присутствуют Архангел Гавриил с веткой белой лилии. Белая лилия – символ доброго известия, чистоты и духовного восхождения. Потому что листочки растут по очереди, словно лесенка, где правой-левой ножкой можно ступать, поднимаясь, к белому цветку - как к облаку, всё выше и выше. Туда, где мысли и желания всё чище и красивее, и тогда эти прекрасные мысли излучают замечательный аромат.  Рядом Архангел Михаил с огненным мечом, защищающий всех справедливых.  Ещё выше в облаках Бог-Отец в окружении Серафимов, у каждого по шесть огненных крыльев.

Богородица Голосом повелела крестьянину хорошенько, в деталях запомнить то, Что он видит, и идти в Киевскую Лавру, рассказать об этом  и передать, что грядёт война с Японией, что следует написать икону с этого вИдения и отправить её в Порт-Артур для защиты рубежей России.

Крестьянин выполнил всё в точности. Был созван Священный Синод, на котором постановили, что вИдение этого человека истинное, и он не пребывает «в прелести», то есть его сон – не обман. И было принято решение собирать миром пожертвования для написания иконы – на холст, краски, оплату иконописца. Причём, установили ограничение: с крестьян брать не более 5 копеек. В то время в дорогом заведении - трактире – можно было пообедать со стопочкой водки за полушку –  полкопейки, то есть, взнос пожертвования равнялся десяти походам на обед в кафе. Или другой пример: в те времена живая корова стоила 5 рублей! 

Иконописец работал, а бывший матрос наблюдал. Бывали моменты, что у художника не получалось сделать так, как объяснял Фёдор. Тогда он, не умеющий писать, брал кисти и делал дополнения! Это значит, что Богородица незримо сама помогала руке крестьянина сделать правильные мазки.  Икона- Защитница была создана. Иконописец не взял денег за свой труд.
Уже была объявлена война Японии из-за гибели крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец» в корейском порту Чемульпо; а русские корабли были затоплены своими командами. Русским войскам срочно требовалась духовная защита. Но чиновники один за другим удерживали икону у себя в домах в надежде, что для себя лично получат чудо.

Это, внучка, называется предательство и своекорыстие.

Поэтому образ Пресвятой Богородицы прибыл во Владивосток только в августе 1904 года, и снова икону ещё долго удерживали во Владивостоке, хотя японцы взяли в осаду Порт-Артур. Русские войска пять месяцев обороняли крепость. Произошло страшное морское Цусимское сражение... Когда же нашёлся герой, вызвавшийся доставить образ через шторма и непогоду, было поздно. Порт-Артур, не получивший духовной поддержки, был сдан.   А икона была утрачена. Как пропали и другие иконы, поднесенные главному военачальнику. Он их бросил наступающим войскам японцев.
 
- И что, икона так и не нашлась? – Анна уже почти плакала, такой страшной и печальной была дедушкина история.
 
- А чудо таки случилось, но через 94 года. Владивостокские паломники в Святую землю решили пройти маршрутом Иосифа и Марии, спасавших младенца Иисуса. В одном из небольших городков на пути они случайно зашли в антикварную лавку и увидели православную икону. Она так почернела от плохого хранения, что изображение едва-едва можно было различить. Поскольку сохранились списки - копии с первоначальной иконы, то сюжет священникам был известен. А по периметру изображения они разобрали надпись: «В благословение и знамение Торжества Христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей». Это и стало вторым обретением Порт-Артурской Заступницы. Икону выкупили, реставраторы восстановили, а затем вернули во Владивосток.

Тебе, внучка, ещё не исполнился год, когда была найдена эта икона. Её настоящее название ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Значит, Порт-Артурская – это твоя икона-Хранительница.


Анна и Хао Ши заходят в относительно недавно выстроенный Покровский собор, где находится икона. Вокруг неё толпится довольно большая группка детей от восьми лет и старше. Явно шумные и шустрые непоседы притихли в храме: шёпотом обмениваются короткими, отрывистыми репликами. Ходят на цыпочках, стараясь не шуметь. Это руководитель театральной студии привела воспитанников для знакомства с русским зодчеством, духовной живописью и историей края, где проживают эти дети. Что же, - это лучший (из мирских!) способ вхождения в храм!
 
«Экскурсоводом» у этой группки профессор Дальневосточного университета кафедры теологии!  Все осматривают иконостас, слушая объяснения, а потом с детской непосредственностью усаживаются на пол перед иконой Порт-Артурской, у которой все они так удачно встретились.  А профессор рассказывает новую, не менее потрясающую историю, и Анна тихонько переводит для Хао Ши.
 
К этой иконе, когда ещё она находилась в храмовой комнате епархии очень продолжительное время приходил мужчина. Однажды, подойдя к настоятелю, он сказал, что уезжает в Хабаровск, что он художник-скульптор и просит разрешения выполнить для иконы оклад. Его благословили. Больше года никаких известий служители храма от него не имели. А потом художник привёз серебряную раму, украшенную уральскими самоцветами и жемчугом, и пьедестал из белого мрамора с инкрустацией малахитом. На пьедестале изображено Цусимское сражение.

Позже, от дочери этого художника служители храма узнали, что он не мог ничем другим заниматься, пока больше года создавалось обрамление для иконы. Семья жила впроголодь после кризиса 1998г., а он разыскивал друзей художников на Урале, которые подбирали самоцветы по размеру, делали огранку, чтобы он мог инкрустировать оклад, и создавал малахитовую мозаику, выполняя  ювелирную работу на твёрдом мраморе. Совершая свой труд во имя Духа.

Сколько людей объединила эта икона, имеющая имя ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ! Царица Небесная – не воительница, Она - дарующая Жизнь и спасение через Спаса Нерукотворного, вновь объединяет людей не для противостояния, а для Единения! Об этом же гласит надпись, проходящая по сиянию вокруг восседающего в облаках Господа Саваофа: "Да будет едино стадо и Един Пастырь".

В монастыре, на Русском, на стенах
В мозаиках сияют лучи  солнца,
Так летописец пишет при  свечах,
Что слово до глубин души прольется .

Среди кистей и красок пролетит
Неслышимо дыханье вдохновенья.
И молчаливо в  мастерской  звучит
Молитва ко святому Причащенью.
Вдруг оживают доски , явив Лик,
И благодать через Него струится.
В миру иконописец   проявит
Миг вечности ,
что просветляет лица.

Торжественно спокойна  тишина,
И  колокол ее вдруг разбивает .
Частицы освященного труда
Радость и веру людям возвещают.
Здесь  преподобный старец Серафим
Приветствием своим благословляет:
"Радость моя, Христос Воскрес ! А с Ним
Никто и никогда не унывает!

 @n_forikova_poems. Наталья Форикова Иконописец  https://stihi.ru/2022/01/19/1296

От человека к человеку через сердце течёт Дух Святой, Животворящий! Анна и Хао Ши знакомятся с руководителем театральной студии Натальей Фориковой, поэтессой, журналистом. И дети под сводом храма перед ликом «Торжества Богородицы» читают стих о том великом, что живёт в душе каждого.


P.S. Благодарю талантливую и прекрасную Наталью Форикову за дружбу и  со-творчество.

Чудотворная икона «Торжество Пресвятой Богородицы»/Порт-Артурская находится в Покровском соборе г. Владивостока.

Фото из интернета