Геннадий Шпаликов. По несчастью или...

Светлана Ковалева 2
     Ох уж эта фатальная цифра 37! Когда -то Владимир Высоцкий написал:
                Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль,
                А Маяковский лег виском на дуло...

     Обратите внимание, что цифра эта- роковая для многих творческих людей. Байрон, Роберт Бёрнс, Хлебников, Одоевский, Пушкин, Маяковский, Николай Рубцов, о котором я уже делала доклад. А сегодня я расскажу вам о Геннадии Федоровиче Шпаликове, давно и незаслуженно, на мой взгляд, забытом. Но сначала стихи, которые, как оказалось, прочно вошли в жизнь многих и многих почитателей поэта.

По несчастью или к счастью
Истина проста.
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того,что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил.
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу
Кто меня вернет ?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю,
Там, где- боже мой !
Будет мама молодая
И отец живой !

     Если кто-то помнит,это стихотворение очень хорошо, просто замечательно когда-то прочитал Михаил Ефремов.
     В городе Сегежа 6 сентября 1937 года родился Геннадий Федорович Шпаликов. Мама, Людмила Никифоровна, занималась домом и сыном, а отец- Федор Григорьевич работал на строительстве бумажно-целлюлозного комбината. Началась война и он ушел на фронт. В 1944 году, в одном из боев при освобождении Польши, получил серьезное ранение , от которого вскоре скончался.
     Сам же Геннадий вначале учится в Киевском суворовском военном училище, затем поступает в Московское высшее командное училище, но вскоре из-за травмы ноги его комиссуют.
      В 1962 году Шпаликов начинает работу с Георгием Данелия. 25-летний юноша, не имеющий высшего образования, создает сценарий к фильму "Я шагаю по Москве". И песня, которая звучит в этом фильме, также принадлежит перу молодого поэта.
     Затем, в 1966 году, под нажимом друзей и того же Данелии, он становится студентом сценарного факультета ВГИКа. Сокурсниками были два Андрея- Тарковский и Кончаловский. Все трое очень тесно общались.
     Автор сценария культовой картины, о которой я уже упомянула ранее "Я шагаю по Москве" , еще в студенчестве написал пронзительно несмешную юмореску "На смерть поэта". Оказалось, написал свою роковую судьбу. Я не буду читать стихи полностью. Всего несколько строк:

Хоронят писателей мертвых,
Живые идут в коридор.
Живые людей распростертых,
Выносят на каменный двор.
Ровесники друга выносят,
Суровость на лицах храня,
А это- выносят, выносят -
Ребята, выносят меня...

     Вот так сценарная зарисовка первокурсника Шпаликова с точностью до мелочей будет реализована спустя 20 лет , когда 37-летний сценарист,поэт, бунтарь , глашатай "Оттепели" и просто человек-легенда  просунет голову в петлю, словно приступив к постановке собственного несмешного сценария.
     Он ушел из жизни 1 ноября 1974 года, когда понял, что такой, как есть, он никому не нужен, а меняться Шпаликов не хотел.
     Да, менялся Василий Аксенов, менялся Окуджава, менялась его сверстница Ахмадуллина , а он, как талый лед своих романтических надежд, растаял вместе со своим временем, отказавшись от двойничества,амбивалентности и цинизма.
     Остается загадкой, почему Геннадия Шпаликова, ярчайшую легенду шестидесятых, так грубо затеряли и бросили его сотоварищи ? Для сверстников, творчески созревших позже, для того же Распутина или Маканина, он был чересчур наивен и романтичен...Они быстро переболели Хэмингуеем и Аксеновым и уже входили в литературу мудрыми скептиками. Со Шпаликовым их роднит только одно- они дети войны.

     "... Дети войны. Она, война эта, останется и пребудет до конца дней, и дети ваши, не видевшие ничего, все равно вашими глазами будут смотреть на мир этот, мир- праздничный, зеленый, глазами остриженного наголо подростка около разрытой общей могилы, куда опустили маму его, братьев его, одногодков его...Они рано ощутили смерть."

      Почти такие же зарисовки жизни глазами детей войны есть у Владимира Высоцкого, у Валентина Устинова, у Владимира Маканина.
     Начало творчества Шпаликова соединилось с концом сталинской эпохи. Это был вдох, новый вдох в искусстве, тогда стали откровением для молодежи "Звездные мальчики" Василия Аксенова, первые песни Булата Окуджавы, не менее знаменитые фильмы "Мне 20 лет" и "Я шагаю по Москве", поставленные по сценариям Шпаликова. Тогда же вся страна запела и незатейливые песенки поэта :

На меня надвигается
По реке битый лед.
На реке навигация,
На реке пароход.

Пароход белый-беленький,
Дым над красной трубой.
Мы по палубе бегали,
Целовались с тобой...

     Пусть эти песенки были неказистые, какие-то самодельные, но они дышали живой жизнью, они были первичными, природными, трогательными, сентиментальными. И на самом деле :

Бывает все на свете хорошо-
В чем дело, сразу не поймешь-
А просто летний дождь прошел,
Нормальный летний дождь...

А я иду шагаю по Москве,
И я пройти еще смогу
Соленый Тихий океан,
И тундру, и тайгу...

     Эти стихи и песни были написаны совсем молодым еще Геннадием Шпаликовым для таких же молодых, влюбленных, радостных и истово верящих еще в идеалы юношей и девушек. Все находили в них себя.  Шпаликов упрямо ищет в жизни любовь, красоту и надежду и в те шестидесятые годы находит легко то,что искал. Великая наивность , жертвенность связываются с чувством прекрасного, с новизной мира.
     Василий Аксенов писал :

     "Это были  времена такого романтического подъема. Мы считали себя авангардом. А авангард, кстати, всегда массовое явление. Ты не один. Ты в группе. Авангардом были не только Гладилин, я , Белла- но и, например, Юра Казаков. С этим движением долгое время ничего не могли поделать. Придушили авангардистов- так разгорается бардовская поэзия...Придушили джаз- в кино новая волна пошла....Сейчас...такого массового движения не видать...Нет такого ощущения братства по оружию... Для меня это сейчас детский сад."

     Геннадий Шпаликов - сплошной миф.
     МИФ ПО ЖИЗНИ . Соавтор популярнейших фильмов, шумная женитьба на Инне Гулая и, наконец, трагический финал.
     МИФ ПО ТВОРЧЕСТВУ. Десятилетиями гуляли по стране тетрадки с его стихами , а гитаристы наигрывали в дружеских компаниях его песенки.
     МИФ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ.  Чтобы понять лучшее, на что нацеливались его современники в шестидесятых, стоит лишь прочитать его лучшие сценарии "Я родом из детства" или "Девочка Надя, чего тебе надо?" Сейчас все былые его соратники изображают из себя жертв советской власти. И никто им не верит. А Геннадий Шпаликов и сегодня остается для читателей и зрителей знаменосцем романтизма и веры. Увы, набирающей силу циничной партноменклатуре не нужны были новые Павки Корчагины, романтические герои...
     Поверить во что-то другое, земное, У Шпаликова просто не хватило сил. Кончился оптимизм, кончился и писатель. Началась богемная жизнь, запои, милиция  и жуткий есенинский итог. В это время он фактически стал бездомным. И как бы предчувствуя, пишет "Стих-завещание".

Не прикидываясь, а прикидывая,
Не прикидывая ничего,
Покидаю вас и покидываю,
Дорогие мои, всего!
Все прощание- в одиночку,
Напоследок-не верещать !
Завещаю вам только дочку-
Больше нечего завещать !

Шпаликов дважды вступал в брак.  Первой супругой была актриса Наталья Рязанцева. Но влюбленность быстро прошла и молодые люди расстались. И тут появляется Инна Гулая. Тоже актриса. Такая же молодая и талантливая, снявшаяся вместе с Юрием Никулиным  в фильме "Когда деревья были большими" . У них рождается дочь Дарья.
     Судьбе их дочери не позавидуешь.  После самоубийства матери, девушка бросает карьеру в театре и отправляется в Свято-Троицкий монастырь в Коломне. Через пару лет она попытается вернуться в театр, но ее не принимают. Гибель родителей, психологическая травма детства сказались на здоровье и сейчас Дарья Геннадьевна Шпаликова находится в Научном центре психического здоровья в Москве.
     Но вернемся к поэту.
     В 1974 году неожиданно для всех, Шпаликов вновь возвращается к работе. Он пишет сценарий "Девочка Надя, чего тебе надо?" и отправляет в Госкино. Но ответа он так и не дождется. Это и станет последней каплей в судьбе поэта и сценариста.
     Вернувшись в Переделкино, где он проживал в последнее время, поднявшись на второй этаж Дома творчества, сворачивает шарф в петлю и уходит из жизни в возрасте 37 лет. Первым его увидел Григорий Горин. Но спасти Геннадия не удалось. На столе лежала предсмертная записка: "Вовсе это не малодушие - не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас. Даша, помни" Шпаликов."
     Могила Геннадия Шпаликова находится на Ваганьковском кладбище. Памятник выглядит довольно скромно.
     В память о поэте в 2005 году создан документальный фильм "Людей теряют только раз...". Позже появилась еще одна лента, куда вошли песни на его стихи. "Рио-Рита", "А я иду, шагаю по Москве"... В фильме "Гений" Александр Абдулов поет песню на стихи Шпаликова "Ах, утону я в Западной Двине..."
     И напоследок.
    
     В 2009 году при входе в здание ВГИКа был открыт памятник Шпаликову, Тарковскому и Шукшину, как трем выпускникам, вдумайтесь в эти слова! - "определившим художественное лицо общественной и мировой кинематографии второй половины 20 века".
     Вот такая судьба.

     "Велика Россия- а позвонить некому..." Геннадий Шпаликов.

Лана Ковалева. Все права защищены.