Зеркало Тролля

Татьяна Смородина
инсценировка по мотивам сказки Г-Х Андерсена "Снежная королева" для театральных кружков
(видео спектакля есть на моей странице в ВК, запись 2017 г.)

Действующие лица:

Рассказчик Первый
Рассказчик Второй
Герда
Кай

Подруги Герды:
Мона
Ганка
Милка

Снежная Королева
Эльвира - хозяйка цветочного павильона «Волшебный сад»
Ворон Карл
Ворон Клара
Король
Принцесса
Атаманша
Рита – дочь атаманши.
Медведь Таптун
Тролли (2-4)
Разбойники (3-4)

Примечание.
а) При необходимости количество троллей и разбойников может быть увеличено. Можно также ввести бабочек в картине «Волшебный сад» и дать эпизоды снов в картине «Зала во дворце» другим участникам вместо рассказчиков.
б) При недостаточном количестве участников можно играть две роли.

ПРОЛОГ.
Занавес закрыт.
Авансцена.
Выходят рассказчики.

ПЕРВЫЙ. Здравствуйте!

ВТОРОЙ. Здравствуйте!

ПЕРВЫЙ. Здравствуйте!

ВТОРОЙ. А сейчас мы расскажем вам сказочку!

ПЕРВЫЙ. Интересную и даже очень известную!

ВТОРОЙ. Но расскажем ее так, как никто не рассказывал!

ПЕРВЫЙ. И покажем ее так, как никто не показывал!

ВТОРОЙ. А началось все с них!

ПЕРВЫЙ. Да, с них, с этих вредных лесных троллей!

ВТОРОЙ. Которые в школе не учились ни разу,

ПЕРВЫЙ. ...но считали себя самыми лучшими на всей земле!

ВТОРОЙ. Поэтому делали все, что хотели, никого не слушали...

ПЕРВЫЙ. и однажды...

ВТОРОЙ. ...разбили знаменитое Кривое Зеркало Главного Тролля!

Выскакивают тролли с осколками в руках.
Они балуются, бегают по залу и слепят окружающих осколками зеркала.

ПЕРВЫЙ. И разлетелись осколки Кривого Зеркала по всему свету!

ВТОРОЙ. И попадали они в глаза и сердца людей!

ПЕРВЫЙ. И с тех пор любили такие люди только самих себя!

Тролли убегают.

ВТОРОЙ. Да, но мы, однако, с тобой слишком разболтались и забыли, что нас ждут!

ПЕРВЫЙ. И в самом деле! Нас ведь пригласили на День рождения!

ВТОРОЙ. А День рождения сегодня у девочки Герды и ее друга Кая!

ПЕРВЫЙ. Не удивляйтесь! Так случилось, что эти мальчик и девочка родились в разных семьях, но в один и тот же день.

ВТОРОЙ. С тех пор они были дружны, словно брат с сестрой.

ПЕРВЫЙ. И каждый год празднуют этот праздник то у Герды, то у Кая.

ВТОРОЙ. А сегодня где?

ПЕРВЫЙ. Сегодня у Герды.

ВТОРОЙ. О, отлично! Герда всегда готовит в этот день очень вкусный торт!

ПЕРВЫЙ. Тогда давай бегом, а то праздничный торт съедят без нас!

Рассказчики убегают.

КАРТИНА 1
Занавес открывается.
Комната в доме Герды. Шары, подарки.
Из гостей подруги Герды: модница Мона, веселая Ганка, пухлая Милка.
Они танцуют. Герда вносит торт.

ВСЕ. Торт! Торт! Торт!

ГЕРДА. Я уже порезала.

МОНА. Мне с розочкой!

ГАНКА.  Мне с ягодками!

МИЛКА. А мне побольше!


Герда ставит торт на стол, снимает фартук, причесывается.


ГЕРДА. Подождите, еще Кай не пришел.

ГАНКА. А скоро он придет?

ГЕРДА. Через пять минут. Он звонил.

МОНА (подругам). Интересно, что он ей подарит? Неужели опять цветы?

ГАНКА. Герда любит цветы.

МОНА. Лучше бы какой-нибудь красивый браслетик подарил. Или брошку.

МИЛКА. Лучше конфеты.

Заходит Кай. В его руках красиво завернутый подарок.


КАЙ. Привет, девчонки! Привет, Герда!

МИЛКА. О, наконец-то! (хватает и ест кусок торта).

ГЕРДА. Привет! Проходи!

КАЙ. Поздравляю, Герда (протягивает сверток).

ГЕРДА. Что это?

Кай разворачивает подарок. Это роза в цветочном горшке.

ГЕРДА. Какое чудо!

МОНА. Что тут чудесно? Просто цветок.

ГАНКА. Красивый цветок!

Герда ставит цветок на стол.

КАЙ. Это редкий вид. Еле нашел. Она целый год может цвести, и холода не боится.

ГЕРДА. Спасибо! Это лучший подарок, Кай! Сейчас (достает из пакета под столом шарф). Вот (накидывает шарф на шею Кая). Это мой подарок тебе. Поздравляю.

КАЙ. О, какой теплый!

ГЕРДА. Чтобы ты тоже холода не боялся.

КАЙ. Спасибо. Сама связала?

ГЕРДА. Сама.

МОНА. Хм, он не модный.

ГАНКА. Зато теплый.

Звонок в дверь.

МОНА. Кто там еще?
 
Вбегают два тролля.
У одного в руках букет сухих веток, у другого коробка. Они кружат вокруг девочек.


ГАНКА. Ой, какие прикольные!

МИЛКА. А, это пиццу принесли!

ГЕРДА. Я не заказывала... У меня пирог.

МИЛКА. О, еще и пирог есть!

КАЙ. Это, наверное, какой-то флэшмоб!

ТРОЛЛЬ 1. Мы принесли подарки (сует Герде в руки сухие ветки).

ТРОЛЛЬ 2. Подарки, подарки...

КАЙ. От кого?

ТРОЛЛЬ 1. От нее.

ТРОЛЛЬ 2. От нее, от нее.

ГЕРДА. От кого?

ТРОЛЛЬ 1. От великолепной!

ТРОЛЛЬ 2. Умной!

ТРОЛЛЬ 1. Прекрасной!

ТРОЛЛЬ 1 и 2. Снежной Королевы!

МОНА. Это от той самой, которая зимой в окна заглядывает?

ТРОЛЛЬ 2. Той самой, той самой. Держи, Кай! (бросает Каю коробку)

КАЙ (поймав подарок). Что это?

ТРОЛЛЬ 2. Игра.

ТРОЛЛЬ 1. Называется «Я – лучший!»

ТРОЛЛЬ 2. Проходишь все уровни – и ты лучший!

КАЙ. Отлично! Игры я люблю.

Кай открывает коробку и начинает играть.
Все скапливаются вокруг и завороженно следят за процессом.
Кай побеждает.

КАЙ. Все! Я лучший!

Тролли подбрасывают в воздух осколки Кривого Зеркала.
Кай хватается за глаз, а потом за сердце, замирая на несколько секунд.
Девочки замирают вместе с ним.
Тролли меняют розу на столе на сухие ветки,
забирают подарки со стола, хохочут и убегают.
Все приходят в себя.

ГЕРДА. Что? Что случилось, Кай? Тебе плохо?

КАЙ. ... Почему?.. Мне хорошо (оглядывается кругом, будто видит все впервые).
ГАНКА. Может быть, нужно воды? Ганка!

Ганка приносит стаканчик с водой, подает Каю.
Кай набирает в рот воды и брызгает в лицо Герде.

ГЕРДА (отшатнувшись). Ты что?

КАЙ. Как ты смешно отпрыгнула! (хохочет) Как лягушка!

ГЕРДА. Кай...

Кай встает, поворачивается к Ганке.

КАЙ (Ганке). Ну, а ты что уставилась на меня, глупая троечница? Думаешь, я опять буду решать тебе задачки, пока ты бегаешь на дискотеки? Сама напрягай теперь свои куриные мозги!

ГАНКА. Да я только один раз... попросила... (начинает хлюпать носом)

КАЙ (Моне). А ты снова побрякушки на себя нацепила, будто новогодняя елка! Так и хочется выкинуть тебя из окна вместе с твоими модными тряпками!

МОНА. Ты что, чокнулся?

КАЙ (Милке). А ты чего сюда ходишь, жвачная корова? Торты лопать? Пирожками объедаться?

МИЛКА. Я... я... я...

ГЕРДА. Кай, что с тобой? Что ты говоришь?

КАЙ. Правду.

МОНА. Он точно сумасшедший! (Ганке) Хватит реветь. Пошли отсюда!

Девочки убегают.

КАЙ. Да-да, шуруйте! А то пришли объедать нас, точно саранча! О, вы только гляньте! (показывает на сухие ветки и смеется). Вот это шуточка! Вот это мне нравится!

Кай срывает с шеи шарф и кидает на пол.

ГЕРДА. Кай, что ты делаешь?

КАЙ. Твой шарф меня душит!

 Кай снова садится за игру.
Раздаются шаги.

ГЕРДА. Кто это?

КАЙ. Гони всех вон! Я устал. И принеси мне чай с пирогом, а я пока поиграю. Мне понравилась эта игра.

Входит Снежная Королева.

КОРОЛЕВА. Здравствуйте.

ГЕРДА. Здравствуйте.

КАЙ (не отрываясь от игры). Привет.

КОРОЛЕВА. Кай, я пришла за тобой.

ГЕРДА. Как это за ним? Вы кто?

КОРОЛЕВА. У меня твоему другу будет лучше, девочка.

ГЕРДА. У вас? Где это у вас?

КОРОЛЕВА. В моем белом дворце. У Кая осколок Кривого зеркала в глазах и в сердце, а я обожаю людей с холодными глазами и холодным сердцем. Я дам Каю власть над миром.

КАЙ. О, это прикольно! Герда, где моя куртка?

ГЕРДА. Кай, я узнала ее. Это Снежная Королева! Помнишь ту сказку, которую нам рассказывала бабушка?

КАЙ. Куртку дай, я сказал.

ГЕРДА. Ты никуда не пойдешь!

КАЙ. Отойди! Кто ты такая, чтобы мной командовать?

ГЕРДА. Ты совсем замерзнешь!

КОРОЛЕВА. Оставь свою куртку, Кай. Ты не замерзнешь. Подойди ко мне.

ГЕРДА. Кай, не подходи!

Снежная королева делает властный жест. Герда замирает.
Кай подходит к королеве. Она касается его лба и сердца рукой.

КОРОЛЕВА, Ты знаешь, кто ты?

КАЙ. Знаю. Я - Лучший.

КОРОЛЕВА, Верно. А лучшим место на вершине, в вечном холоде и одиночестве. А холод - это я, мальчик. Идем со мной.

КАЙ. Я иду.

Снежная Королева и Кай уходят.
Герда приходит в себя.

ГЕРДА. Кай! (поднимает шарф). Кай... я найду и спасу тебя.

Занавес закрывается.


КАРТИНА 2
Авансцена.
Проходят тролли с рюкзаками за плечами.
За ними, читая на ходу газеты, идут  рассказчики.
Тролли уходят, рассказчики задерживаются.


ВТОРОЙ. Слушай, неужели она пойдет его искать?

ПЕРВЫЙ. Герда? Пойдет. Ты же видишь, что это смелая девчонка. Не испугалась самой Снежной Королевы!

ВТОРОЙ. А чего ее бояться? Она же Снежная.

ПЕРВЫЙ. От ее ледяного дыхания можно погибнуть.

ВТОРОЙ. Тише. Вон она идет.

ПЕРВЫЙ. Королева?

ВТОРОЙ. Герда.

ПЕРВЫЙ. О, да она еще и не одна!

Рассказчики присаживаются на придорожный камень и, как шпионы,
делают вид, что читают газеты.
Появляется Герда с дорожной сумкой. С ней ее подруги тоже с сумками.

ГАНКА. Герда, а расскажи еще, как это было? Как она появилась?

МОНА. Что ты пристала к ней? Ну, появилась и появилась.

МИЛКА. Девочки, а давайте поедим.

ГАНКА. Сама Снежная Королева! Грандиозно!

МОНА. Герда, а мы правильно идем?

ГЕРДА. Сейчас узнаем. (Рассказчикам) Скажите, пожалуйста, дорога во владения Снежной Королевы проходит здесь?

ПЕРВЫЙ. Вероятно.

ВТОРОЙ. Может быть.

ГЕРДА. А точнее сказать не можете?

МИЛКА. Девочки, я устала. Когда мы будем есть?

Рассказчики незаметно скрываются.

МОНА. Помолчи. Мы должны помочь Герде.

ГАНКА. И чего ты вообще с нами потащилась, Милка?

МИЛКА. Я думала, вы в кафе пошли, а потом Мона сказала, что так надо.

МОНА (тихо Ганке и Милке). Да, надо. Я потом вам объясню.

ГЕРДА. Кто же подскажет нам дорогу?

Появляется хозяйка Волшебного сада Эльвира.
Она в шляпе, украшенной цветами.

ЭЛЬВИРА. Я подскажу.

ГЕРДА. Вы? А вы кто?

ЭЛЬВИРА. Меня зовут Эльвира. Я хозяйка Волшебного сада. Заходите, передохните немного. Это прекрасное место для отдыха.

МИЛКА. А у вас есть что-нибудь поесть?

ЭЛЬВИРА. Конечно. Сладкие пирожки на цветочном нектаре.

МИЛКА. О, сладкие пирожки!

ГЕРДА. Нам нужно спешить. (Эльвире) Может быть, вы подскажете дорогу, и мы пойдем?

ГАНКА. Герда, а давай мы все-таки отдохнем, а  то Милка сейчас совсем упадет.

МОНА. Да, и мне надо костюм привести в порядок.

ГЕРДА. Ну... ладно, только одну минутку.

Уходят с Эльвирой.
Осторожно выходят прятавшиеся рассказчики.

ВТОРОЙ. Как думаешь?

ПЕРВЫЙ. Пошли. Надо пробить эту Эльвиру по базам.

ВТОРОЙ. Что с ней надо сделать?

ПЕРВЫЙ. Пошли-пошли. Потом узнаешь.

Уходят.
Занавес открывается.
Волшебный сад. Кругом цветы, деревья. Летают бабочки.
Появляется Эльвира с девочками.

ЭЛЬВИРА. Проходите, милые девочки.

ГАНКА. Вот это красота! Грандиозно!

МОНА. Да, цветочки красивые.

ЭЛЬВИРА. Да, красивые, но самое главное, что они не вянут. Здесь никогда не бывает зимы и царит вечное лето.

ГАНКА. Всегда каникулы? Прикольно!

ЭЛЬВИРА. Присаживайтесь, милые девочки. Сейчас вам принесут пирожки, а потом я расскажу, какой дорогой вам идти.

Эльвира делает знак.
Тролль приносит пирожки.

ЭЛЬВИРА. Угощайтесь.

Девочки берут по пирожку, едят.
Эльвира подает цветок Моне.

ЭЛЬВИРА (Моне). Приколите к платью. Или к волосам.

Мона прикалывает цветок и любуется собой в зеркале.
Эльвира подзывает тролля.

ЭЛЬВИРА (тихо). Убери отсюда все розы. Они могут напомнить Герде о Кае.

Тролль уносит розы.

ЭЛЬВИРА (Моне). Какая красивая девочка. Самая лучшая, самая красивая!

ГАНКА. А я самая веселая!

Ганка бегает, ловит бабочек. Милка засыпает с пирожком во рту.

ГАНКА. Только посмотрите на Милку, девчонки! Вот умора..! Ах, как тут хорошо! Как хорошо!

ГЕРДА (удивленно глядя кругом). Кто я?.. Почему я здесь?.. Мне куда-то надо идти... Куда?..

ЭЛЬВИРА. Никуда идти не надо, не надо, не надо... Приляг и поспи, милая Герда. Я сейчас принесу одеяло.

Эльвира уходит. Герда начинает засыпать.
Крадучись, как шпионы, появляются рассказчики.
У Первого рассказчика  в руке рация.

ПЕРВЫЙ. Герда, Герда, я Первый.

ВТОРОЙ. И Второй.

ПЕРВЫЙ. И Второй. Герда, не спи! Тебе нужно искать Кая! Искать Кая! Герда, Герда, я Первый.

ВТОРОЙ. И Второй.

ПЕРВЫЙ. И Второй.

ГЕРДА. Кто это говорит?

ПЕРВЫЙ. Это я – твой внутренний голос. Вставай! Хозяйка Волшебного сада Эльвира работает на Снежную Королеву! Ей заплатили. Беги отсюда!

ВТОРОЙ. Спасай Кая!

ГЕРДА. Кай?.. Кто это?

Появляется Эльвира с одеялом.

ЭЛЬВИРА. Кай - это капризный и вредный тролль. Забудь о нем, Герда. Спать, спать, спать... (разворачивает одеяло).

ПЕРВЫЙ. Берегись, Герда! Это Сонное Одеяло!

ВТОРОЙ. Ты можешь уснуть навечно!

ЭЛЬВИРА. Это прекрасное одеяло! Ты будешь жить только во сне. Не надо будет вставать с утра и идти в школу… Ничто не будет волновать тебя, ни мечты, ни заботы... Спать, спать...

Эльвира наклоняется над Гердой, желая укрыть ее одеялом.
Герда в полусне видит на шляпе Эльвиры розу и пробуждается.

ГЕРДА. А что это у вас?

ЭЛЬВИРА. Что?

ГЕРДА. На шляпе... Это же... это же роза… Роза!.. Кай!.. Девчонки, бежим быстрей отсюда! (теребит дремлющих подруг)

ЭЛЬВИРА. Нет, я вас не пущу! Не пущу!

ГАНКА. А?.. Что случилось?

МОНА. Куда бежать?

Герда выхватывает изо рта Милки пирожок и кидает в Эльвиру.
Эльвира от неожиданности роняет одеяло.

ГЕРДА. Надо замотать ее в одеяло!

ГАНКА. О, это весело! Давайте!

Герда хватает одеяло и вместе с девочками начинает гоняться за Эльвирой.
Они ловят ее и закутывают в одеяло и кладут на скамью. Эльвира засыпает.

ГАНКА. Ой, смотрите! Она похожа на бабочку в коконе!

ГЕРДА. Идемте отсюда! Быстрей! Это заколдованное место!

Мона забирает у Эльвиры шляпу, Милка кидает в свою сумку пирожки.
Уходят.
Занавес закрывается.

КАРТИНА 3
Авансцена.
Возле Дворца принцессы.
Сумерки. Появляются рассказчики.

ПЕРВЫЙ (гордо). Как мы, а?

ВТОРОЙ. Да, если б не мы!

ПЕРВЫЙ. О-о-о!

Выходят два Ворона (Карл и Клара) с фонариками.
Они делают обход дворцовой территории.
По пути Карл забирает рацию у рассказчиков и продолжает обход.
Рассказчики скрываются.

КАРЛ. Все спокойно, Клара?

КЛАРА. Все спокойно, Карл.

Появляется Герда с девочками.
 
КАРЛ. Стоять! Не двигаться!

КЛАРА. Стоять! Не двигаться!

Девочки замирают.

ГАНКА. Мы свои, свои!

КАРЛ. Какие такие свои?

КЛАРА. Свои по ночам дома сидят.

ГЕРДА. Простите, мы ищем Кая. Это наш друг.

КАРЛ. Клара, ты слышишь?

КЛАРА. Они, верно говорят о том мальчике, который понравился нашей принцессе и теперь гостит во дворце.

МОНА. Во дворце? Неплохо устроился.

КЛАРА. Наша принцесса собирается за него замуж.

ГЕРДА. Замуж?

КАРЛ. Не сейчас, а через несколько лет.

ГЕРДА. Так она держит его в плену?

КЛАРА. Нет, что вы! Ему самому здесь очень нравится. У него все есть – своя комната, одежда, игры.

ГЕРДА. Он любит игры?

КАРЛ. Очень.

ГЕРДА. Это Кай!

ГАНКА. Но его же увела Снежная Королева.

ГЕРДА. А он сумел сбежать! Это же Кай! (Карлу) Мы можем его увидеть?

КАРЛ. Сейчас ночь.

ГЕРДА. Но я только взгляну...

КАРЛ. Нет-нет, надо подождать до утра. Я доложу и тогда... А чем это пахнет?

ГЕРДА. А это... пирожки (забирает пирожки у Милки). Хотите? Вы, наверное, проголодались?

КАРЛ. Да... проголодались. Принцесса иногда забывает о нас. Клара, как ты думаешь?

КЛАРА. Я думаю, что ничего такого не случится, если мы съедим эти пирожки.

ГЕРДА. Тогда угощайтесь.

Вороны едят пирожки, потом удивленно смотрят кругом.

КАРЛ. Кто мы?

КЛАРА. Зачем мы здесь?

ГЕРДА (подмигнув девочкам). Вы хотели помочь нам пройти во дворец, чтобы мы могли увидеть Кая.

КАРЛ. Кая? Какого Кая?

МОНА. Принца. Будущего принца.

КАРЛ. Тогда идемте.

Уходят.

Занавес открывается.
Зал во дворце. Трон, колоны.
Появляются Вороны и следующие за ними девочки.
Мимо проскальзывают рассказчики, комично изображая девушек на балу.
 
ГАНКА. Ой, что это?

КАРЛ. Это сны принцессы. Не бойтесь. Они ничего вам не сделают.

Рассказчики проскальзывают, изображая поединок на шпагах.
 
МОНА. А это чьи сны?

КЛАРА. Это сны короля.

Тролли проносят много еды на подносах.

МОНА: А это чье?

ГАНКА. (увидев задремавшую Милку) Ой, а это наша Милка заснула!

ГЕРДА. Милка, ты что! Вставай, мы же во Дворце!

Выходит король в домашнем халате.

ГАНКА. А вы чей сон?

КОРОЛЬ. Я не сон, я - король… А вы кто?.. Карл! Клара! Что это?! Кто это?!

КАРЛ. Это... это...

ГЕРДА. Это сон мальчика Кая.

МИЛКА. Он спит где-то здесь.

МОНА. Да. И ему снится Герда.

КОРОЛЬ. Какая еще Герда?

МОНА. Вот эта.

ГАНКА. И мы вместе с ней.

ГЕРДА. Кай - мой друг. Он ушел со Снежной Королевой. Мне сказали, что он здесь.

МОНА. Ваша принцесса хочет выйти за него замуж.

КОРОЛЬ. Но у нас нет никакого Кая! Принцесса хочет выйти замуж за Герберта. Это он тот мальчик, который здесь спит. Но ему всегда снятся только поединки, как и мне, так что снам вашего Кая здесь нечего делать.

ГЕРДА. Герберт?.. Может быть, Кай поменял имя?

КОРОЛЬ, Имя?.. (задумывается)

МОНА (Герде). Нам нужно быстрей уходить отсюда, пока король не понял, что мы не сон.

ГАНКА. А я не уйду, пока не посижу на этом шикарном троне. Когда мы еще будем во дворце?

ГЕРДА. Не надо, Ганка!

 Ганка плюхается на трон. Раздается сирена.
Вороны приходят в себя.

КАРЛ. Стоять, не двигаться!

КЛАРА. Стоять, не двигаться!

КОРОЛЬ. А, так это не сон! Стража! Стража! (хватает Герду за руку) В темницу этих обманщиц!

Вороны хватают девочек.
Появляется принцесса.

ПРИНЦЕССА. Что здесь за шум?

КОРОЛЬ. Иди к себе дочка. Мы просто поймали мошенников.

ГЕРДА. Принцесса, спасите нас! Мы ничего плохого не сделали! Мы ищем Кая!

ПРИНЦЕССА. Кая? Папа, оставь эту девочку! Я хочу с ней поговорить.

КОРОЛЬ. Это обманщицы! Они пришли меня свергнуть! Они сели на мой трон!

ГАНКА. Простите, я нечаянно!

ПРИНЦЕССА. Папа, они не обманщицы. Я слышала эту историю о пропавшем мальчике. Нам надо помочь этой Герде. Я знаю, как это плохо, когда нет друга. Оставь эту девочку!

Принцесса вызволяет Герду и делает знак воронам отпустить девочек.

КОРОЛЬ. У королей нет друзей! У королей могут быть только враги!

ПРИНЦЕССА. А союзники?

КОРОЛЬ. Союзники тоже могут стать врагами.

ГЕРДА. У вас, наверное, тоже осколок Кривого зеркала в глазу!

КОРОЛЬ. Что-о?

МИЛКА. А может, он голодный? Я тоже злая, когда голодная.

ПРИНЦЕССА. Нет, он просто забыл принять таблетку. Карл, Клара, отведите его величество к себе, дайте капли и уложите в постель. (Герде) Так трудно в наше время руководить королевством.

КОРОЛЬ. Все враги... все обманщики... всех в темницу...

ПРИНЦЕССА. (Королю) Идите спать, отец. Вам нужно отдохнуть.

КОРОЛЬ. Все враги... все обманщики... всех в темницу...

Вороны уводят Короля.

ПРИНЦЕССА (Герде). Так, значит, ты думаешь, что мой Герберт – это твой Кай?

ГЕРДА. Думаю. Кай тоже любит поединки.

ПРИНЦЕССА. И если это Кай, то он... уйдет с тобой?

ГЕРДА. Если у него все хорошо и он здесь счастлив, я... уйду сама. Я хочу только взглянуть на него.

ПРИНЦЕССА. Ну что ж... Ладно, иди. Он спит вон в той комнате. Только не буди его. Он очень устал. Вечером мы долго катались на лошадях.

ГЕРДА. Спасибо.

Герда идет в комнату Герберта.

МОНА (принцессе). А если это, в самом деле, Кай?

ПРИНЦЕССА. Что ж... если он захочет уйти... я отпущу его.

ГАНКА. Но он же вам нравится.

ПРИНЦЕССА. Нужно, чтобы ему нравилась и я.

МИЛКА. А я бы никому не отдала свое пирожное!

МОНА. Поэтому ты такая и толстая.

ПРИНЦЕССА. Она не толстая, она пухленькая.

Выходит Герда. Все смотрят на нее.

МОНА. Ну?..

ГЕРДА. Это не Кай.

ГАНКА. Куда же мы теперь?

ПРИНЦЕССА. Если Кая похитила Снежная Королева, вам нужно идти на север. Я дам вам карту, транспорт и одежду.

МИЛКА. А еду?

ПРИНЦЕССА. И еду.

МИЛКА. И шоколад. Хочу шоколад.

ПРИНЦЕССА. Вам дадут все, что вам нужно.

ГАНКА. Какая вы добрая! Будто и не принцесса!

ГЕРДА. Спасибо вам, ваше величество.

ПРИНЦЕССА. Пройдите в гардеробную. Мои слуги помогут вам выбрать наряды.

МИЛКА. Я лучше сначала на кухню.

ПРИНЦЕССА. Клара, проводите девочек. 

Выходит Клара и ведет девочек за собой.

ПРИНЦЕССА. Герда.

Герда приостанавливается и подходит к принцессе.

ПРИНЦЕССА. Это твои союзники?

ГЕРДА. Это мои хорошие подруги.

ПРИНЦЕССА. Хорошие подруги?

ГЕРДА. Да, а что?

ПРИНЦЕССА. Ты знаешь, мой батюшка, хоть и нервничает, понимаешь, работа такая, но... он иногда бывает прав.

ГЕРДА. Вы думаете, что...

ПРИНЦЕССА. Пойдем, я дам тебе карту.

Уходят.
Занавес закрывается.

КАРТИНА 4
Авансцена.
Окраина королевства.
Появляются рассказчики. Они идут по дороге и  едят шоколадки.

ВТОРОЙ. Ну, теперь все будет нормально!

ПЕРВЫЙ. Что нормально?

ВТОРОЙ. У наших девчонок все есть – дорогая одежда, денежки, вкусная еда.

ПЕРВЫЙ. Э, дорогая одежда, денежки и вкусная еда – это еще не все. Это можно потерять или кто-то захочет это отобрать.

ВТОРОЙ. Что же тогда «все»?

ПЕРВЫЙ. А вот когда одежда, деньги и еда  исчезнут, тогда и посмотрим.

ВТОРОЙ. А как они исчезнут?

ПЕРВЫЙ. Тише говори. Место тут глухое, заброшенное. Здесь все, что угодно может исчезнуть.

ВТОРОЙ. И мы?

ПЕРВЫЙ. И мы. Исчезаем.

Рассказчики исчезают.
Появляется Герда с подругами. Все устали.
Герда проверяет  маршрут по карте.

МОНА. Чертовы дороги! Машина сломалась, а я порвала все туфли, которые дала принцесса!

ГАНКА. А я одежду. Зачем мы продирались через эти кусты?

ГЕРДА. Так по карте показано.

МОНА. Какая-то дурацкая карта. Сказано на север, а здесь какой север? Мы, наверное, заблудились или эта принцесса нас обманула.

МИЛКА. Я есть хочу.

МОНА. Ты и так все припасы слопала.

МИЛКА, Дайте мне шоколадку.

МОНА. Надо сначала найти магазин. У нас еще есть деньги.

ГАНКА. Герда, давай, правда, передохнем.

ГЕРДА. Здесь нельзя отдыхать. На карте здесь отмечена опасная зона. Пошли.

Уходят.
Занавес открывается.
 Логово разбойников. Стена с граффити.
Кругом ящики, бочки и другое барахло.
 Танец разбойников во главе с Атаманшей.
Появляются Герда и девочки.

ГЕРДА. Здравствуйте...

АТАМАНША. Привет!

ГЕРДА. Скажите, а как пройти …

АТАМАНША (с насмешкой). В библиотеку?

ГЕРДА. Почему в библиотеку?

АТАМАНША. Такая вежливая девочка, наверное, много читает.

ГАНКА. Да, мы грамотные.

МОНА (Ганке). Замолчи.

АТАМАНША. А раз грамотные, то должны знать, что не стоит таким хорошеньким девочкам в красивой одежде, с денежками и без родителей болтаться в глухих местах.

ГЕРДА. Вам нужна наша одежда и деньги?

РАЗБОЙНИК 1. А кому они не нужны?

ГЕРДА. Возьмите все, только дайте нам пройти.

РАЗБОЙНИК 2. А если не дадим?

ГЕРДА. Тогда мой друг Кай погибнет.

РАЗБОЙНИКИ. Ну и пусть себе гибнет! Пусть гибнет!

АТАМАНША. Да, зачем тебе друг, которому ты не нужна?

ГЕРДА. Почему не нужна?

АТАМАНША. А чего же он сбежал от тебя?

РАЗБОЙНИКИ. Да, чего сбежал?

ГЕРДА. Кай просто заколдованный! Пустите меня! Я ему помогу!

Из-за ящиков выскакивает дочь Атаманши Рита.
 
РИТА (размахивая пистолетом). Ха! Попались, милашки!

Девочки, кроме Герды,  пугаются. Милка падает.

РАЗБОЙНИК 1: Ха-ха! Это что еще за мешок с картошкой?

РАЗБОЙНИК 2. Может она окочурилась?

РАЗБОЙНИК 3. Эй, детка, вставай, а то замерзнешь!

Ганка оттаскивает Милку в сторону.
Рита направляет пистолет на Герду. Та спокойно смотрит на нее.
Рита опускает оружие.

РИТА. (Герде) Ишь ты! Смелая девчонка! Она мне нравится! Как зовут?

ГЕРДА. Герда. Отпустите нас. Нам нужно спасти Кая.

АТАМАНША. Кая, вишь, ей нужно спасти, дочка.

РАЗБОЙНИК 1(Рите). Это та история, помнишь?

РАЗБОЙНИК 2. По радио говорили.

РИТА. Никакого Кая! Вот еще! Ноги в кровь сбивать из-за глупого мальчишки! (Герде) Ты останешься у меня! Будем вместе в налет ходить и лесных волков приручать.

ГЕРДА. Я не могу, я...

РИТА. Сможешь, если хочешь, чтобы твоих подружек отпустили. (Подругам Герды) Ну, чего стоите? Выворачивайте карманы! Снимайте побрякушки, да катитесь на все четыре стороны, пока вас тут не пристукнули!

АТАМАНША. Так их, дочка, так! Никчемные девчонки! Одна любит  наряды да украшения, другая умеет только веселиться, а третья за вкусную еду кого хочешь, продаст!

ГЕРДА. А вы сами разве не любите все это?

АТАМАНША. Так мы и не прикидываемся добрыми подругами.

ГЕРДА. Они тоже не прикидываются.

АТАМАНША. Да? А ну-ка, дочка! (делает знак Рите)

РИТА. Ребятки, налетай!

У девочек отнимают деньги одежду. Атаманша отбирает у Герды сумку, вынимает шарф Кая и отдает Рите. Рита находит у Моны какой-то документ.

АТАМАНША. А вот и он! Давай эту бумажку сюда, дочка.

Рита подает бумагу матери.
Мона пытается бежать, но разбойники ее задерживают.

РИТА(Моне). Куда? Не получится, крошка!

АТАМАНША (развернув документ, читает). «Договор между Снежной Королевой с одной стороны и подругами Герды - Моной, Ганкой и Милкой с другой стороны. Мы – Мона, Ганка и Милка обязуемся пленить Герду и отдать ее в руки Снежной Королевы, как только она доберется до Снежной страны. За это мы получаем: Мона – чемодан с нарядами, Ганка – билеты на все дискотеки, Милка – сто коробок с пирожными».

Пауза.

ГЕРДА (подругам). Вы... что? Вы за этим... со мной пошли?

ГАНКА. Герда, прости...

МОНА (Герде). А что? Этот твой Кай нас всех обидел! Я не хотела, чтобы  он вернулся!

АТАМАНША. Видишь, девочка, как оно бывает. Свой интерес он всегда ближе к телу. А мы хоть и темная рать, а предателей тоже не терпим.

РАЗБОЙНИКИ. Не терпим, не терпим!

МИЛКА. Э, я не поняла... значит, пирожных не будет?

Разбойники смеются.

РИТА. Что хочешь сделать с ними, Герда?

РАЗБОЙНИК  1.Может, в клетку с волками их кинем?

РАЗБОЙНИК 2. Или на цепь посадим?

ГЕРДА. Ничего... не надо делать. Пусть идут на все четыре стороны.

РИТА. Э, нет! Они останутся здесь, будут убирать, мыть посуду, готовить еду и следить за моими зверями.

РАЗБОЙНИКИ. Да! Да! Давай их к нам! К нам! Вот мы повеселимся!

ГЕРДА. А я?

РИТА. А ты... ты будешь свободна. Я пойду с тобой вместо этих твоих подружек (возвращает ей сумку и шарф Кая).

АТАМАНША. И верно, дочка. Сходи прогуляйся, а я за этими свиристелками пригляжу. Когда вернетесь, Герда сама решит, забирать их отсюда или нет.

Герда и Рита уходят.

ГАНКА. Герда, не бросай нас!

МИЛКА. Не бросай!

АТАМАНША. А ну, цыц! И принимайтесь за уборку! А завтра ремонт в моей берлоге будете делать.

Девочкам дают метелки, швабры, ведра.
Они начинают уборку.

РАЗБОЙНИК 1: Ну, а мы пока в горы!

РАЗБОЙНИК 3: Прятаться?

РАЗБОЙНИК 1: На лыжах кататься.

РАЗБОЙНИК 3: Ага... А зачем?

РАЗБОЙНИК 2: Для здоровья.

РАЗБОЙНИК 3: А-а...

Уходят.
Занавес закрывается.

КАРТИНА 5
Авансцена
Северный край. Воет ветер.
Появляются замотанные в шарфы рассказчики.
У первого термос в руках, у другого кружка.

ПЕРВЫЙ. Ну и дела!

ВТОРОЙ. Еще какие дела!

ПЕРВЫЙ. Слыхал, говорят, что Герда уже добралась до Снежной страны.

ВТОРОЙ (дрожа от холода). Это здорово.

ПЕРВЫЙ. Здорово, да не очень.

ВТОРОЙ. А почему? С ней же эта... маленькая разбойница, как ее... Рита. Она поможет, если что.

ПЕРВЫЙ. Да, но добраться до сердца Кая Герде не поможет даже Рита. А сердце его, пока он был у Снежной королевы, стало еще холодней. Еще немного, и оно уже никогда не оттает.

ВТОРОЙ. А если предложить ей попробовать электрообогреватель?

ПЕРВЫЙ. Нам самим бы он сейчас не помешал.

Мимо проходят разбойники на лыжах.
Рассказчики, оставив термос, присоединяются.

Появляются Рита и Герда.
Они, накрывшись накидкой, с трудом идут по снежной дороге.

РИТА. Ну и погодка! То жара, то дождь, то снег! Убью этого предсказателя!

ГЕРДА. За что?

РИТА. Он сегодня солнце обещал, врун! Садись, отдохнем. Смотри-ка, чаек кто-то оставил!

ГЕРДА. Наверное, охотники.

Подходят.  Рита берет термос рассказчиков, пробует напиток.

РИТА. М-м, классный чай! С медом! Пей, согреешься (подает кружку Герде).

ГЕРДА (отпивает из кружки). Да, чай вкусный. Бабушка таким меня в детстве поила, когда я болела.

РИТА. Слушай, тут засиживаться нельзя.

ГЕРДА. Почему?

РИТА. Медведи ходят. Вот я так тоже однажды пошла в лес, а пистолеты позабыла...

Появляется медведь.

ГЕРДА. Медведь!
РИТА (Герде). Тише!.. Не мешай! Сейчас я его… (медведю) Ну-ка, иди сюда, крошка! (вынимает из-за пояса нож)

 Схватка. Герда пытается помочь Рите.
Неожиданно  поединок завершается дружескими объятиями медведя и Риты.

РИТА. Ах ты, дурной лесной шатун! Не бойся, Герда! Это мой давний друг Таптун! Здорово мы тебя разыграли?

ГЕРДА. Да... здорово... (медведю) Извините, я вас тут... стукнула.

МЕДВЕДЬ. Пустяки! Я и не почуял.

РИТА. Чего не спишь, бродяга?

МЕДВЕДЬ. Так я уже залег, а тут кто-то у меня термос с чаем стащил (видит термос). О, а это не он ли?

РИТА. Может быть и он. Мы его тут нашли. Слушай, Таптун, моя территория здесь кончается. Проводи дальше эту девчонку! Это славная девчонка!

МЕДВЕДЬ. А она не померзнет?

РИТА. Не-е, у нее сердце горячее.

МЕДВЕДЬ. Ну, что ж, провожу. Куда ей надо?

ГЕРДА. Мне до Белого дворца.

МЕДВЕДЬ. Вот как! Ну что ж, пошли.

Рита и Герда обнимаются на прощанье.

РИТА. Держись там.

Герда уходит с медведем.

РИТА. Я буду ждать тебя, Герда!

Занавес открывается.

Белый дворец Снежной Королевы.
Кай сидит за игрой « Я лучший».
Входит Снежная Королева.

КОРОЛЕВА. Здравствуй, Кай.

КАЙ. Здравствуйте, госпожа.

КОРОЛЕВА. Как ты себя чувствуешь?

КАЙ. Я чувствую себя хорошо.

КОРОЛЕВА. У тебя ничего не болит?

КАЙ. У меня ничего не болит.

КОРОЛЕВА. Да, холодное сердце никогда не болит. Холод – это лучшее лекарство. У тебя есть какие-нибудь желания, Кай?

КАЙ. Я хочу выиграть в игре и еще стать господином мира.

КОРОЛЕВА. Для этого твое сердце должно превратиться в кусок льда, чтобы не чувствовать больше сострадания и любви. Чувства мешают править миром.

КАЙ. Я согласен.

КОРОЛЕВА. Осталось немного. Твои глаза пусты и холодны. Это хороший знак.

КАЙ. Почему я никак не могу выиграть?

КОРОЛЕВА. В твоем сердце еще остается маленький уголок, где кровь не замерзла. Она будит лишние воспоминания. Когда я вернусь, то остужу его окончательно, и больше никто не в силах будет помешать мне… даже Герда.

КАЙ. Герда? Какая Герда?

КОРОЛЕВА. Тише-тише... Это плохая девочка. Она хочет помешать тебе выиграть и стать господином мира. Ты не хочешь узнать, куда я лечу?

КАЙ. Мне все равно.

КОРОЛЕВА. Это хорошо, когда все равно. Славный мальчик. Я лечу укрепить свои ледники. В мире становится теплее. Я не могу этого допустить. Проводи меня, Кай.

Снежная Королева и Кай уходят.
Появляются рассказчики. Они кутаются в один плащ.

ВТОРОЙ. Ух, ну здесь и холодно! Как ты думаешь, у нее получится укрепить свои ледники?

ПЕРВЫЙ. Это меня беспокоит мало.

ВТОРОЙ. А что беспокоит много?

ПЕРВЫЙ. Сможет ли наша Герда спасти Кая?

ВТОРОЙ. Так давай ей поможем!

ПЕРВЫЙ. Здесь мы не поможем, здесь должна справиться только она сама.

ВТОРОЙ. А мы что будем делать?

ПЕРВЫЙ. А пойдем... пока мультики посмотрим.

ВТОРОЙ. Пойдем, а то я тоже сильно нервничаю.

Уходят.

Выходит Кай. Навстречу ему выходит Герда.
Пауза.

ГЕРДА. Кай...

Кай снова садится за игру.

ГЕРДА. Кай, это же я!

КАЙ. Кто?

ГЕРДА. Герда.

КАЙ. Уходи. Ты помешаешь мне выиграть.

ГЕРДА. А ты... ты опять хочешь стать лучшим?

КАЙ. Да.

ГЕРДА. Но ты и так всегда был лучшим... лучшим для меня.

КАЙ. Нет-нет... ты уходи... я занят... ты мешаешь. Я тебя не знаю.
Г
ЕРДА. Как же не знаешь? Помнишь, ты подарил мне розу на День рождения? У нас День рождения в один день! Помнишь?

КАЙ. Розу?.. Я не люблю цветы, они не вечные.

ГЕРДА. Но ты дарил, потому что я их люблю. А помнишь Мону, Ганку, Милку? Мона так любит наряжаться, а Ганка веселиться… Иногда она, конечно, говорит всякие глупости... А Милка! Помнишь, она однажды так объелась пирожками, что мы несли ее до дома?.. Ты знаешь, их подкупила Снежная Королева... Глупые девчонки. Я думаю, что им в сердца тоже попали осколки кривого зеркала в тот день, когда пришли тролли... А помнишь, я подарила тебе шарфик? (достает из сумки шарфик) Вот он, посмотри.

КАЙ. Я не люблю теплое.

ГЕРДА. Давай наденем, а то ты совершенно белый от холода. Помнишь, как тепло и хорошо у нас дома? Ты приходишь, мы пьем горячий шоколад и смотрим любимые фильмы... Помнишь?

Кай берет шарф и медленно прикладывает к щеке,
смотрит на Герду, а потом отворачивается и всхлипывает.
Раздается звук выпавших осколков.
Кай снова смотрит на Герду.
Герда поднимает с пола осколки и выбрасывает их.

КАЙ. Что это?..

ГЕРДА. Это мусор.

КАЙ. ... Герда... это ты?

ГЕРДА. Это я, Кай. Ты меня узнал?

КАЙ. Где ты была так долго?

ГЕРДА. А ты?

КАЙ. Подожди, я, кажется, знаю... (делает ход в игре). Ну вот! Я лучший!

ГЕРДА. Ты выиграл!

КАЙ. Мы выиграли!

Кай и Герда обнимают друг друга.
Выбегают рассказчики.

ПЕРВЫЙ. Они выиграли, слыхал?

ВТОРОЙ. А Королева?

ПЕРВЫЙ. Она не посмеет вернуться! Слышишь, ручьи? Это лед тает!

Белый дворец исчезает под натиском наступающего тепла.
Появляется Рита с медведем.

РИТА. Ну, что, подруга, все получилось?

ГЕРДА. Получилось, Рита! Спасибо тебе за помощь! Спасибо вам за помощь!

Герда обнимает Риту и медведя.
Кай пожимает медведю лапу.

РИТА (Каю). А ты?.. Очухался, бродяга? Смотри, обидишь еще Герду...

КАЙ. Я сам никому не дам ее обидеть!

ГЕРДА. А где мои подруги? Они живы?

РИТА. Живы-здоровы. Эй, где вы там? Идите сюда!

Выходят подруги Герды.

ГАНКА. Герда,  прости нас...

МОНА. Прости!

МИЛКА. Мы больше не будем. Забери нас домой, Герда!

Девочки начинают плакать.
Герда поднимает с пола очередные осколки.

ГЕРДА. Ну, я же говорила... зеркало Тролля.

РИТА. Забирай их, Герда, если хочешь.

ГЕРДА. Да, я думаю, что они уже все поняли. Да, Мона?

Мона опускает глаза и кивает.

ГЕРДА. Ну, а теперь домой!

КАЙ. Домой!

РИТА. И ты больше не жалеешь, что не стал господином мира, Кай?

КАЙ. Нет. Я стал господином самому себе.

МОНА. А как же Снежная Королева?

ГЕРДА. Она нам больше не страшна.

ПЕРВЫЙ. И верно! Дело ведь было не в ней.

ГАНКА. Не  в ней?

МИЛКА. А в чем?

ПЕРВЫЙ. В осколках Кривого зеркала.

ВТОРОЙ. Стоит им попасть в глаза или сердца, и с вами любой может сделать все, что угодно!

ПЕРВЫЙ. Вот и закончилась наша сказочка!

ВТОРОЙ. Сказочка интересная и всем известная.

ПЕРВЫЙ. А нам осталось только представить тех, кто вам ее рассказывал.

ВТОРОЙ. И показывал!

ПЕРВЫЙ. И показывал!

Представление актеров.
Занавес закрывается.