Тяжёлая жизнь женщины. Глава 13

Артур Хейби
Лиля плакала несколько дней. Когда с родственниками нужно было встретиться в квартире Жанны, Лиля начинала плакать уже на пороге, и не могла с собой совладать. Она стояла у входа и не могла себя заставить зайти в квартиру. Когда они втроём, ещё с двумя старшими сёстрами, собрались обмыть Жанну перед похоронами, Лиля так же не смогла войти в дом. У себя дома она разговаривала только с детьми, варила им еду и ходила на работу. Вечерами долго сидела в ванной комнате и плакала в одиночестве.

Лиля пришла в себя только на похоронах. Всё прошло спокойно и без происшествий, и чтобы попрощаться с Жанной собралось много друзей и родственников. Любимую тётю, маму, жену и сестру проводила солнечная погода без единого облачка.

На следующий день после похорон, к ней подошёл Олег и подсел на диван. С тех пор, как это произошло, он не говорил с ней об этом, даже не поднимал эту тему. Олег сидел возле жены, иногда поглядывал на неё, а Лиля продолжала смотреть какую-то передачу по телевизору.

- Лиля, как у тебя дела? – Наконец спросил Олег.

- Что это за вопрос? Как у меня могут быть дела? – Возмутилась Лиля.

- Я просто поинтересовался. Ты меня извини, что не говорил с тобой об этом раньше. Не умею я говорить на такие темы. Мне жаль Жанну, хорошей была женщиной.

- Да, спасибо.

Лиля выключила телевизор и вышла из комнаты.

- Давай поговорим. Не уходи.

- Я иду готовить ужин, если хочешь, пошли на кухню.

На кухне Олег сел за стол, Лиля взяла нарезную доску, достала из холодильника лук и поставила их перед ним.

- Вот нож. Будем говорить и готовить суп одновременно.

Олег с секунду размышлял, но всё же взял в руки нож и начал мелко нарезать лук. Хоть и держал он правильно, но нарезать получалось крайне не уклюже, что Лиля иногда смотрела на руки мужа и корчила гримасу в испуге за его пальцы. Пока резал, он молчал. К концу он умыл красное лицо он слёз и сказал:

- Я хотел сказать, что Жанна была хорошей женщиной.

- Ты это уже говорил.

- Ну, то есть, мне жаль из-за того случая, когда я был пьяный, ну ты помнишь…

- О чём ты? – Спросила Лиля.

- Ну тот случай у них дома, когда ещё ты пришла потом…

- Не понимаю тебя. – Сказала Лиля и положила почищенный картофель в кастрюлю с холодной водой.

- Чего ты притворяешься? Помнишь же всё! Хочешь, чтобы я это вслух повторил? Ладно!

- Не умеешь ты извиняться.

- Ой, иди ты…

Олег сорвался с места и вышел из кухни. Лиля даже не взглянула в его сторону, она продолжила чистить картошку.

Она уже бросила в кастрюлю все ингредиенты для супа, и оставалось дождаться минут двадцать, чтобы суп приготовился. Олег вернулся на кухню и снова сел на то же самое место.

- Ладно. Извини меня за тот случай, когда я случайно ударил твою сестру в лицо. Я был пьяный. Мне очень жаль. – Проговорил Олег на одном дыхании не поднимая головы.

Он вышел из кухни.

Лиля посмотрела вслед за мужем и тяжело выдохнула. Она расправила плечи, вытянулась во всю длину и пошла заваривать чай.

После ужина Алексей первым вышел из-за стола, за ним последовал папа, но Стасик задержался. Мальчик всегда кушал мамину еду с удовольствием, он первым начинал кушать и первым заканчивал. Если никуда не торопился идти играть, то часто просил добавку, потом мог несколько минут стоять и нахваливать мамину еду, а Лиля слушала с улыбкой до ушей. Но в этот раз было всё иначе. Стас как присел за стол, так перемешивал большой ложкой суп, набирал в ложку бульон и выливал обратно. Сначала он дул на бульон, будто бы суп жутко горячий, потом играл с маленькой морковкой в «поймайку», и мальчик несколько минут безуспешно ловил её. Мама сразу приметила странное поведение сына, но ничего не говорила, пока все остальные не ушли.

Она видела такую же скорбь в зеркале, что и на лице сына.

- Сынок, почему не ешь?

- Не хочу. – Ответил Стасик, но никуда не уходил.

- Чаю хотя бы попей. Вон и печенье есть.

- Мама, я не хочу!

Про болезнь тёти Жанны Лиля не рассказывала, потому что была уверена, что чёртова болезнь отступит, но, когда сестра померла, ей пришлось всё рассказать младшему сыну. С тех пор, он ходил подавленный и молчаливый. Когда мама сообщила ему плохую новость, он сильно удивился, но ничего не сказал. Во время похорон он ходил нахмуренный и задумчивый. На расспросы мамы он всегда отвечал лаконично и просто: «Всё хорошо, мам!». Но сейчас мама видела, что не всё хорошо.

- А когда мы пойдём к тёте Жанне? Мне у них нравится. – Спросил Стасик.

- Сыночек, а помнишь, я тебе недавно рассказала про тётя Жанну? Ей…

Стасик начал приподнимать ложку, и та с громким звуком опускалась на тарелку, и Лиля остановилась на полуслове. Мальчик делал так снова и снова, а потом вдруг сказал:

- А помнишь, как в тот раз мы сидели и ужинали у них. Дядя Толик нарядил дерево за окном. Так классно было. Давай повторим так, а?

- Сынок, перестань хлопать ложкой. – Она легонько коснулась его руки, и тот остановился. Стасик посмотрел маме в глаза и тут же прослезился. Лиля добавила:

- Сыночек мой любимый, тётя Жанна умерла. Она заболела, и вчера мы её все вместе похоронили, помнишь? Теперь она живёт в наших сердцах, прямо вот здесь. – Лиля коснулась его груди.

- Мы что, больше не увидим тётю Жанну? – Его лицо дрожало, а капли слёз стекали по щекам.

- Мы будем её помнить, будем помнить всегда.

Мама подняла сына на руки и посадила на колени. Она хотела обнять, но тот не давался, словно отказывался верить в услышанное.

- Мама, мама! А как же мы без тёти Жанны?!

Договорил Стасик и заплакал навзрыд. Он обнимал свою маму крепко-крепко и прижимался лицом к её плечу. Лиля тоже плакала, она гладила сына по голове и шептала утешительные слова с дрожащим голосом.

Вскоре на кухне показался обеспокоенный Лёша. Как только он увидел эту картину, так сразу нахмурил брови, и Лиля заметила, как его глаза заблестели. Она звала его присоединиться к ним, но тот не шёл, но и не уходил.