Архетип доступен единицам

Иоанн Блаженный
Письма т.5  ‘Импульс соборного братства’ (из переписки с композитором)


Одна из самых сложных тем – архетип. Я должно быть даже не решусь подробно говорить о нём. Архетип – сфера исключительно соборно-коллективного, народно-национального сверхсознания, своего рода башня Зиккурата, упирающаяся в небо с таинственными лабиринтами, открывающая порталы небесных входов.

Архетип в настоящем веке доступен единицам из единиц добрых гениев. Как только добрые и честные люди могут обладать Граалем (согласно Эшенбаху), так только добрые люди праведного образа бытия могут войти Вратами Архетипа. Четвёртая и Пятая /симфонии/ Чайковского – вхождение вратами национального русского архетипа. Ей-богу, его не выразить словами: в нём и Сварог, и Тархтария, и Тара, и Лада, и хороводы, и частушки, и что только не… Только нет в нём сырого склепного запаха с паутиной уловленных в неё книжных мух.

У архетипа свои книги жизни, цензура, мерила, эоны, часы паки- и инобытия – Часы Вечности. Ничто достойное Всечеловеческого Универсума не исчезает и не растворяется, но уходит в суммарно-национальный архетип. В нём сумма последних мирровых капель от двадцатилетних солдатиков, поэтов ушедших в возрасте чуть больше тридцати, композиторов, миннезингеров, зодчих, всемирно известных и безвестных.

Счастлив тот, кто запечатляется не столько в школьных учебниках литературы или истории музыки, сколько в Триумфальных Арках Архетипа, поскольку архетип покоится долгое время и следует ферматная пауза или затишье, а затем взрывается. И тогда Гора Архетипов ошеломлённо начинает двигаться, говорить и наплывает как волна Святого Духа.

Когда речь идёт о славянском архетипе, Богородица – аспект не столько исторического прошлого русской православной церкви, сколько Превечного Сакрального вокабулярия. Имя Богородицы упоминается ещё в текстах пятитысячелетней давности до рождества Христова. Подобные сакральные парадигмы, будучи не сводимыми ни к каким словам, тем не менее отвечают внутреннему слуху человека и ложатся на его сердце как превечные истины.

Архетип – великая утешительная сумма, тема для размышления.