2. Чёрный квадрат Ахматовой...

Владимир Конюков
2. «Чёрный квадрат» Ахматовой…


   
     Ключ к разгадке. Анна Ахматова. «Маяковский в 1913 году»

Я тебя в твоей не знала славе,
Помню только бурный твой расцвет,
Но, быть может, я сегодня вправе
Вспомнить день тех отдаленных лет.
Как в стихах твоих крепчали звуки,
Новые роились голоса…
Не ленились молодые руки,
Грозные ты возводил леса.
Все, чего касался ты, казалось
Не таким, как было до тех пор,
То, что разрушал ты, — разрушалось,
В каждом слове бился приговор.
Одинок и часто недоволен,
С нетерпеньем торопил судьбу,
Знал, что скоро выйдешь весел, волен
На свою великую борьбу.
И уже отзывный гул прилива
Слышался, когда ты нам читал,
Дождь косил свои глаза гневливо,
С городом ты в буйный спор вступал.
И еще не слышанное имя
Молнией влетело в душный зал,
Чтобы ныне, всей страной хранимо,
Зазвучать, как боевой сигнал.                1940 г.

2 декабря 1913 года, Анна Ахматова вспоминала:

    «Я познакомилась с Маяковским в двенадцатом году;
    
    Мне нужно было видеть кого-то по делу в Луна-парке. Тут мне и представили Владимира Владимировича. Он очень настойчиво упрашивал меня прийти на премьеру, но я не могла».
В 1912 году, в открывшемся Луна-парке, Маяковский был представителем творческой молодёжи, один из организаторов. Ахматова и просила о сцене, читать свои стихи.

11 февраля 1915 года

В кабаре «Бродячая собака» состоялся «Вечер пяти», на котором присутствовали Маяковский и Ахматова. Маяковский прочитал стихотворение «Вам!», что «имело действие грома, получились даже обмороки». Значительно позже Ахматова вспоминала:

    «Они орали, Маяковский стоял на эстраде совершенно спокойно и, не шевелясь, курил огромную сигару… Да. Вот таким я и запомнила его, очень красивым, очень молодым, большеглазым таким, среди воющих мещан».

17 февраля 1915 года

Ахматова и Маяковский встретились на именинах Федора Сологуба. Из дневника актрисы Веры Щеголевой:

    «Ахматова, сидели мирно, беседовали. Вдруг появляется <поэт Петр> Потемкин, а за ним незнакомая фигура довольно мрачного вида, которой оказался Маяковский. Н. <Анастасия Чеботаревская, жена Сологуба> попросила его читать. <…> Читала еще Ахматова, такой чистотой и светом повеяло от ее стихов после „Облака в штанах“ и проституток Маяковск<ого>».

     … А до этого… «Чёрный квадрат» Ахматовой в 1911 году.
Пытливому читателю наказ, открыть страницу инета и посмотреть,
«Обложка журнала «Аполлон» за апрель 1911 года, в котором были опубликованы четыре стихотворения Анны Ахматовой».
Сама форма обложки в виде чёрного квадрата… Было время очередного десятилетия, «готической» моды. В моде русский «кубизм», поэзия, живопись, сцена, абстрактный стиль от древней готики. Архитектурой чёрной, мрачной, древнейшей действительности, а это и составляющая величина поэзии, живописи, художественных образов. Авангардизм начала двадцатого столетия.

     … Тот же год, вид Маяковского по моде… Эпатажный, артистический «нагонял волну» эпохи.
Мрачное выражение лица не редкость, вид «сурового» скифско-готского славянина, мода «кубизм»-«угрюмость» поведения важности, стиль времени.
Обложка журнала, стилизованный квадрат, по кругу мужчины и женщины чёрным контуром.

     … Несколько лет ранее, ребёнок Владимир Маяковский в Кутаиси, до переезда в столицу, учится рисовать… Местный художник увидел порыв генов древнего родства рода Маяковских по матери, кубанской казачки из… исчезнувшей народности готов.
Ребёнка  «пробило» через века, с 1902, по словам сестры, начал рисовать, с 1906 года мода на русский «кубизм»…

Маяковский зрело «по-взрослому», совершенствуется в готическом стиле рисунков – «кубиков», выражая своё мироощущение от древних готов. Учится на одни «пятёрки», много читает по истории славянства от скифов, их дружбе с готами. Славянское скифское искусство, частью становится мотивами от талантливого архитектурного жизненного готов.

Европа только с 1911 года, присваивает себе быть родоначальником авангардизма, «кубизм», нагло присваивает право первого…
Не без возмущения «…свидетельство художницы-авангардистки,
Н. С. Гончарова в 1912 году отмечала, что «кубизм — вещь хорошая, но не совсем новая». По её словам, в этом же стиле выполнены и скифские каменные бабы, и крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках».

         … «… Ахматовой: первые стихотворные пародии на нее появились в печати почти за полгода до выхода ее первого сборника «Вечер». Поводом послужила публикация четырех стихотворений в модернистском журнале «Аполлон»: «Сероглазый король», «Над водой», «В лесу», «Мне больше ног моих не надо…».
Обруганное критиками стихотворение Ахматовой «В лесу», где она и о своём, модном в 1911 году веянии,  ею виденном  ЧЁРНОМ  КВАДРАТЕ…

Четыре алмаза — четыре глаза,
Два совиных и два моих.
О страшен, страшен конец рассказа
О том, как умер мой жених.

Лежу в траве, густой и влажной,
Бессвязно звонки мои слова,
А сверху смотрит такою важной,
Их чутко слушает сова.

Нас ели тесно обступили,
Над нами небо, черный квадрат,
Ты знаешь, знаешь, его убили.
Его убил мой старший брат —

Не на кровавом поединке
И не в сраженьи, не на войне,
А на пустынной лесной тропинке,
Когда влюбленный шел ко мне.

В 1911 году, «чёрным квадратом» для молодой поэтессы, было и… НЕБО, в том числе!

«над нами небо, чёрный квадрат…»

     В те годы, словосочетание «чёрный квадрат», для творческой интеллигенции, был весь  МИР! Мирный будни, войны, люди – мужчины и женщины, небо и земля, Жизнь, занятия литературой, живописью… Вся Вселенная…
Но почему по цвету  ЧЁРНЫЙ  и почему  КВАДРАТ?
Почему для Ахматовой было небо чёрным квадратом?


Продолжение следует.