Какие они разные! Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
Первые занятия все втягиваются в условия обучения с трудом. Попав в экстремальную ситуацию, сложно предъявить свои знания: алгоритмы работы с информацией совершенно незнакомы, правое полушарие наотрез отказывается выполнять то или другое задание, привычка брать информацию рассуждением доминирует. Роман не являлся исключением. Тестовые задания показали, что основные параметры интеллекта на очень и очень низком уровне. Темп чтения на уровне 2 класса. Я попросила задержаться после занятия на несколько минут и задала вопрос:

- Роман, зачем Вы пришли ко мне, на какой результат рассчитываете? Вы не готовы заниматься по моей методике не в плане желаний, а в плане сформированности знаний, умений, навыков, скорости мыслительных процессов, оперативности мышления.

Ответ его меня порадовал: это был ответ мужчины.
- Лидия Львовна, я поэтому и ждал полгода, чтобы попасть на Ваш курс и решить те проблемы, которые возникли. Ваше требование «не есть, не пить, не смотреть телевизор» я воспринял, надеюсь, правильно: отвлекающие факторы не должны влиять на моё обучение. Гарантирую, что не пропущу ни одного занятия, буду выполнять все Ваши требования. Я пришёл не играть, а учиться. Через полгода я должен спокойно работать и понимать, что никто и никогда не укажет мне на дверь.

- Поясните, как обучение скажется на Вашей жизни и работе, расскажите о Ваших целях.

- Я руководитель отдела, в моём подчинении несколько молодых, образованных, амбициозных специалистов. Я понимаю, что отстаю от них не в плане знаний, а в плане того, как эти знания использовать, быстро найти вариант решения, грамотно прочитать чертёж … Перечислять свои минусы я могу долго. Сейчас мои подчиненные видят мои слабые стороны, но рано или поздно это увидит руководство, и тогда прощай должность и хорошая зарплата. Я хочу получить уверенность в завтрашнем дне, включить свои мозги.

Я склонила голову в знак согласия и уважения: не так уж много людей, которые согласятся взять себя за шкирку и вышвырнуть из зоны комфорта (гром ещё не грянул, чего я буду креститься).

Роман слово сдержал, работал на совесть, НО … Каждые две недели контроль чтения: именно качество чтения - скорость и понимание – являются показателем того, что мозг скрипит, но включается. Что уж тут поделаешь, ему легче идти проторёнными путями, чем нарабатывать тысячи километров новых нейронных путей. Скорочтение – единственный вид умственной деятельности, который даёт возможность научить мозг работать. Хоть один блок не работает, ни о каком скорочтении речи идти не может.
Каждый раз, как только я начинала проверять темп и осознанность чтения (а скорочтение – это не арифметическая категория), Роман жестом показывал мне, что ему срочно надо уйти. И так каждый раз. Прошло три месяца, и я перед началом занятия сказала Роману, что я вижу, как он меняется не только в плане результатов, но и в плане характера (стал спокойнее, перестал резонировать, если то-то не получается, ориентируется на свои результаты, а не на результаты одногруппников). Но я не знаю главного – как он читает, умеет ли информацию опознавать, воспринимать, понимать, переводить на уровень образа, отслеживать развитие мыслей автора, записывать в памяти, сохранять и воспроизводить! Он улыбнулся и сказал:
- Сегодня я не тороплюсь!

Он обошел всех! И по скорости! И по умению воспроизводить и на уровне логической цепочки, и на уровне авторской лексики. Я ликовала! Группа встретила эту информацию аплодисментами!

Прошло много лет, но я до сих пор, вспоминая о Романе, ликую! Не потому, что помогла ему реализовать план, а потому что повезло встретиться с таким человеком, совершенным, целостным, который умеет ставить цели, строить планы, проводить диагностическую корректировку и получать запланированный результат.

Но это не конец истории. Через полгода пришла на обучение его жена. Вот тогда я и узнала, чего стоили полгода обучения главы семьи ей и дочери. Рассказ молодой женщины:
- Полгода я поминала и его, и Вас не очень добрыми словами: на любую мою просьбу (сходить в магазин, с математикой помочь дочери) следовал вопрос, готова ли я лишиться его зарплаты. Я была не готова и сдавалась. Он действительно, Лидия Львовна, как бы не складывались дела на работе, дома, ни разу не позволил себе не выполнить домашнее задание. НИ РАЗУ!

Новая группа – это всегда волнение: кто они, зачем пришли на этот курс, готовы ли отложить свои дела и вкалывать, именно вкалывать, то есть подчинить свою жизнь новому делу, сделать всё, чтобы отвлекающие факторы не мешали реализовать свой план.
Передо мной новая группа. 8 мужчин – сотрудники. Девятый – их руководитель. И несколько человек из списочного состава.
Через несколько занятий поняла, что мне в очередной раз повезло: группа как на подбор, сильные, грамотные, скоростные. Начинаю постепенно наращивать объём заданий и ограничивать по времени. Скрипят, но тянут. Мне легко это отследить не только по результатам, но и по настроению. Если есть праздник на душе, радость от побед (я смог!), алгоритмы усваиваются на раз-два, значит мы прошли точку раскачки и можно двигаться семимильными шагами вперед.
НО есть одно обстоятельство, которое я не могу проигнорировать: один человек отстаёт от группы по всем параметрам. Стараюсь, не акцентируя на нём внимание и не притормаживая работу группы, молча подойти к нему и показать на таблице пошаговый алгоритм, где-то уменьшить количество тех же самых таблиц на воспроизведение, дать другие по объёму задания на зрительную память. Продвигается медленно, но продвигается же: реже вскидывает на меня глаза, призывая к помощи. Проходит три недели, после занятия мужчина подходит ко мне и говорит о том, что на работе аврал, что ничего не успевает, что заниматься дальше по этой причине не может. Я улыбнулась и сказала:
- Можно я озвучу Вам настоящие причины такого решения?
- Думаете есть другие причины?
- Не думаю, знаю.
- И можете их озвучить?
- Конечно. У Вас не мужской характер: вместо того, чтобы радоваться первым результатам, Вы постоянно оглядываетесь на своих сотрудников: а вдруг они видят Ваши промахи, сравниваете результаты не со своими предыдущими, а с результатами подчиненных. Поверьте, им дела до Вас нет: они пришли в школу ради себя и ориентируются только на свои достижения. Сильный человек видит свои слабые стороны и делает всё, чтобы перевести их в плюс, слабый сдаётся. Вы себя к каким относите?

Стоящий передо мной мужчина нахмурился (это и понятно: незнакомый человек понял, в чём проблема и сказал ему это). Ответить ему было нечего. Больше я его не видела, но от ребят через три месяца узнала, что с должности его сняли.

Жизнь порой даёт шанс, чаще всего один, надо научиться видеть подсказки в жизни и использовать их себе во благо.
Знаете, в чем проблемы подобных людей? Они не понимают, что изменения на физическом плане легко отслеживаются органами чувств, а изменения в плане развития, судьбы не столь очевидны и время реализации совсем другое. Ждут, что всё изменится на раз-два. Нет уж: без труда не вынешь рыбку из пруда.