Дворянин Афанасий Шеншин, поэт Фет

Ольга Шох
 Началось все нелепо.
 Решив подготовить с братишками "сценку" вместо декламации,в коей они не сильны совсем,стала "обустраивать" имеющийся текст.Так появилась в руках старшенького тоненькая книжка стихов Фета.О нем у меня четко в голове отпечаталось:"Фёт,а не Фет",сказанное коллегой с филфака,остальное в тумане.
  Записали,Фет обосновался на прикроватном столике только по причине изумившего меня созвучием предисловия,рассказывающего о том,как влюбляются в стихи поэтов.
   А дальше появилось предложение о конкурсе чтецов.Среди предлагаемых авторов значился А.А.Фет.
   В сборнике для школьников были знакомые стихи. Ни один сразу не зашел.Понятно же,нужно выбрать то,что может зацепить жюри,осоловевшее от прослушивания.В конце-концов перебрав все,что осилила в инете,вернулась к книге.Выбрала вроде.Принесла сборник чтецу,и,самым непонятным образом "потеряла" в книге текст.Прочитав несколько других,пыталась настроить парня на "Каждые звуки".
  Я обратила внимание на него,но ...
 Чтец мой,увидев "лесенку",ползущую с одной страницы на другую,струхнул.
 Ему и так уже не по себе,читать-то не на камеру,а со сцены.
 Я не настаивала,забрала назад книгу в надежде отыскать дома тот,что вроде бы подойдет.Найдя,удивилась,чего это я его приметила,и перелистнула таки на "Каждые звуки",пересчитала строчки,перепечатала как обычный стих,и успокоилась: сможет!
 А текст-то,скажу я вам,настолько звучащий,что захотелось мне подпорки найти.И опять,что называется,черт глаза отводит.Не нашла ни одного прочтения,зато - нате вам Аллу Демидову,Машевского,Кедрова с биографиями Фета,со своими трактовками и предпочтениями.
  Похоже,неделю я - вся в Фете.
 Стихотворение на зуб попробовали,акценты расставили.
 Учим.Парень мой выпевает "запоёёёт",плюется,а я,вида не показывая,просто млею.Знаю,что не так нужно,но ведь взялось же откуда-то у него это.Ему вроде как и не нравится,но я упрямо:Вот-вот,нашел нужную интонацию!
  Поуспокоившись,открыла в инете текст,и обомлела.В разных публикациях два слова печатали по-разному! А в жюри - спецы,мало того,что мы с диагнозом сомнительным,так еще и врем?!
  "Дальше" или "дольше","звуки" или "отзвуки".Легенда или правда потеря "Ё" корректорская в фамилии поэта? Если это правда,то возникшим разночтениям и не удивишься.
 Да профан я,не спорю,но не в первый раз уж за счет пауз позволяю себе решать проблемы,мне не режет слух ни в какие рамки не лезущее "отзвуки" в строке "самые звуки доступней",ведь это нюанс,почему бы ему не появиться,человек там,в ночи,один... "Самые отзвуки (замер,прислушался.Осознал.)доступней даже когда неподвижен..."
  Тут и два прочтения нашлось,не понравилось ни первое,ни второе.Да вообще! Сбился,а чтобы выправиться,добавил слово...(Ага,мне паузу - можно,а ему слово нельзя)
 В лекциях о Фете "Каждого" не разбиралось. Мне б Сухову Н.!
  Ладно.Потом.
 В "Каждом":  А это из письма Полонского Фету:"Откуда у тебя берутся такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношественно-благоговейные стихотворения? Если ты мне это не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому неведомый, и нам грешным, невидимый человечек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, окрыленный. Ты состарился, а он молод, ты все отрицаешь, а он верит, ты презираешь жизнь, а он коленопреклоненный зарыдать готов перед одним из ее воплощений."