Зеленая экономика Республики Корея

Андрианов Владимир 2
Провозглашенная в начале текущего столетия в мировом сообществе политика зеленого роста, призванная преодолеть давнее противоречие между экономическим ростом и экологической устойчивостью экономики эволюционировала от просто модного слова у политиков до новой научной парадигмы развития мировой экономики.

Республика Корея одна из первых среди новых индустриальных стран Азии разработала и успешно реализует стратегию создания зеленой экономики.

Новый зеленый курс для корейской экономики был провозглашен в 2008 г. президентом Ли Мён Баком (2008 – 2012) во время его речи, посвященной 60 -ти летию образования Республики Корея. Президент предложил рассматривать «низкоуглеродный зеленый рост» в качестве новой национальной парадигмы развития страны.

Тогда руководство Республики Корея поставила перед собой весьма амбициозную цель уже к 2020 г.  стать одной из семи ведущих в мире зеленых экономик.

В январь 2009 г. был обнародован Указ Президента «О создании Президентского комитета по зеленому росту» (The Presidential Committee on Green Growth),  основной задачей которого стала координация деятельности органов исполнительной власти, научных организаций и бизнеса по разработке, реализации политики зеленого роста.

Совет был образован в результате слияния трёх других государственных институтов: Президентского комитета по устойчивому развитию (the Presidential Committee for Sustainable Development), Президентского комитета по энергетике (the Presidential Energy Committee) и Специальной целевой группы по изменению климата (the Special Task Force for Climate Change).

Позднее в июле 2009 г. правительством Южной Кореи была принята «Национальная стратегия зеленого роста» на период до 2050 г. Основными целями стратегии были провозглашены:

• обеспечение баланса между экономическим ростом и охраной окружающей среды;
• содействие международным усилиям по борьбе с изменением климата и другими экологическими вызовами;
• улучшение качества жизни и повышение международного авторитета
Республики Корея в качестве одного из лидеров зеленого роста.   

В рамках этой стратегии в Южной Корее был принят очередной пятилетний план экономического развития (2009–2013 гг.), который обеспечивал комплексный подход к реализации стратегии зеленого роста.

Планом предусматривалось уменьшить использование ископаемых видов топлива и тем самым сократить выбросы в атмосферу парниковых газов на 30% к 2020 г., и разработать систему ограничения торговли квотами на выброс углекислого газа.

Планировалось повысить энергетическую безопасность страны за счет расширения использования возобновляемых источников энергии, доля которых в общем энергобалансе должна была возрасти с 2,4% в 2009 г. до 6% в 2020 г., до 11% в 2030 г. и до 30% к 2050 г.

При этом долю ядерной энергетики в общем объеме производства электроэнергетики планировалось увеличить с 26% в 2007 г. до 41% к 2030 г.

Предполагалась модернизация зеленой транспортной инфраструктуры, в результате доля пассажирских перевозок железнодорожным транспортом должна была увеличивалась с 18% в 2009 г. до 26% в 2020 г. и городским общественным транспортом соответственно с 50% до 65%.

Внедрение современных зеленых технологий в промышленности должно было привести к увеличению доля товаров зеленого экспорта в общем объеме вывоза корейской промышленной продукции с 10 до 22%. На мировом рынке доля такой продукции должна была возрасти до 8% к 2020 г.

В сфере сельскохозяйственного производства ставилась задача восстановления и очистки рек, расширение использования органических удобрений, озелените земельных ресурсов в качестве природного барьера для мелкодисперсной пыли, что позволило бы к 2020 г. увеличить долю экологически чистой сельскохозяйственной продукции до 18%.

Особое внимание в плане уделялось необходимости отечественным разработкам в сфере зеленых технологических инновации и их масштабной коммерциализации.

Для достижения указанных целей правительство разработало и утвердило налоговые и другие льготы для отраслей и фирм перешедших на использования принципов устойчивого развития и зеленых технологий, разработало программу предоставления государственных гарантий по кредитам в этой сфере, в том числе и для предприятий малого и среднего бизнеса.

На реализацию первого плана зеленого роста (2009- 2013) правительство Республики Корея планировало выделить из государственного бюджета ассигнования в размере 107,4 трлн. вон (83,6 млрд. долларов).

Предлагаемый объем инвестиций в зеленые сектора корейской экономики составлял около 2% от ВВП Южной Кореи, что в 2 раза превышало рекомендацию по этому показателю ЮНЕП. 

В марте 2009 г. ЮНЕП выпустила отчет под названием «Global Green New Deal - A Policy Brief», в котором странам рекомендовалось инвестировать в развитие зеленых технологий не менее 1% своего ВВП


При этом ежегодные инвестиции в экологически чистые технологии планировалось увеличить с 2 трлн вон в 2009 г. до 3,52 трлн вон в 2013 г., что в сумме составило 13 трлн. вон. 

Важную роль в финансировании программ зеленого роста сыграл созданный в 2011 г. совместно с Всемирным банком «Корейский доверительный фонд зеленого роста» (Korean Green Growth Trust Fund).

На начальном этапе в число стран-доноров фонда входили Австралия, Дания, Германия, Япония, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, а также ведущие международные организации и компании. Участники фонда обязались привлечь на цели его развития 30 млрд. долл. в 2012 г., а к 2020 г. увеличить этот размер до 100 млрд. долл.

Первоначально фонд финансировал зеленые проекты на территории Республики Корея, однако позднее совместно с международным фондом «World Bank Global Practices» стал важным финансовым инструментом в поддержке Всемирного банка и его клиентов в реализации инициатив, стратегий и инвестиций инклюзивного зеленого роста.

Фонд стал финансовым механизмом аккумулирования и перевода средств из развитых в развивающиеся страны, помогая им использовать положительный мировой опыт защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата.

Республика Корея взяла на себя ведущую роль в оказании помощи развивающимся странам в разработке стратегии зеленого роста. В настоящее время фонд работает со многими зарубежными странами для разработки целостной стратегии их зеленого роста, используя успешный корейский опыт. 

По состоянию на начало 2022 г. «Корейский доверительный фонд зеленого роста» утвердил, финансирует и реализовывает 165 грантовых программ в секторах городского хозяйства, транспорта, информационных и коммуникационных технологий, энергетики, окружающей среды, водных ресурсов, климата и сельского хозяйства.

В рамках реализации долгосрочной стратегии зеленого роста в республике Корея в июне 2010 г. был создан «Глобальный институт зеленого роста», который в октябре 2012 г. получил статус международной организацией.

В марте 2012 г. в Республике Корея был создан «Центр зеленых технологий», целью организации которого является развитие передовых зеленых технологий и формирование глобальной сети для сотрудничества в экологической сфере. В состав участников центра вошли девять корейских научно-исследовательских институтов, включая ведущий в стране «Корейский институт науки и технологий».

Эксперты называют «Корейский доверительный фонд зеленого роста», «Глобальный институт зеленого роста», «Центр зеленых технологий» зеленым треугольником, который и стал основным финансовым институциональным драйвером развития зеленой экономики.

Кроме того, существенный вклад в реализацию стратегии зеленого роста вносят: «Министерство окружающей среды», «Корейский институт экологической промышленности и технологий», «Национальный совет по науке и технологиям», «Корейская экологическая корпорация», «Корейская корпорация по управлению энергией», «Ассоциация зеленого бизнеса», «Корейская технологическая финансовая корпорация» и др.

Указанные организации служат своеобразным мостом между центральным и местным органами исполнительной власти, консультативными группами по экологическому росту, которые отвечают за продвижение зеленого роста на уровне местного сообщества, тем самым выстраивают обратные связи и обеспечивают успешную реализацию политики зеленого роста на региональном уровне.

В рамках зеленого роста также осуществляется тесное сотрудничество между государственным и частным секторами, а также представителями гражданского общества.

Для стимулирования зеленого роста уже упомянутый Национальный совет по науке и технологиям разработал и принял «Национальный генеральный план научных исследований и разработок в области экологически чистых технологий».

Правительство Республики Корея определило 27 перспективных технологий в 6 приоритетных отраслях, которые были призваны обеспечить рост экономики на уровне 5% в год в течение 10 лет и кардинально изменить ситуацию в экологической сфере.

Критериями включения той или иной технологии в указанный список были – потенциальный вклад в экономический рост, экологическая устойчивость и стратегическое значение.

К таким отраслям и технологиям корейские эксперты отнесли новые информационные технологии (производство полупроводников, дисплеев, мобильную связь 5 поколения, светодиодные технологии, технологии радиочастотный идентификации, сенсорные сети и др.), индустрия интеллектуальных роботов, космические технологии, биотехнология, нанотехнология и др.

Позднее правительство для реализации указанного плана разработало и утвердило «стратегическую карту коммерциализации зеленых технологий», в которой были отражены все этапы разработки технологий, от стадии фундаментальных исследований, испытаний, до внедрения и коммерциализации зеленых технологий.

Прописан механизм финансирования перспективных технологий на каждой стадии.
Правовой основой для реализации стратегии зеленого роста в Южной Корее стал рамочный «Закон о низкоуглеродном зеленом росте», подписанный президентом Ли Мён Баком 10 января 2010 г. 

Этот закон, состоящий из семи глав и 64 статей, стал основополагающим, определивший основные направления политики зеленого роста, а также создал необходимую правовую институциональную основу, определил методы мониторинга и контроля выполнения поставленных задач.

Позднее была значительно расширена правовая база обеспечения реализации стратегии зеленого роста, в частности были приняты: - «Закон о развитии устойчивой транспортной логистики» (2010), - «Закон о поощрении строительства и использования интеллектуальных сетей» (2011), «Закон о поддержке зеленого строительства», «Закон о распределении и торговле квотами на выбросы парниковых газов (2012), «Закон о стимулировании покупки экологически чистых продуктов» (2013) и др. 

Стоит также упомянуть, что при смене политического руководства с приходом к власти в 2012 г. нового президента Республики Корея Пак Кын Хе (2012-2017), зеленый рост остался составной частью парадигмы «креативной» экономики и получил дальнейшее развитие во «Втором пятилетнем плане зеленого роста» (2013-2018).

Этот план унаследовал многое от предыдущего пятилетнего плана.  Однако в отличие от Первого пятилетнего плана зеленого роста, который был нацелен главным образом на создание институциональной и правовой базы реализации этой стратегии, второй план ставил главной целью завершение перехода страны к зеленой экономике и решение проблем изменения климата и энергетической безопасности страны.

В 2019 г. был принят «Третий генеральный план развития энергетики», в котором среди основных целевых показателей было увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны до 20% к 2030 г.  и до 30%-35% к 2040 году.

Эти стратегические зеленые ориентиры обязывали крупные национальными компаниями «Чеболи», увеличить долю альтернативной энергии в своем энергопотреблении, поскольку именно ведущие национальные компании во многом определяют структуру энергопотребления в южнокорейской экономике.

Чтобы достичь указанных показателей и осуществить глобальный энергетический переход, в таких отраслях экономики как автомобильная, химическая, и сталелитейная основные корейские «Чеболи», разработали и приняли «дорожные карты» по развитию водородной энергетики.

В настоящее время есть три способа получения водорода. «Серый» водород образуется, когда элемент берется из ископаемого топлива, такого как уголь, в то время как «синий» водород производится из природного газа и производит меньше CO2. «Зеленый» водород - самый чистый сорт, поскольку он использует возобновляемые источники энергии для производства водорода из воды.

В настоящее время в Южной Корее более 50 электростанций, работающих на водородных топливных элементах.

В последние годы крупные южнокорейские компании стали увеличивать инвестиции в различные сферы водородной энергетики, чтобы сократить выбросы парниковых газов и использовать новые возможности для бизнеса в зеленом секторе.

В этой связи следует отметить южнокорейскую транснациональную компанию «Hyundai Motor Group», которая по объему продаж является пятой автомобильной компанией в мире.

За последние двадцать лет южнокорейская фирма достигла впечатляющих результатов по разработке и внедрению в автомобильную отрасль водородных топливных элементов.

У руководства южнокорейского концерна «Hyundai», есть свое креативное видение будущего мира. «Мира, в котором городская воздушная мобильность и беспилотные роботизированные машины, и такси произведут революцию в городской транспортной инфраструктуре.

Зелёный водород, зелёные энергосети, зелёные производства. Всё это вместе составляет «водородное сообщество», включающее в себя города, регионы и целые страны, производящие доступный и безопасный для окружающей среды вид топлива – водород».

Финансовые возможности и опыт международной деятельности «Чеболей» позволяет им вносить существенный вклад в создания необходимой инфраструктуры для зеленой трансформации экономики, создания новых высококвалифицированных зеленых рабочих мест и использования своих научно-технических разработок для зеленой модернизации традиционных отраслей промышленности и создания новых зеленых инновационных технологий и целых отраслей экономики.

Дальнейшее построение зеленой экономики Республики Корея продолжилось в рамках «Генерального плана цифровой трансформации» (Digital New Deal), принятого руководством страны в 2020 г.

Важным составным элементом этого плана стал – «Зеленый новый курс» (Green New Deal), который направлен на превращение экономики Республики Кореи в экономику с нулевым выбросом вредных веществ в атмосферу или как говорят экономику с нулевым карбоновым следом.

Почти половина всех финансовых ассигнования в размере 73,4 трлн. вон, в том числе 42,2 трлн. вон из государственного бюджета страны выделена по направлению «Зеленый новый курс», где планируется реализовать 8 крупных национальных проектов, что позволит создать 659 тыс. новых рабочих мест.

Основными целями новой зеленой программы является достижение нулевых выбросов парниковых газов, повышение энергоэффективности и снижение зависимости Республики Корея от высокоуглеродного топлива, которое до сих пор доминирует в её топливно-энергетическом балансе страны.

Среди приоритетных сфер зеленого развития на ближайшее десятилетие названы: низкоуглеродная децентрализованная энергетика, инновационная зеленая промышленность и зелёное городское развитие.

В частности, согласно основным целевым показателям плана к 2030 г. по направлению низкоуглеродная децентрализованная энергетика необходимо сократить выбросы в атмосферу парниковых газов южнокорейской экономикой на 37% с 857 Мт в 2020 г. до 539 Мт. в 2030 г.

Предполагается, что это станет возможным во многом благодаря введённой в Южной Корее в 2015 г. системе торговли квотами на выбросы парниковых газов, которая является первой обязательной системой подобного рода в Восточной Азии.

В настоящее время к системе подключено около 600 крупных корейских компаний из сталелитейной, цементной, нефтехимической и нефтеперерабатывающей, энергетической, строительной и авиационной промышленности, на долю которых приходится примерно 68% всех национальных вредных атмосферных выбросов.

По направлению зеленое городское развитие планируется разработать индивидуальные экологические решения для 25 регионов страны, высадить 630 га леса в качестве природного барьера для мелкодисперсной пыли, а также восстановить экосистемы в 16 национальных парках и в приливно-отливных зонах общей площадью 4,5 кв. км.

По направлению инновационная зеленая промышленность запланировано к 2025 г. произвести в стране 1,13 млн. электромобилей и 200 тыс. водородных автомобилей, а также обеспечить утилизацию отработавших 1 млн 160 тыс. дизельных автомобилей.

Одним из крупных креативных проектов в рамках реализации зеленого нового курса в Республики Корея является прототип первого в мире плавучего города, который может функционировать автономно, без тесной связи с внешним миром.

Работа над реализацией идеи началась в 2019 г., в 2022 г. был представлен общественности разработанный проект и бизнес-план его реализации.  Строительство нового города может занять примерно два года и закончится ориентировочно в 2025 г.

По планам разработчиков проектов новый город на территории примерно в 6 га будет состоять из трех плавучих островных платформ-районов, которые будут соединяться с побережьем Пусана.

Платформы плавучего города будут построены из нового уникального материала, который тверже бетона, но при этом обладает повышенной плавучестью. Этот строительный материал, взаимодействуя с водой, самостоятельно восстанавливается и укрепляет свою структуру со временем.

Основные здания на плавучих платформах будут построены из древесины и бамбука. Город будет полностью обеспечивать себя электроэнергией за счет плавающих фотоэлектрических модулей-панелей и солнечных панелей на крышах домов. Кроме того, будет   использоваться замкнутая схема водоснабжения и безотходная круговая система переработки отходов.

Каждый район плавучего города будет иметь свою функциональную особенность. В частности, в жилой зоне будут только частные дома, в торгово-развлекательном районе расположатся магазины и рестораны, в научно-исследовательской креативной зоне разобьют зимний сад с гидропонными башнями для выращивания овощей.

Планируется, что на территории города первоначально будет проживать около 10 тысяч человек, а в случае успеха размеры города и количество проживающих в нем граждан может увеличиться в 10 раз.

Передвигаться между районами жители и посетители будут пешком или на велосипедах — использование традиционных видов общественного транспорта не планируется.

Проект по созданию альтернативной морской площадки для жизни в Республике Корея был разработан при поддержки программы ООН, содействующей развитию населенных пунктов (Хабитат), руководством мегаполиса Пусан и американской технологической компанией Oceanix. Стоимость реализация проекта оценивается в 200 млрд. долл.

Создание в Южной Корее плавучего города является частью глобальных стратегий адаптации человечества к климатическим изменениям. Корейцы демонстрируют образец креативного подхода к организации устойчивой жизни в гармонии с природой и с водной стихией, в частности.

                *                *               *

Поставленная руководство Республики Корея в начале текущего столетия весьма амбиционная цель по превращению страны в одну из семи ведущих в мире зеленых экономик практически достигнута.   

Первым и основным результатом проводимой Республикой Корея политики зелёного роста является общее оздоровление окружающей среды и решение многих острых экологических проблем.

Значительно повысилась энергоэффективность экономики, что является одним из ключевых результатов перехода на альтернативные источники энергии, в том числе водородное топливо.

Соответственно это дало возможность снизить энергозависимость от импорта высокоуглеродного топлива и достижению энергетической безопасности страны.

Благоприятные перспективы также создает синтез политики озеленения отраслей с социальной политикой. В частности, в сфере вторичной переработки отходов растет количество социальных предприятий. Они обеспечивают работой тех, кто имеет низкую квалификацию и находится в невыгодном положении на рынке труда.

Поскольку новый зелёный курс делает ещё больший акцент на инклюзивное социальное развитие, можно ожидать снижения уровня безработицы, в том числе, среди молодежи, и общее повышения уровня жизни населения.

Зеленый рост снижает риски возможности возникновения негативных экономических и социальных потрясений, связанных с экологическими факторами.

Улучшением окружающей среды, подверженность населения заболеваниям, вызванных нездоровой экологией, уменьшается, что в перспективе будет снижать финансовую нагрузку на систему здравоохранения страны

Зеленый рост позволяет снизить колебания цен на энергетические и природные ресурсы, создать более благоприятные условия для повышения государственных доходов и консолидации финансовых ресурсов для реализации планов и прогарам зеленого роста.

Важным результатом реализации зеленого курса являются изменения в общественном сознании и менталитете граждан Республики Корея, которые все больше внимания уделяют проблемам окружающей среды и готовы нести дополнительные расходы для борьбы с изменением климата и развития зеленой экономики.

Благодаря успешной реализации долгосрочной стратегии, планов и программ зеленого роста Республика Корея значительно повысила свой международный авторитет и встала в авангарде ведущих держав мира, которые активно борются с изменением климата.

Республика Корея взяла на себя ведущую роль в оказании помощи развивающимся странам в разработке и реализации стратегии зеленого роста, используя свой успешный опыт. 

В период реализация Генерального плана цифровой трансформации экономики Республики Корея (2020-2025)  предполагается увеличить занятость и создать к 2025 г. в экономике 1,9 млн. новых высококвалифицированных рабочих мест, в том числе по направлению Новый цифровой курс  -  903 тыс., по направлению Зеленый новый курс – 659 тыс. и по направлению Надежная система социальной защиты – 339 тыс. человек.

Очевидно, что весьма амбициозные цели и задачи, поставленные в этом плане, в случае их успешной реализации позволят Южной Корее не только сохранить статус ведущей мировой инновационной державы, но и достичь новых высот в развитии цифровой экономики, формировании креативного класса, стать одной из ведущих мировых держав в области зеленого роста и создания нового инклюзивного эко-позитивного зеленого сообщества.