Забытая история науки. Глава XI

Владимир Прохватилов
Аристотель, создатель нового мира

История философа, изменившего ход истории.

Александр и Аристотель
Александр и Аристотель
…Берег Эгейского моря, близ Афин, 17 июня 323 годa до Рождества Христова.

… Здравствуй, учитель, я вернулся из Вавилона, – вошедший в хижину юноша не скрывал своего удивления – Почему ты здесь, в утлой лачуге, а не в садах Лицея, как подобает великому Аристотелю?

– Здравствуй и ты, Теофраст, – седой крепкий  старик повернулся к гостю и отложил стилос, которым он выводил на свитке папируса какие-то письмена. – Я пришел сюда, чтобы записать в назидание потомкам историю гибели Эллады и не хочу, чтобы мне мешали назойливые ученики.

– Но мы спасли Элладу,- воскликнул Теофраст, – безумец и клятвопреступник неделю назад отправился в Аид. Он даже не почувствовал странный вкус отравленного вина… Кассандр, Птолемей и Селевк продолжат дело, начатое твоим учеником царем Македонии Филиппом.

– Филипп был моим единомышленником. Он хотел расширить пределы эллинской Ойкумены, донеся нашу культуру, психе, и нашу науку, техне, самым дальним и диким народам. Его сын, Александр оказался великим воином и никудышным правителем. Он казнил моего ученика Каллисфена за то, что тот обличал его недостойные свободного эллина деяния и поступки. Его пленила восточная роскошь и варварская деспотия… А его преемники, диадохи, погрязнут в междоусобных войнах и похоронят мою мечту о Большой Элладе. Пройдут века, и на этих холмах будут жить наши жалкие потомки, зарабатывая на жизнь продажей оливок и рассказами о былой славе Эллады.

– И нет никакой надежды?

– Увы, наша история свернула на обочину. Эллины – великий, но небольшой и бедный народ. Однако, я внимательно наблюдаю за одним племенем на Италийском полуострове. Это Римляне, они своей суровостью сродни нашим спартанцам. Если привить римлянам любовь к греческой культуре, их ждёт великая судьба… Мы должны направить в Италию своих посланцев.

– Лазутчиков и шпионов ?

– Нет. Поэтов и ученых.


…Аристотель, величайший ученый древности да и во всей человеческой истории, родился в Стагире(отсюда его прозвище Стагирит), греческом городке-колонии в Халкидиках, неподалеку от горы Афон.  Его отец, Никомах, был врачом придворе Аминты III, царя Македонии. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим царем, что сыграло огромное значение в судьбах мира.

В 16 лет Аристотель остался сиротой и над ним взял опекунство философ Проксен. Проксен покупал Аристотелю самые редкие и дорогие книги, и обучение шло весьма успешно.

В тридцать с лишним лет Аристотель женился на Пифиаде, приемной дочери одного из окрестных правителей-тиранов. У них вскоре родилась дочь, которую назвали также Пифиадой.

Аристотель написал большое количество научных трудов практически по всем направлениям известной эллинам науки. Он основал и развил формальную логику, знаменитое учение о силлогизмах. Аристотель создал понятийный аппарат, который лежит в основе современного научного мышления. Самые известные его труды – «Аналитика», «Метеорологика», «Метафизика».  Метафизическое учение Аристотеля было развито великим философом Средневековья Фомой Аквинским и послужило основой философии схоластов.

В отличии от своего учителя Платона Аристотель был ярым сторонником частной собственности и даже рабства.

Весьма оригинально и образно рассказывает о вкладе Аристотеля и в целом античных ученых в развитии науки современный российский философ Сергей Переслегин

«Античная Греция, досократики, Сократ, Платон и в основном Аристотель сформулировали то, что может быть названо мышлением 1 или мышлением первого типа. Мышление 1 – это искусство вывести нечто из чего-то известного ранее, 2 из 1, это искусство работать с категориями…искусство классификаций. Великолепная и  совершеннейшая структура, позволяющая человеку формализовывать свои представления об ином и новом. И работать в этой области профессионально. Аристотелю повезло, он работал почти одновременно с софистами, которые очень четко оконтурили и продемонстрировали всем границы его логического мышления. В этом плане мышление Аристотеля сразу строилось вместе со своими границами. Мышление Аристотеля не давало ответа на вопрос: а как получить 1 – то самое первичное базовое знание, из которого ты будешь выводить 2, 3, 4 и все прочее. Но когда Фома Аквинский втянул Аристотеля в христианство, этот вопрос был решен автоматически, ибо 1 давалось откровением, а все остальное давалось рассуждениями и работой с этим самым откровением. А так была выстроена вполне приемлемая структура мышления и знаний, которая, кстати, создала высокоорганизованное общество Средневековья, дорожную сеть. С этим учением люди умели строить не только дороги и мосты, но и, например, соборы».

Сергей Переслегин пишет, что Аристотель  предложил Александру  совершенно необычный проект: «Аристотель был в тот момент, да и за всю историю, наверно самым умным человеком. Он создал мышление 1 и сразу же осознал, что это мышление не способно решить проблемы стоящие перед греческими полисами. Аристотель оказался в положении трагическом. Он понимал, что из всех он самый умный, и он решить эту проблему своим умом не может, а значит не сможет никто. И вот здесь, пользуясь положением воспитателя юного Александра, Аристотель делает гениальнейший проект. Он создает с помощью  Александра условия  смешения Запада и Востока, т.е. синтеза греческих ,иудейских, персидских и буддистских картин мира, для того, чтобы возник субстрат, в котором сможет возникнуть интеллект выше чем у него. И прошло 3 столетия, христианство создало новый тип мышления. Новый формат, новую работу с мыслью.

…Почему я утверждаю, что это был проект Аристотеля? А потому что Александр был великолепный тактик и неплохой стратег, но  в жизни бы не додумался  до идеи переженить  персидские и греческие рода. Это абсолютно не соответствовало его культуре, его образованию, его воспитанию, его картине мира. Достаточно почитать, как были удивлены все окружающие, да и ему самому было от этого не очень. Чтобы такое придумать, надо иметь очень нестандартное мышление и это точно не мышление Александра, при всех его достоинствах.  Поэтому вот где ситуация, где человек определил  мир на полторы тысячи лет вперед абсолютно целенаправленным и осмысленным действием»…

В том, что проект создания мировой империи был предложен Александру именно Аристотелем сомненья нет. И в этом я с Переслегиным не спорю. Но дальнейшая трактовка  замыслов и действий Аристотеля и Александра у меня другая. Вспомним, что Аристотель еще с детства был знаком с отцом Александра, Филиппом, создавшим и великолепную фалангу, и положившим начало строительств империи. Есть все основания предполагать, что если бы не безвременная смерть Филиппа от руки убийцы, то эллинская империя была бы создана на иной основе.

Чтобы это обосновать, вернемся к истокам.

…Становление великой эллинской науки и цивилизации началось с Пифагора, тридцать лет прожившего в Египте и Вавилоне. Сочинения Пифагора, записанные его учениками, внимательно изучил Платон, учитель Аристотеля. Таким образом, Аристотель стал наследником великой научной и культурной традиции, восходящей к доисторическим временам.

Особенно важно то, что Пифагор приобщился к древней эзотерической традиции, изложенной в трактате « Tabula smaragdina» («Изумрудная скрижаль») знаменитого Гермеса Трисмегиста, советника и землемера одного из фараонов Древнего Царства. Согласно этой традиции, управлять государством должны – скрыто или явно – люди не просто образованные, а посвященные, то есть узкий круг интеллектуалов, формирующих политическую и социальную стратегию и доносящих ее до высших уровней власти.

Таким интеллектуалом и был Аристотель, посвященный в мистерии Египта и Вавилона, обучавший всевозможным наукам и магическим ритуалам своего воспитанника, наследника престола Александра Филипповича Македонского.

Аристотель был чрезвычайно дружен с царем Филиппом II, подлинно выдающимся правителем того времени. Он видел в македонском царе будущего объединителя Эллады, которую тому предстояло расширить и укрепить, то есть, в сущности, превратить в универсальную империю. Филипп создал непобедимый воинский строй – фалангу. Он понимал необходимость взаимодействия фаланги с конницей и лучниками и учил этому своих командиров. Эту воинскую науку прекрасно усвоил и его сын Александр. Но, честно говоря, тот был ребенком проблемным. Физических упражнений он избегал, хотя с приставленным к нему наставником, Аристотелем, занимался прилежно и охотно. Типичный мальчик, выросший на золотом горшке. Аристотель разжигал его честолюбие рассказами о будущем величии и мировом господстве. Родители Александра беспокоились по поводу его развития – опасались, что мальчик растет чересчур женственным. Мать нашла ему умелую гетеру, Каллистену, и постоянно напоминала сыну, чтобы тот проводил с ней как можно больше времени. Опасения оказались не напрасными – властитель мира оказался бисексуалом. Хотя у Александра было три официальных жены и гарем в 360 персон, но и иные наклонности у него были развиты весьма. Властитель мира не отказывал себе ни в чем.

Если бы Филипп II не был убит, история мира пошла бы другим путем. Считается, что телохранитель Павсаний убил царя из ревности к какой-то наложнице. Тогда еще не было достаточного исторического опыта заказных политических убийств. А ведь гораздо вероятней другая версия – скорее всего Филиппа «заказали» противники объединения Эллады под эгидой македонского царя – таких было немало. В первую очередь это знаменитый Демосфен, прославившийся своими филиппиками – речами против Филиппа II. Трудно поверить, что простой царский охранник воспылал ненавистью к великому царю и своему работодателю из-за простой ревности. Гораздо вероятней, что цареубийство было оплачено Демосфеном.


Как бы то ни было, в 336 году царский престол занял Александр, который сразу же взял быка за рога, то есть начал военные действия. Первоначально все шло по лекалам Аристотеля, представлявшего интересы афинской элиты, мечтавшей о мировом господстве. Александр огнем и мечом объединил греков, жестоко карая непокорных. Затем он двинулся походом против персов, завоевание и культурное переформатирование  которых и было сверхзадачей его учителя.

Аристотель опасался, прежде всего, культурной экспансии процветающей богатой персидской державы. Персидские цари, да и сами персы вовсе не были звероподобными существами, как их показывают в современных американских блокбастерах. Наследники Кира Великого Ксеркс и Дарий были просвещенными и мудрыми правителями. Персидские аристократы – храбрыми и благородными воинами. Однако социальное устройство Персии не позволяло создать эффективную армию. А возможно персы не видели в этом необходимости. Они воевали как мальчишки дерутся – толпой.

А на войне как в спорте – порядок бьет класс. Безупречный воинский строй и великолепное взаимодействие всех родов войск позволило Александру громить всех своих противников – и персов и индийцев. Он разбил бы и римлян, что собирался сделать, но преждевременная смерть помешала этому.

Главным преступлением Александра стали не его сексуальные грешки, не расправы с соратниками, а измена общеэллинскому делу. Вместо того, чтобы создать Большую Элладу, или Большую Македонию, он замыслил общенародное государство, выражаясь современным языком. Он официально объявил себя преемником погибшего Дария – то есть стал персидским царем. Он возвысил персидскую элиту, уравняв в правах с македонцами и греками. Он принудительно женил несколько тысяч своих воинов на персиянках. Не удивительно, что его «убрали» сразу же, как только он закончил свои безумные походы за край света.

Аристотель понимал, что второй попытки построения империи у греков не будет. Он знал о планах Александра двинуть войска на запад, на Рим. А в римлянах он видел будущий имперский народ, который будет уважать эллинов как своих учителей. Безумца, не понимавшего и не признававшего законов геополитики, надо было остановить. Александр умер в Вавилоне в возрасте 33 лет, отравленный агентами великого философа, спасавшего свой народ от бесноватого царя. Аристотель вскоре был вынужден бежать из Афин вследствие происков политических конкурентов. Он умер от язвы желудка на острове Эвбея, окруженный почтительными учениками. Его завет по спасению эллинов и эллинизма был выполнен Теофрастом, сберегшим рукописи ученого и предавшего их в  руки строителей новой империи, звезда которой восходила на западе.