Куда исчез Степан Веребрюсов? Часть 4

Бирюков Леонид
        Документ из архива музея НГМК

        Чтобы,
        умирая,
        воплотиться
        в пароходы…
      
 
   Именно к Обско-Томскому плёсу и был изначально приписан пароход «Амур». В дальнейшем Томский округ путей сообщения (водопути), уже при советской власти, преобразован в Управление внутренних водных путей Сибири (Сибводпуть). И постоянно эта государственная, некоммерческая структура теряла свою независимость и самостоятельность… Её жадно вбирал в себя Речфлот, что самым негативным образом отражалось на созданной когда-то в России системе безопасности судовождения по рекам…  Более правильно – по внутренним водным путям...

   Пароход «Амур», по специальному проекту – путейское обстановочное судно – было заложено в Ньюкасле в 1898 году. Обстановочные суда отличались особенностью конструкции. Во-первых, они имели малую осадку, всего около полутора метров; во-вторых, ходовая рубка у них была значительно сдвинута вперёд, чтобы освободить кормовую часть. Именно в корме располагались специальная кран-балка, а то и не одна, чтобы грузить и выгружать бакены и буи... И просторные трюмы, где и хранились якорные устройства для этих буёв, включая брёвна и доски для строительства створных знаков... Они и были и до сих пор остаются настоящими речными трудягами, эти путейские... Раньше всех начинают навигацию и последними, уже по ледоставу, покидают реку...

  Интересно, что в то время Россия, после ряда и удачных и не совсем удачных балканских войн за свободу «братушек», находилась под европейскими санкциями. Англичане поставили свой военный флот в Мраморном море и блокировали русским кораблям, как военным, так и гражданским, торговым, выход в мировой океан. России ничего не оставалось, как искать иные морские пути. В частности, через тихоокеанские, незамерзающие, порты.

   Ещё интересней, что Англия и Франция блокировали русский флот в проливах средиземноморья, но тем не менее разрешали строительство морских судов в Марселе и Ньюкасле. Мало того, соперничали с Германией, которая с охотой предоставила России свои верфи в Гамбурге. В конце 19 века  Россия получила около десятка совершенных по тем временам пароходов, которые, благодаря новейшим машинам, имели крейсерский ход, при необходимости могли нести соответствующее пушечное вооружение, легко переоборудовались в госпитальные суда. Они вошли в «Доброфлот» – в уникальную по тем временам, как советский «Аэрофлот», полувоенную коммерческую организацию, поддержанную как взносами простого народа, так и великих князей. И немалыми субсидиями правительства. О чём старались умалчивать.

   Судя по названию, пароход «Амур» предназначался для работы на Дальнем Востоке… Но этому помешала русско-японская война. Многие пароходы, примерно той же серии, спущенные на воду чуть ранее, успели уйти на Дальний Восток, были интернированы японцами в портах Кореи и Китая и получили новые наименования, типа – «Соня-Мару»…
   Кстати, именно тогда в Ньюкасле был заложен по специальному проекту адмирала Макарова ледокол «Ермак» и ещё несколько ледоколов, которые успешно ходили и в советское время под названием «Красин», «Святогор» и «Ленин», ставший после спуска в 1960-м году атомного ледокола «Ленин», просто – «Владимир Ильич».

     Газета «Советская Сибирь» № 132 от 10 июня 1926 г.:
   «Холода, державшиеся все время, способствуют обмелению Енисея на участке Красноярск – Минусинск. Большие пароходы с трудом пробираются по ставшему опасным пути. Поэтому наступил значительный перебой в нормальной перевозке хлеба и угля. Большой пароход «Амур» из-за мелководья вышел в резерв». Вышел в «резерв», значит, восстановлен, на ходу, но из-за мелководья работать не может…

   Известно, что «Амур» какое-то время ходил по Иртышу и Оби – именно там он начинал свою жизнь. Предположительно, на Енисей пришел по Обь-Енисейскому каналу ещё в 1919 году. Скорее всего, этот пароход правительство Колчака направило с Иртыша на Енисей – а) для проведения работ в низовьях Енисея, а именно: изысканий по строительству Усть-Порта; б) на усиление формировавшейся для борьбы с отрядами сибирских дезертиров военной флотилии. Но судно было выведено из строя, о чём свидетельствует снятый кривошип (коленчатый вал – деталь как колёсного парохода, так и винтового), простояло в затоне. Но, судя по месту и времени постройки, пароход «Амур» был более современным судном – винтовым пароходом. Именно это позволило использовать его в качестве буксирного, а не только в качестве сугубо обстановочного (путейского). В перечне судов, задействованных в военных операциях против сибирских дезертиров, названных впоследствии красными партизанами, пароход «Амур» не фигурирует.

     11 августа 1927 г., «Советская Сибирь» № 182:
  «Карская экспедиция вышла из Красноярска. 10 августа закончилась погрузка енисейской части Карской экспедиции. Погружено 1870 стандартов леса. Часть барж, вместе с мощным буксиром «Кооператор», ушли догружаться в Маклаково (350 километров от Красноярска). Сегодня уходит остальная часть барж и лихтеров с буксиром «Петровский». Завтра отправляется «Амур» с начальником енисейской части экспедиции»...

   Отгрузка леса в процессе Карской экспедиции идёт на среднем енисейском плёсе – в Усть-Порту, который заложили ещё по инициативе А.В. Колчака… Но место неудобное, практически это уже Енисейский залив, с дождливым летом и штормами… Поэтому в 1926 году на Енисей по Обь-Енисейскому каналу приходит другое обстановочное судно, «Тобол», которому в навигацию 1927 года и предстоит напротив острова Самоедский открыть глубоководную протоку Осетровую, впоследствии названную Игарской…
  Причём, открытие произошло совершенно случайно... «Тобол» выполняет задание в устье реки Курейки, делает промеры на подходах к графитному руднику, затем уходит в Ангутиху... Там, в пятидесяти километрах ниже по течению от Туруханска, речники уже давно отметили подходящее  для перевалочного порта  место... Да, удобный плёс, несколько глубоководных проток, где могут разместиться баржи, но смогут ли подняться до Ангутихи морские суда?
  «Тобол» начинает спускаться вниз, делает промеры реки и не находит  фарватера для морских судов... Спустившись в Прилуки –  широкое плёсо напротив станка Игарка, прячется от шторма за Самоедским островом в Осетровой протоке, бросает якорь, и, к удивлению команды,  якорь «не взял», то есть  не лёг на дно...

  Первооткрывателей удивила глубина протоки – до сорока метров. Правда, мешала входу в протоку песчаная подводная осыпь от приверха острова Самоедский да причудливо-каменистый мыс Кармакулы по правому берегу Енисея, уже на выходе из протоки. Поэтому в последующие навигации Енисейская речная лоцмейстерская база будет выставлять лоцвахту, потом появится уже своя – Игарская гидрографическая база, а с 1940 года судоходство на этом речном участке Енисея будет осуществляться уже по ММПС – Международным морским правилам судоходства. Кстати, это самый длинный речной участок трассы Северного морского пути – свыше семисот километров...   

   Выписка из дела №125 фонда р 1252 ГАКК: «22.10.1934 баржа №334 ударилась о камень в месте, обставленном знаками. Это произошло по бесспорной вине комсостава парохода «Амур». Эта авария повлекла за собой затопление самого судна (баржи), груза дренажных частей, что неминуемо отразится на замедлении темпа промышленного развития страны. Была проявлена невнимательность при заходе в Атамановские камни. Некоторая доля вины ложится и на руководство Речфлота, допустившего к плаванию лоцмана преклонного возраста и со слабым зрением, инвалида труда. Хотя причина – в большом недостатке кадров».

   Ещё одно упоминание о пароходе «Амур» (ключевое для нашего рассказа) связано с трагедией в устье Сухой Тунгуски.

   Осенью 1942 года, уже в довольно-таки поздние сроки навигации, был сформирован огромный караван судов в составе буксирных пароходов «Клим Ворошилов» (бывший «Комсеверпуть»), «Амур» и 21 баржи для Норильского комбината.
 
  Не преодолев необычайно ранний ледостав, караван встал на зимовку в устье Сухой Тунгуски. Весной 1943 года непрогнозируемая (ещё за месяц до ледохода!) подвижка льда полностью уничтожила караван, частично уцелели всего четыре единицы флота и среди них пароход «Амур». На баржах был особый груз – живой скот… В течение долгой зимовки как-то удалось, опять же неимоверным трудом сопровождавших, сохранить этот груз, чтобы затем мгновенно потерять…

   Эта трагедия в литературе была описана бывшим начальником Енисейского пароходства Иваном Назаровым. Причем «Амур» оказался выброшенным на фарватер, зажат льдами, затем долго и одиноко дрейфовал почти до Туруханска, где и затонул в Монастырской протоке напротив села Мироедиха. В таком виде он и был передан ведомственному флоту Норильского комбината. Его подняли, естественно, осушили и отремонтировали. Какое-то время пароход исполнял тяжёлую буксирную работу, а в 1945 году обрёл новое имя...
  (Окончание следует)

 

 Игарка - Норильск - Красноярск - Дивногорск, 1980 - 2010 гг.