Рог Старой Планины врезается в Чёрное море

Кирилл Козубский
Эмине-Бурун, он же просто Эмине или Эмин— это скалистый мыс 60-метровой высоты, сложенный из вулканических порфиров. Он виден издалека. Здесь могучая Старая Планина, как обычно именуют болгары Балканский хребет, врезается в Чёрное море! Врезается остриём главного из отрогов своих — Рога Старой Планины. Здесь родился фракийский царь Рез, союзник троянцев, убитый Одиссеем. И здесь некий древний стратег, чьё имя давно истёрлось из памяти людской, воздвиг замок Эмона, он же — Аристеум. Много веков отражался могучий замок в черноморских водах. И доныне к замку, которого давно уже нет, ведёт узкая грунтовая дорога...

А другая древняя дорога, торная, длинная и широкая, «вьётся лентою» — чаще параллельно черноморскому берегу, но оставляя Эмине-Бурун в стороне. С него же хорошо видны её отрезки. Этой дорогой шёл на север иранский шах-ин-шах Дарий I Гистасп: покорять скифские племена. И той же дорогой возвращался он с поредевшей армией обратно...

Здесь издревле сталкивались разные этнические стихии: фракийцы, греки, римские легионеры, семь славянских племён, туранские болгары, гагаузы, печенеги, казаки-бродники, куманы-половцы, турки-османы... Рог Старой Планины служит восточной границей двух исторических регионов Болгарии — Мизии и Фракии (Тракии).

В Х веке в стенах замка Эмона основан был монастырь Святого Николая. Многократно менялась в этих краях земная власть — братия же монастырская столетьями хранила верность святоотеческому православию и созданному Святыми братьями Кириллом и Мефодием церковнославянскому языку. Этот язык, хоть и соборно утверждённый в своё время, с давних пор и до сего дня подвергается множественным атакам и подкопам...

В XII веке замок Эмона упоминал в своих трудах великий географ Аль-Идриси (марокканский араб). В 1278 г. замок на короткое время захватили византийцы. В 1366 г. замок был взят графом Амадеем VI Савойским, воевавшим против болгарского царя Ивана-Александра на стороне Византии. Но уже в 1367 г. восставшие граждане Эмоны изгнали савояров.

В 1369 г. Иван-Александр подарил приморские крепости Эмона и Козяк (ныне — Обзор) своему вассалу Добротице. После смерти Ивана-Александра в 1371 г. Добротица стал суверенным государем: Карвунским князем. Его владения простирались от дельты Дуная вплоть до Рога Старой Планины, включительно. Постепенно за полосой земли между Чёрным морем и Нижним Дунаем закрепилось имя Добруджа — удел Добротицы. При этом, Рог Старой Планины считается, как и прежде, пограничьем Мизии и Фракии.

Добруджанское княжество было захваченного османами в 1414  году. В тот год (или ещё раньше) перешёл в их руки и замок Эмона... Во времена Турецкого ига в ущельях Старой Планины находили убежище сотни тысяч болгар: они строили здесь сёла и городки, подальше от военных и административных центров турок. И крутые Балканские вершины служили долговременными укрытиями для болгарских патриотов-хайдутов (гайдуков). Которых до поры, до времени тайно поддерживала братия монастыря Святого Николая. Что же касается самого замка Эмона, то его фортификационная система была разрушена турками в марте 1453 года, и уже более не возобновлялась.

Под Эмине-Буруном сошлись две природных стихии: горная и морская. Сотни подводных или же слегка выступающих над водой рифов разбросаны в радиусе 250 метров у его подножья... 2 августа 1790 года, в виду монастыря, русский бриг греческой постройки «Панагия Апотуменгано», состоявший под командованием лейтенанта Ильи Звороно, загнал на рифы и сжёг турецкую шебеку.

А в 1805 году монастырь Святого Николая на Эмине-Буруне был уничтожен турецкими бандитами из города Кырджали. Разрыт до основания, почти бесследно исчез ещё один очаг Кирилло-Мефодиевского благочестия! В России такие очаги долгое время усердно уничтожали никониане, в Османской империи — турки и фанариоты...

В 1829 году дорогой Дария Гистаспа двинулась из Мизии на юг, во Фракию, в виду монастырских руин, одна из колонн армии графа Ивана Дибича. В ходе той кампании Дибич на западе, а на востоке Иван Паскевич, успешно громили турецкие контингенты.

«Балканы, считавшиеся непроходимыми в течение стольких веков, пройдены в три дня, и победоносные знамёна Вашего Величества развеваются на стенах Миземврии, Ахиолы и Бургаса, среди населения, которое встречает наших храбрецов как освободителей и братьев!» — докладывал Дибич Николаю I. В том же году Дибич стал Дибичем-Забалканским и генерал-фельдмаршалом! Правда, жить полководцу оставалось недолго...

А болгары в тот раз так и не получили желанной свободы...

В 1854 году, в начале Крымской войны, в теснинах Рога Старой Планины оперировала повстанческая чета, под командованием болгарского национального героя Георгия Раковского. Но уже в 1855 году Турция напрягла наличные силы, чтоб разгромить или вытеснить отсюда повстанцев. И тогда Раковский эмигрировал в венгерскую (на тот момент) провинцию Воеводина, в город Новый Сад...

Разные этнические стихии сталкивались у Рога Старой Планины. В 1850-х годах неподалёку отсюда, в Айтосских лесах, любил охотиться Садык-паша, он же — днепровский казак Михаил Чайковский, человек огромных дарований, широкого кругозора и трудной судьбы. Когда ему случалось подыматься на Эмине-Бурун, Чайковский обращал свои взоры на северо-восток, мечтая о независимой Казацкой державе. И его мечта осуществилась в конце 1-ой Мировой войны, но увы — ненадолго!

Кстати, по долгу османской службы, Садык-паше приходилось преследовать гайдуков Раковского. С которым у него был, по крайней мере, один общий знакомый: болгарский монах грузинского (имеретинского) происхождения Илларион Михайловский, будущий митрополит Тырновский, один из столпов возрождённой Болгарской Церкви. Поэтому надо полагать, что именно благодаря оперативному искусству Садык-паши... туркам так и не удалось взять чету Раковского в клещи!

В феврале 1878 года многим современникам казалось, что русская армия, предводимая Александром II, освободила Болгарию от Турецкого ига, освободила ВСЮ Болгарию, раз и НАВСЕГДА. 3 марта 1878 года в константинопольском предместье Сан-Стефано граф Николай Игнатьев продиктовал побеждённым османам признание независимости Сербии, Черногории, Валахии и Молдавии, а в отношении Болгарии — возрождение её как политического тела: Болгарское княжество, объединившее Мизию, Фракию и Македонию! Так бы оно и было, однако... Сан-Стефанский мирный договор вскоре был опротестован Великобританией и Австро-Венгрией. По инициативе британского премьера Дизраэли-Биконсфильда, эти доселе нейтральные страны потребовали пересмотра условий Сан-Стефанского мира! Местом проведения международного конгресса с решающими голосами великих держав был выбран Берлин. По итогам Берлинского конгресса, Рог Старой Планины вошёл в состав так называемой Восточной Румелии. Представлявшей собой искусственное недо-государственное образование. Как бы автономную провинцию Османской империи.

15 декабря 1880 г., на верхней площадке бывшего замка был сооружён маяк, действующий и по сию пору. Его высота 9 с половиной метров. Под Эмине-Буруном сходятся природные стихии, скрещиваются судьбы народов...

Формально Восточная Румелия была защищена международными гарантиями от османского произвола. Но это было так непрочно, так ненадёжно!.. По всей провинции местные болгары формировали ополченские части. В 1883 году Рог Старой Планины был под контролем 11-й Айтоской дружины милиции Восточной Румелии. Командовал ею майор Савва Муткуров.

И уже в 1885 году, при активном участии Айтоской дружины, Восточная Румелия вошла в состав Болгарского княжества. Почему-то воссоединение двух частей Болгарии сильно не понравилось Александру III. Который в Балканском вопросе пошёл наперекор своему покойному отцу (и наперекор графу Игнатьеву, коего отправил в отставку). Так столь почитаемый русскими националистами Александр III оказался в чём-то единомышленником Дизраэли-Биконсфильда...

В 1888 г. болгарский археолог чешского происхождения Карел Шкорпил обследовал руины замка Эмона. Ему удалось раскопать фундаменты древних крепостных стен.

В 1914 году, в самый канун 1-ой Мировой войны, Рог Старой Планины приютил множество малоазийских болгар, которым грозило истребление в Турции. Беженцы обосновались в городах Айтос, Поморие и Свети-Влас и в окрестных сёлах.

Летом 1941 года — на фоне нанесённых Вермахтом сокрушительных поражений РККА, на фоне окружения и пленения целых дивизий — Иосиф Сталин начал (а лучше сказать: возобновил) необъявленную войну против Болгарского царства: заброс в его пределы диверсантов на парашютах и на подводных лодках! В основном это были члены Болгарской компартии (БКП), ранее эмигрировавшие в Советский Союз.

В период с 6 по 23 июля 1941 года болгарскую акваторию в районе мыса Эмине патрулировала торпедная подводная лодка «Щ-211», приписанная к Севастопольскому порту. На борту «Щуки» находился болгарский коммунист, а по профессии моряк торгового флота — Иван Изворский. Ему поручено было выбрать удобные места для высадки террористов. Утром 25 июля «Щ-211» вернулась в Севастополь. Изворский в тот же день вылетел в Москву готовить диверсионные группы.

В первые дни августа 1941 г. командование разрешило советским подлодкам атаковать в болгарских водах ЛЮБЫЕ цели, кроме (что заслуживает внимания) турецких судов!

5 августа «Щ-211» снова направилась в территориальные воды Болгарии. На её борту было 14 болгарских коммунистов, во главе с Цвятко Радойновым. В полнолуние 11 августа их высадили в устье реки Камчия, и они двинулись пешим ходом в разных направлениях. А «Щука» повернула на юг, к Эмине-Буруну... Там она 15 августа 1941 года потопила румынский транспорт «Пелеш»...

19 сентября 1941 г. в Болгарии было объявлено военное положение.

Поздней осенью 1941-го «Щ-211» погибла в районе мыса Шаблер. Предположительно, подлодка подорвалась на болгарской мине...

А подлая война СССР против возрождённого Болгарского царства продолжалась. И в конце концов, Сталин его уничтожил!

* * *

Очерк вошёл в книгу: Кирилл Козубский «Генерал-мученик Теодосий Даскалов» (Кимры, 2023)