Казачий город Фатеж

Кирилл Козубский
Фатеж, расположенный в 45 км к северо-западу от Курска — был основан служилыми однодворцами в XVII веке. В большинстве своём, однодворцы были этническими казаками-черкасами, старинными выходцами с Кавказа. В Средние века казаки-черкасы в большом количестве мигрировали на Украину (где они основали Черкассы), на Нижний Дон (где основали Черкасск), на Нижнюю и Среднюю Волгу. Они основали Касимовское царство на Оке. Украинская Гетманщина XVII — XVIII веков также от начала своего была державой казаков-черкас. Активное участие приняли черкасы и в создании в 1640-х годах Белгородской оборонительной черты на юге Московского государства. Одним из поселений Белгородской черты и был Фатеж.

Правда, первое документальное упоминание населённого пункта Фатеж содержится лишь в переписных листах 1719 года. Но этот год никак не мог быть его начальной датой. Ибо ещё в 1702 году прославленный льстецами как «Великий преобразователь России» Петр I начал свою кампанию против однодворцев. Его первым шагом в этом направлении стала ликвидация Касимовского царства и Касимовского казачьего войска. Волею "гениального" обалдуя, большинство казаков-однодворцев (все, кто не имел на руках дворянских документов) было незаконно лишено дворянского звания и причислено к государственным крестьянам!

Из чего следует, что становление однодворческого Фатежа относится к более раннему периоду, чем эпоха «Великого преобразователя». К тому же, в городе сохранились фундаменты стены и четырёх сторожевых башен, относимых к XVII столетию. Название ФАТЕЖ — предположительно адыгское, принесённое с Кавказа, и вероятно связанное с древним племенем ФАТЕЕВ и рекой ФАТ. Имя «Фатеж», наряду с городом, носит ещё и ручей (Фатеж, Фатежик тож), впадающий в реку Усожу. Фатежик окружал город с севера и востока, с юга его прикрывала Усожа, с запада — болото, а от болота до Фатежика были сооружены вал и ров. Местность «Фотижское верховье в Усожском стане» упоминается в Курских отказных книгах 1641—1642 годов. И логично будет предположить, что Фатеж был основан не поздней 1640 года.
В Фатеже сохранилось предание, что некогда невдалеке от крепости находился пещерный монастырь, а век или два спустя над бывшим монастырём расположился рынок. До недавних времен в пойме Фатежика имелись «святые колодцы» – источники с живительной водой. А во дворах улицы Загородной и до сих пор сохранились бездонные провалы, куда по весне стекает талая вода. Как уверяют старожилы, при любой интенсивности весеннего разлива «никогда ещё эти ямы водой до краев не наполнялись!» По воспоминаниям Раисы Николаевны Глебовой, старики рассказывали её родителям, как, будучи детьми, спускались в глубокие подземелья за крепостной стеной:

«Это были выложенные кирпичом глубокие коммуникации, с хорошей акустикой и системой разветвленных сообщений.»

Появление Фатежского пещерного монастыря логично будет связать с деятельностью старообрядческого Святого Иова Льговского (1594 – 1681), подвизавшегося на Белгородской черте. Где-то в хронологическом интервале 1658 — 1662 годов пришёл Святой Иов

«в область града Рыльска, на место, зовомо Льговские горы, идеже леса и дебри вокруг облежащия, близ реки глаголеми Сейми, расстоянием от града Рыльска яко поприщ 40. Зело бе место угодно и красно ко вселению иноческого пребывания и к монастырьскому строению полезно.» — повествует Житие Иова Льговского, написанное его духовным сыном, иконописцем Максимом.

На Льговских горах Иов основал монастырь Св. Димитрия Солунского. Мы же обратим внимание на тот факт, что Иов и его ученики

«пещеру большую… и многия улицы пещерные сотвориша.»

Также иконописец Максим приводит в Житии подлинные слова Святого Иова:

«Поляков и татар и ЧЕРКАС и корелов привождаше учением своим во православную Христову веру. И сам крестяше их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.»

Учитывая всё вышесказанное, а также не очень большое расстояние от Льгова до Фатежа (около 80 км), я и выдвинул гипотезу о причастности Святого Иова к созданию Фатежского  монастыря. В целом, Св. Иов Льговский проявил себя выдающимся администратором Казачьей Церкви в злосчастную эпоху Руины, наступившую после смерти Гетмана Богдана Хмельницкого. И отнюдь не случайно, что  после серии никонианских наездов на Льговский монастырь, он в 1674 году уходит на Дон, а Льговский монастырь в скором времени захватывают никониане...
 
В 1775 году началась губернская реформа Екатерины II. 23 мая 1779 года вышел, под номером 14 880 «Указ об учреждении Курской губернии». В тексте указа упомянуты и Фатеж, и казаки-однодворцы, и уже не бывший к тому времени Льговский монастырь:

«Всемилостивейше повелеваем нашему генерал- фельдмаршалу, Малороссийскому, Слободско-Украинскому, Курскому генерал-губернатору графу Румянцеву-Задунайскому, по изданным от нас в день 7 ноября 1775 года учреждениям для управления губерний империи нашей, исполнить в декабре настоящего года, равномерно и в Курской губернии, составленную из 15 уездов, а именно: Курского, Белгородского, Обоянского, Старооскольского, Рыльского, Путивльского, Новооскольского, Короченского, Судженского, Богатенского, Фатежского, Щигровского, Тимского, Льговского и Дмитриевского. Вследствие чего переименовать городами ОДНОДВОРЧЕСКИЕ села: ФАТЕЖ, Богатое, Троицкое, что на Щиграх, да экономическое село Дмитриевское, и урочище бывшего монастыря Льгова с слободкою при оном монастыре, называемого подмонастырною, под именованием города Фатеж, Богатой, Щигры, Дмитриев и Льгов, да однодворческое село Выгорное, назвав город Тим…»

8 января 1780 года был утверждён герб города Фатеж, составленный герольдмейстером Волковым. В верхнюю часть помещён был Курский герб. А внизу изображён щит, разделенный надвое: в одной части в красном поле ружье, а в другой — в зелёном поле золотая борона. Как подчеркнул герольдмейстер,

«Жители суть старинные воины, упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве, и поэтому в гербах сих военное орудие с орудиями тщательного хлебопашца соединено.»

Хотя в данной формулировке и содержится явный намёк на казачью традицию — но термины КАЗАК и ОДНОДВОРЕЦ не фигурируют.

В августе 1812 года в Фатежский уезд хлынул поток беженцев из губерний, оккупированных Великой армией Наполеона I. По распоряжению фатежского предводителя дворянства Федора Михайловича Заикина, в уезде был сформирован комитет «для призрения людей, вышедших из мест, занятых неприятелем». Комитет занимался расселением беженцев по сёлам и поместьям, принимал и распределял пожертвования. Всего фатежане собрали пожертвований на сумму свыше 100 тысяч тогдашних рублей. Фатежские дворяне, по распоряжению фельдмаршала М. И. Кутузова, организовали подвижные магазины — центры приёма материальной помощи. Собранные продукты, одежду, медикаменты и оружие они отправляли в Курск, откуда организованными обозами всё это доставлялось в действующую армию...

Краткое, но лестное упоминание фатежских казаков содержится в одном из диалогов романа В. Т. Нарежного "Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова", увидевшего свет в 1814 году, на заключительном этапе борьбы с Наполеоном:

«Он:
— Фатеж, Курской губернии уездный город. Он очень знаменит репою и морковью, а еще больше тем, что многие мещане поступили в военную службу, правда солдатами, но после вышли и генералами.
Я:
— Это делает подлинную честь и им и месту родины.»

Вскоре после Октябрьского переворота Фатеж захватили большевики. В 1919 году, в ходе Курской операции ВСЮР, Фатеж был временно освобождён батальоном 2-го Корниловского Ударного полка.

«24 сентября 1919 года части Добровольческой армии, под командованием генерал-лейтенанта Май-Маевского, стремительным ударом освободили от большевиков старинные русские города Фатеж и Рыльск. Рыльск освободила Дроздовская дивизия генерала Витковского, а в Фатеж вошел 2-й Корниловский Ударный полк, под командованием капитана Якова Антоновича Пашкевича. Утром 24 сентября полк атаковал красных с двух сторон, 2-й батальон обошел город и без боя занял село Ражев, красные в панике бежали, а 1-й батальон тем временем также практически без сопротивления прочно овладел Фатежем. На следующий день красные предприняли попытку прорыва и даже довели ситуацию до угрожающей, но капитан Пашкевич с двумя ротами внезапной фланговой контратакой отбросил большевиков. В том бою Пашкевич был тяжело ранен и на время вынужден был передать командование полком в руки капитана Василия Петровича Щеглова... Впрочем, важнее всего в этой ситуации то, что успешный поход на Москву продолжился, добровольцы гнали красных по всей линии фронта ВСЮР Деникина. К сожалению, как все мы знаем, окончательная победа достигнута не была.» — пишет историк Денис Романов.

И уже 3 ноября Фатеж был захвачен 3-м полком Кубанской кавалерийской бригады РККА, укомплектованной, по преимуществу, иного-родними крестьянами Кубани, "заточенными" на ненависть к соседям-казакам.

В декабре 1927 г. в Фатежском районе началась кампания коллективизации и раскулачиваний. В ближней слободе Русановка (населённой, подобно Фатежу, казаками-однодворцами) был вскоре создан колхоз «Заветы Ильича».

8 марта 1930 года в Фатеже тройка ОГПУ вынесла священнику Константину Филипповичу Чефранову приговор – заключение в концлагерь сроком на 10 лет. Столько же получили И. А. Судариков и А. С. Чаплыгин. А ветерана Белого движения Ивана Петровича Анпилова тройка приговорила к расстрелу.

В начале 1930-х годов в ближней деревне Журавинка (населённой частично однодворцами, частично потомками крепостных) был создан колхоз «Красный Путиловец». И здесь тоже сразу прошли массовые раскулачивания.

Фатеж сильно пострадал во время германского блицкрига 1941 года. «Наш город Фатеж превратился в руины!» — вспоминала фатежанка М. В. Шуклина. 22 октября 1941 года 3-я танковая дивизия 2-й немецкой танковой армии прорвала оборону советских войск северо-западнее Мценска, а 18-я танковая дивизия вступила в Фатеж. Вплоть до февраля 1943 года в Фатеже действовала немецкая администрация. С мая по октябрь 1942 года немцы провели в Фатежском районе две волны мобилизации молодёжи на работу в Рейхе. Мобилизованные юноши и девушки получили название остарбайтеров (восточных рабочих).

Германские контингенты покинули Фатеж 7 февраля 1943 года. И в Фатежском районе (в непосредственной близости от города) разместился штаб командующего Центральным фронтом генерал-полковника К. К. Рокоссовского. В «Литературной России» от 20 июля 1979 г. был помещён очерк журналиста Владимира Ерохина "Фатеж". И вот что откровенно написал Ерохин:

«Мостить дороги было нечем. Рокоссовский приказал разобрать разрушенную церковь в Фатеже и пустить её на строительство дороги. По этим камням прошли войска и танки.»

Особо подчеркну, что Ерохин писал эти строки с СОЧУВСТВИЕМ к Рокоссовскому. Да иного и быть не могло в брежневскую эпоху! Ибо тогда (как и при Ленине, и при Сталине, да и теперь) кремлёвская власть смотрела на христиан как на людей ВТОРОГО сорта! И комедия "восстановления патриаршества", поставленная Сталиным на московской сцене в том же 1943 году, ничего в лучшую сторону не изменила.

5 сентября 1944 г. наш национальный герой генерал-лейтенант Андрей Григорьевич Шкуро, занимавший тогда пост начальника Казачьего резерва Вермахта, объявил Всеобщий Казачий Сполох. В тщательно продуманном тексте приказа, составленного генералом Шкуро, были упомянуты и «потомки казаков, насильно оторванные от казачьей семьи» (в эту категорию входили однодворцы), и казаки, находившиеся "в Восточных лагерях" (остарбайтеры). Полномочия на освобождение казаков-остарбайтеров генералу Шкуро были даны. Однако, у меня нет сведений, воспользовались ли фатежские однодворцы-остарбайтеры приказом  генерала Шкуро...

* * *

Очерк включён в книгу: Кирилл Козубский «Скобцов и Шкуро» (Кимры, 2023)