История развития БПЛА

Александр Митрофанов 2
БПЛА - беспилотный летательный аппарат, а попросту «беспилотник» или «дрон» (от английского drone - трутень) - это летательный аппарат без экипажа на борту. Прогресс в развитии БПЛА – одно из важнейших достижений в современной авиации последних десятилетий.
БПЛА широко используются в военном деле для разведки, целеуказания, радиоэлектронной борьбы, нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и морским целям, что привело к значительным изменениям в тактике ведения боевых действий. Яркими примерами этого явились вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе и на Украине.
Беспилотники широко применяются и на «гражданке» для аэрофотосъемки, патрулирования, геодезических изысканий, мониторинга различных объектов и даже для доставки покупок на дом.
Согласно Правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, БПЛА определяется как «летательный аппарат, выполняющий полёт без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полёте автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов».
По классификации ведущей международной неправительственной организации UVS International, формирующей концепции сертификации, стандартизации регулирования полётов беспилотной техники, БПЛА подразделяются на:
• Микро- и мини-БПЛА ближнего радиуса действия - взлетная масса до 5 кг, дальность действия до 25 - 40 км;
• Легкие БПЛА малого радиуса действия - взлетная масса 5 - 50 кг, дальность действия 10 - 70 км;
• Легкие БПЛА среднего радиуса действия - взлетная масса 50 - 100 кг, дальность действия 70 - 150 (250) км;
• Средние БПЛА - взлетная масса 100 - 300 кг, дальность действия 150 - 1000 км;
• Средне-тяжелые БПЛА - взлетная масса 300 - 500 кг, дальность действия 70 - 300 км;
• Тяжелые БПЛА среднего радиуса действия - взлетная масса более 500 кг, дальность действия 70 - 300 км;
• Тяжелые БПЛА большой продолжительности полета - взлетная масса более 1500 кг, дальность действия около 1500 км;
• Беспилотные боевые самолеты (ББС) - взлетная масса более 500 кг, дальность около 1500 км.
Первым случаем применения «беспилотников» вероятно можно считать 1849 год, когда австрийцы применили против восставшей Венеции вооруженные бомбами воздушные шары. Шары запускались при подходящем ветре и над Венецией автоматически сбрасывались бомбы. За один час 10 станций выпускали почти сотню аэробомб.
Впервые радиоуправление «дроном», правда не воздушным, а водным , было разработано и применено на небольшом кораблике известным ученым и изобретателем Николой Тесла в 1899 году.
Во время Первой мировой войны в Германии, Великобритании и США велись работы по созданию первых БПЛА, но в боевых действиях они не использовались. Подобные работы велись в ряде стран и в межвоенный период. В сентябре 1924 года в США гидросамолёт Curtiss F-5L совершил первый целиком радиоуправляемый полёт, включавший взлёт, маневрирование и посадку на воду.
В 1933-1945 годах в Великобритании и США серийно строились радиоуправляемые самолеты-мишени для тренировки летчиков-истребителей и зенитчиков. Так, с 1941 по 1945 годы американская компания Radioplane произвела более 3800 БПЛА «Radioplane OQ-2».
В СССР в довоенный период велись работы над девятью проектами БПЛА. В 1933-1940 годах в ленинградском Научно-испытательном минно-торпедном институте (НИМТИ) разрабатывался «планер специального назначения» модификаций ПСН-1 и ПСН-2 (конструкторы Валк и Никитин).
Вооруженный двумя торпедами или взрывчаткой на внешней подвеске планер предполагалось доставлять в район применения бомбардировщиком ТБ-3. ПСН-2 предполагалось буксировать. За 30- 50 километров до цели ПСН отцеплялся, планировал и сбрасывал торпеду. Управление осуществлялось с самолета-носителя по инфракрасному лучу с помощью установки «Квант» с тремя инфракрасными прожекторами.
Первые четыре ПСНа построили в 1935 г. и летом 1936 г. начались летные испытания с подвеской под ТБ-3. В 1937-1938 гг. заказали небольшую серию ПСН, но в марте 1938 г. работы прекратили.
Велись и работы по переоборудованию ряда серийных самолетов в телеуправляемые. С 25 по 29 мая 1939 года на двух телемеханических ТБ-1 было осуществлено десять полётов, при которых под радиоуправлением с командного самолета или с наземного командного пункта выполняли взлет, наведение на цель, полет по коробочке, посадку. Управление с земли осуществлялось при удалении до 25 км, а с командного ТБ-1 - до 6 км.
Кроме того, проводились опыты по переделке ТБ-3 в радиоуправляемый бомбардировщик одноразового использования ТБ-3 «Бомба» с радиотелемеханической линией «Беркут-1». Для «Бомбы» был спроектирован боевой заряд огромной мощности. Он имел длину около 7 м, весил 6,2 т и размещался внутри фюзеляжа.
25 марта 1942 года имел место единственный случай боевого применения радиоуправляемого ТБ-3. ТБ-3 «Бомба» и командный ДБ-3Ф вылетели с аэродрома Внуково на уничтожение железнодорожного узла Вязьма. Взлет производился в пилотируемом режиме, так как опасались взрыва в случае отказа автоматики на заполненном техникой и войсками аэродроме.
После набора высоты и перевода в режим радиоуправления экипаж покинул самолёт на парашютах. Дальнейший полёт ТБ-3 «Бомба» контролировался с борта ДБ-3Ф. Выполнить боевую задачу не удалось: при подлёте к Вязьме антенна командного самолёта была повреждена осколками зенитного снаряда и неуправляемый ТБ-3 упал и взорвался в тылу немецких войск северо-восточнее Витебска. Второй экземпляр телемеханического ТБ-3 сгорел на аэродроме в Казани при взрыве боеприпасов на соседнем самолёте.
Бурный расцвет беспилотная авиация получила в годы Второй мировой войны. В бой вступали телеуправляемые самолеты, самолеты-снаряды Фау-1, бомбы и авиационные торпеды. Для управлении ими использовались радиокомандные, инфракрасные или телевизионные системы, а также автономные автоматические системы и управление по проводам.
Очередным этапом развития БПЛА стали годы «холодной войны». Во время войны в Корее США использовали шесть палубных истребителей F6F-5K «Хеллкэт», конвертированных в БПЛА, для бомбардировки объектов в КНДР, но эффективность оказалась слишком низкой.
С конца 50-х годов в США на основе реактивных беспилотных мишеней Ryan Firebee началась разработка разведывательных БПЛА Ryan Model 147A Fire Fly и Ryan Model 147B LIghtning Bug, производившихся в разных модификациях вплоть до начала XXI века. Использовались также БПЛА других типов, как реактивные, так и винтовые. Они совершали разведывательные полеты над КНР, Кубой, Вьетнамом, а также придавались командирам мотопехотной дивизии или полка.
В 1959 на вооружение кораблей ВМС США поступил первый БПЛА-вертолет Gyrodyne QH-50 DASH. Вооруженный торпедами или глубинными бомбами управляемый по радио с корабля вертолет предназначался для борьбы с подводными лодками. Всего было построено более 800 машин. Возлагаемых на него надежд БПЛА не оправдал и в 1969 году был снят с вооружения, хотя использовался японцами до 1977 года.
Разведывательные беспилотные летательные аппараты в больших количествах стали поступать на вооружение стран НАТО с середины 1970-х годов. Прежде всего, кроме США, это были армии Великобритании, ФРГ, Франции и Канады.
В 1970-х годах разведывательные БПЛА успешно использовались США в ходе вьетнамской войны. Во Вьетнаме проводились испытания по использованию БПЛА AQM34 и в ударном варианте для пусков ракет «воздух–воздух» по вьетнамским самолетам, сбросу бомб и пуску управляемых ракет Maverick. Проведенные испытания многоцелевых БПЛА в реальных боевых условиях были признаны успешными.
Начиная с 70-х годов Израиль разрабатывал и использовал разведывательные и ударные БПЛА в ходе вооруженных конфликтов с арабскими странами, а также поставлял их на экспорт, в том числе в США и Россию.
Созданием БПЛА-разведчиков занялись и в СССР. Первым таким аппаратом стал самолет Як-9В, переоборудованный в дистанционно пилотируемый аппарат дозиметрического контроля. Такие самолеты осуществляли дозиметрический контроль в атмосфере после проведении ядерных испытаний. С 1959 года начался серийный выпуск разведчика Як-25РВ, в двух вариантах – пилотируемом и беспилотном. Он находился на вооружении Советской Армии до начала 70-х годов.
В 1963 году на вооружение был принят Ла-17Р, разработанный КБ Лавочкина на основе самолета-мишени Ла-17М. Впоследствие был разработана усовершенствованная модификация Ла-17РМ. Аппарат оснащался фотоаппаратом, аппаратурой радиационной разведки и телекамерой. БПЛА состоял на вооружении до начала 70-х годов.
При полете на высоте до 900 м Ла-17Р был способен осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50-60 км от стартовой позиции, а с высоты 7000 м - объектов на удалении до 200 км. Скорость полёта составляла 680-885 км/ч, дальность действия - 260-400 км, практический потолок достигал 15 000 м.
В 1964-1991 годах на вооружении армии СССР состояли разведывательные БПЛА Ту-123 «Ястреб», Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж», созданные на базе мобильной ядерной сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия Ту-121 (эта программа была закрыта). Дальнейшим развитием «Рейса» стали Ту-243 «Рейс-Д» в 1980-х (выпущено более 30 единиц) и Ту-300 «Коршун» в 2000-х годах (работы заморожены).
Сверхзвуковой Ту-123 предназначался для фото-и радиоразведки на расстоянии до 3200 км, что позволяло перекрывать практически весь западноевропейский театр военных действий. Крейсерская скорость аппарата составляла 2700 км/ч, а высота полета достигала 22 800 м. Было построено 52 таких машины.
В 1979-1989 годах было выпущено 152 аппарата ТУ-141. «Стриж» предназначался для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии фронта (дальность полета 1000 км) с использованием фото- и инфракрасной аппаратуры, что позволяло использовать его при любых метеорологических условиях и в любое время суток.
После начала военных действий на востоке Украины в 2014 году была проведена модернизация находившихся на хранении украинских Ту-141, при этом они применяются ВСУ не только в разведывательном, но и в ударном варианте, в этом случае их оснащают зарядом взрывчатого вещества. 10 марта 2022 года один из таких «Стрижей» разбился в хорватской столице Загребе, пролетев незамеченным над Румынией, Венгрией и Хорватией («Стриж» вспомнил свои советские корни и полетел в идейно верном направлении - в сторону НАТО?)
В 1973-1989 годах было выпущено 950 аппаратов Ту-143. Предназначен для ведения тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе путём фото- и телеразведки, а также наблюдением за радиационной обстановкой. Практическая дальность действия составляет 180 км, высота полета - от 10 до 1000 м.
Эти БПЛА использовались в ходе военных действий в Афганистане (1979-1989), Сирией в Ливане и с 2014 года украинскими вооруженными силами.  Поставлялись в страны Варшавского договора, а также в Ирак и Сирию. Кроме Украины, вероятно все еще состоят на вооружении РФ и Белоруссии.
В начале 1980-х годов на вооружении Советской Армии находилось несколько тысяч беспилотников-разведчиков и постановщиков радиопомех. Один постановщик помех мог полностью парализовать всю систему связи мотопехотной или танковой бригады потенциального противника, а массированное использование этих беспилотников могло вывести из строя системы управления целых армий врага. Но к концу 1980-х годов количество воинских частей, вооруженных БПЛА, резко сократилось, а в 1996 году ликвидировали последнюю эскадрилью БПЛА российских ВВС.
В 1997 году на вооружение российской армии был принят первый тактический разведывательный БПЛА «Пчела-1Т» разработки ОКБ имени А.С. Яковлева, входящий в состав мобильного комплекса воздушной разведки «Строй-П». Это винтовой аппарат с поршневым двигателем, предназначенный для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. «Пчела-1Т» может вести разведку в радиусе 60 км при высоте полета 100-1000 м., продолжительность полета - до 2 часов. Еще до принятия на вооружение комплекс был успешно применен в ходе первой чеченской кампании и других операций на Северном Кавказе.
При изменении состава аппаратуры данный БПЛА может использоваться для постановки радиоэлектронных помех или в качестве воздушной мишени. Однако, комплекс уже в значительной мере устарел и не отвечает современным требованиям.
Однако, в целом, в годы Перестройки и после развала СССР развитие отечественных БПЛА резко затормозилось и далеко отстало от современных проектов таких аппаратов, в первую очередь ударных, в Израиле, США, КНР, Турции и ряде других стран. Особенно остро это проявилось в ходе военной операции в Грузии (2008 год) и Специальной военной операции на Донбассе и Украине (2022 год).
Огромный шаг вперед БПЛА совершили на рубеже 1990-х годов в результате развития систем связи и навигации, в первую очередь системы глобального позиционирования (GPS). Начиная с операции «Буря в пустыне» (1990-1991) США в широких масштабах применяли разведывательные и ударные дроны в ходе военных действий в Ираке, бывшей Югославии, Афганистане, Сирии, а также наносили удары по различным целям на территории Йемена, Пакистана и Сомали. В ходе войны в Ираке впервые люди сдавались в плен роботам - зафиксировано не менее 40 случаев, когда иракские солдаты, увидев БПЛА и опасаясь попасть под артиллерийский обстрел, начинали размахивать белыми полотнищами.
Если при президенте Обаме по территории Йемена, Пакистана и Сомали БПЛА нанесли 563 авиаудара, то только в 2016 году по территории Афганистана  дроны нанесли уже 1071 удар. Притом часто жертвами эих ударов становились невинные мирные жители.
Несомненный шагом вперед является создание в США палубного беспилотного самолета-заправщика «Boeing MQ-25 Stingray»(первый полет 19 сентября 2019 года, первая дозаправка в воздухе - июль 2021 г.). По проекту этот базирующийся на авианосце БПЛА может доставить 6800 литров топлива на расстояние до 930 км и обеспечить 4-6 заправок в воздухе, что позволит увеличить боевой радиус самолета F/A-18E/F Super Hornet с 830 до 1300 км.
Израиль широко использует свои беспилотники для атак палестинских и иранских вооруженных формирований в секторе Газа, Сирии и Ливане. Уже сегодня в израильских ВВС дроны совершают большее число боевых вылетов, чем пилотируемые самолеты, - они находятся на боевом дежурстве 24 часа в сутки. Израиль является монополистом на мировом рынке БПЛА, продавая их более чем в чем в пятьдесят стран (41% всех продаж).
В последние годы на арену вышли БПЛА турецкого производства - «Bayraktar TB2» и дроны других типов используются в Ливии, Сирии и на Украине, а ранее сыграли важную роль в победе азербайджанских вооруженных сил в Нагорном Карабахе.
В последние годы огромный скачок вперед в разработке, производстве и применении боевых дронов произошел в Иране. Они широко использовались хуситами в Йемене и для ударов по военным объектам и нефтеперерабатывающим предприятиям в Саудовской Аравии, а также иранским Корпусом стражей исламской революции в Сирии. Наиболее крупным является  разведывательно-ударный Shahed-149 со взлетной массой 3100 кг. БПЛА может находиться в воздухе до 35 часов, его дальность действия достигает 2000 км. Полезная нагрузка Shahed-149 достигает 500 кг, включая различное разведывательное оборудование и до 13 управляемых бомб.
Критическое отставание России в области беспилотников вынудило Минобороны принять экстренные меры, но, затратив в 2009-20010 годах на их разработку 5 млрд рублей, искомого результата так и не добились - ни один из представленных российской промышленностью беспилотных летательных аппаратов не выдержал программу испытаний.
Это вынудило Россию заключить в 2009 году с израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI) контракт на поставку разведывательных БПЛА. В следующем году российский«Оборонпром» создал совместное предприятие с IAI для производства БПЛА «Форпост» (израильский IAI Searcher) и «Застава» (IAI Bird Eye 400).
С середины 2021 года локализованная версия «Форпост-Р» приобрела ударные функции. При максимальной взлетной массе 500 килограмм беспилотник может нести авиационные средства поражения весом до 100 килограмм, такие как управляемые ракеты и корректируемые бомбы. Крейсерская скорость беспилотника - до 180 километров в час, максимальная продолжительность полета - 10 часов, практическая высота - до шести тысяч метров. «Форпост-Р» применялся в Сирии и в Спецоперации на Украине. В СМИ демонстрировались видео поражения украинской военной техники с высоты 3-4,5 тысяч метров.
В настоящее время самым массовым дроном Вооруженных сил России является многофункциональный «Орлан-10» отечественной разработки, поступивший на вооружение в 2011 году. В 2020 году начато серийное производство его усовершенствованного варианта «Орлан-30».
«Орлан-10» входит в состав системы управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ), благодаря чему может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки, БМП, машины ПВО), подключенными к ЕСУ ТЗ.
Продолжительность полёта -  до 16 часов, дальность - до 600 км. Так как полезная нагрузка БПЛА всего лишь 5 кг, то комплектация аппаратуры меняется в зависимости от намеченной задачи. Разные комплектации БПЛА позволяют вести наблюдение в оптическом и инфракрасном диапазоне, автоматически определять положения включённых GSM-телефонов, станций УКВ-связи, работающих РЛС. Средства РЭБ для «Орлана-10» могут выполнять глушение GSM-связи, а также простых GPS-приемников.
«Орлан-10» поставляется также на экспорт. Применялся в военных действиях на Донбассе, в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе и на Украине. В ходе Спецоперации используется и в ударном варианте Для этого на беспилотник подвешиваются четыре осколочно-фугасных боеприпаса. Один боеприпас поражает цели в радиусе 10 метров.
Осенью 2017 года на Черном море проводились опыты по использованию «Орлана-10» БПЛА с борта фрегата «Адмирал Эссен». Посадка на корабль осуществлялась путем захвата аппарата сетью, растянутой на установленных на вертолетной площадке опорах.
Кроме того, на вооружении вооруженных сил РФ находятся мини-беспилотники «Элерон-3СВ», а также работающие на средних и больших дальностях тяжелые тактические аппараты «Форпост-Р» и «Иноходец» (заводское наименование «Орион»).
Серийное производство «Иноходцев» компания «Кронштадт» начала только зимой 2022 года. В боевой обстановке впервые применен против бронетехники при штурме Мариуполя. Для нанесения удара был задействован ПТРК семейства «Корнет-Д», адаптированный специально для ударных дронов. Система управления и наведения ракеты - помехозащищенная автоматическая с телеориентированием в луче лазера.
В 2011 году компания «Сухой» начала разработку первого отечественного тяжелого ударного беспилотника С-70 «Охотник». Осенью 2012 года к работам присоединилась корпорация «МиГ». Первый полет БПЛА состоялся 7 августа 2019 года, при этом «Охотник» провел в воздухе около 30 минут. Его поставки ВКС намечены на 2024 год.
При массе аппарата 20 т полезная нагрузка достигает 2,8 т, скорость - около 1000 км/ч, высота полета - до 10 500 м, дальность - до 6 000 км. «Охотник» изготовлен по технологии «стелс». Предполагается возможность совместной работы одного или нескольких «Охотников» с истребителем Су-57 под управлением одного пилота.
В состав вооружения предположительно войдут:

• ракета класса «воздух-земля» Х-58 (с дальностью полета около 260 километров);
• дозвуковая маловысотная ракета X-35, предназначенную для морских целей;
• сверхзвуковая ракета X-74M2;
• до 8 корректируемых авиабомб КАБ-250.

В последние годы стали широко применяться беспилотники-камикадзе. Эти сравнительно дешевые аппараты могут без большого риска для своего персонала наносить серьезный ущерб противнику. На Украине ВСУ применяют поставленные США камикадзе Switchblade 600 для борьбы с танками и артиллерией и Switchblade 300 - для точечных ударов по личному составу. Армия РФ использует «КУБ-БЛА» и «Ланцет» производства ижевской компании ZALA AERO, которая входит в концерн «Калашников».
С сентября 2022 года вооруженные силы РФ, участвующие в СВО, начали широко применять дроны-камикадзе иранской разработки «Шахед-136» под названием «Герань-2» (вероятно производится по лицензии), которые быстро продемонстрировали свою эффективность в борьбе с украинской военными техникой и объектами.
Кроме БПЛА самолетного типа применяются также типа вертолетного, а наиболее широко - квадрокоптеры. Первый современный квадрокоптер был разработан в 2006 году. Эту машину представила немецкая фирма MikroKopter. Она была расчитана на профессионалов и стоила довольно дорого.
Со временем квадрокоптеры получили широкое распространение и стали общедоступными.Цена простейших из них составляет всего лишь несколько десятков долларов. Дальность полета наиболее продвинутых коптеров достигает нескольких десятков километров, высота полета - до 5 км, они могут находиться в воздухе до одного часа. Они оснащаются фото- тепловизионной или телевизионной камерами и лазерным дальномером-целеуказателем. Некоторые квадрокоптеры могут доставлять и сбрасывать на цель небольшие взрывные устройства. Так на выставке «Армия-2022» демонстрировался дрон, вооруженный шестью ручными гранатами Ф-1.
Управление в полете осуществляется по радио с операторского пульта, есть и автономные режимы работы. При использовании защищенных радиоканалов связи противник не сможет перехватить управление или определить точку старта. Армия РФ начала использовать такие дроны только в 2019 году. Сейчас квадрокоптеры широко используются всеми воюющими сторонами на Украине и в Новороссии. Отмечено применение миникоптеров при ведении боевых действий в помещениях.