История школы 1 города Усолье-Сибирского

Альфира Ткаченко
              История школы 1 города Усолье-Сибирского

                миниатюра

   1852 год. Село не большое, но уже начали строить школу. А вернее приходскую двуклассную гимназию 1. По материалам отдела Краеведения и Музея города она находится на ул. Ленина, 16а.
   Я и моя помощница, родственница, Альфия Абдрафикова, стали сомневаться в этом здании. Оно не имеет того размера, которое предназначено для обучения детей. Двуклассная приходская Гимназия имеет всего примерно 16-18 квадратов. Учительская находилась в пристрое. Но обучалось в ней примерно 100 детей из них 50 девочек.
   Я имею фото той школы 1, где училась моя мама. Здание большое. Дети на фоне школы 1, класс не маленький и учительница с ними. Позади школьников, видимо крыльцо. Насколько я знаю, такое здание было - татарской школы, впоследствии Дома Учителя, перенесенного на ул. Ленина в 60 годах, на территорию здания РОСТО. И мы начали спорить.
     Как вспоминает А.Абдрафикова, школа 1 начала строиться с 1890 года и была открыта для школьников в 1891 году. Находилась на ул. Ленина 9. Обозначалась, как мужское училище. Детей обучалось, как и в прежней двуклассной приходской гимназии,  примерно 100 из них 50 девочек. Теперь вы можете посмотреть, как выглядела школа 1 на фото, на котором класс моей мамы. Учеников 36 и учительница. В школе 1 было 4 класса, была учительская, коридор и даже туалет. Моя мама на фото в первом ряду, где дети стоят, по левую сторону от учительнице - 4. Здесь ей примерно 10 лет. Родилась она в 1929 году. Это фото 1939 года. Школы 1 просуществовала до 1957 года. Альфия Абдрафикова сама училась в школе 2. У нас еще есть свидетели тех лет.


05.11.2022 года.