Восьмой месяц - итоги и перспективы

Александр Русин
Восьмой месяц спецоперации стал вторым месяцем ограниченной войны России с НАТО на территории Украины.

Наступление ВСУ/НАТО, начавшееся в сентябре под Балаклеей, удалось затормозить только под Красным Лиманом, после того как был оставлен Изюм.

Долгое время сохранялась надежда, что Красный Лиман удастся удержать. Но не получилось. Пришлось оставить и восточную часть Купянска.

Два добровольческих батальона Барс при поддержке частей 20-й общевойсковой армии три недели с 10 по 30 сентября героически держали оборону под натиском превосходящих сил противника, но в конце-концов оказались в полукольце и под угрозой окружения были выведены из города.

В отступлении многие обвинили генерала Лапина, командовавшего обороной Красного Лимана, но вряд ли в этом именно его вина. Ситуация была объективно тяжелой и альтернативой отступлению было окружение и потеря гарнизона.

Всего за день до отвода войск из Красного Лимана в Кремле были подписаны договора о вхождении в состав России Донецкой и Луганской республик, Запорожской и Херсонской областей. Таким образом, Красный Лиман на момент отступления уже считался городом Российской Федерации и формально стал первым российским городом, захваченным врагом со времен Второй мировой.

Так начинался восьмой месяц спецоперации и второй месяц ограниченной войны с НАТО.

Вскоре последовала еще одна перегруппировка - на этот раз на херсонском направлении, где российские войска тоже были отведены на более удобные рубежи обороны с сокращением протяженности линии фронта. И тоже чтобы избежать окружения. Правда городов в этот раз оставлено не было, но небольших сел пришлось оставить десятка два.

Всё это стало результатом тех же проблем, с которыми российские войска столкнулись месяцем ранее на харьковском направлении - острый дефицит личного состава и плохо организованная оборона.

Но выводы были сделаны, в том числе организационные.

21 сентября для решения проблемы острого дефицита личного состава была объявлена мобилизация, а 8 октября назначен командующий СВО.

На 8-й месяц спецоперации (по существу войны) был назначен первый настоящий командующий. До этого единого командования не было, на каждом из направлений действовала группировка одного из округов со своим командованием.

Единым командующим СВО стал генерал армии Суровикин, авторитетный и опытный военачальник, назначение которого было встречено положительно в среде военкоров, военных экспертов и командиров подразделений.

Примечательно, что вскоре после назначения генерал Суровикин дал интервью. До него никто из командующих интервью не давал. В интервью генерал Суровикин охарактеризовал обстановку как напряженную и объявил, что будут приниматься все необходимые решения, вплоть до "самых сложных", не уточняя, что именно понимается под этим.

Вскоре началась эвакуация правобережья Херсонской области и города Херсона, которая породила слухи и опасения, будто Херсон готовятся сдавать.

Администрация Херсонской области не уставала заявлять, что город сдавать не планируется. Но эвакуация продолжалась ударными темпами и всем жителям правого берега и Херсона настойчиво рекомендовали перебраться на левый или вообще в другие регионы России.

Для желающих переехать в другой регион России насовсем решили даже выдавать сертификаты на приобретение нового жилья (18 кв.м на члена семьи, 30 кв.м на одинокого переселенца). Это решение было поддержано на уровне Госдумы и Правительства.

Столь активная эвакуация Херсона и правобережья Херсонской области привела к выводам, что командование ждет на данном направлении по-настоящему большое наступление ВСУ, претендующее на генеральное сражение всей войны, которое может дойти до самого Херсона и закончиться городскими боями, а то и вовсе отступлением за Днепр.

Но это были только гипотезы и опасения.

Весь месяц так и прошел в ожидании большого наступления ВСУ, которое до сих пор не началось.

Все действия ВСУ на херсонском направлении сводились к ежедневной разведке боем и попыткам нащупать слабое место российской обороны силами одной, реже двух БТГр (батальонной тактической группы).

Только один раз ВСУ организовали некое подобие наступления силами сразу трех БТГр, но оно закончилось большими потерями техники и личного состава и возвращением на исходные рубежи.

После того как в начале месяца российские войска отошли на более удобные рубежи обороны, линия фронта на данном направлении не менялась, все попытки ВСУ вклиниться в оборону российских войск были пресечены.

На других направлениях линия фронта тоже стабилизировалась и на протяжении месяца после отхода из Красного Лимана и Купянска почти не изменилась.

На некоторых участках российские войска, народная милиция и ЧВК Вагнер даже немного оттеснили противника и заняли некоторые из его опорных пунктов.

Продвижение было в Первомайском (рядом с Донецком и Авдеевкой). Освобождена большая часть этого населенного пункта, важного для дальнейшего наступления.

Небольшое продвижение было в Бахмуте (Артемовске) и Соледаре, где ЧВК Вагнер ведут бои в городской черте.

Под Купянском и Красным Лиманом после отступления в начале месяца российские войска тоже вернули под контроль некоторые позиции.

Под Угледаром российские войска и народная милиция провели неожиданную для многих (наверное и для ВСУ тоже) очень успешную атаку, в результате которой заняли большую часть Павловки - важного населенного пункта для развития наступления на данном направлении.

На рубежах под Сватово и Кременной, где российские войска заняли оборону после отступления из Красного Лимана, в течение месяца были оборудованы хорошо укрепленные позиции и все попытки ВСУ прощупать их, вклиниться в оборону и создать плацдарм для наступления потерпели неудачу, как и на херсонском направлении.

Таким образом, можно сделать вывод, что большое отступление российских войск, начавшееся в сентябре с провала обороны на харьковском направлении, закончилось, фронт стабилизировался на новых рубежах, которые российские войска удерживают вполне уверенно.

ВСУ не хватило сил и средств чтобы продолжить наступление, начавшееся на харьковском направлении.

Даже удерживать собственные позиции ВСУ становится всё сложнее, что показало продвижение российских войск, народной милиции и ЧВК Вагнер в Первомайском, Павловке, Бахмуте (Артемовске) и на некоторых других участках.

При этом ВСУ продолжают концентрировать крупные силы на направлении Сватово-Кременная, где по оценкам военкоров сосредоточено 6-7 БТГр (3000-4000 человек) и на херсонском направлении (до 30 тысяч), а значит опасность нового наступления ВСУ крупными силами по-прежнему сохраняется.

Одной из причин, по которой в октябре ВСУ так и не начали по-настоящему большого наступления на херсонском направлении, стали погодные условия. Дожди и начало распутицы стали естественным препятствием для наступательных действий.

Другой причиной, по которой наступление ВСУ остановилось, стали проблемы с нехваткой артиллерии и снарядов. Часть артиллерии была утрачена в ходе сентябрьского наступления или потеряна в артиллерийских дуэлях с российскими войсками. Часть вышла из строя по причинам износа. Часть осталась без снарядов, дефицит которых возник из-за того, что артиллерию для ВСУ поставляли разные страны и несмотря на единый 155-мм калибр стандарта НАТО не все артиллерийские системы совместимы, не все снаряды взаимозаменяемы. Тем более, что Украине передавалась артиллерия не только 155-мм калибра, но и других.

Большое разнообразие артиллерийских систем, оказавшихся на вооружении ВСУ привело к тому, что возник настоящий артиллерийский зоопарк, в котором "каждой твари по паре" и потому их очень сложно ремонтировать, обслуживать и обеспечивать снарядами. Полноценной рембазы для всего этого зоопарка на территории Украины, конечно же, нет. Производства снарядов стандарта НАТО на Украине нет тем более. А в ходе наступления и активных боев износ артиллерийских установок и расход снарядов очень большой.

Возникла и еще одна проблема - в ходе харьковского наступления ВСУ и подразделения наемников понесли очень ощутимые потери. Столкнувшись с крепкой российской обороной на новых рубежах, наемники начали отказываться идти в наступление первыми. Зафиксированы даже случаи открытых конфликтов и перестрелок между группами наемников и украинскими нацформированиями.

По сумме всех этих причин наступление ВСУ практически остановилось и организовать новое Киеву становится всё сложнее.

Одновременно с этим к российским войскам начало прибывать пополнение.

Объявленная в сентябре мобилизация продолжалась весь месяц и к концу октября была завершена. Набрано 300 тысяч резервистов в соответствии с планом. Большинство продолжает проходить обучение (переобучение) и боевое слаживание. 80 тысяч уже прибыли в зону СВО. Из них 40 тысяч в действующие подразделения и примерно столько же продолжают подготовку в учебных центрах Донбасса, в непосредственной близости от фронта.

Соотношение сил пока изменилось несущественно, но тенденция такова, что численность российских войск будет постоянно увеличиваться и когда все мобилизованные окажутся в действующих частях, общая численность сил СВО составит 500-600 тысяч, то есть вдвое больше, чем была в начале операции. И наступит паритет с ВСУ.

Поэтому если ВСУ не начнут в ближайшее время своё наступление, они потеряют превосходство в численности, а вместе с ним и всякие перспективы.

В октябре Киев активно применял террористическую тактику - устроил теракт на Крымском мосту, массированную атаку БПЛА/МБПА на корабли Черноморского флота и по данным Минобороны готовил ядерную провокацию с применением "грязной бомбы". И как обычно вел постоянные обстрелы городов.

Но ни одна из этих террористических атак не принесла Киеву большой пользы, скорее даже наоборот.

После теракта на Крымском мосту российские войска начали наносить массированные ежедневные удары по энергетической инфраструктуре Украины, результатом которых стали перебои с электричеством по всей стране, в том числе в самом Киеве.

Украина была вынуждена отказаться от экспорта электроэнергии в Европу и потеряла из-за этого достаточно существенный доход.

По всей стране возник дефицит электроэнергии, начались веерные отключения, остановка промышленных предприятий, перевод некоторых железнодорожных маршрутов с электрической тяги на дизельную. А также призывы населения к тотальной экономии электричества.

По оценке украинских властей потеряно от 30% до 50% энергетической инфраструктуры. Но самое главное - закончился запас оборудования для замены, а это значит, что восстановление энергетических объектов в ближайшей перспективе становится крайне затруднительным.

Остановка заводов, вызванная нехваткой электроэнергии, ограничивает возможности по ремонту военной техники, а перевод железных дорог на дизельную тягу снижает возможности по переброске техники и войск.

Фактор энергетики не сказывается на боевых действиях моментально, но постепенно он будет приводить к проблемам и снижению потенциала ВСУ.

Возможно это и привело к решению США увеличить контингент войск НАТО в Румынии.

На харьковском направлении уже отмечалось большое количество иностранных военных, в основном поляков, поэтому нельзя исключать, что на херсонском направлении скоро обнаружится много американцев. Других способов усилить ВСУ, кроме как скрытно вводить на Украину подразделения стран НАТО, у Запада нет. Собственных сил Украины для продолжения войны явно недостаточно.

Российским войскам пока тоже не хватает личного состава для наступления и возвращения оставленных ранее городов (Красный Лиман, Купянск, Изюм, Балаклея).

Но тенденция такова, что в ближайшие 2-3 недели у российских войск появятся возможности наступать. Если только на Украину не начнут вводиться действительно большие силы стран НАТО.

Это и является главным вопросом следующего месяца - решится ли Запад вводить на Украину собственные войска. Если да - насколько большие. Если нет - что иного придумают в Вашингтоне чтобы не допустить поражения Украины.

Наверное от этого и будет зависеть большое наступление ВСУ на Херсон. Без помощи войск НАТО это наступление почти наверняка обречено на провал, собственных сил у Киева явно недостаточно.

Решение, которое примут по обозначенным вопросам в Вашингтоне, отчасти будет зависеть от результатов промежуточных выборов в Конгресс, которые состоятся уже совсем скоро, 8 ноября.

Поэтому 9-й месяц спецоперации и он же 3-й месяц ограниченной войны России и НАТО на территории Украины обещает быть очень богатым на события.

Подытожим:

1. Фронт стабилизировался в начале месяца после того как российские войска оставили Красный Лиман, отошли к Кременной и Сватово. И заняли более удобные рубежи обороны на херсонском направлении.

2. Ожидавшегося большого наступления ВСУ на Херсон пока не началось, но оно по-прежнему ожидается, ведется активная подготовка, администрации и большая часть населения Херсона и правобережной части области эвакуированы.

3. ВСУ испытывают недостаток артиллерии и снарядов из-за износа и потерь в своем "артзоопарке". Наемники из-за больших потерь не желают идти в наступление первыми. После потерь в ходе харьковского наступления ВСУ испытывают заметную нехватку резервов.

4. Теракт на Крымском мосту и атака на корабли ЧФ ничего Киеву не дали, провокации с "грязной бомбой" не состоялось (если она вообще планировалась).

5. Массированные ежедневные удары по энергетической инфраструктуре привели к дефициту электроэнергии по всей Украине, это лишило Киев дохода от экспорта электричества в Европу и осложнило ремонт техники и снабжение войск.

6. Назначение командующего СВО и мобилизация дают результаты, порядка становится больше, личного состава тоже прибавляется, пополнение прибывает. Ситуация улучшается, но пока остается напряженной.

7. Внешнеполитическая ситуация остается прежней, между Россией и США (Западом) сохраняется неразрешимое противоречие во взглядах на будущий миропорядок, которое было обозначено Путиным, Боррелем и Блинкиным в своих выступлениях. Запад отступать не готов, а России отступать некуда. Смена премьер-министра Британии на данном этапе ничего не меняет. Поэтому война продолжается.

Перспективы:

1. На Херсонском направлении может состояться большое наступление ВСУ, претендующее на генеральное сражение всей войны, с самыми разными возможными исходами, от боев за Херсон до боев за Николаев. Но наступления может и не состояться, если Киев так и не соберет достаточно резервов, а страны НАТО не помогут своими войсками.

2. Может начаться наступление ВСУ на Сватово и Кременную - до "херсонского", после него, вместо или одновременно с ним. Возможны варианты.

3. Российские войска могут начать и наверняка начнут наступление на одном или нескольких участках - Угледар, Марьинка, Авдеевка, Бахмут, Соледар, Красный Лиман, Купянск.

4. В течение месяца в российские войска будет продолжать прибывать пополнение из мобилизованных, к концу месяца численность группировки российских войск и народной милиции составит 500-600 тысяч и установится паритет численности с ВСУ. Но при этом у российских войск будет большое превосходство в воздухе, артиллерии и тяжелом вооружении.

5. Удары по энергетической инфраструктуре Украины скорее всего продолжатся, но в меньшем объеме, чем в октябре. Добивать энергетику Украины российские войска наверное не станут по политическим причинам (отсутствие политического решения), стараясь поддерживать ее в "дефицитном" состоянии ограниченной работоспособности.

6. Возможно будут нанесены удары по объектам транспортной инфраструктуры и другим объектам двойного назначения.

7. Со стороны Киева и Вашингтона возможны самые разные теракты, диверсии и провокации, обусловленные проблемами на фронте.

8. В США пройдут промежуточные выборы в Конгресс, на которых республиканцы могут вернуть себе контроль над обеими палатами с далеко идущими последствиями для всей американской политики, а значит и для всего мира. По итогам выборов может существенно измениться уровень поддержки Украины со стороны США, но эффект скорее всего будет отложенным.

Предстоящий месяц обещает стать богатым на события. Главное чтобы эти события оказались позитивными.


05.11.2022