Ит. Танкист

Борис Креймер 3
       


      
                Алексей Андреевич Телепин заведовал маленькой котельной. Это была отдельно стоящая постройка, внутри которой располагался локомобиль. Этот передвижной паровой двигатель был очень похож на паровоз.  Я шутил, что наша котельная, это  копия музея  “Поезд Ленина”.

         Алексей Андреевич (АА далее) смеялся. Он вообще ценил шутку. И сам придумывал всякие смешные присказки и прибаутки. Мне нравились его ответы на частый вопрос.
         - Как здоровье? - спрашивали риторически, не ожидая ответа, а он отвечал:

         - Здоровье, как  молоко коровье!
         - Здоровье, как в лесу зимовье!
         - Здоровье, как асфальт в подмосковье!
         - Здоровье, как дерьмо коровье!

В зависимости от спрашивающего, настроения и
 других факторов, ответы были другими.

           Я смеялся, потому что смешно, но смысла найти не мог. А шутку иногда использовал, с разрешения самого автора. Поэтому отношения у нас были замечательные. Я шел в котельную, чтобы обговорить, нужные нам для опыта, параметры пара. Температуру, давление и пр.

         Но, подходя к двери, услышал внутри громкие голоса. Ругались АА и наш начальник. Я отступил на несколько шагов и занял позицию, с которой была видна дверь. Через две минуты выскочил начальник, махнул, досадуя рукой и пошел в сторону лаборатории. Я вошел в котельную.

         То, что я увидел, было зрелищем не для слабонервных. Лицо Алексея Андреевича стало землисто-серого цвета, но главное, оно было как бы повернуто  почти на 90°! Не голова наклонена, а лицо смещено и повернуто!

          Он глянул на меня, наши глаза встретились. Рукой показал на стул и сам сел на другой. Каким-то невероятным усилием воли он вернул лицо на место. Я это видел! Теперь он покраснел от напряжения, но лицо начало обретать обычный,знакомый вид.

         - Шеф уехал! Дня два его не будет! Сходи за пирожками, будем чай пить! Да не буду томить тебя, расскажу! - я послушно пошел в буфет.

          Понятно!  После нервотрепки ему надо выговориться! Я очень хотел узнать, что за кошка пробежала между хорошими мужиками. В буфет привезли наши любимые пирожки с повидлом и беляши. Я купил тех и других и вернулся в котельную. Чай уже был готов, чайник стоял на столе. АА пришел в себя.

         - Напугал тебя? Прости старика! ( ему было 65 лет) бывает! Хорошо, что редко! Это, если сильно  волнуюсь. Контроль теряю. - он разлил чай и мы приступили  к уничтожению пирожков.
Некоторое время мы ели, пили крепчайший чай, но молчали. Наконец  АА заговорил.

         - Ты знаешь, кто я в прошлом? - я знал, потому, что он мне рассказывал. Я кивнул.
         - Так вот! То, что ты видел, отдаленный результат контузии. - он сделал паузу, чтобы отрегулировать дыхание. Продолжил:
         - А контузию схлопотал по дурости. Да! - он посмотрел на меня. Убедился,что я впитываю каждое его слово и покачал головой.

         - Я тебе скажу, что большая часть подвигов совершается из-за чьей-то глупости, часто преступной, но это отдельная тема! - АА опять восстанавливал дыхание.
         - Это жестокая правда. Но моя контузия не по чьей-то, а по моей глупости. Положился на “авось”, поддался уговорам! - он занялся подготовкой следующего чайника.

         - Сейчас свежего чайку попьем и я расскажу историю, которой нет аналогов. - АА, по-моему, разволновался, я начал беспокоиться. Но ничего не случилось. Мы пили чай, АА  вспоминал.

             Рассказ АА Телепина
              ***********    *********

         *{Это произошло в самом конце войны. Конец апреля, первые дни мая. Германия. АА получил звание подполковника и командовал танковым полком. Полк был укомплектован новыми танками, пополнен людьми. Шла работа по освоению техники, обучению молодых солдат. АА командовал полком, в котором долго был зам командира.

         Боевых действий полк, в последние дни, не вел. Но разведка докладывала о наличии довольно крупных сил противника в радиусе 3-5 км. Поэтому боеготовность поддерживали. Танковый полк это больше 100 громадных машин.С вспомогательными и приданными, пехотными, саперными и другими подразделениями , это большое хозяйство.

         У АА был командирский танк. Экипаж состоял из его боевых товарищей, с которыми он воевал почти всю войну. Он поручил одному командиру взвода, старшему лейтенанту, проехаться на его танке по периметру “хозяйства”. Офицер с радостью согласился выполнить такую миссию. Это была разведка, а не экскурсия.

         Машину быстро подготовили и отправились выполнять задание. Дорога, по которой ехали, пролегала через густой лес. Выехали на поляну. Командир осмотрел в бинокль окрестности.   Увидел небольшую площадку, где можно было устроить засаду.

         Танк хорошо маскировался  в кустах. Через минуту они были на позиции. Дорога отлично просматривалась.
     - Командир! А чего мы здесь ждем? - тихо спросил  наводчик.
        - Дорога одна. Поглядим, кто по ней ездит! - ответил старлей.
         - Машина! Слева! - доложил наводчик.
         - Вижу! Держи на прицеле. Доедет, бей! - старлей командовал негромко, но внятно.

         Автоцистерна  “въехала” в прицел. Выстрел! Снаряд угодил в мотор. Машина загорелась. Взрыва не было. Значит, ехала пустая.
         - Заводи! Домой! - через час танк стоял у дома, где  жил АА.
         - Значит у них с топливом не ахти! Усилить охрану склада ГСМ! Заправщик без охраны чтобы не ездил! Могут попытаться отбить! - быстро распорядился АА.

         - Товарищ подполковник! Разрешите нам завтра там же засаду повторить! - попросил старлей. Он горячо доказывал, что никто не ожидает такого хода, поэтому риск невелик.
         - Хорошо! Но на рожон не лезть! - неохотно согласился АА.

         Засада и на второй день удалась! Разбили грузовик крытый. С чем,не определили. Помня  приказ, немедленно покинули убежище и поехали домой. Успех воодушевил танкистов. Старлей  предложил и на третий день повторить засаду на том же месте. Мало того он предложил и АА принять участие.

     - А что? Я за наводчика, еще не разучился! Поехали., товарищ комполка! И танк свой в деле проверите! - уговаривал старший лейтенант.
      - А немцы могут и встречу подготовить! - сомневался АА.
       - Врядли! Такого не бывает, чтобы третий раз на то же место приехали! Да и немцы уже не так рьяно воюют. - настаивал старлей. И уговорил!

         - Добро! Скажи наводчику, что ты со мной едешь! А он пусть в медсанчасть сходит. - решил вопрос АА.
         - Да он здоров, вроде! - удивился старлей.
         - Пассия у него там, докторша! - пояснил АА, добродушно смеясь.

         Танк занял позицию. Механик-водитель выскочил, добавил веток, осмотрел машину,  влез на свое место, закрыл люк. АА напротив, открыл люк, высунулся с биноклем, осмотрелся. В лесу было тихо. Слева на дороге показался грузовик. Он ехал медленно, с заметным креном. Видимо, скаты спущены.

         - Видишь! - обратился к старлею АА.
         -  Готов! - последовал краткий ответ.
         -  Огонь! - снаряд ударил в мотор, но машина продолжала движение.

         Пушку перезарядили. Но второй раз выстрелить не успели. По танку открыли огонь. Снаряд полыхнул взрывом  в нескольких метрах впереди. АА начал опускаться обратно в башню и уже закрывал за собой крышку люка.

         Оставались несколько сантиметров, когда снаряд чиркнул по крышке. Он едва задел ее, но крышка с силой захлопнулась, ударив АА по голове. Танковый шлем  уберег голову, спас жизнь. Оглушенный подполковник плюхнулся на место в беспомощном состоянии. Механик-водитель без команды завел двигатель и вывел танк на дорогу. По ним больше не стреляли.

         Отъехав подальше, старлей осмотрел АА. Подполковник не был ранен и начал приходить в сознание. Несколько глотков воды из фляги и он явно почувствовал себя лучше. Чувствуя вину за происшедшее, старлей предложил ехать в МСЧ,  но  АА отказался.
         
         - Ты себя не кори! Все живы, танк цел, порядок в танковых войсках. - успокаивал АА смущенного офицера.
         - Моя идея была! - сокрушался тот.
         -  Прекратить канючить! Наука всем будет! Никому не докладывать! А машину, видимо тросом тянули!  Подготовились! -  АА обрел свое обычное состояние.

         Мощный удар по голове, на счастье, не имел каких-либо отрицательных последствий. АА продолжал службу и уволился в запас через два  года.}*

         АА закончил рассказ. У меня возникло множество вопросов. Но я сдержался и не стал докучать.

         - Завтра приходи, поговорим! На вопросы твои отвечу. Да и обсудим кое-что! - я пожал руку АА, поблагодарил и попрощался.

         На следующий день я купил в нашем буфете слоеных пирожков и отправился в котельную. АА обрадовался, усадил меня.
         - Ты вовремя! Чай готов! -он разлил по  кружкам ароматный индийский.

         - После Вашего рассказа и нашей беседы  у меня полтысячи вопросов. - сообщил я.
         - И первый с чего мы с шефом сцепились? - АА посмотрел на меня, понял, что так и есть.
         - Он сказал, что из-за нашего “хиленького котелка”, не может начать серию опытов. Давления, якобы не хватит! - объяснил АА.

         - Так я шел к Вам по этим вопросам! - мне стало смешно и спокойно. Наш старый “котелок” легко мог дать и больше, чем планировал шеф.
         - Насчет подвигов не скажу, а нервотрепки по глупости часто устраивают! - констатировал я.

         - АА! Что же получается? Если  подвиги совершают из-за чьей-то глупости, то герои и героизм, это производные этой, “чьей-то глупости” или злого умысла?! - вернулся я к мысли, высказанной АА вчера.

         - Нет! Не всегда! Например, землетрясения,
  молнии, смерчи, ливни и другие стихийные явления. Они дел натворят, а человек подвиг совершает! - спокойно растолковал АА.

         - Нет! Герои и героизм, это от нашего воспитания, душевного устройства и генетики! Я сказал, что подвиги приходится совершать частенько из-за глупости. - АА посмотрел на меня, довольный ответом.

         - Здорово! Это надо запомнить! - мне тоже понравился ответ.
         - АА! Получается, что Вы единственный человек, которого снаряд ударил по голове?! - я опять переключился на другую тему.

         - Подначиваешь старика? - засмеялся он.
         - Впрочем, ты прав! Опосредованно если, получается так! Снаряд зацепил крышку люка, крышка ударила по голове, голова была моя! - он опять засмеялся.

          - А вчерашнее это последствия того удара, снарядом? - спросил я.
         - Думаю, да! Проявилось это недавно, года три назад. Жить особо не мешает, надо успеть понять, когда может случиться и подготовиться! - он встал,  я попрощался и пошел в лабораторию.

         На следующий день АА сам загоянул к нам, осмотрел паропровод и довольный сказал:
         - Поддадим пару! А ты в обед загляни, договорим, чайком побалуемся! - он показал на часы и ушел.
         - Заходи, мил человек,сделай одолжение! - у АА было отличное расположение духа.

         Обычно в таких случаях мой арсенал шуток пополнялся из кладовых АА. Я заготовил место для этого, уселся и спросил:

         - А электрик тут крутился, чего ему в котельной? - я недолюбливал нахального и глуповатого здоровяка.
          - Он про себя говорит, что в нем 120 кг. (КэГэ). Так я думаю, что из них 100 Кэ, а остальное… - я засмеялся. Смешно, правильно и шутка пригодится!
          - Он на мое место целится. Вот и шастает. -  пояснил АА.

         - АА а почему Вы ушли из армии? - я очень аккуратно подбирал слова.
         - Если бы ты не спросил, то я сам бы это  объяснил. Войну выиграли. Дальше служить мне было незачем. Перспектив стать генералом  я не видел, а подчиняться всяким, взявшимся невесть откуда, не хотел. - он подышал и продолжил:

         - В армию меня в сороковом призвали, с третьего курса института. Вот я и подал рапорт о желании завершить учебу. Попытались, ясно, отговорить, но я настоял и подписали, Через два с половиной года я получил диплом и назначение на один из оборонных заводов. - АА опять отдышался и закончил рассказ:

         - Работал на разных должностях.  На пенсию ушел в 62 года с должности зам директора завода. Вот так , брат! - он  хлопнул  ладонями по коленям.
      
         Мне посчастливилось работать со многими очень интересными людьми. Алексей Андреевич Телепин, несомненно, один из них.