Сасан- история и значение имени

Аксарин Седрединов
Во времена Парфянского царства и даже после его падения, Иран был разделен на 80 -мелких царств.
С этим и был связан словосочетание как "Царь царей" то есть "Шахин-шах". Царь над всеми царями и т.д. Сасан был жрецом в храме Анахит, в одном из таких мальенких  царстве Эстахрэ/Истахре.
Сасан или Шашан на диалекте Пехлеви-это северо-восточный диалект иранцев. Иранцы и сейчас называют чеченцев -Сасан или Шашан . А термин Анахит имеет  значение в прямом переводе как -"Храм Нахов и не нахов".Слово "Ан"на ср.иранском
означает не Иран. Кто такой жрец в древнем Иране?
Это были религиозные деятели, они были ученными
и философами  своего времени. К ним часто обращались правители всех уровней и т.д.
 Сасана местное население знали как иностранца то ли с Запада толи с Востока .Отца его звали Вахафриз.
Сам Сасан был женат на дочери Правителя Парса
(южный  область Ирана),Гончихра из рода
Барзангидов. Древний род   Барзангидов  - это выходцы из Кавказских Барзов которые мигрировали суда из Албании. Большая часть их мигрировали суда и здесь современнем ассимилировались с иранцами и т.д.
Племя под таким названием мы находим  в списке
Кавказских Албан. Проживали на территории Каспиана.
Сасан своего сына Папака женит на дочери Албанского царя Какаса. Таким образом ученый Сасан создает тройственный союз дальных родственников как: с севере Албания, на юге Парсы,и в центре Сасаниды. После того как у Папака рождается сын он внезапно исчезает на всегда ,
больше его никто не видел. Заметте еще одно обстоятельство, что Сасан своего сына именует так же  как и себя по дедовским обычиям -Папак,        (Па-па-к).Эти имена собственные как: Сасан,Папак,Какас и т.д. имеют Кавказские корни,
они образуются путем повторения корня слова дважды.То есть образованием формы множественного числа повторением данного корня.
Характерная особенность нахских и лезгинских языков.Мужское имя Сасан образованна именно
таким образом.
На счёт самой территории древнего Ирана.
При  Шапуре-1. (239-272гг.),в состав Сасанидов вошла Армения, Хоросан, Северо-Запад
Месопотамии, которая и стала Центральной областью Державы Сасанидов. Далее территория географически была разделена на четыре части как:
Запад,Восток,Север,и Юг ,со своими названиями  как,Северная часть- Капкох (Кавказ),и Южная
Атурпатекан и т.д.В Северных частях Ирана(Эрана),
"Сасаны"были кастой воинов-коневодов.
У персов военную касту наемников из числа Алан и Нахов с восточного Кавказа именовали "Сасан".
Вполне вероятно ,что родители Сасана имели отношения к военной касте  воинов -коневодов.
Предположительно из большой Албанской племени Касов ,Каспи,Каспиана. Из всех Албанских племен больше всех лошадьми  занимались Каспи.
Культура народов Ирана и Албании имели много общего. Многие племена и народы Кавказских   Албан  на протяжения веков здесь ассимилировались.
Между царями Ирана и Албании были десятки случаев династических связей. Во многих случая
Албанские конные -дружины всегда выступали на
стороне Ирана, когда как Грузия и Армения выступала на стороне Рима или Византии.
Однако вернемся к имени - Сасан.
На Кавказе она может звучат в разных формах произношения как: Сасан,Шашан,Чечен,Цацан.
Какова же этимология данного  имени?
Эта длинная история .Мы здесь насчитали около 11
самых различных версии и предположении.
Останавливается на них не будем, конечно в некоторых из них были рациональные зерна .
Более подробно про этноним "Чечен" (См.на Проза.
ру в моем редакции. Краткая история Нахов и Лезгинс древнейших времен.2017.с.301-310.)
Здесь же мы остановимся на некоторых моментах
касательно нашей темы.
*Вагапов Я.С. ученый -лингвист писал ,что "Сасан"мог образоваться от слова "Са"- душа, душа человека, и "Са",свет.
*Вагапов Арби Джамалович.Чеченский ученый -лингвист(1951г.р.),кандидат филологических наук.
Он в свое время писал ,что"Этимология слова "чеченец"означает "красивый".Скажем так оба Вагаповы  достаточно близко подошли к истине однако не дошли до конца...
Арби Вагапов так же  упоминает, что разные народы
произносят данный этноним по разному как:
Иранцы - Сасан.
Кабардинцы - Шешен.
Лезгины  - Чечен.
Осетины - Цацан.
Аварцы - Чачан/Шашан.
И  так у  нас  имеется  различные формы произношения одного и того же слова как:
Сасан,Шашан,Чечен ,Цацан.Что же здесь первичное?
Первичное здесь  Огонь- Цацан (Ца,Ц1а,Ц1ай).
А это относится к бронзовому веку на Кавказе и далее к кузнечным дел мастерам .Многие тухумы чеченцев и сегодня носят названия металлургов и кузнецов ,к стати сами того не зная. Вот некоторые имена как:Ц1хъарой,Хъарачой,Пхъарчой,Ялхъарой,
и др.Слово "Хъар и есть 2-х ярусный печь для выплавки металла и т.д.
В чеченском языке сохранился данный этноним ?
Конечно да. Она сохранилась в Чемберлоевском
(Ч1емберло) ,диалекте чеченского языка.(как говорят он самый древный).
(как : цаца, цацахой, цацанхой и т.д).
Теперь не сколько слов о Кольчуге и Панцире:
*Кольчуга-это один из самых древних доспехов древних воинов как металлическая рубаха.
Кольчуга на чеченском языке-"цаца,ца-ца-н,ц1а-ц1а".
*Панцир- тоже относится к древним доспехов.
(к 1300г до н.э.).на чеченском языке это "чёч,чеча.
Люди носящие панцирные доспехи и есть "чечан" ,
"чечено",которое далее превратился уже в более отшлифованный вид - чечен и др.формы и т.д.
Коротко вот куда идут корни данного этнонима.
Что касается авторов Я.С.Вагапова и его  предположения ,что она мог образоваться от чеч.слова "са"-душа, в переносном смысле она суда подходит как"доспехи сохраняет душу и тела".
А.Д. Вагапов."Красивый"по форме одежды...то и    здесь в переносном смысле она подходит к нашему
этнониму как нельзя лучше: красивые, изящные, блестящие доспехи и т.д.
Этимология слова Чечен - дословно означает и переводится как"Люди ,носящие доспехи".Мы склоны считать что это и есть истина.
На этом я бы хотел закончить. Всего Вам хорошего!

Источники:
К.Х.Акимов Словарь.Лезги-урус гафарган.
Махачкала.2017.
Династические связи   Ирана и К. Албан. ст. на
Проза .ру. Аксарин Седрединов. 2022г.
А.Д.Вагапов. Этимология слова "Чечен"(Злект.верс.)
2011г.
Амина Ангуни."Государственность народа Нохчи".
Грозный.2013.
А.К.Седрединов .Краткая история Нахов и Лезгин с древнейших времен до присоединения к России.
Махачкала.2017. С.301-310.