Из походного дневника - 9-9. Полярка

Сергей Романов 4
НА "ПЯТЁРКУ" ВТРОЁМ

21.04.90. Суббота. День пятнадцатый.
Отночевали хорошо. Ветер к утру стих. Но небо обложило тугими, снеговыми тучами. И, действительно, уже просыпался первый крупичатый снежок. Ждём продолжения. Сегодня – кровь из носу! –  мы должны попасть на озеро Тиз-неза-то.

5.25 – 5.55. (30 мин). Шли пешком и за полчаса вылезли на склон горы откуда просматривается весь наш дальнейший путь. Идёт не густой снег. Видимость 2-3 км. Ветер до 5 м/сек. Тепло. К сожалению, крайне мало снега под ногами. Одни камни. Бедные наши торпедки!

6.15 – 6.45. (30 мин). Огибая гору, где по снегу, где по тундре чуть припудренной утренней «крупой» неожиданно легко спустились на полку неведомой долины.  Впереди виднеется некая незакартированная «балда», типа кекура. Что за «балда» – не знаю.

7.15 --  7.40. (25 мин) Почти спустились в долину. Часть склона оказалась довольно крутой. Коля проелозил на пузе по снежнику метров 20.
«Перед моими глазами промелькнула вся моя жизнь!» – заявил герой по окончании спуска. Отсюда можно уже и на лыжах. Но пёхом надёжнее. Не успели двинуться, как через сто метров небольшой поворот, а за ним сидят два толстых смешных зайца при куче оленьих рогов.  И, конечно, мы снова  начали личную «сувениризацию». Я тоже ухватил симпатичинку. Погода повеселела. Сквозь тучи временами проглядывает солнышко, Снег прекратился. Шаловливо пробегают ветерки. Температура около ноля либо минус единицы.

8.35 – 9.10. (35 мин). Спустились в долину окончательно по какой-то ложбине, повернули налево и сходу опять очутились на каком-то водораздельчике, с которого нам опять вверх! И когда мы только обогнём Хууту эту чёртову! Стоило мне вчера в долине Малой Хууты начать обходить горы не слева, а справа,  как всё полетело к чёрту! Радует одно – мы  в карте.

9.30 – 9.55. (25 мин). Перешли долину и начали подъём на боковой хребтик, за которым, я предполагаю, спуск к перевалу Вездеходный.

10.15 – 10.45. (30 мин). Боком, боком, будто крабы траверсировали отрог Хууты Саурея.и сидим в виду перевала Вездеходный. Сбоку – круто. С этими малорослыми горками, с постоянными подъёмами и спусками, мы на этом маршруте «норму» по перевальчикам и перелазам (и тягунам!) перевыполнили с лихвой.
На переходе было жарковато. Но как только сели,  прямо в лицо и в грудь дунул ТАКОЙ прохладно-приятный ветерок, что просто З-А-М-Е-Ч-А-Т-Е-Л-Ь-Н-О!
Сейчас начнём спускаться в долину Малой Хууты, берущей начало из-под Вездеходного. И  у первой воды встанем на обед.

14.55 – 15.35. (40 мин). На обед встали в 11.10. Место неплохое, с водой. Правда, Коля на сей раз оплошал. Забыл положить «удобрения» (оротат калия) в кипяток. Сразу же бросил заварку, но маловато. А надо было сначала отлить кипяточку для молока.  В итоге получилась молочная бурда. Правда, горячая, что было, то было. Но  удовольствие было испорчено. Однако, перекусили, энергия пошла по жилочкам. Я починил свою торпедку, раздавленную моей же ногой ещё утром. Стянул ей задок медной проволокой, стала, как молодая.

Пока дремали, с гор сорвался ветер и преяростный! Мы было пошли, но двигаться было НЕВОЗМОЖНО. Ветер норовил уронить на каждом шаге. Значит, в порывах было до 25 м/сек – ТОЧНО. Пришлось встать к нему «как положено на Полярке», задраиться поплотнее, опустить голову, упереться обеими палками, выдвинуть одну ногу вперед и буквально лечь на яростный поток  всем телом. Сдувало нещадно! Хорошо, что температура была около нуля.  Мы стояли и ждали, ветер не унимался, а напротив свирепел с каждой секундой. Дело дошло до того, что стало срывать верхний слой снега. Мокрого, зернистого, тяжёлого. Если такой «картечью ударит в «морду лица» – ой-ё-ёй будет! Я попытался снять ребят и даже сделал один кадр, но вынужден был отказаться и побыстрее встать в позу «бодающего барана», И забыл затянуть тесёмки капюшона. Его тут же  сорвало, а шапочку мою, толстую, многослойную стало продувать так, будто её и не было на мне.  И закружилась голова… А затем пришло время бунта вещей. Точнее одной вещи, но какой! В самый яростный момент у меня начала отстёгиваться левая лыжа. Любимая, «авианосная». Ну что ты тут скажешь?!  Я пять раз нагибался  и в диких струях ветра и в ледяной крупе позёмки, рискуя потерять равновесие, поправлял крепление. Наконец до меня ДОШЛО, что это ОНА просит действием, чтобы я передвинул дужку на ВТОРУЮ дырочку! И когда я выполнил ЕЁ просьбу (а может мечту?), всё встало по уму, как и должно было быть, и крепление теперь, как влитое.

Продолжалось ветровое «удовольствие» минут 10-12. Наконец ветер поутих, и мы свалились в долину. А она вся в гигантских, бетонной крепости застругах от края и до края. А нам надо по ней вверх идти. Идём, корячимся, а впереди – белая стена. У меня сердце так и упало –  неужели опять придётся вверх карабкаться? Но постепенно, постепенно справа впереди обозначилось понижение, перешедшее, наконец, в плавный провал в хребте. Действительно, перевал  ВЕЗДЕходный и полностью заснеженный. «Ура!» – крикнуло моё сердце. Остановились передохнуть. Костя достал кусок своего противоветрового полиэтилена и стал накидывать на плечи, да неловко, и не удержал. Ветерок достаточно изрядный тянул  по долине, но после натиска там, наверху, мы его почти не замечали.  А он – «заметил». И вырвал из рук и потащил, потащил... Ушёл ёщё один незаменимый элемент снаряжа полярника за горы Уральские, в сторону Ледовитого океана. Красиво ушёл. Улетел по ветру.

16.05 – 16.30. (25 мин). Зашли на перевал. А это, оказывается, НЕ Вездеходный  Увы… Чёртовы карты и моё самомнение! Третий день лазаем. Сегодня третий перевал берём, а где находимся один чёрт знает! И ЭТО в КАРТЕ!

22.04.90. Воскресенье. День шестнадцатый.
6.30 – 7.25. (55 мин). Спустились в долину реки Большая Хуута.
О боже! Мы ДВА дня ходили вокруг ОДНОЙ горы! Это мне наказание за самонадеянность.

НЕ ГОРДИСЬ, ЧТО ЗНАЕШЬ РАЙОН!
ГОРДЫНЯ  ПАГУБНА!
И НЕ ВЫХОДИ  ИЗ  КАРТЫ, ГЛУПЕЦ!

Ночью взнялся ОЧЕНЬ сильный ветер. В 24.06 рухнула стенка. Был аврал, Поправили.

Утром пошли было на запад. Но ветер просто не давал идти. 20 м/сек – СТАБИЛЬНО! Очень часто – усиливался до 25 м/сек. А один раз дунуло и посильней, наверное, под 30 метров, потому что  Коня сбило с ног. А у меня из-под ЗАТЯНУТЫХ ремней рюка вырвало и унесло навсегда в «мировое пространство» защитный кусок полиэтилена. (Теперь мы все трое лишились этих столь важных, особенно при остановках, «попонок»). Поэтому мы подвернули по ветру и спускались, жёстко зарубаясь палками. А когда сошли, тут-то я и признал знакомые места. Были мы уже здесь,  третьего дня, проходили!

7.40 – 8.20. (30 мин). Шли, где по снегу, где по голой тундре, где по наледям. Ветер всё время под 20 м/сек. Хорошо, что хоть довольно тёплый. Утомительно, однако, постоянно колебаться  под  ветровыми рывками на передыхах. Идём среди мягких низкорослых, бесчисленных холмов уральского предгорья.

8.25 – 8.40. (25 мин).  Дует – дико! Пёрли пешком по грязи и болотинам голой, мокрой тундры. Вот уж СОКРОВЕННАЯ МЕЧТА туриста-лыжника!

Да, я крепко наказан за свою самонадеянность! Сегодня, по плану, мы должны были «бечь» на Константинов камень. А мы не дошли ещё и до стартовой точки этого броска на север, на границу Полярного Урала. Придётся что-то выбирать: или Камень или Оче-нырд

8.50 – 9.10. (20 мин). Идём левым бортом, забирая к притоку  Б. Харуты. Дует по-прежнему жёстко. Это классическая низовая пурга. Несёт даже тяжёлую ледяную зернь и мокрые, полусгнившие  прошлогодние листья, похожие на гигантские снеговые хлопья черного цвета.

Сегодня ночью, после аврала приснился короткий но очень яркий сон, будто мы с Витей Шустиковым на берегу озера Хадата копаем  полярную родиолу розовую, четырёхгранную. И ёё много-много! Но как только она появляется из земли, оказывается, что это простая рязанская жёлтая репа.

9.20 – 9.40. (20 мин) Завернули в долину притока. Ветер прежней силы. Идти трудно. Быстро выматывает.

Господи! Какой же сегодня ВЕТЕР! По шкале Бофорта, это, безусловно, – ШТОРМ. Но какой удивительный и нестандартный шторм! При всём том, что он может сбить с ног человека и покалечить, его сущность – ТЕПЛОТА  бешено свистящих струй. Это тёплый-тёплый шторм! А поскольку тундра почти бесснежна, это ещё и  ПРОЗРАЧНЫЙ шторм. Видимость НЕОГРАНИЧЕННАЯ! Дали чисты, ясны и бездонны. Это-то и сбивает. Как-то не привыкли мы считаться просто с ветром, если он столь тёплый и прозрачный. Мы непременно ставим его в связь с ВИДИМОСТЬЮ. А она сегодня, повторяю, – миллион на миллион! Вот, субъективно, и кажется, что НАДО идти. И мы идём, выдыхаясь за 20 минут, А надо при таком ветре лежать в палатке за двойной стенкой и …спать.

13.45. Господи! Сбылась мечта  «известных персонажей» – ПУРГУЕМ! При синейшем небе и солнце в полнебосвода.

В 12.30 был готов лагерь. Намучались со стенкой до головокружения, Снег  рыхлый, мокрый, льдистый. Вроде бы лепной, но крупное зерно никак не хотело лепиться к такому же. Но в конце- концов осилили. С генеральных румбов даже двойную. Поблизости целое озерцо воды, которую ветер чуть не выплёскивает из низких берегов, а водяную пыль вздымает  непрерывно. У меня  ветер попытался унести: сначала маленькую кастрюлю, потом крышку от большой, а напоследок – ёршик. Всё это уже шевелилось и двигалось, но бдительный герой-начальник (он же дежурный), вовремя заметил и пресёк.

(продолжение следует)