Через город Тотьму и леса...

Елена Жиляева
(Побродяжинка северная. Часть 1)

Всю пройду дороженьку до Устюга
Через город Тотьму и леса...

Николай Рубцов

*
Храмы в той северной стороне – неземное чудо.
 
В иных местах, когда идёшь по холмистой местности, храм нет-нет да появится на урезе земли и неба. И о нём мечтаешь, пока стремишься вперёд и не видишь, пока он скрывается за дальним холмом.

Но равнина – иное дело. Там храмы уютятся, таясь до последнего мгновения – до самой встречи. Шагаешь долго по однообразной скучной дороге между заборами и садами, думая о своём. Минуешь очередной поворот и – ах! – заборы и сады расступаются, а перед глазами встаёт в полный рост белопенное чудо, иногда розовое или цвета морозного неба.

И чем оно долгожданнее, тем больший восторг испытываешь. Останавливаешься – от неожиданности и внезапной радости. Потом накатывает то, что называли в старину умилением. Умиление случается до слёз, – может быть, идущих и от усталости, и от долгого пути. Но больше – от счастья, оттого, что вот, привёл Господь увидеть эту неземную красоту, переполнившую века назад душу зодчего и отпущенную им на волю.

*
Не то ведь в большом городе. Сколько в Москве удивительных по красоте храмов! Но закрыты они коробками зданий, вытеснены на задворки, как например, храм Архистратига Михаила в Овчинниках, – храм XVII века, который не просто утеснили министерские здания, но спрятали от глаз, загнали в угол двора, осквернив и уничтожив погост вокруг него. Не многим и ведомо, что внутри столь неприглядного строения ХХ века сохранилось, как чистое сердечко, светлое творение.

*
Храмы в Тотьме стоят открыто: их не закрывают многоэтажные постройки, и полуразвалившаяся хибарка выглядит трогательно на их фоне. Но равнинная дорога от автовокзала Тотьмы не позволяет восторгу настигнуть путника преждевременно. На подъезде к городу уже было видение справа от дороги заброшенного храма Воскресения Христова – притягательного, к нему я пыталась потом вернуться, но завязла в картофельных грядках и была изгнана из частных владений суровыми охранниками, облаявшими меня на подступах к храму.

Северные храмы – удивительные создания, принадлежащие высокой древней русской архитектуре. Наблюдая беспомощность современных архитектурных «самовыражений», встающих рядом с этими исполинами духа, только диву даёшься, что исконное богатство оставило равнодушными тех, кто призван его сохранять и пополнять.
Сколько вершин может быть у архитектурного стиля? Думается, столько, столько талантов творит его. Такие таланты в Тотьме были, этому остались доказательства.

Если вовремя свернуть с дороги от автовокзала, то выйдешь к действующей церкви Рождества Христова. Она встретит, изумит, обрадует. Сердце будет ещё ликовать от встречи, а взору откроется новая вершина – церковь Входа в Иерусалим. Этот храм-корабль, как и Рождественский, принадлежит «тотемскому барокко» – разновидности северного барокко.

После этих встреч рождается сокровенный вопрос: откуда в строгости воспитанные северной природой люди вдруг взяли такое истое вдохновение, чтобы создать из своей, неизвестно как появившейся идеальной мечты неземное чудо на земле? Эта суровая и скудная земля скупа на дары людям, – материальные, но не духовные, – становится здесь очевидным.


На фотографии - церковь Рождества Христова. 1746-1793. Фото автора. 2017 г.