До Усть-Рек 12

Николай Валентинов
Через несколько поворотов появляются крыши на высоком угоре. Керга. Вроде как две деревни у нас от чуди остались: Вадюга да Керга. По крайней мере П.А.Худяков утверждает: 
"...Новогородцы притесняли и не раз нападали на чудь, про¬живающую в деревне Керга, но эта чудь была сильна и много¬численна, и в конце концов выстояла и осталась жить в своей вотчине… Жительница деревни Горка Вера Васильевна Артемьева 1895 года рождения по моей просьбе рассказала своей дочери Евге¬нии Кузнецовой, что у них в родной деревне Керга ранее было три семьи от белоглазой чуди, но теперь эти семьи, их род вывелся….". 
            Керга – деревня старинная. Нынешнее ее местоположение, уже третье, что на памяти осталось. Про то мне рассказывал покойный Геннадий Иванович Романов, уроженец Керги. Первая стояла где то ниже по течению, около устья Куглюги. Выгорела полностью. Переселилась Керга в другое место. Немного пониже того места, где сейчас на берегу дачи стоят – Вторая Керга. Ее весной смыло. В память той трагедии озеро за рекой, староречье Корень. На узком месте река круто в обратную сторону поворачивала. Весной лед пошел и ночью встал в том крутом повороте большой затор. Вода поднялась резко и затопила деревню. Много народу тогда потонуло в ледяной воде. Подтверждает и Ада Александровна Селянинова в своей книге про Кергу "Простые рассказы". Помнит она, как находили в реке человеческие кости и черепа. После того и переселили деревню на нынешний высокий угор.
Большая была деревня. И.И.Томский в 1921 году отмечает:
"…Керга – первая деревня в верховье р.Пинеги насчитывает 61 дом с 534 едоками. Народная память обитателей д.Керга считает потомками первонасельников этого края – чуди. Рассказывают, что первыми колонизаторами края были Новгородцы, которые вступали с чудью в сражения. Сохранилось даже предание, что такое сражение происходило в местечке Мужиково в верху Пинеги. Керга относится к Горковской вол., до центра которой от Керги 12 верст…".
Нынче деревня стоит пустая. В 60-х годах, при укрупнении колхозов признали ее не перспективной. Насильно с места не сгоняли. Но убрали из деревни школу, магазин… Нет электричества. Понемногу жители и перебрались в другие деревни и поселки. Многие переехали в ближайший лесозаготовительный посёлок Ламбас. Кто то в Согру. Но держаться Кержане друг за друга. И в Иван-день, Керговский праздник, деревня многолюдна. Ну конечно не так, как столетие назад:
П.А.Худяков "Бывало – живало":
 "…Лето 1921 года. В Керге престольный праздник Иванов день. К этому знаменательному дню все жители деревни, кто как мог, готовились — пекли рыбные пироги, варили на правах складчины в больших медных котлах домашнее пиво. На праздник собрались люди со всех деревень волости. И сегодня все улицы запружены народом.
Девушки-невесты — сарчеменки, керашанки, боровлянки, согрянки и так далее — от каждой деревни наособицу, в ярких, отливающих всеми цветами радуги шелковых сарафанах и шалюшках, приносивших в свое время радость и красоту не одному поколению бабушек, схватившись за руки, стройными колоннами прогуливаются взад и вперед по улице, как на смотринах. За ними — беспорядочные толпы парней с гармонями, песнями... По обеим сторонам улицы стоят пожилые бабы, мужики. Они уже плотно поели, попили у своих родственников и теперь пребываю в самом благодушном, праздничном настроении, вспоминая свою молодость, рассматривая невест, женихов. Судят, рядят, прикидывают...
С восходом солнышка все живое — молодые, старые — по сложившейся исстари традиции устремляются  в лес. На облюбованной поляне, сухой боровине, а то и просто на обочине дороги девушки, как тетерки на току рассаживаются. Подходят парни,  родственники женихов и невест, и начинается торг —сватовство. Перед страдой много парней, иногда едва достигнув совершеннолетия, женится: в хозяйстве нужна работница…".
Трудолюбие кержан характеризуют жернова мельницы, что лежат рядом с деревенской часовенкой. Громадные, каменные, вырубленные из цельного куска гранита. Николай Иванович Шарапов, нынешний хранитель Керги, вытащил их трактором из речки Куглюга, где стояла мельница и перетащил на почетное место к часовне. Историю про мельницу и жернова рассказывала мне пожилая женщина в Ламбасе, уроженка Керги. Как порешили и как мельницу строили. Как мужики долго искали подходящего размера камни для жерновов. Нашли где то в верховье Пинеги, кажется даже по речке Белая. Как вытаскивали и выплавляли рекой те камни до деревни. И как потом долотами да зубилами вырубали из твердого гранита громадные диски. Это вам не мяконькие малахиты, с которыми работали уральские мастера-камнерезы.

Про керговских колдунов рассказывает в своих воспоминаниях Платон Алексеевич Худяков. Упоминает он колдуна по прозвищу Васька Шур и колдуна Кошелева. Глава "Последний из Могикан". Описывает и поединок между колдунами на деревенской свадьбе, с переменным успехом. Геннадий Иванович Романов, года рождения предвоенного, рассказывал:
- Имя Васька Шур я слышал. Но кто такой и чем запомнился – не знаю. Колдун был? Может быть… Вот про Кошелева слышал. Сильный колдун был. Но Чередов был сильнее. Силу колдовскую он взял… (тут Геннадий Иванович рассказывает несколько подробностей приобретения колдовской силы, из гуманных соображений я их опущу). Но самым сильным колдуном был старик Амосов. Я маленьким был, но немного его запомнил. Таким сильным, что мог дорогу у мельницы закрыть даже из дома не выходя. Перед смертью он сказал Кержанам: "Я умру и еще сорок дней буду с вами, но вы не бойтесь…". И действительно после его смерти еще сорок дней в доме что то скрипело и скрипело, шаги слышались. На сороковой день вся деревня около его дома собралась. И вот при ясной погоде, ни одной тучки на небе, от дом его пошла тень тёмная, как будто от большой тучи, спустилась под угор в Шейму и пропала. Мне тогда подумалось, что это от большой стаи птиц тень прошла. Ну да только откуда в деревне летом птиц такая стая…
Амосовы – фамилия в Керге редкая. Сестра моего деда Якова, Раиса Васильевна, вышла взамуж за Амосова в Кергу. Может свёкор ее и был тем знаменитым колдуном?