Невидимый фундамент праздника

Григорий Спичак
 
Большинство из нас будут праздновать День Единства и Согласия 4 ноября, весьма смутно представляя — а в чем оно «единство»? И уж «согласие-то» и вовсе тут ни при чем… И ведь можно согласиться (в День Согласия): да, ни при чем. Удивлены? Не только вы удивлены. Руку положа на сердце, разве мало народа до сих пор изумляется и спрашивает: «Что празднуем-то?!». Полно таких вопросов. Это, пожалуй, самый повторяемый вопрос в эти дни.
Ответы же по ТВ невнятны, историки объясняют дату тоже «в общих чертах». И совсем никто не объясняет сам день (4 ноября) при чем тут? Ведь даты событий 1613 года явно указывают, что дни надо называть другие, ( если мы называем день победы над поляками и Смутой).
Я, конечно, могу ответить очень лично, очень субъективно — со своей колокольни и по своему разумению. Но постараюсь. Может, хотя бы часть людей согласиться со мной в День Согласия.
 Все мы помним памятник Минину и Пожарскому на Красной площади Москвы.  Это они в истории остались как освободители и защитники Русского государства. Остальные герои тех дней и лет для российского общественного сознания забыты (оставлены только для академической истории — специалистам). А , между тем, совершенно неоправдано забыто, что в борьбе за Климентовский острожек на Ордынке  решилась судьба сражения за Москву. На нем свет клином сошелся и для русских, и для поляков.

Польский воевода, гетман Ходкевич бросил на острожек пехоту. Вместе с нею своею охотой пошли казаки, воевавшие на стороне поляков.  Усилия отряда, защищавшего крепостицу, оказались тщетными. Бой за ключевой острожек кончился тем, что значительная часть русского гарнизона оказалось перебитой, а те, кто уцелел, разбежались. Поляком досталось несколько легких пушек .
Задача Ходкевича фактически оказалась решенной: он пробился к центру Москвы. От  наплавного моста к Кремлю его отделяло пустое, никем не защищаемое пространство. Поляки могли поздравить себя: они победили. Кремлевский гарнизон мог предвкушать: еще до вечера его бойцы насытились бы пищей до отвала. Гайдуки от Георгиевского храма потянулись к захваченному острожку – встречать победителей, проводить телеги с припасами к мосту.
 Оба ополчения были разгромлены и отступили с большими потерями. Враг отвоевал свое право удерживать Москву. Пожарскому с Трубецким впору было отступать.
Вот первое, что я бы сделал — поставил в памятнике рядом с Мининым и Пожарским третью фигуру. Достойную. Ничуть не меньше этих двух. Это келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын. Келарь — это завскладом, завхоз в общем-то…
Прославился он не как завхоз, а как замполит (говоря современным языком) . Он сказал такую речь, так порвал сердце всем отчаявшимся и голодным , что отступившие было от Климентова острога  казаки, босые, ободранные и даже совсем голые , развернулись в контратаку и выбили поляков и литовцев из этой принципиально важной точки напротив Кремля.
...Вы можете сами поинтересоваться историей и многодневными коллизиями битвы за Москву в тот период (между 20 августа и 1 сентября 1812 года, а потом и до 24 октября). Можете...Но если вы будете честны перед элементарным анализом, если вы холодно, как шахматист, вглядитесь в расклад, то обнаружите — без взметнувшихся русских знамен над Климентовым острогом 1 сентября 1612 года общая победа была бы сомнительна. И уж точно сомнительной она была бы тогда, в 1612-м, сомнительна была бы и по содержанию — совсем другой был бы и Кремль, и власть, и вся последующая история. Почему?

Очень просто: из осажденного Кремля тогда гарантировано вырвались бы осажденные поляки, почти гарантировано тогда гетман Ходкевич добился бы других побед и другой переговорной площадки с русскими, и уж точно — совсем другие силы (с неказачьей основой) выбирали бы неизвестного нам царя и его окружение.
И всё-таки, и всё-таки… Непредвзятый историк скажет: «Ну, знаешь ли, в истории Смутного времени много таких поворотных моментов, где чуть-чуть и все было бы заметно иначе. Тогда ещё можно с десяток или даже с полусотни имен называть. И событий штук тридцать...». Да. Можно. Но все-таки они другие. В истории контратаки на Климентов острог есть чудо. Есть запредел, необъяснимый механической и логической частью. Наверное, можно сказать — там есть Невидимые Силы. Есть четвертая фигура — фигура Заступницы - Матери Божьей.
И вот всё это происходит 1 сентября. То есть за два месяца до 4 ноября. Елки-палки — связь-то где?
 Во-первых, «убо которые от Климента святаго из острожка выбегли (отступившие казаки — прим Г.С.), и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена… зелоумилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу,— мало бе их числом,— и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его, литовских людей всех острию меча предаша и запасы их поимаша. Прочие же литовские люди устрашишася зело и вспять возвратишася: овии во град Москву, инии же к гетману своему; казаки же гоняще и побивающе их…». Возвращением острога в полдень 20 августа (1 сентября по новому стилю,на начало 17 века надо прибавлять не 13 дней, а только 10) закончилась первая половина битвы, после чего настал продолжительный перерыв.
В чем была главная «фишка» этого перерыва? Польский Гетман Ходкевич так и не смог собрать силы, чтоб хоть на одном участке опрокинуть русских. Но главное — в обители польско-литовский гарнизон потерял...провиант. Много. Существенно. Поляки ведь вошли туда уже для того, чтобы обосновываться и даже кормить заточенных-осажденных сородичей в Кремле. А теперь они лишились этого.
Во-вторых, заглянем на полгода вперед — на тот период, когда Собор в Москве будет выбирать царя (и выберут Михаила Романова). Кто, почему и как смог примирить и согласовать, а так же защитить компромиссную фигуру совсем юного царя, не имеющего по сути никакой защиты? Казаки. А почему? За какие заслуги? Да за эти самые — за запредельные. За мужество запредельное, за жертвенность, за чудо….По разным оценкам историков в Климентовом остроге было без малого 2 тысячи поляков и литовцев (не считая обозных людей) Атаковали их от 500 до 700 казаков. То есть штурмующая сторона была вне любой «арифметики войны». Это было , пожалуй, покруче , чем ЧВК Вагнера или штурмовики «Ахмада».
Теперь эти босые и голодные, разутые и обожженные правдой люди имели такой голос, что заткнулись и бояре, и купцы. Тем более, что в их голосе не было требования какого-то своего интереса. А было требование мира и согласия между спорщиками. Стабилизаторы эпохи — вот что было в этих выживших нескольких сотнях казаков.
Но вернемся к главному вопросу — почему 4 ноября праздник?
Смотрим хронику событий дальше. Дело в том, что поляки оставили Кремль и ушли из него вообще только 5 ноября. Однако они не ушли бы, если бы 1-го не был взят Китай-город.  Кто представляет сегодня  «Детский мир» в Москве, то зримо может представить, как от него штурм был в сторону спуска метро «Лубянка» и в сторону современной Никольской улицы и ГУМа. Ландшафт той Москвы и того Китай-города , конечно, был совсем другой.
 И что произошло со взятием этой части Москвы? Да очень просто — из Кремля поляки стали выпускать заложников и стали выходить даже те, кто был замаран Семибоярщиной. Кроме того — на сторону ополчения стали переходить и казаки, которые были в войске Ходкевича. Четыре дня шёл процесс , и примирения, и оценки ситуации (нет — не тактической — оценки ситуации духовного падения. В Кремле обнаруживались соленые и вяленые человеческие останки, варево людей даже в святых храмах. Степень осквернения шокировала даже совсем не сентиментальных вояк того времени).

Пятого ноября поляков выпустили без боя. Почти. Два отряда все-таки побили и пленили. Но дело в другом — с чем подошли к 5 ноября? С молитвами очищения и братания, праздник иконы Казанской Божьей Матери 4 ноября стал днем нового духовного состояния нации — ЕДИНСТВА.
(Я вот в скобочках отметил бы удивительный нюанс — редко пишут об этом, но не сказать об этом просто странно. Что я имею ввиду — на молитвах стояли… мусульмане. Те же самые казанцы, которые ещё 60 лет назад до этого бились за самостоятельность от Москвы. В казну Минина и Пожарского скинулись язычники того времени — черемисы и мордва. И они тоже стояли на молитве 4 ноября. Ибо это была молитва миру и единству).
 Конечно, строго говоря, праздновать надо с 1-го по 7-е. Это точно. И это не будет ошибкой во всех смыслах.
 Главное, чтоб мир и понимание единства не случались у нас одну неделю из 52-х в году. И чтоб история и родство нации не помнилось только «в общих чертах» плакатов и лозунгов, а было в понимании великой и трагической сути её. И великой цены.

                Григорий Спичак