Священное безумие

Яков
…продолжение…

Следующая встреча молодого монаха и старца произошла  накануне  восьмого  марта. Перед  праздником  был  сокращённый день  и, пользуясь  такой возможностью,  молодой  монах решил посетить  старца,  а  потому сразу после  работы, купив  по  дороге  букет  цветов для Марты,   поспешил на  остановку  автобуса,  идущего в  посёлок.

Автобус  пришёл  точно по  расписанию  и  буквально через полчаса  монах  был у  дома старца. Стучать в  дверь не  пришлось,   поскольку  по стуку,  доносящемуся из  сарая, молодой  монах понял, что старец  находится там  и чем-то  занят.

Обойдя  дом, молодой  монах подошёл к  сараю  и,  заглянув в  него,  действительно, увидел  там  старца,  который колол  дрова,   а  точнее раскалывал более  толстые поленья  на более  тонкие,  вплоть  до  щеп, складывая те в  отдельную стопку.  Увидев  молодого монаха,  старец  улыбнулся  и,  отложил  топор,  вышел поприветствовать  того традиционным  тройным  лобзанием.

- Ну, здравствуй,  дорогой,  -  сказал старец,  похлопав  монаха  по спине,  - решил  перед праздником проведать  сельского отшельника?

- Да, отче, сегодня  у  нас  был сокращённый  день,  поэтому  вот решил съездить  и  заодно  Марту  поздравить с  наступающим  праздником.  Она  дома?

- Нет,  она в  деревне,  завтра приедет.  А я  вот  пока её  нет  решил щепы  и мелких  дров  заготовить для уличной  печи -  щепочницы.  Скоро  уже начнутся  первые  теплые  деньки,  гости  пожалуют,  а  у  меня  мелких  дров  нет.  Ну  что,  пошли в  дом,  чаю  выпьешь с  дороги ?

- Спасибо,  отче, наверно  нет, я  ведь  ненадолго,  - ответил  молодой  монах.

- Ну,  на долго или ненадолго будет  видно, а я  всё  же  чайник  поставлю.

Зайдя в  дом, старец  взял букет  и  направился  с  ним в  кухню, а  молодой  монах прошёл в  гостиную и сел на  своё привычное место за  большим  столом.   Долго ждать старца не  пришлось, поскольку буквально через минуту  он  вышел из  кухни  и  тоже  присел за  стол на  своё  место.

-  Я поставил  твой  букет в  вазу  вместе  со  своим.  Марта  очень  любит цветы и   ей  будет приятно твоё  внимание.   Ну,  рассказывай,  как  твои дела, как  духовная  жизнь и молитва ?

- Да  всё  вроде бы входит в  норму,  отче.  Сон опять  стал  глубокими чутким, как  и раньше, и  мне  удаётся в  самом начале  осознавать  всё  происходящее,  хотя потом  внимание  довольно  быстро  отключается. Молитва  снова стала  для  меня потребностью и  идёт  легко  и без  понуждения, а  ясность   держится  довольно  долго,  дольше  чем ранее  и что  любопытно,  многое из  того, о чём  мы с  тобой  говорили, как  бы  проясняется  после  молитвы  само  собой.

- Так  и  должно  быть, - заметил  старец,  -  прояснение  сознания  - это и есть эффект  умной молитвы, которая как  бы возвышает  точку  фокуса сознания и подсвечивает ум  сверху,  приоткрывая  те  связи  и  те  смыслы, которых ранее  уму не  было  видно. Это  суть умного делания  посредством  умной молитвы.
 
Отцы в  этом   делании  и расширении  ума  вверх  по  вертикали  проводили  годы  и  десятилетия  и  их  осознание  слой  за  слоем достигало  самых  верхних  уровней  духовного  ума, вплоть до самого Логоса.  А как  у  тебя  обстоят  дела с  перепадами  ума  между  мирским  знанием  и духовным ?

- С  этим у  меня  сейчас  всё  нормально, слава Богу, - ответил  молодой монах.  -  Тех  перепадов  и разрывов  между  миром и Богом,   какие  были  раньше,  уже  практически нет.  Я заметил  некую   стабильность  и постоянство в  работе ума, которой  ранее  не  было  и  теперь  ум  всё  чаще  как  бы  сам  собой  периодически обращается вовнутрь  к  сердцу, а  не  я  его  туда  направляю  своей  волей.   

- В чём  это  выражается ? – более заинтересованно переспросил  старец.

- В  том, что иногда, даже  без  молитвы  и  не  думая  о  духовном, откуда-то из  глубины  сознания сами  собой  зачастую  приходят  духовные  мысли  и  откровения о  том, как всё  устроено в  мире  по  Закону Божьему  и как всем  управляет  Логос, как  высший закон  движения энергии благодати.

- Это  очень  хороший  знак,  - заключил  старец,  - говорящий  о  том, что  духовная  доминанта  в  твоей  душе  возобладала  над  мирской  и   ум  постепенно  приближается к 14-му  слою  осознания, как  уровню непадательности, с   которого открывается тайна Логоса.  Постижение  этой  тайны  и есть  ведение  духовное,  но с  ним  для осознания  связан  один  большой  риск  и опасность.

Ты  должен знать, что твоя теперешняя  ясность и  стабильность обманчивы и подобны  затишью перед  бурей. Когда  ты  выйдешь на  уровень  постижения Логоса,  - от твоей  ясности  ума  и стабильности  мышления не останется и следа,   поскольку  твой  ум  впервые  встретится  с  силой Логоса,  который требует  всей  полноты  совершенства сознания.  Именно в  этом для  тебя кроется  большая  опасность.

- И в  чём  эта опасность  заключается,  можно  узнать ? – переспросил  молодой  монах.

- Можно,  разумеется.  Опасность  заключается в  том, что ведение тайны  Логоса  обрушивается  на  сознание,  вышедшее  на  14-й  слой,  как  лавина,  а  потому  сильно  потрясает ум  и  даже  шокирует  открывшимся внезапно прозрением  самой  Истины.  В  это время  любой  инок и схимник  опять теряет  ясность  ума  и  должен  прикладывать  титанические  усилия, чтобы удержаться  в  трезвости.

Молодой  монах как-то  настороженно посмотрел на  старца  и  спросил:  - Это и есть момент  схождения с  рационального ума ?

- Не  совсем, - с  ироничной улыбкой ответил старец, - это  последнее третье  искушение  сознания  по  учению  древних отцов  после которого столь сильных потрясений  ума  уже  не  будет,  поскольку  после этого  ум  окончательно обретёт  свою  утраченную ранее  целостность.  Но  это последнее искушение  откровением Логоса  уму  обязательно нужно  пройти,  чтобы  закрепиться  и  удержаться на  14-м  слое.

В  данной  связи  есть ещё  одна крайне  важная тема,  о которой  мы с  тобой ещё  не  говорили, и о чём  тебе просто необходимо  знать, как  иноку и схимнику в  миру, поскольку от  этого  знания зависит  и  достижение  Логоса  и  твоё душевное и психическое здоровье.

- В каком  смысле, поясни ?

- В самом   прямом.  Это  знание является своего  рода  спасительной  гаванью и  защитой для  духовного ума,  постигшего  суть Логоса.  Я тебе  уже  говорил, что  14-й  слой  осознания потому  и  называется  уровнем непадательности, что  на  нём  инок может сделать передышку  после  долгого восхождения, не  боясь  при  этом  откатиться вниз.

На 14-м  слое происходит важный процесс  начала  соединения ума с Логосом.  При  этом  инок не должен  никому  из  людей   мира  сего открывать  того, что  происходит в  его  душе  и сознании,   чтобы  с  одной стороны  не провоцировать и не  дразнить  профанов  своим  ведением  Истины, а  с  другой,  чтобы  самому  не оказаться там, куда  мы  с тобой ездили проведать  монаха Алексея, царствие ему  небесное,  -  сказал  старец  и перекрестился.

- Ты имеешь в  виду  юродство  или сумасшествие ? – переспросил молодой  монах.

- Я  имею в  виду  силу ведения Истины, которая  открывается  при  встрече  с Логосом, которая может разорвать любой  ум на  части, если он  прикасается к  этой  тайне  и  вмещает её  в  себя   без  должной  подготовки  и  необходимого  знания.  Вот  об  этом  тайном  знании и  идёт  речь,  поскольку  именно от  него  и  зависит дальнейшее  движение  сознания  вверх  по  духовной  вертикали.

Мой  учитель  говорил, что в современной сергианской церкви  давно уже нет благодатных святых именно  потому, что  отсутствует это  священное  и  древнее  знание  о прохождении последних пяти слоёв духовного ума.  Без этого  знания церковь и  не может выйти  за  рамки  душевного уровня.

Я хочу поговорить с  тобой  сегодня  о священном безумии, к  которому ты  неизбежно должен  будешь прикоснуться, как  инок  и схимник  в  миру.  Проще  говоря,  ты  должен  будешь  так  умело  достичь  священного  безумия,   чтобы твой  мирской  ум  при  этом  ничуть не  пострадал,  а  безумие  стало  для  тебя  священным,  а  не  клиническим, каким  оно  было у  брата Алексея  и многих  других  безрассудных.

В этот момент  в  кухне  засвистел  чайник и старец  поднялся  из за стола,  чтобы заваривать  чай. Прошло всего  несколько  минут  и  старец  вышел из  кухни  с  металлическим  подносом на  котором  стояли  две  уже  знакомые кружки,  накрытые блюдцами, и  тарелка с  домашним  печеньем.

- Значит,  мы  будем  говорить  о  юродстве ?  - спросил  молодой  монах, когда старец  поставил  поднос  на  стол.

- Не совсем  о  юродстве, - ответил  старец. -  Юродство в  чистом  его  виде – это  уже  мёртвое знание  и  делание, которое  умерло  в  церкви  окончательно  уже к  концу  19-го века, а  сегодня и вовсе  невозможно,  как  форма психического  отклонения  и антиобщественного  поведения,  которое жёстко пресекается  в  любом  обществе.

Речь  пойдёт  скорее  об  управляемой глупости,  но не  в  том смысле, о котором  мы с  тобой говорили три  года  назад, когда касались темы современного монашества и  пути  духовного воина.  Тогда  мы  говорили  с  тобой  только о  самой  технике ухода  от  излишних конфликтов и проблем  с  помощью  маски дурачка, которая  позволяет не выдавать  и  не  раскрывать себя миру  и  людям  без надобности.

Эта  маска  управляемой  глупости  и есть разновидность  современного  юродства  и крайне  важный и  даже необходимый навык для любого современного инока, схимника и исихаста,  особенно,  для  того, кто  пребывает в миру и среди мирян, которые  уже  мало  чем  отличаются от  бесов,  по обилию страстей,  лжи и коварству.  Но  для  эффективного использования этой  маски  необходимо особое знание о  том, что представляет собой священное безумие и чем  оно  отличается от  клинического.

Поэтому  мы  будем  говорить с  тобой о священнобезумии  духовного сознания, как  той  заветной вершине, к  которой стремились все  отцы – пустынники,  отшельники и иноки древности,  используя для  её  достижения все средства, включая юродство и  контролируемую глупость. Скажу  прямым  текстом  - священное  безумие -  это и есть  17-й  слой  осознания  с  которого  открывается прямой  вход в Логос, как  Царство Божье.

- Отче,  а  каким  образом  священное безумие  связано с  юродством ?

- Священное безумие – это  высшее  состояние  духовного ума  и  сознания,  а  юродство –  это стратегия  и  тактика его достижения, сохранения  и скрывания от мира  и  людей.  Священное  безумие не  имеет  аналогов в  мире  известного, поскольку это совершенно  иной  взгляд на  всё, который настолько разнится с  повседневным  взглядом, что кажется со стороны реальным безумием или  полным сумасшествием.

Для  профана и  обрядовера нет возможности отличить священное безумие  от клинического, поскольку они  почти  одинаковы по  признакам  и проявлениям,  но духовно видящий  может  без  труда отличить  одно  от  другого, как  подлинное совершенство от подлинной  глупости. Священнобезумие  всегда связано с ведением и светом Логоса, а  клиническое  безумие связано с  невежеством и полным мраком  сознания.

Среди  канонизированных юродивых  далеко  не  все  были священнобезумными  в  полном  смысле  слова.  Как  говорил мой  учитель, – клинически  безумных  и  душевно  больных  там  тоже  хватало,  но отличить  одних от  других возможности в  то время  не  было, как  нет  и  сегодня. В церкви по сей  день любое безумие  считается благодатным, поскольку уже нет  духовно  зрячх,  могущих чётко отличить  одно  от  другого.

- А  что  лежит в  основе  этого  отличия, можно узнать ?

-  Можно.  Обычное  юродство, как  и  кликушество, -  это контролируемая  и осознаваемая  полностью или частично  глупость, которая  может назидать,  но  чаще  удивляет, трогает, забавляет  или  потешает  других, выпрашивая  подачки, а священное безумие  - это  то,  что  пугает и ужасает  до самой  глубины  души,  как  дыхание самой бесконечности или  смерти. 

Дело в  том, что с  юродивым  может  иметь  дело  практически каждый, поскольку оно  безобидно, но ни  один  мирской  ум  не  готов к прямой  встрече  со  священнобезумием, как самой Истиной  и ведением силы Логоса.

-  А  с чем это  может  быть связано,  ну  в  смысле почему никто не  может  иметь  дела со  священнобезумием ? – поинтересовался молодой монах.

- Это связано с  тем, что священное безумие – это  выход  за  рамки  всего  человеческого.  Священнобезумие - это  восприятие  людей  и мира  из  того состояния  сознания,  которое можно  назвать уже нечеловеческим, а  точнее  сверх  человеческим. 

-  А при чём  тут  тогда  страх и  ужас до самой  глубины  души ?

- При  том, что  сознание  любого  человека  устроено таким  образом, что   в  нём  изначально  от  рождения  есть  нечто сверх  чувствительное,  идущее  от самого сердца,  что чётко фиксирует всё  человеческое и нечеловеческое и  это не совесть, а некое интуитивное сверх  чувство.

Когда  оно замечает что-то нечеловеческое,  душа страшится  этого и  начинает паниковать и  это инстинктивная  и бессознательная  реакция страха, которая  есть на сверхъестественное у  всех  одушевлённых существ, включая  зверей  и птиц.  Вот  почему обычным людям категорически  не  следует открыто демонстрировать  любые  проявления  сверх человеческого,  понимаешь ?

Возникла  пауза  и  старец  как-то загадочно посмотрел на  молодого монаха и через мгновение тот  чуть  не  отдёрнулся, поскольку заметил  уже  знакомое свечение в  глазах  старца,  которое вспыхнуло  ненадолго и  погасло, точно его  кто-то  намеренно  включил и  выключил. Старец  улыбнулся  и продолжил:

- Только  что ты  заметил свечение моего  осознания и  несмотря  на  то, что знаешь  меня уже  давно и много  раз  замечал  это свечение, его появление сразу  же вызвало  у  тебя реакцию  страха.  То же  самое  и с  любым  человеком. Это и есть работа раздражительной силы  души, как  стража  духовного сердца,  который  был призван защищать  душу от всего нечеловеческого.

К слову,  именно  по  этой причине духовным  людям  на  протяжении всей истории приходилось  тщательно скрывать  себя  от мира  простых людей  и верующих,  которые  не  понимают и  ужасно страшатся  всего  сверх человеческого. Ты  же  сам пережил  подобную ситуацию не  так  давно при  встрече с  пьяной компанией, когда  из  тебя вышла сила.

- Да,  но ведь я её  тогда не контролировал  и  это  произошло самопроизвольно, а  не  по моей  воле,  -  возразил  молодой  монах.

- Тогда сама  ситуация пробудила твою  духовную силу, но иночество – это совершенство духовного контроля  и умение  контролировать свою  силу  и управлять ей  осознанно с  помощью  воли и намерения. Ты этим пока ещё  не  владеешь в  полной  мере,  но ты  идёшь  этим путём, а  он предполагает полный  контроль, поэтому  ты  должен  учиться  контролю над своей  волей  и силой  осознания.

Священное  безумие  – это неизбежное  для  любого  инока, схимника  и исихаста,  к   чему  он  просто  должен  быть  заранее  готов,  тогда  это  не станет  для  него  серьёзным потрясением  и  паникой  на  духовном пути.  Священное  безумие  -  это  тоже   уровень контроля  над сознанием и осознанностью, связанный  с  умением смещать и удерживать точку  фокуса  сознания глубже  15-го  слоя духовного ума.   

Ещё могу  сказать, что  священное  безумие  -  это  тот уровень  осознания  и  восприятия,  с  которого окружающий мир  и  люди  воспринимаются  уже  не человеческим  умом  и психикой,  как  уровнем  первого  внимания,  а  умом Логоса  и Духа, как  вниманием  второго уровня.  Это выход  восприятия за  все  орбиты  и  уровни  психики: ощущение, мышление, чувство,  интуиция, память, подсознание и т.д.  Вот  что  такое священное  безумие, -  заключил старец.

-  Если я правильно  тебя  понял,  то  ни  один  инок, схимник  и исихаст не может  миновать  священнобезумия ? – переспросил  молодой  монах.

- Если  он настоящий  инок,  а  не  церковный  фарисей  или  обрядовер, то  не  может.  Войти в Логос первым  вниманием,  мирским  умом  и повседневным  восприятием  невозможно в  принципе.  Логос  и ведение Истины  - это уровень второго  внимания и  духовного  осознания, которое и есть священнобезумие.

Я бы  определил священное безумие  как духовную  осознанность из  состояния  второго внимания, которое имеет дело с  энергией, а  не материей и веществом, как первое  внимание.

- А с  чем  вообще  можно сравнить священнобезумие ?

- Ни с  чем. Священное  безумие – это  то, что не  имеет  сравнения  и что  нельзя  выразить словами.  Священное  безумие – это  совершенно уникальный  и невыразимый способ  восприятия мира  и  человека  как  энергии  и  сугубо  энергетических  структур, а  не  материальных и вещественных.

Это восприятие радикально  отличается от повседневного. Именно  поэтому к  обычному уму,  рациональной  логике  и ценностям обычного человека священнобезумие   не имеет никакого  отношения. 

Могу сказать  тебе  из  личного  опыта, что  пребывающий  в священном  безумии  на всё  окружающее  смотрит  совершенно  иным  взором, в  котором всё  существующее изменяется  и  теряет свою  прежнюю сугубо  рациональную ценность, а обретает иную ценность  - духовную, которая связана  только с  одним – с  энергией  и  вечностью.  Так  понятно ?

- Отчасти  понятно,  но  не  до  конца,  а  ты бы  мог привести подходящий пример  и сравнение повседневного  восприятия  и  восприятия  из священного  безумия?

- Разумеется, -  не  задумываясь ответил старец. – Ну  вот взять к примеру даже  самого человека. С  повседневной  и  рациональной точки зрения человек – это конечно  же  тело,  наделённое органами восприятия, нервной  системой  и психикой  и с  этим трудно спорить, поскольку это очевидно.

В то же  время с  точки зрения священнобезумия человек – это в первую очередь  сгусток энергетических полей  и сетей  осознания, которые  упакованы  некой  силой  в структуру,  которая  созерцается  как  светящееся  яйцо  или сфера, в  которой духовное  сердце – это самая  яркая точка,  расположенная  на  задней стенке  яйца, как  донце  луковицы.

Если  ты  скажешь  кому-то из  обычных людей, не  говоря об учёных или священниках,   что  человек – это  не  тело, а  светящееся  яйцо,  над  тобой  посмеются и подумают, что  ты  сумасшедший  и  безумный,  причём,  именно клинически, а  не  священно.  Вот как  оно  выглядит  на практике.

- Но ведь  тело при  этом тоже  имеет  место и никуда  не  исчезает,  ведь  так ? – переспросил молодой монах.

- Так,  ну конечно  же, тело остаётся  при  этом телом. Просто тело – это  не  весь человек или  точнее не  целостный человек, а  одна  только внешняя и вещественная его  часть -  телесная.  Кроме   этой  внешней телесной части  по  учению  отцов  у  человека  есть  и  невещественная  часть, а  внутренняя  душевно-духовная,  которая более  важная.

Это похоже  на структуру  дерева, у которого есть наздемная часть в  виде  ствола, ветвей и кроны, а  есть и подземная в виде  корневой системы разных  уровней. Так  вот надземную часть дерева можно  уподобить  телу, как внешней части, а  подземную  можно уподобить внутренней душевно-духовной части.

Для  обычного восприятия человек - это только тело, как надземная и видимая часть  древа, а  для  видящего  человек - это в  первую очередь  структура энергии сознания  в  виде яйца, как  подземная  и невидимая  часть  древа,  которая  определяет и питает видимую. Мы похожи на  деревья по принципу роста и питания сознания  и  имеем  два  уровня силы  и  восприятия, понимаешь?

- Да, понимаю.   

- Ну  раз  понимаешь, то  должен  понять, что священнобезумие – это просто взгляд на  человека не  снаружи  и психики, а  как  бы  изнутри с  уровня  духовного сердца  и второго уровня  силы  и  энергии. Я  тебе  уже  говорил, что абсолютное большинство человечества не  обладает глубиной восприятия и  осознания второго уровня  внимания, а  потому  просто неспособно  воспринимать человека изнутри, как  набор энергетических  и сетевых  структур.

В то же время для  священнобезумного, как  ведающего,  человек – это в  первую очередь светящееся  яйцо и  только  во  вторую очередь – это  тело,  наделённое органами восприятия, нервной  системой  и психикой.  По свечению  осознания внутри яйца  видящий  может  всё  сказать  о  человеке - от состояния его ума  до  состояния его телесного здоровья, поскольку уровень энергии - это самый глубокий и сущностный уровень жизни.

При  этом обе  точки зрения  верны  и телесная и  душевно-духовная  в  то же  время напрямую они несовместимы,  а  душевно-духовная точка зрения является более  важной, сущностной  и определяющей.  Вот почему священнобезумный видит целостного человека  и его  суть, а  обычный  человек  видит  только малую и сугубо внешнюю часть человека. 

- А  эти  две  точки зрения  вообще можно  хоть как-то совместить ? – переспросил молодой  монах.

-  Можно,  разумеется,  но  для  этого  нужно  расширение  осознания  в  глубину  духовного сердца,  а  это  удел   только  высоко  духовных людей, которых  в мире  единицы.   Ты  сам  уже  давно знаешь, что  человек  имеет  два  внимания, два восприятия  и два  осознания, которые подобны двум колбочкам песочных  часов, соединённых  узким  перешейком.  Но  ведь  даже  тебе с  большим трудом  удаётся  удерживать в сознании эти два разных  взгляда  и две  плоскости, а  что говорить про простых  людей.

Именно  по  этой причине для  рационально мыслящего  и профанного большинства человек был, есть и  будет  только телом.  Знание о  внутреннем  энергетическом устройстве  человека, как  древа сознания,  - это уже мёртвое и утраченное знание даже в церкви.

А ты представь  себе, что отцы владели не  только знанием  о внутреннем  энергетическом  устройстве человека,  но  и  знанием  о том, как управлять всей энергией человеаа  и  даже  как менять энергетическую  структуру человека изнутри, достигая просто фантастических  возможностей осознания.

- Получается, что взгляд  священнобезумия  направлен исключительно на невидимую,  бестелесную  и  энергетическую  сторону  человека  и мира ?

-   Я  бы  так  не сказал, - заметил  старец, -  взгляд  священнобезумия,  действительно, достигает невидимой  и энергетической стороны мира  и человека, но он  в  равной мере распространяется и  на  всё  видимое и  вещественное.

Не  забывай, что и юродивый и священнобезумный  живёт не  в мире  духов,  а  точнее  не  только  в  мире  духов,  но  и  в  мире   обычных  людей и  общается с  людьми, поэтому он должен  уметь соотноситься и с  духами  и с  людьми.  В  этом и состоит  искусство баланса  и  гармонии.

Но  разве  священнобезумный  виноват в  том, что  люди  мира  сего не могут  его  понять, когда он  даёт  им  знания  и  наставления  из  мира  энергии.  Ведь  именно  за  эту  его  способность выходить за рамки  повседневной  человечности  его и считают безумным,  хотя в  действительности он  может  быть разумней  любого рационально мыслящего человека.

- Отче,  а  в современной  церкви  ещё  хоть где-то  могут  быть  священнобезумные и духовные  люди ?

- Не  думаю,  – с  некоторой  грустью в  голосе  ответил старец. – Синодальное  богословие не  ведёт  к священнобезумию,  а  ведёт  к  патриотизму  и  коммунизму, а  сегодня  вся  церковь  и священство  насквозь  пронизано  синодаликой.   Так  откуда  сегодня в  церкви возьмётся священнобезумие, которое  было уделом только  святых отцов -  подвижников.

Среди  современных церковных  безумных абсолютное  большинство – это  обычные  городские  сумасшедшие  и  душевно  больные, которые ищут в  церкви прибежище  от  современного мира, который  им  непонятен,  недоступен  и  закрыт.   Меньшую  часть церковных юродивых составляли и составляют кликуши и  актёры, которые искусно разыгрывают священнобезумие,  ожидая за  это милостыню и пожертвование,  чем  и  живут и  зарабатывают на  хлеб  насущный.

Настоящих  священнобезумных Христа ради  сегодня  уже  не найти,  поскольку  они  достаточно осознанны  для  того,  чтобы  становиться  пугалами  для  битья и  человеческого презрения, включая и церковное.  Подлинное  священнобезумие  никогда  не  теряет  ума  и  здравого  рассудка,  в  отличие  от  лживого. В  этом  и состоит  смысл  осознанности и приращения   духовного сознания,  как  таланта  из  притчи Христа.

- Значит, получается, что священнобезумие  может  быть разным ? – с  удивлением переспросил молодой монах.

-  Конечно  может. Священнобезумие  ведь  касается  не  одного слоя  осознания,  а  четырёх  - с  14-го  по  17-й  на  которых оно  раскрывается как состояние  и качество  сознания, достигая  совершенства  только на  17-м слое, где  оно  и  переходит  прямое  духовное ведение  с  уровня  второго  внимания.  С 18-го  и  19-го слоёв  оно переходит уже  в  прямое  видение  энергии – это  та  предельная высота и  глубина  духовной осознанности,  о которой   мы с  тобой говорили  прошлый  раз.

Вот почему  путь  к подлинному  совершенству очень  сложен и  тернист и предполагает несколько  этапов.  Не  все  их  выдерживают и  многие  приходят к  священнобезумию лишь  частично или с  частично  повреждённым  рассудком  и мышлением.

- Ты  хочешь  сказать, что  может  быть  подлинное священнобезумие  с  повреждённым  умом и рассудком ?

- Может, представь себе.  Это  тот случай, когда  человек  достигает  второго  внимания  и  Логоса,  но  не  имеет  здравого рацио, чтобы  выразить и передать  это рационально, поскольку  не  имеет для  этого  развитого ума  и интеллекта.  Таких  случаев в  церковной  истории   даже большинство, чем  случаев  подлинного священнобезумия  с  целостным  сознанием, когда сохранены  обе  части и половины сознания - рацио и логос.

Это  тот случай, когда  две  колбочки  песочных  часов  и  два  кольца  силы  не соединились в  одно  целое.  Для  такого  человека мир  духа открылся, поскольку  он  вышел за  рамки и границы  рационального ума  и рассудка, но  он не  сохранил  при  этом ясности  повседневного ума и мышления. 

При  этом виде  ограниченного  священнобезумия  фокус  сознания  прочно закрепляется  на  уровне  слоёв  духовного ума  выше 15-го и  уже  не смещается вниз в  область  рацио.  Подлинное духовное совершенство выше  этого и предполагает нечто иное.

-  И что же  оно предполагает, можно узнать ?

-  Можно,  - с  улыбкой ответил  старец.  - Совершенство предполагает не  фиксацию фокуса сознания на  одном   только  духовном уровне, а  свободное перемещение по  всем  17-и  слоям  пирамиды  от телесного  ума  до  духовного и даже  ещё дальше в Логос.  Только при  этом  условии  свободного перемещения фокуса  сознания можно осознавать и всё  мирское  и  всё  духовное.

Это тот самый случай,  когда  человеку  удаётся две колбочки песочных  часов, два  кольца  силы  и  два  внимания  замкнуть в  одну систему, которая именуется расширенным  через  сердце духовным  осознанием,   которое  не теряет мира  и Бога   и  одинаково  хорошо разбирается  в  мирских  вопросах и в  духовных.  Это и есть вся полнота знание человека и как  тела  и как  души и духа.

Всё, что  для  этого  нужно – это  управление  осознанием и  его  фокусом,   который просто смещается  усилием  воли на соответствующий  слой  и уровень  сознания. Только при  этом  условии  человек остаётся  одинаково эффективным и в  первом  внимании  и  во  втором,  а  это  значит, что он не  теряет  осознанности  и  в  мирских  вопросах  и в  духовных.   Скажу  более  того - только  таким  путём  может идти современный инок и схимник в  миру.  Таким  путём  шёл  мой  учитель  и иду  я.      

Молодой   монах задумался над словами  старца, которые коснулись  самых глубоких и сокровенных аспектов  духовного  знания  и после короткой паузы  неожиданно спросил:

- А  что  бывает с  эго, как  основой  хищного ума,  разве  эго не  умерщвляется  окончательно, когда  человек  достигает  священнобезумия  и как  может сохраниться  рациональный  ум без  эго и  человеческого я?   

- Умерщвляется  - это  несколько  вульгарный  термин,  - ответил  старец.  –  К  энергии  трудно применить  слово  умерщвляется, поскольку  энергия  только  трансформируется.  Когда  инок  проходит  стадию  воцерковления,  послушания  и  работы со страстями,  он  не  умерщвляет в  действительности, а  только  трансформирует  своё  эго  и выворачивает  его  энергии  наизнанку,  если  можно  так  сказать  через противоположные энергии  добродетелей.

Именно  поэтому на стадии  душевности  с  7-го слоя  по  11-й  инок  просто  познаёт  силу  энергии  человеческих добродетелей, как  полной  противоположности страстей.  Но  позднее  на  стадиях   восхождения к Духу  и Логосу  с  13-го слоя  по  17-й,  происходит  духовная  интеграция  или  восстановление  целостности сознания.

Вот почему  уже  на  15-м  слое осознания  ум опять  полностью  восстанавливается  и  рацио соединяется с логосом в  одно  целое. Просто взамен хищной части эго ума, с  которой  и  шла  работа, восстанавливается  не прежняя,  а уже  новая  и обновлённая нравственностью часть  рационального мышления.

В  итоге рацио снова восстанавливает  себя  в  первой части колбочки,  но  это  уже рацио не эгоистичное и  не  хищное, каким  было ранее,  а  нравственное и  жертвенное.  При  этом для  духовного человека,  достигшего  священнобезумия,  весь  мир  заново  открывается  и опять становится доступным.   Но теперь  человек входит  в  этот  же  самый  мир уже  духовным  осознанием,  а  не  прежним  эго  умом и интеллектом.

- Значит, священнобезумный  может  даже  бизнесом  заниматься  в миру  и  это  будет не в  ущерб  его духовному  сознанию  и  ведению ?

- Может, как  ни странно,  -  с  усмешкой  ответил  старец,  - но  только не  всяким  бизнесом и не  бизнесом вообще  будет заниматься  духовный  человек, а скорее  таким  бизнесом, который  связан  с  благотворительностью  для поддержания в  мире  общего  порядка  и гармонии и  для помощи  другим  -  кому сейчас  очень тяжело. 

Это и есть  проявление  умом  не  эгоистичной, а  нравственно-рациональной  и  жертвенной  осознанности  во  благо миру и  людям.  Это  христианская  миссия,  которая  является уделом  очень не многих состоятельных  людей,  буквально считанных  единиц, кому  удалось  успешно пройти  все  искушения властью,  славой  и  богатством  и  достичь при этом  высоко духовного ума  и сознания  священнобезумия. 

Секрет  подлинного  священнобезумия  состоит  в  том, что  оно не  имеет  уже  ничего  своего в  этом  мире, который для неё  выглядит  голограммой,  бутафорией,  театром  абсурда  и  конструктором, подобным  лего,  для тренировки осознанности.

- Отче,  среди  современных  олигархов  и  крупных бизнесменов есть  такие  люди ?

- Нет, -  утвердительно  ответил  старец,  - среди  олигархов  и  бизнесменов  таких  людей нет и не  может  быть  по определению, поскольку  любой олигархизм – это  путь  развития  наиболее прагматичного,  алчного и  хищного  эго ума  Люцифера, который  двигается к  одной  цели - своей единоличной славе,  власти  и могуществу.   Это  тот  путь, который  необратимо меняет душу  и  дух человека.  Подлинное  священнобезумие  для  любого вида  олигархии  и монополии  подобно смерти.

Таким   человеком может  быть не  олигарх, а  тот,   кто  в силу  обстоятельств случайно и  неожиданно получает  доступ к  очень  большим  деньгам,  ещё  не имея  рационального сверх эгоизма  и прагматизма, а  сохранив  относительно  чистое  сердце,  нравственность  и совесть.  Если  такой человек умудряется достичь  ещё  и  священнобезумия, то для  многих  людей на  земле это становится великим  благом.

- Отче,  это как-то связано с  качеством  жертвенности ?

- Связано,  но в  большей степени это связано с осознанностью. Дело в  том, что подлинное священнобезумие  прикасается к самой Истине  и Логосу,  как  высшему  Закону,  а  потому  ведает подлинный смысл жизни человека  на  земле,  который заключается в  достижении духовной осознанности,  которая синергийна  и подобна  Логосу. 

Именно поэтому  подлинное священнобезумие  уже  не  интересует всерьёз ничто тленное и вещественное из  того, что интересовало раньше.  Все  деньги  этого мира, все  его сокровища,  все  богатства  и вся  слава превращаются для священнобезумного в  ничто  перед  Истиной  и светом  Логоса, который  и есть  единственное  реальное  сокровище,  ценность  и смысл  жизни,  точнее  вечной  жизни,  -  с  улыбкой  добавил  старец. 

Только священнобезумный  достигает  этой  заоблачной цели  и потому  может  теперь быть подлинным  жертвенником и  благодетелем  для  этого мира  и его  чад,  пойманных  в  матрицу  эгоизма и  пребывающих в  вечном  соперничестве  и  противостоянии дуального ума  и мышления.  Повторяю,  только священнобезумный  может  быть  подлинным  благотворителем  и  жертвовать от чистого сердца  без  тени  личного корыстного интереса.

- Отче,   мне  очень хочется  понять,  а  священнобезумие  меняет всё  мышление человека  без остатка  или  всё  же в  человеке  остаются  какие-то прежние  привычки, чувства, воспоминания  и привязанности ?

- Как тебе  это  объяснить, священнобезумие  не  предполагает постоянного  пребывания  фокуса  сознания  только на  верхних орбитах  выше  15-го слоя.  Подлинное  священнобезумие – это подвижное и  динамичное  состояние  при  котором  фокус  сознания как  бы  раскрепощён и не  фиксирован жёстко ни  на  одном  уровне  и слое  осознания.

Священнобезумие   называется  так  только  потому, что ум  достигает в своём  росте  верхнего  духовного  предела, который  и именуется безумием  Христа  ради,  а сам  ум может перемещаться  по  всей пирамиде и  если  человек смещает  точку фокуса сознания в  нижние  слои, в  которых  он  был  ранее много  лет назад,  он  снова  как  бы переживает  то  же  самое и  те  же  чувства им  овладевают,  хотя  и  не совсем те.

Тогда  это  были сугубо  телесные  или  душевные   чувства, а  теперь это  те  же  чувства  и наклонности,  только прошедшие духовную  коррекцию  и  духовное  переосмысление, а  потому это чувства,  переживаемые  через призму  знания Истины  и  высшего  Закона. Священнобезумие  не  меняет  мира,  но  радикально   меняет  отношение ко  всему, что находится в  мире  первого внимания.

- Мне  гораздо  понятнее, когда  ты   приводишь  конкретные примеры.

- Ну  ладно,  давай  с  конкретными  примерами.  Возьмём  для примера  самые главные качества  современного человека - физическую  силу, красоту  тела и  внешнюю привлекательность. Для повседневного восприятия и  обычного мышления  первого уровня  внимания  физическая сила  и  красота  форм  тела  – это  едва ли не самое  главное  и важное в  человеке.

В  то же  время,  с  точки зрения священнобезумия  физическое  тело  – это практически ничто, поскольку  любое тело - это временная  органическая  конструкция,  которой  по  программе  Логоса  и матрице  ветхого  человека  изначально  предписано родиться, развиться,  состариться,  обветшать и  умереть,  став  прахом земли. 

В  то же  время, тело  энергии  или  душа,  обладающая духовной осознанностью и самой  утончённой  сетью  осознания  с  точки зрения  второго  внимания – это главная сила  человека  и  практически всё, что  есть человек, как  духовная и  бессмертная личность.  Парадоксально,  не  правда ли, если  учесть, что кроме  тела современного человека уже ничто не  интересует ?

Вот почему с  рациональной  точки зрения совершенство  человека -  это  совершенство  его  тела,  красота  его  форм, социальная  успешность,  образованность, приобщённость к  культуре  и т.п.,  а  с  точки зрения  священнобезумия  второго внимания  совершенство  человека  - это совершенство его энергетического  тела  - души,  красота которой определяется только  одним -  осознанностью и интенсивностью свечения  духовного  осознания, которое  Христос  сравнил с  брачными  одеждами.

- Получается   что  ни  богатство, ни интеллект,  ни  образованность,  ни  культура  не  влияют на  духовное совершенство человека ?

- Прямо не  влияют,  - с  детской  непосредственностью  ответил старец, - только  косвенно и  то лишь на  то, что можно  назвать  душевными  качествами  личности, которые  важны  только на  земле  и  ценны  в  мире  людей, а  в  мире  духа и  энергии важна  только  осознанность  и  только  духовная,  как  наиболее  совершенная  и присущая  Логосу, как  главному  закону  существования  в  духовном мире, который  и есть  Закон Божий.

Духовную осознанность развивает  только умное  делание  и  умная  молитва, а  этой практики  давно уже  нет в  мире  и  даже в  самой  церкви. Людям оказывается проще на  всю  жизнь застревать в  любом  виде  делания - бизнесе,  искусстве,  культуре, науке, образовании, религии и  прочем,  но только не в  умном  делании и  делании духовного осознания. Вот  какова  правда.

- Как  же  всё в  жизни  относительно  и  обманчиво,  - с некоторой  грустью заметил молодой  монах.

-  Матрицей  эгоизма всё  предусмотрено, чтобы  ни одна  душа не поняла всей  лживости и иллюзорности  этого мира  и  не возжелала  выхода  из этой  матрицы, из которой только святые отцы  нашли  выход. Ты  тоже  идёшь  этим путём,  а,  значит,  и  ты  из неё  однажды  выйдешь, просто сейчас  я тебе в  этом помогаю.

-  Спаси Господи,  отче,  за  всё, - в порыве  чувственности сказал молодой  монах.

- Ну,  ну,  перестань,  - сухо  отреагировал старец,  -  я  не  терплю  этой  сопливой чувственности,  ты  же  знаешь. Прибереги  её  для  какого-нибудь  душевного батюшки,  а мне  нужна  только твоя  осознанность  и  трезвость.

Теперь тебе  понятны  слова Христа  о  душе -  «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить,  а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»  и  «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»   

- Понятны.

- То же самое касается и  многих  других  вещей  и явлений, которые как  бы  вывернуты наизнанку с  точки зрения второго внимания  по  слову - «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…».  Например, самый известный, умный и  уважаемый среди  людей  человек, включая  царя и даже  патриарха, которого  все  считают олицетворением  совершенства во всех  смыслах,  с  точки зрения энергии  и второго внимания  по свечению осознания  может  оказаться глубоко  ущербным, порочным  и несовершенным.

А при  этом какой-нибудь невзрачный  и  даже  порочный  по  социальным  меркам  человек, гонимый  всеми и  презираемый за свои взгляды и поступки,  может оказаться олицетворением подлинного духовного совершенства  с  точки зрения энергии его  духа,  которая  может  быть  подобной Логосу.   Вот о чём  слова апостола - «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым».

Таким  гонимым  миром  и  церковью  был  и  мой  учитель,  которого  в среде  верующих  и священства  все  считали  еретиком, сектантом  и  оккультистом,  хотя  он  был  человеком  духовного знания  и  очень  болел  за  церковь и  её  плачевное  состояние.  По  этой  причине взгляд на  мир священного  безумия  можно считать  во  всём  почти противоположным  обычной  человеческой точке зрения.  Как  ты  думаешь, с  чем  это  может  быть  связано ? – переспросил старец.

- Это связано с  несовпадением уровней осознания ? –  неуверенно переспросил  молодой  монах.

- А   почему  так  неуверенно?  Именно с  этим,  -  подтвердил старец. – Обычное  человеческое мышление  в  абсолютном  большинстве  случаев  не  выходит  за  рамки  3-го или 4-го слоёв телесного ума.  В  своей более  развитой  форме  нравственно-религиозного  разума  - это душевное  мышление,   которое  не  выходит  за  рамки 8-го и  9-го слоёв   ума  душевного,  а священное  безумие  - это  то, что  только начинается  с  15-го слоя  осознания  и  пределов  не имеет.

Ты  представляешь  себе какая  чудовищная  разница  и пропасть  осознанности  разделяет  носителей  3-го слоя  и  15-го, которых считанные  единицы?  Это совершенно  разные   типы  человечности, которые  практически  несовместимы  по  всем  критериям.  И в  то же время священнобезумный  понимает людей до самой  глубины их  души и  духа, а  они  его  понять  не в  состоянии.  Это был,  есть  и  будет  извечный  парадокс разума  по слову  -  «Душевный человек не принимает того, что от  Духа Божия, потому что он почитает это безумием». 

Из всех людей только  достигший священного  безумия  знает, что реально  безумным  является  мир  людей  и  обычного человеческого  разума, как  сказано  «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»,  а  разумным   миром  является  только  мир Логоса,  в  который  каждый  может  войти, кто  выходит  за  пределы  ветхой  человечности   и  избавляется от влияния  матрицы эгоизма, возвращая  себе утраченное  духовное  достоинство первозданного человека.

- Отче, я  просто  не могу  поверить  в  то, что  это  доступно  современному человеку.

- Не верь,  я свидетель  этого,  поэтому  для  меня  это  факт, а не  аспект  веры.  Я могу  согласиться с  тем, что современному  человеку очень  трудно достичь  священнобезумия в  наше  время, поскольку  оно  требует  просто  колоссального  объёма времени  и внутренних  усилий, но  среди  людей  всегда  были, есть и  будут  те,  кто выберет  этот  путь и пройдёт по нему до конца.

Тебе ли в  этом  сомневаться,  брат, – с  ехидцей переспросил  старец,  - ты  же  сам прошёл по  этому пути уже  две  трети  и выходишь  на  финишную  прямую ?  Тебе  осталось  пройти каких-то два – три слоя  осознания  и священное  безумие будет  от  тебя на  расстоянии вытянутой  руки, - старец протянул в  сторону  левую  руку, демонстрируя достижение чего-то  невидимого.

Мне  в  этом  отношении проще  только потому, что  у  меня  уже  выстроена к  нему  связь и  я  могу мгновенно  менять  уровень осознания,  переходя  с  любого слоя на уровень  священного  безумия, а  у  тебя этой  связи  пока нет  и  тебе  это кажется чем-то невозможным  и  недостижимым, но  поверь, когда  это случится,  это будет  для  тебя  так же  просто и естественно, как и говорить.

- А   когда  это случится ? -  переспросил молодой монах.

- Я  этого  не  знаю – ответил старец. – Это  всецело  зависит  только  от  тебя  и твоих  внутренних  усилий.  Пока я  лишь  подтягиваю  тебя  и твой  ум на  более  высокий уровень,   чтобы  ты на  этом  уровне освоился  и  наработал  побольше  связей для  удержания. Когда  связей  будет  создано достаточно, моя помощь  тебе  уже  не потребуется и  ты  сам  сможешь свободно перемещать  фокус сознания на  14-й слой.

То  же самое и со священным  безумием. Когда  ты выйдешь  на  этот уровень  осознания  необходимое  число  раз, моя  помощь  тебе  больше   уже  не потребуется  и  этот уровень  станет  твоим   личным   духовным  достижением.

- Это  значит, что я  от  обычного ума  и мышления смогу  одним  только усилием  воли свободно  входить  в  состояние  священнобезумия ? – с  некоторым смущением переспросил  молодой монах.

- Ну  да, а  что в  этом такого удивительного ?  - ответил  старец,  -  достигнув  священнобезумия  духовного сознания  ты  сможешь любое  явление жизни рассматривать с  двух ракурсов одновременно – с  мирского и духовного и  любому  явлению в  мире  давать  духовную оценку и  наоборот.  Это  как дверь в  зазеркалье, куда  ты можешь свободно заходить, когда  захочешь.

Однажды,  ты  зайдёшь  туда  и  тебе  больше  уже не  захочется возвращаться  обратно в  мир  повседневной  глупости и извечной  суеты.

…продолжение  следует…