1 Кому служат современные русские писатели?

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


РАЗМЫШЛЕНИЯ О XV СЪЕЗДЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ



На сайте «Русский писатель» размещено немало информации о работе XV съездa Союза писателей России. Он состоялся в Москве 15-16 февраля 2018 года.
 

1

C отчетным докладом «Слово писателя будет всегда одухотворённым и нравственным» обратился к коллегам Валерий ГАНИЧЕВ, председатель правления Союза писателей России.

Бывший комсомольский работник, советский журналист, главный редактор ряда литературных журналов, издательств, должен был говорить, по моему разумению, о советской литературе, должен был вспомнить и создателейm первого Союза советских писателей М. Горького и И. Сталина. Горьковскому Союзу писателей в августе 2018 г.  исполнялось 84 года. 

Однако отмечалась на съезде другая годовщина — 60-летие создания по инициативе ЦК КПСС Союза писателей РСФСР, переименованного русскими националистами в Союз писателей России. 

Надо бы обязательно вспомнить в докладе самого М. Горького хотя бы потому, что уже в марте, через месяц, русский народ и все прогрессивное человечество собиралось отмечать 150-летие рождения великого русского пролетарского писателя и классика мировой литературы М. Горького.

Он — наша гордость и его рассказы, повести, рассказы и публицистика являются огромным достоянием всемирной литературы. Он — крупнейший русский и советский писатель. Его имя может стоять только с именами прозаиков Л. Н. Толстого и Ф. Достоевского. При этом если Толстой довёл до совершенства литературную форму романа-эпопеи,  Достоевский — форму психологического романа, то Горький разработал основы совершенно нового метода изображения реальной действительности — метода социалистического реализма.

Один только этот просчёт докладчика не мог не насторожить меня. Дочитав доклад бывшего комсомольца и коммуниста до конца я не обнаружил в нем ни одной капли памяти о советском наследии русской классической литературы. 
Поразило меня также его откровенное ренегатство, его предательство тех коммунистических идеалов, которым он служил в молодости, а также приверженность взятой на вооружение белоэмигрантской идеологии. 


2

Начал своё выступление В. Ганичев с заявления о том, что главное в работе писателей — это вера в Бога, что верой «творила и жила великая русская литература». 

Не поддержкой народной политики коммунистической партии, а — ВЕРОЙ В БОГА, оказывается жила и живет русская литература.

А советская классическая литература какими идеалами жила?

В. Ганичев неожиданно начал каяться и напомнил писателям о том, что «Святейший Патриарх Алексий II, приветствуя писателей России, пишущих на духовно-исторические и православные темы, говорил: «Некоторые литераторы несут на себе определённую долю вины за произошедшую в России в начале XX века трагедию. Но вспомним, что в те годы, когда «Закон Божий» был в школах запрещён, да и сами книги «Священного писания» ценились дороже золота, именно преподавание классической отечественной литературы сеяло семена веры в души людские».  
При чем здесь «Святейший Патриарх Алексий II»? Неужели патриарх является главным идеологом Союза русских писателей, и священнослужители правят ныне свой бал в новой постсоветской русской литературе?

«Что касается писателей, то мы стремимся в каком-то смысле утвердить образец, пример, эталон в нашем обществе, отвести угрозу безнравственности, пошлости, цинизма, невежества и ксенофобии от наших соотечественников, - продолжает В. Ганичев, однако об успехах и достижениях помалкивает. Такого разгула  безнравственности, пошлости, цинизма, невежества и ксенофобии русский народ не наблюдал в своей стране, как сегодня, несколько десятилетий. 

В. Ганичев отказывает современной русской литературе в праве быть учителем жизни молодёжи, писателям — быть «инженерами человеческих душ». Он говорит: «Мы отнюдь не считаем себя элитой, поучающей элитой, а скорее глубоко переживающей, нередко страдающей частью общества. Мы не несем в своем облике, действиях высокомерия, но мы готовы поделиться знанием, сбереженным и выстраданным, порой волшебным Словом, мы готовы видеть, слышать и слушать, страдать вместе с нашим народом и вместе с ним работать, действовать, устранять беды». 

Он делит писателей на две группы — хороших и лучших. «Лучшие из нас имеют право предостерегать людей, прозревать грядущее и, как великий Нестор, фиксировать исторических события». Но оказывается и литература «лучших» писателей»...не является лидером духовных, нравственных преобразований в обществе... Думаем, что наша литература, как и прежде, должна быть выражением мнения народных масс, к сожалению, в немалой своей степени лишенных нынче материального комфорта, а то и просто бедных, порой обнищавших людей, но не потерявших веры и надежды на лучшее будущее. И думаю, что такому ободрению людей, укреплению их духа должен способствовать и наш Союз». 

В. Ганичев вспоминает историю перехода Союза писателей России под крыло Церкви, когда буржуазное правительство сформированное Ельциным после контрреволюционного госпереворота прекратило оказывать помощь русским писателям, как это было принято в советские времена:
«В период, когда Святейший Патриарх Кирилл возглавил Русскую Православную Церковь, в первый год был образован Издательский совет РПЦ, куда решением Синода введены члены нашего Союза писателей. Затем он развернул широкую панораму действия во имя утверждения высших нравственных ценностей, через Слово, через Книгу, художественную литературу. Он высказался за утверждение 1 марта, дня выхода первого печатного издания «Апостола» Иваном Федоровым, как Дня православной книги, за создание Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия.
«Разве нам не дороги слова Патриарха: «И во всем этом, у нас, у Православной Церкви привилегированный партнер – Союз писателей России». Это высокая честь и ответственная обязанность. И я не сомневаюсь, что таким соработником в духовном просвещении был и будет наш Союз».


3

Ни одного хорошего слова не произнес В. Ганичев в адрес Советской литературы. Я не мог не вспомнить М. Горького и его речь, произнесенную на открытии ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 17 АВГУСТА 1934 ГОДА.  Я кратко изложил ее в своём блоге.

Прочитал и увидел огромнейшую разницу в содержании этих двух выступлений - М. Горького и В. Ганичева. 

1. Горький ставит цель Союзу и советским писателям — организовать литературу как единую, культурно-революционную силу. Ганичев ставит задачу укреплять связь Союза русских писателей с самой ЦЕРКОВЬЮ.

2. Горький говорит о писателях — как о врагах собственности и индивидуализма. Ганичев — об укреплении буржуазного фундамента России как империи и сырьевой колонии Запада. 

3. Горький в современной эпохе видит «всеобщее одичание, озверение и отчаяние буржуазии», Ганичев предлагает видеть во всех процессах, происходящих в экономике и промышленности, только — нравственность и духовный вектор. 

4. Горький говорит о развитии всех способностей даровании трудящихся, Ганичев призывает писателей «страдать вместе с нашим народом и вместе с ним работать, действовать, устранять беды». 

О  необходимости приданиях революционного характера современной литературе и повышения боевитости Союза писателей не было произнесено ни единого слова ни Гничевым, ни его заместителями.


4

Во второй части своего доклада В. Ганичев перечисляет массу литературных мероприятий, проведённых во многих регионах и городах страны и за рубежом. Он называет множество имен писателей и критиков, их книги, понравившиеся читателям, около 120 журналов, издающихся в столице и провинции, а также премии и премированных писателей, поэтов, критиков (среди них названы А. Проханов и В. Бондаренко).  

На съезде был избран новый председатель правления Союза писателей России. Им стал Николай Федорович Иванов, до этого исполнявший обязанности председателя Союза писателей в связи с болезнью В. Ганичева.

Между тем серьёзный разговор о том, как исправить выявленные недостатки в работе, как Союзу писателей жить дальше — руководствоваться революционными идеями или проводить соглашательскую политику — давно назрел.

Нет сомнения в том, он нуждается в новых идеях, в пере­оценке способов взаимодействия с церковью, органами власти, со школой и министерством культуры, а также в совершенствовании современных форматов общения с читательской аудиторией.
Хочется пожелать новым руководителям СП достойно и творчески выполнять свои обязанности, отвечать на вызовы времени, чтобы сделать Союз писателей России по-настоящему Союзом в высоком, горьковском смысле слова.

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Мне хочется напомнить всем писателям мысль  М. Горького из его статьи «Пролетарская ненависть»:

«На протяжении многих веков "духовные вожди" буржуазии, её церковь, её школы непрерывно и красноречиво, искренно и лицемерно утверждали веру в творческие силы христианской, гуманитарной культуры ростовщиков, банкиров, фабрикантов, лавочников. Учили: веровать в бога, надеяться на лучшее будущее за гробом, любить ближнего, как самого себя. В поучениях этих хитроумие  грамотных не всегда спекулировало в надежде на глупость невежд, ибо довольно часто "мыслившие о мире в целом, о тайнах жизни" — то есть о бесконечно разнообразных изменениях материи, основного вещества всех явлений жизни, — мужественно признавались, что они не видят смысла бытия.

Другие мыслители, занимаясь исследованием социальных — трудовых и торговых — взаимоотношений людей, столь же мужественно утверждали, что как было, как есть, так и будет во веки веков и до конца мира. В общем же весь смысл умственной деятельности буржуазии всецело характеризуется словами "Коммунистического манифеста": "Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса".

(Продолжение следует)