Сердце Пармы бьётся в нашей груди

Виктор Каменев
«Сердце Пармы» бьётся в нашей груди

Я посмотрел недавно этот фильм режиссёра Антона Мегердичева, по одноимённому роману Алексея Иванова, который больше известен как автор романа «Географ глобус пропил». Эта история XV века не только об уральской «Парме» - это экзистенциональная история о всей Древней Руси после принятия христианства в X веке, самом тёмном месте в нашей историографии, но вдруг проглянувшем в этой Уральской легенде.

Это история о том, как христианская вера утверждалась в языческой Руси. Там русские князья — полухристиане-полуязычники, женятся на языческих «ведьмах»-красавицах, там сама древняя история предстаёт, с её языческими мифами, первохристианами, злом и геройством одновременно.


Это правда о Древней Руси, историю которой переписали потом монах Нестор вкупе с исторической наукой. Древняя Русь погибла в XIII веке, под натиском новых кочевников «татаро-монгол», не от невнятных "княжеских междоусобиц", но скорее от религиозных распрей. «Татаро-монголы» тоже были ведь язычники в XIII веке...


Уральская «Парма» - это, пожалуй, аналог древнерусского «Тьмутороканского княжества», полуязыческого, вычеркнутого за это из истории Древней Руси X-XII веков и заброшенного политическими коллизиями аж на Таманский полуостров, в предгорья Кавказа. В верховьях Дона и Северского Донца встретились тогда русские князья с хазарской тьмой торок (10.000 всадников), и на Белогородье, усеянном меловыми горами, где сегодня раскинулся Белгород, возникло русское княжество «Тьмуторокань».

«Не верьте историкам, верьте писателям», - завещал в своих мемуарах Иван Бунин, в эмиграции. Он писал и об Алексее Иванове. Писатели могут и ошибаться, и заблуждаться, но они не пишут историю в угоду историческим победителям.

Виктор Каменев

02.11.2022