Лалибела

Александр Анастасин
Из всех городов Эфиопии, которые мы посетили в рамках двухнедельного тура, который нам устроил начальник Генерального штаба Соморра Йенус, самым интересным, на мой взгляд, был город Лалибела.

Самолетик Фоккер-50, который можно считать родным братом нашего Ан-24, протарахтев по рулежке, быстро причалил к зданию аэропорта и заглушил моторы.

Аэропорт небольшой, процедуры посадки-высадки сведены к минимуму. Мы прошли к микроавтобусу, который бодро потащил нас к возвышавшемуся километрах в десяти от аэропорта массивному горному хребту, на котором и лепились улицы города.

Ещё раньше, читая про Лалибелу, я удивлялся описаниям церквей, которые «вырублены в скалах». Немного зная по службе в Казахстане и Киргизии, что такое скалы, я не мог себе представить, как можно вырубить «в скалах» такое количество подземных сооружений. Долбить кирками скальный и щебёночный грунт для танковых окопов нам приходилось. Поэтому определённое понимание этой темы я уже имел.

На самом деле, в мире немало сооружений, в том числе и церквей, которые вырублены действительно «в скалах». Особенность лалибельских церквей в том, что они рубились не горизонтально, как везде, а «сверху вниз». Разрабатывать скальный грунт в таком направлении – проблема неразрешимая для тех малочисленных рабочих, которые занимались «постройкой», если так можно выразиться, этих церквей.

Теперь мне представилась возможность разобраться с этим вопросом прямо на месте. Прежде, чем мы попали непосредственно в церкви, нас повели длинными подземными лабиринтами, чтобы сначала погрузить туристов в эту тему. Ходы местами были довольно тесными, узкими и низкими, и нам приходилось буквально карабкаться на коленках. Останавливая нас в каком-нибудь очередном расширении подземного хода, гид рассказывал всевозможные страшные истории, связанные с этими лабиринтами, наверняка, вымышленные, но все-таки интересные и даже забавные.

Продвигаясь по этим подземным ходам, я трогал руками стены, пытаясь понять, какой именно материал нас окружает.

В итоге я пришел к заключению, что лалибельские «скалы», это не совсем скалы. Материал, который долбил киркой сам император Лалибела, в честь которого и назван город, достаточно податлив.

Специалисты, наверное, могут в научных терминах объяснить, что это такое. На мой непросвещенный взгляд, этот «бугор», который расковыряли эфиопы, сложен из материала, который можно считать либо очень мягким камнем, либо очень твердой глиной.

Во многих местах эту твердую глину можно было просто отколупнуть руками.

Глина эта кое-где уже подвергается разрушениям, и поэтому там предприняты меры для укрытия сооружений от дождей, которые просто размывают стены церквей. Настолько непрочными являются эти «скалы».

Еще раз убеждаюсь, как живуча эта привычка всевозможных «специалистов» пересказывать однажды услышанные или прочитанные глупости, тиражируя тем самым неправду.

      2005