Мифы и правда о Высоком Прыжке

Антон Васильев 3
   
Многие экспедиции в дальние страны настолько схожи с тайными операциями, что понять, где в них правда, а где дезинформация, чрезвычайно сложно и сейчас. Подробности о них не помещают крупнейшие энциклопедии, «скромно молчат» респектабельные газеты. Об одной антарктической экспедиции написано очень много, но вычленить крупицы правды среди торосов фантазий оказалось трудом немалым.

Если брать за основу отечественных полярников, контр-адмирал Ричард Ивлин Бёрд – это американский Папанин. Согласно официальной, выверенной по энциклопедиям, биографии, он был первым американцем, пролетевшим на самолёте над Южным и Северным полюсами, опередив Амундсена и Нобиле, а также основавшим в Антарктиде, на леднике Росса, первую длительную американскую полярную станцию.
Красивый мужчина, в молодости напоминавший Элвиса Пресли, окончивший академию ВМС в 1912 году, в 1930-м он стал уже контр-адмиралом – и это после травмы ноги, не позволявшей ему служить на флоте! Но то, что не могли дать ему палубы кораблей, дали гидросамолёты. На удивление яркая биография. Подчёркиваю – официальная.
Есть и другая, «теневая». Если верить полярникам, ревниво следившим за успехами Бёрда, свой полёт над Северным полюсом он попросту сфальсифицировал. Стартовав со Шпицбергена, он физически не смог бы преодолеть 1230 километров до полюса и обратно, так как у его «фоккера» ещё на взлёте потёк масляный бак. Воспользовавшись тем, что его напарник Флойд Беннет слабо разбирался в навигационных картах, Бёрд попросту наматывал круги над океаном вокруг Шпицбергена, пока не выработал горючее и не «вернулся обратно на честном слове и на одном крыле».
Бывший иностранный корреспондент ежедневника New York Herald Tribune, Ричард Монтегю, в своей книге «Океаны, полюса и авиаторы» утверждал, что полёт Бёрда «вокруг столба с ночёвкой» являл собой самый крупный и самый удачливый обман в истории полярных исследований. За 15 часов 30 минут 1230 километров пролететь, конечно, можно, но не в полярных, а в гораздо более тепличных условиях, причём не с баком, из которого в океан сочится масло.
Шведский метеоролог Гёст Лильеквист, знавший полярные области, как свой дачный участок, сопоставил метеорологические карты разных стран и установил, что в тот день направление ветра в той части Арктики было совершенно иным. Но, даже если бы ветер дул исключительно в спину, в 15,5 часов они бы не уложились: крейсерская скорость «фоккера» с тяжёлыми полозьями не превышала 140 километров в час, что заставило бы их лететь к полюсу часа на два дольше (а один из двигателей какое-то время не работал). Дальше 88 градуса северной широты они никак не смогли бы забраться.
К чему я так пространно пишу об этом? К тому, что, как известно, если человек солгал однажды, он солжёт ещё не раз. Напарник же Бёрда, Флойд Беннет, лгать не захотел, и в беседе с норвежцем Бернтом Бальхеном, пилотом, который через три года доставит Бёрда на Южный полюс, признался, что Северного полюса они так и не достигли и Нобиле не опередили. Бальхен напишет об этом в мемуарах, но брат Бёрда, Гарри Флуд, сенатор США, так надавит на него, что бывший лётчик заменит первый вариант воспоминаний «подчищенной» версией, где никаких признаний Беннета уже не будет.
А весной 1928 года Флойд Беннет подхватил в Канаде воспаление лёгких. Через городок, в котором он находился, пролегала трасса очередного перелёта Бёрда, и жизнь полярника могла бы спасти срочная доставка антибиотиков. Но самолёт с лекарствами потерпел аварию и не успел вовремя. Обстоятельства аварии были весьма странными.
На похоронах Беннета его вдова, Кора, сказала во всеуслышание: «Смерть Флойда – лучший подарок Бёрду».
Ещё позднее, при исследовании полётного дневника «американского Папанина», были обнаружены следы подчисток, т.е. делая отчёт для Географического общества США, национальный герой явно мухлевал…
Во время второй антарктической экспедиции Бёрд зазимовал на метеостанции Advance Base в глубине материка, из-за неправильной конструкции печной трубы он неоднократно угорал, страдая страшными головными болями, путая реальность и кошмары и даже впадая в кому. Спасли его лишь через 4,5 месяца. Вообще-то для психики подобные приключения даром не проходят.
Это всего лишь очень длинный пролог к основному рассказу о самой знаменитой экспедиции Бёрда – «Высоком Прыжке» в Антарктиду.
Известно, что сразу после войны США и СССР одновременно весьма заинтересовались Антарктидой. Советский Союз свой интерес решил замаскировать под возрождение китобойного промысла, так как после раздела гитлеровского флота ему достались несколько китобойцев и плавбаза «Викингер», командиром которой стал капитан В.И. Воронин, возглавлявший до войны походы «Сибирякова» и «Челюскина». Члены будущих экипажей проходили серьёзную идеологическую проверку и обработку, так как в состав судовых команд включались иностранцы, норвежские китобои – инструктора.
 Здесь тоже существуют две версии событий – официальная и теневая.
В очень интересных воспоминаниях члена экипажа китобойной базы, переименованной в «Славу», Сергея Арзуманова, подробно описывается сам рейс, природа антарктических широт и добыча нескольких десятков блювалов и финвалов (по мне, добыча китов – бесчеловечное, жуткое зрелище). Двое матросов пропали без вести при неясных обстоятельствах. После всех перипетий сложнейшего похода ни копейки инвалюты советским морякам не выплатили, а рублёвое жалование вскоре «съела» реформа 1947 года. Ни о каких загадочных встречах и конфликтах моряк, хранивший свою рукопись десятки лет, не писал, а есть ли более серьёзные материалы, чем воспоминания участника событий? Норвежские китобои также ни о чём сенсационном журналистам не поведали.
Гораздо интереснее истории флотилии «Слава», на мой взгляд, другое. Некоторые боевые единицы Тихоокеанского флота, числясь в его составе, начиная с 1945 года, в советских водах почти не появлялись, уходя в некие слишком уж дальние походы. Впервые этим заинтересовался севастопольский писатель-маринист Аркадий Заттец. Речь идёт о новейших для того времени эсминцах проекта 45-бис, (построенных в Комсомольске-на Амуре на заводе 199 и прошедших испытания во Владивостоке) с использованием технологий, применявшихся при проектировании японских рейдеров типа «Фубуки», предназначенных для северных и арктических морей.
О зачислении этих кораблей в состав ТОФ известно как из нашей, так и из зарубежной военно-морской литературы. Странно другое: отсутствуют их фото и схемы, документы, подтверждающие прохождение службы. Исследователю лишь удалось выяснить, что кораблям серьёзно усилили корпуса и поставили дополнительное оборудование для плавания в сложных условиях высоких широт. По некоторым данным, на одном из эсминцев была смонтирован трофейный немецкий ракетный комплекс, позволяющий уничтожать корабли. Информации по ним очень мало, разве что ещё в №5 за 1993 год журнала «История ВМС» они упоминаются в статье Г.А. Барсова, посвящённой послевоенным проектам отечественных эсминцев.
Совпадение или нет, но как раз в 1946 году получил контр-адмиральские погоны полярник И.Д. Папанин, ни дня не воевавший. (В 1951 году он получит новый орден, а вместе с ним – должность начальника отдела морских экспедиционных работ при АН СССР, и под его началом окажется практически вся разведка ВМФ). За какие великие заслуги, интересно?
Ещё до войны в СССР разрабатывались проекты гибридов самолёта и подводной лодки. В 1934 году курсант военно-морской инженерной академии Борис Ушаков разработал проект летающей субмарины на базе гидросамолёта: при погружении авиационные моторы закрывались и герметизировались в специальном отсеке, часть отсеков заполнялась водой, часть оставалась герметичной для экипажа. В воздухе летающая подлодка развивала скорость в 185 км/ч, а под водой – 5 км/ч, погружаться могла на 45 метров и находиться под водой 48 часов. Вооружение – две торпеды. (В США подобные проекты стали появляться лишь в начале 60-х годов). По некоторым данным, проект Ушакова был не единственным.
По официальной информации, на вооружение субмарина-самолёт принята не была. Но у нас столько официальной информации позже оказывалось «пересмотренной», что ничему не удивимся…
Итак, сразу после окончания войны СССР серьёзно заинтересовался Антарктикой. К этому можно привязать и вышеупомянутую флотилию «Слава», ведь с борта китобойной флотилии можно вести и океанографические исследования – были бы в команде люди подготовленные и соответствующее оборудование. Информация о том, что на «Славе» была группа учёных, встречается в совершенно открытых источниках, то-есть шли не только бить китов.
Но есть и более старые свидетельства тому. Знакомый Ричарда Бёрда, норвежский морской лётчик Магнус Олсон, участник антарктической экспедиции Линкольна Элсуорта (1933-34 годы) написал книгу «Сага о белом горизонте», в которой есть глава «Таинственный корабль» («Mystery ship»), о встрече в заливе Бэй оф Уэйлс близ Моря Росса с «колоссальным русским кораблём», чьё оборудование превосходило по качеству американское, а полярники были лыжниками мирового уровня. Советские моряки вели с Олсоном весьма странные беседы, к примеру, о том, что под замороженной Антарктидой скрыта тайна Земли, и та страна, которая откроет её, будет править миром. Говорили, что задолго до наступления нового тысячелетия человек долетит до Луны и на этот полёт можно будет смотреть по деревянной коробке со стеклянным экраном. Олсен в своей книге предполагает, что советские исследовали возможность создания в Антарктиде станции для изучения космоса. В 1934 году…
Возникает мысль, что, когда в 1946-м Ричард Бэрд достиг Антарктиды, его встречали не одни пустые торосы. А подготовились американцы крепко. В южные широты ушли не просто научные суда, а целое 68-е оперативное соединение ВМС: авианосец «Филиппин Си», эсминец DD-868 «Браунсон», эсминец DD-785 «Гендерсон», базы гидросамолётов AV-7 «Курритак» и AV-12 «Пайн Айленд», подводная лодка SS-408 «Сеннет», танкеры, ледоколы, суда снабжения. Неужто льды фотографировать? Когда адмирала спросили, зачем он берёт в Антарктиду танки, он ответил: использовать, как тягачи.
Надо сказать, что особой секретностью экспедиция не отличалась, так как в её составе было 11 журналистов, а они такой народ, что ради сенсации из мухи полярного мамонта раздуют. Однако же, после окончания «Высокого прыжка» тревожные заявления делали не они, а всё тот же отставной контр-адмирал Ричард Ивлин Бёрд, на заседании спецкомиссии заявивший: США необходимо принять защитные акции против истребителей противника, совершающих вылеты из полярных районов...
Из этого позднее раздуют колоссальный миф о гитлеровских базах под полярными льдами, о летающих тарелках со свастикой… Однако, если подумать: пещеры во льду – это превосходные склады для консервов, людям же (особенно весьма нездоровому уже в 1945 году Гитлеру) там будет неуютно, а как обогревать ледяные пещеры, чтобы не вызвать потоп или смещение пластов?
Но мы же не забыли, как Бёрд во время своей одиночной зимовки (и вправду тяжелейшей) едва не тронулся умом. Всё зависит от места, на Земле встречаются поистине удивительные зоны. Автор когда-то два месяца провёл даже не в Антарктике, а в простой лесной деревушке, и его такие изменённые состояния сознания посещали, что Карлос Кастанеда обзавидуется. А ещё мы помним, как бравый полярник фальсифицировал полёт и подчищал документы… Кроме того, Бёрду необходимо было серьёзное государственное финансирование экспедиций. Что могло подвигнуть правительство на эти расходы? Конечно, обеспечение безопасности государства!
Достаточно было американской эскадре увидеть советские эсминцы проекта 45-бис с ракетными установками, либо вынырнувшие из воды и превратившиеся в самолёты подлодки, чтобы понять: безопасной прогулки не получится. А западные люди ценят свою безопасность весьма высоко…
Тайна – это энергия, жаждущая высвобождения из тенёт секретности. И рано или поздно, она всегда высвобождается, пусть и оказывается подчас не такой красивой, какой её видят энтузиасты-исследователи. Зато она оказывается правдой.
А это – попытка догадаться и приблизить её высвобождение.