Якуб Колас - Осень

Денис Говзич
ОСЕНЬ

«Пришел Петрок(1)-опал листок; пришел Илья(2) – опало два». Так начинают говорить люди, почуяв едва заметный поворот от лета к осени.
 Луг уже скошен. Где еще недельку тому назад колыхались высокие зеленые травы, поблёскивали цветы, над которыми с такими веселыми песнями порхали работницы-пчелки, собирая пыльцу, – там сейчас пусто. Одни лишь огромные стога, словно башни, разбросаны по бугоркам то тут, то там.
 Молоденькая травушка-муравушка, что выросла на покосе заместо старой травы, блестит на солнце, как только что взошедший ячмень или овес, и стелется по земле, как повеет ветер. Ей уже не дорасти до старости. Аисты давно послетали со своих гнезд и ходят стаями по лугу или кружат высоко-высоко в небе, будто бы радуются перед дальней дорогой.
 Рожь в поле сжата и увезена; овес и ячмень собраны. Только кое-где желтеет какая-нибудь полоска позднего овса или ячменя, да почерневшие лапки зрелой гречки ждут серпа. Картофельная ботва завяла, опустила сухие листья; одни только голые стебли торчат, словно палки. Тихо и грустно на поле. Уже не слышно спокойного разговора лёгкого ветерка с колосками зерна. Только стерня – небольшие участки ржи, овса, ячменя и пшеницы – говорит, что здесь еще недавно красовались посевы. Уже не трепещутся в небе над полем жаворонки с милыми песнями. Прошла веселая пора лета, все отцветло, завяло. Везде, куда ни глянь, оставляет осень свой след, на всё накладывает свою руку. Зато коровкам да овечкам больше стало свободы на сжатом поле.
 А глянешь на лес! Тот ли это лес? Как изменился ты, черный, высокий, чуть-чуть застеленный синим туманом, далекий лес! Еще совсем недавно приглашал, зазывал и притягивал к себе ты в жаркий летний полдень под свою тень, и так охотно прятал ты человека и зверя от палящего солнца под густою крышей зеленых листьев своих. Тысячи голосов всяческих птиц, веселый их щебет рассыпались по твоей чаще, и тихий покой окутывал душу твоею долгою, густою речью, шепотом листьев и ветвей твоих. Эх, разговорчивый лес! Люблю я тебя, люблю твой шум, холодок твоих листьев и твой густой смоляной запах. А нынче и тихо и грустно в лесу. Птицы перестали петь, листья пожухли и понемногу осыпались на землю.
 Солнце не светит так ярко, как, бывало, летом. Каждый день оно все ниже и ниже ходит по небу. Небо всё чаще и чаще застилается тучами. Невесело выглядит оно, заслонённое смутными тучками, как вспаханное поле. Туманы скрывают от глаз Божий мир. Мелкий дождик моросит, как сквозь сито. Грустно и неприютно выглядит все осенью.

ЯКУБ КОЛАС
[1906-1907]

Перевод Дениса Говзича

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Петров день - День Петра и Павла (29 июня/12 июля) –  церковный праздник, посвящённый памяти двух святых апостолов, учеников Иисуса Христа и ревностных проповедников нового учения во времена раннего христианства. Петру была отведена роль основателя церкви и главы одной из первых христианских общин. Павел распространял учение Христа среди представителей разных народов Римской империи, способствуя превращению его в мировую религию. Подобно многим первым христианам Пётр и Павел приняли мученическую смерть в правление  императора Нерона.

В народном календаре День памяти святых апостолов Петра и Павла (Петров день) считался значимой датой, при этом в обычаях и обрядах  праздника нашли отражение не столько христианские легенды об апостолах Петре и Павле, сколько древние мифы, связанные с поклонением солнцу.  Вместе с праздниками Аграфены купальницы и Ивана Купалы Петров день в традицонной культуре составляет единый праздничный цикл, знаменующий полный расцвет природных сил. Неслучайно в этот праздник, как и на Ивана Купалу, проводили ритуальные омовения освященной водой, купались, разжигали костры. Ночью молодежь, преимущественно парни, совершала обходы домов и полей, гремя бубенцами, заслонками, сковородами, с криками и громким пением под гармонь, с шумом и грохотом, отпугивая тем самым нечистую силу. А на рассвете было принято «караулить солнце», так как считалось, что этим утром оно «играет и ликует», переливаясь разноцветными радужными лучами.  Обычай «караулить солнце» первоначально был установлен для того, чтобы прогнать от села русалок, которые, по поверьям, в Петров день своими злыми шалостями могут причинить немало вреда посевам.

К Петрову дню (его называли также праздником Петра-ключника – хранителя ключей от небесного царства), готовились загодя: прибирали дома, варили пиво, красили в желтый цвет яйца для праздничной трапезы в кругу родни, съезжавшейся из ближних и дальних мест. Угощение обязательно включало кушанья из свежей рыбы, выловленной накануне. Празднование порой продолжалось в течение нескольких дней. 

Считалось, что Петров день открывает вторую половину лета и поворачивает солнце на зиму. Пётр-Павел день убавил. Пётр лето зачинает, Илья лето кончает.  С этого времени в деревнях начинался сенокос. С Петрова дня – красное лето, зелёный покос. Повсеместно в России в Петров день проводили большие ярмарки и торги, получившие название "петровских"; они проходили в городах и больших селах и собирали огромное количество народа.

2.Ильин день (2 августа) - Святой пророк Илия (Илья) жил в IX в. до Рождества Христова. Он происходил родом из города Фесвы, откуда и получил свое название Илья Фесвитянин.

Святой пророк Илия (Илья) жил в IX в. до Рождества Христова. Он происходил родом из города Фесвы, откуда и получил свое название Илья Фесвитянин. Илия — потомок племени Ааронова, сын Савака из Фезвита (Аравия); жил в Галааде и пророчествовал 25 лет.

Ильин день приносил с собой ненастье и запрещение купаться: "Придет Илья, принесет гнилья (дождей)"; "До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня — против"; "До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет"; "До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается". Запрет на купание народ объяснял по-разному: "вода студена"; "от быстрой езды Ильи-пророка по небу одна из лошадей уронила подкову в воду, от чего вода и становится холодной" (ярославск.); "можно утонуть или заболеть" (пермск.); "Илья бросает кусочек льда, а лось обмакивает рога"; "олень переплыл через реку и воду остудил" (новгородск.); "олень в воду лапу окунул" (пермск. "медведь лапу обмочил"); "олень прогорчил воду". В Белозерье считали, что вода после Ильина дня осквернена выкупавшимся в воде чертом (черт в местных поверьях соотносился с водяным); по другой версии говорили, что "черт с солью приезжает", после чего, особенно опасно купаться было девушкам: "Как вас поймает, осолит и все".

Художник Виктор Тормосов

ДАЛЕЕ

Збигнев Херберт - Русская сказка
http://proza.ru/2022/10/29/791