Давид. Похищение сабинянок

Владимир Дмитриевич Соколов
Картина была написана Давидом в 1796-1799, когда он мотал срок в Люксембургском дворце (после двух лет тюряги) за непомерно горячее участие в деятельности республиканского правительства. Искусствоведы занесли картину в рубрику неоклассицизм, а сам Давид определил ее как "grec pur" (чистопородно греческая).

На картине изображен многострадально описанный эпизод похищения сабинянок римлянами. Тогда этот город был молод, мужиков было вдоволь, а баб не хватало. Вот римляне и повадились воровать их у соседей. Своровали они их у сабинян. Через пару-тройку лет сабиняне пошли на них за это войной. К тому времени тетки успели понарожать детей, и когда началась битва между их мужьями с одной стороны и отцами и братьями с другой, они кинулись разнимать драчунов, встав между воюющими с детьми на руках, и тем самым утихомирили битву. Как раз момент вмешательства женщин и изображен на картине.

РАБОТА НАД КАРТИНОЙ

Картина была создана Давидом в 1799 году, а работал он над нею с 1795 и даже с 1789, если считать сбор подготовительных материалов, создание эскизов и проработку отдельных персонажей. Ни над одной своей картиной он не работал так долго и тщательно. "Похищение" должно было стать по замыслу шедевром из шедевров, с тщательно продуманной композицией и без единой лишней детали. Художник часами, как пацан, особенно во время заточения в Люксембургском дворце, где он отбывал тюремную повинность за свое сотрудничество с якобинцами, Давид вырезал фигурки персонажей и перемещал их по картине, группируя то так, то эдак в поисках лучшей композиции.

В своей работе художник использовал многочисленные источники.

1) прежде всего это сохранившиеся образцы античного искусства. Скульптуры, массу эскизов с которых он сделал еще во время своей многолетней римской командировки, и которые потом питали все его последующее творчество. Мозаичные изображения с раскопок, достаточно многочисленные, хотя и не так, как сегодня, когда вся бывшая Римская империя изрыта вдоль и поперек. Изображения на древних вазах, геммах и др. В частности, для центрального женского образа своей картины он вдохновлялся, как полагают, медальоном римской императрицы Фаустины. Не брезговал Давид и советами специалистов по античной истории и искусству.

2) второй группой источников были для Давида произведения итальянских мастеров Возрождения на классические темы: Караччи, Валентина, своего соотечественника Пуссена, но главным образом Рафаэля и главным образом его "Школы философов", которую он знал и ископировал вдоль и поперек. Характерно, что еще во время своей римской побывки Давид по совету куратора его художественной практики Вьена начинал изучать Рафаэля не непосредственно, а через копирование его эпигонов и последователей, шаг за шагом приближаясь к самому Рафаэлю

3) а в качестве живых образцов для античных героев он использовал артистов Французской комедии, во все глаза наблюдая за их позами и жестами при представлении трагедий на античные сюжеты.



ПУБЛИКАЦИЯ РАБОТЫ

Получилась картина или нет, неизвестно: спор о ее художественных достоинствах до сих пор на колесах. Сам же художник считал, что он создал шедевр, и, по всей видимости, как Пушкин бил себя по бокам, приговаривая: "Ай да Давид, ай да сукин сын, ай да молодец". В публикации своего детища он пошел на смелый шаг, поистине выступив новатором в сфере взаимоотношений художника и зрителя.

В тогдашней Франции, да и последующих времен, вплоть до наших, художник являл себя народу через организованные академическими структурами выставки, так называемые Салоны. Подобно тому, как писатель, пока он не напечатан, никакой не писатель, художник пока он не выставился в Салоне, был никаким не художником. Ясно, что между Салонами и художниками проистекала постоянная борьба, ибо Салоны определяли не только кому быть, а кому не быть художником, но и тему картин, способы их выполнения.

Даже Давид, став знаменитым художником, постоянно бодался с дирекцией Салонов за право представлять картину не так, как считали нужными академики, а так как считал нужным он сам. При представлении "Похищения" в 1799 году, он решился отмахнуться от Салонов как от надоедливых мух и показать себя непосредственно публике. Опыт у него в этом деле кой-какой имелся. Еще до революции 1789 тысячи парижан увидели его "Клятву Горацией" прямо в его мастерской, до официального выставления в салоне. А его "Смерть Марата" так ее прямо разместили во французском парламенте, Конвенте, и каждый желающий мог лицезреть ее.

"Какой другой способ является более достойным для получения награды и почета за свой труд, как представление его на суд публики и ожидание награды, которую она захочет ему оказать? Если произведение идет из нутра, суждение публики воздаст художнику по заслугам", -- полагал Давид.

Он нанял зал и организовал выставку, где и явил "Похищение" для просмотра всем желающим. Если брать коммерческую сторону предприятия: посещение выставки и последующую продажу картины, то успех был полным. А вот с оценкой дело обстояло не так. Зрители кто восхищался, кто не очень, а подавляющее большинство просто потешалось над картиной.

Мнение этого большинства хорошо выразил Наполеон. Увидев "Похищение", еще в мастерской художника, он только пожал плечами.

-- Я никогда не видел, чтобы солдаты сражались, как ваши воины, -- сказал он, имея в виду импозантную фигуру Ромула, центрального персонажа картины (репродукция приложена к миниатюре). И схватив палку, или швабру, или что там было в мастерской художника, Наполеон встал в боевую стойку и сделал штыковой выпад:

-- Вот так сражаются штыком!

-- Но я изобразил не солдат, а героев древности, -- скромно, но с достоинством ответил Давид.

-- Пусть так, но вашего героя, -- Наполеон указал на фигуру Ромула, -- любой безусый юнец проткнет насквозь прежде, чем он успеет занять такую красивую позу.

-- Эти генералы ничего не смыслят в живописи, -- сказал раздосадованный художник уже после ухода генерала. Увы! и публика, на которую Давид возлагал столько надежд, как оказалось, тоже ничего не смыслит в живописи.


 Две ссылки в заключение темы

http://proza.ru/2022/11/03/186
http://proza.ru/2022/11/03/189

Я, к сожалению, не знаю, как выставлять более 1 картинке в файле, поэтому и приходится плодить ненужные допфайлы